«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»
консультация по логопедии на тему
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически-привлекательной.
Предметно-пространственная развивающая среда.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в групповой комнате и кабинете логопеда создает возможности для успешного предупреждение речевого дефекта, устранения
речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Наполнение развивающих центров и в групповом помещении, и в кабинете логопеда должно соответствовать изучаемой лексической теме и только что пройденной лексическойтеме, а это значит, что каждую неделю наполнение развивающих центров частично обновляется.
Особенности организации предметно-пространственнойразвивающей среды.
Особое значение в младшей группе необходимо уделять играм-драматизациям и театрализованным играм, проводимым, конечно, пока на самом элементарном уровне. Это требует должного оборудования (костюмы, маски, атрибуты) для обыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята».
В младшихгруппах оборудуется уголок «Учимся говорить».
Центр «Учимся говорить» в групповом помещении
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. 2—3 стульчика или скамеечка.
3. Стеллаж или этажерка для пособий.
4. Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и наиболее легких согласных звуков.
5. Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики.
6. Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам (не более двух тем одномоментно).
7. Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.
8. Игры из серии «Умница». (Контуры. Что есть что. Кто есть кто.)
9. Игры из серии «Учись, играя» (Кто в домике живет?).
10. Лото «Парные картинки».
11. Лото «Игрушки».
12. Лото «Магазин».
13. Игра «Найди маму».
14. Игры для формирования и совершенствование грамматического строя речи («Чего не стало?», «Разноцветные машины» (дифференциация форм ед. и мн. числа существительных и др.)).
Пятый год жизни — время расцвета сюжетно-ролевой игры (Полякова М. Н.). Сюжеты игр детей этого возраста просты и связаны с имеющимся у ребенка жизненным опытом: семья, детский сад, магазин, аптека, почта, зоопарк, цирк и т. п. Поэтому игровые наборы должны содержать фигурки животных разных размеров, куклы обоих полов в костюмах представителей разных профессий, наборы мебели, посуды, одежды, транспорта и предметов-заменителей, использование которых стимулирует развитие творческого мышления.
При этом следует учитывать, что дети среднего возраста любят многократно повторять полюбившиеся игры, поэтому не стоит слишком часто менять игрушки и атрибуты в уголке сюжетно-ролевых игр.
В средней логопедической группе особое внимание нужно уделить развитию мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи, поэтому необходимо приобрести достаточное количество крупных мозаик, пазлов, игрушек с застежками и шнуровками, восковые и акварельные мелки, «Волшебный экран» и небольшие доски для рисования.
Обязательно следует включить в оборудование зон для развития мелкой моторикиприродные материалы: ракушки и камешки для перебирания, крупные пуговицы, бусы или косточки от старых счетов для нанизывания и т. п. Для развития мелкой моторики и конструктивного праксиса также можно использовать контейнеры с крышками разных форм
и размеров.
У детей пятого года жизни проявляется активный интерес к речи, языку. В логопедической группе начинается постановка и автоматизация звуков.А значит особое внимание нужно уделить оборудованию центра «Будем говорить правильно», в котором следует иметь картотеки предметных и сюжетных картинок и настольно -печатные дидактические игры для уточнения произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, подборку игр для совершенствования грамматического строя речи, картинки и игрушки для накопления словаря по всем лексическим темам. Воспитатели должны позаботиться о том, чтобы в этом центре было достаточное количество игрушек и пособий для работы над дыханием, серий картинок и опорных картинок для обучения детей рассказыванию.
Центр «Будем говорить правильно» в групповом помещении
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. 2—3 стульчика или скамеечка.
3. Стеллаж или этажерка для пособий.
4. Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и согласных раннего онтогенеза.
5. Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики.
6. Игрушки и тренажеры для развития дыхания.
7. Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам.
8. Настольно-печатные дидактические игры, лото, домино по изучаемым лексическим темам.
9. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков.
10. Настольно-печатные игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
11. Раздаточный материал для звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры,светофорчики, флажки, разноцветные фишки и т.п.)
12. Настенный алфавит, азбука на кубиках, слоговые таблицы.
13. Картотека словесных игр.
14. Диапроектор или мультимедиа установка.
15. Экран.
16. Подборка слайдов или презентации по изучаемым лексическим тема.
Организуя предметно-пространственную развивающую среду в старшей группе.
Прежде всего, следует учесть, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. Л. С. Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому именно в старшей группе нужно сделать акцент на развитие словаря, на усвоение понятий, и именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры.
В центре «Будем говорить правильно» в групповом помещении обязательно должны быть представлены картотека словесных игр, картотека игр и упражнений для совершенствования грамматического строя речи, картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам. Количество картинок по каждой лексической теме должно быть значительно большим по сравнению с предыдущей возрастной группой.
В центре «Играем в театр» должно быть представлено оборудование для проведения игр-драматизаций и театрализованных игр во всех видах театра (настольном, кукольном, пальчиковом, плоскостном и т.п.) по нескольким хорошо знакомым детям сказкам.
К изготовлению декораций и костюмов для постановкипредставлений по этим сказкам обязательно привлекаются дети.
Центр «Будем говорить правильно» в групповом помещении
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. Стульчики или скамеечка для занятий у зеркала.
3. Полка или этажерка для пособий.
4. Пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, природный материал).
5. Сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации поставленных звуков в предложениях и рассказах.
6. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
7. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
8. «Алгоритмы» и схемы описания предметов и объектов; мнемотаблицы длязаучивания стихов и пересказа текстов.
9. Материал для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений.
10. Игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза («Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Подбери схему» и др.).
11. Игры для совершенствования грамматического строя речи.
12. Лото, домино и другие игры по изучаемым лексическим темам.
13. Альбомы и наборы открыток с видами достопримечательностей Москвы и родного города
14. Карта родного города и района, макет центра города.
15. Альбом «Наш город» (рисунки и рассказы детей о городе).
16. Глобус, детские атласы.
17. Игры по направлению «Человек в истории и культуре» («От кареты до ракеты», «Вчера и сегодня», «Охота на мамонта» и др.).
18. Игры по направлению «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» («Можно и нельзя», «Как себя вести?», «За столом»)
Последний год пребывания дошкольника в детском саду — очень важный период в его развитии. Именно в этом возрасте формируется мотивация готовности к школьному обучению, появляется потребность в знаниях и стремление к их совершенствованию, развиваются познавательные интересы. Это необходимо учитывать при организации
предметно-пространственного развивающего пространства в группе. Так, в групповой библиотеке необходимо иметь достаточное количество доступной для детей справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы, папки с разнообразным иллюстративным материалом.
6 лет — сензитивный период развития речи. Дошкольники этого возраста используют различные виды речи, у них появляется интерес к слову, они активно занимаются словотворчеством, самостоятельно придумывают сказки и рассказы. К моменту окончания подготовительной группы у дошкольников с недоразвитием речи должно быть
преодолено отставание в речевом развитии.
Нужно предоставить детям возможности для усвоения родного языка и экспериментирования со словом. В центре «Будем говорить правильно» должна появиться картотека разнообразных словесных игр.
Центр «Будем говорить правильно» в групповом помещении
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. Стульчики для занятий у зеркала.
3. Полка или этажерка для пособий.
4. Пособия и игрушки для развития дыхания («Мельница», «Вертолет», «Мыльныепузыри», бумажные птички-оригами и т.п.), дыхательные тренажеры.
5. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
6. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
7. Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам.
8. Сюжетные картины.
9. Серии сюжетных картин.
10. Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы.
11. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (фишки, семафорчики, флажки, разноцветные геометрические фигуры и т.п.).
12. Игры для совершенствования грамматического строя речи.
13. Лото, домино, игры-«ходилки» по изучаемым темам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на тему:
«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически-привлекательной.
Предметно-пространственная развивающая среда.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в групповой комнате и кабинете логопеда создает возможности для успешного предупреждение речевого дефекта, устранения
речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Наполнение развивающих центров и в групповом помещении, и в кабинете логопеда должно соответствовать изучаемой лексической теме и только что пройденной лексическойтеме, а это значит, что каждую неделю наполнение развивающих центров частично обновляется.
Особенности организации предметно-пространственнойразвивающей среды.
Особое значение в младшей группе необходимо уделять играм-драматизациям и театрализованным играм, проводимым, конечно, пока на самом элементарном уровне. Это требует должного оборудования (костюмы, маски, атрибуты) для обыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята».
В младшихгруппах оборудуется уголок «Учимся говорить».
Центр «Учимся говорить» в групповом помещении
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. 2—3 стульчика или скамеечка.
3. Стеллаж или этажерка для пособий.
4. Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и наиболее легких согласных звуков.
5. Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики.
6. Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам (не более двух тем одномоментно).
7. Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.
8. Игры из серии «Умница». (Контуры. Что есть что. Кто есть кто.)
9. Игры из серии «Учись, играя» (Кто в домике живет?).
10. Лото «Парные картинки».
11. Лото «Игрушки».
12. Лото «Магазин».
13. Игра «Найди маму».
14. Игры для формирования и совершенствование грамматического строя речи («Чего не стало?», «Разноцветные машины» (дифференциация форм ед. и мн. числа существительных и др.)).
Пятый год жизни — время расцвета сюжетно-ролевой игры (Полякова М. Н.). Сюжеты игр детей этого возраста просты и связаны с имеющимся у ребенка жизненным опытом: семья, детский сад, магазин, аптека, почта, зоопарк, цирк и т. п. Поэтому игровые наборы должны содержать фигурки животных разных размеров, куклы обоих полов в костюмах представителей разных профессий, наборы мебели, посуды, одежды, транспорта и предметов-заменителей, использование которых стимулирует развитие творческого мышления.
При этом следует учитывать, что дети среднего возраста любят многократно повторять полюбившиеся игры, поэтому не стоит слишком часто менять игрушки и атрибуты в уголке сюжетно-ролевых игр.
В средней логопедической группе особое внимание нужно уделить развитию мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи, поэтому необходимо приобрести достаточное количество крупных мозаик, пазлов, игрушек с застежками и шнуровками, восковые и акварельные мелки, «Волшебный экран» и небольшие доски для рисования.
Обязательно следует включить в оборудование зон для развития мелкой моторикиприродные материалы: ракушки и камешки для перебирания, крупные пуговицы, бусы или косточки от старых счетов для нанизывания и т. п. Для развития мелкой моторики и конструктивного праксиса также можно использовать контейнеры с крышками разных форм
и размеров.
У детей пятого года жизни проявляется активный интерес к речи, языку. В логопедической группе начинается постановка и автоматизация звуков.А значит особое внимание нужно уделить оборудованию центра «Будем говорить правильно», в котором следует иметь картотеки предметных и сюжетных картинок и настольно -печатные дидактические игры для уточнения произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, подборку игр для совершенствования грамматического строя речи, картинки и игрушки для накопления словаря по всем лексическим темам. Воспитатели должны позаботиться о том, чтобы в этом центре было достаточное количество игрушек и пособий для работы над дыханием, серий картинок и опорных картинок для обучения детей рассказыванию.
Центр «Будем говорить правильно» в групповом помещении
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. 2—3 стульчика или скамеечка.
3. Стеллаж или этажерка для пособий.
4. Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и согласных раннего онтогенеза.
5. Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики.
6. Игрушки и тренажеры для развития дыхания.
7. Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам.
8. Настольно-печатные дидактические игры, лото, домино по изучаемым лексическим темам.
9. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков.
10. Настольно-печатные игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
11. Раздаточный материал для звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры,светофорчики, флажки, разноцветные фишки и т.п.)
12. Настенный алфавит, азбука на кубиках, слоговые таблицы.
13. Картотека словесных игр.
14. Диапроектор или мультимедиа установка.
15. Экран.
16. Подборка слайдов или презентации по изучаемым лексическим тема.
Организуя предметно-пространственную развивающую среду в старшей группе.
Прежде всего, следует учесть, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. Л. С. Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому именно в старшей группе нужно сделать акцент на развитие словаря, на усвоение понятий, и именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры.
В центре «Будем говорить правильно» в групповом помещении обязательно должны быть представлены картотека словесных игр, картотека игр и упражнений для совершенствования грамматического строя речи, картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам. Количество картинок по каждой лексической теме должно быть значительно большим по сравнению с предыдущей возрастной группой.
В центре «Играем в театр» должно быть представлено оборудование для проведения игр-драматизаций и театрализованных игр во всех видах театра (настольном, кукольном, пальчиковом, плоскостном и т.п.) по нескольким хорошо знакомым детям сказкам.
К изготовлению декораций и костюмов для постановкипредставлений по этим сказкам обязательно привлекаются дети.
Центр «Будем говорить правильно» в групповом помещении
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. Стульчики или скамеечка для занятий у зеркала.
3. Полка или этажерка для пособий.
4. Пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, природный материал).
5. Сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации поставленных звуков в предложениях и рассказах.
6. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
7. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
8. «Алгоритмы» и схемы описания предметов и объектов; мнемотаблицы длязаучивания стихов и пересказа текстов.
9. Материал для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений.
10. Игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза («Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Подбери схему» и др.).
11. Игры для совершенствования грамматического строя речи.
12. Лото, домино и другие игры по изучаемым лексическим темам.
13. Альбомы и наборы открыток с видами достопримечательностей Москвы и родного города
14. Карта родного города и района, макет центра города.
15. Альбом «Наш город» (рисунки и рассказы детей о городе).
16. Глобус, детские атласы.
17. Игры по направлению «Человек в истории и культуре» («От кареты до ракеты», «Вчера и сегодня», «Охота на мамонта» и др.).
18. Игры по направлению «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» («Можно и нельзя», «Как себя вести?», «За столом»)
Последний год пребывания дошкольника в детском саду — очень важный период в его развитии. Именно в этом возрасте формируется мотивация готовности к школьному обучению, появляется потребность в знаниях и стремление к их совершенствованию, развиваются познавательные интересы. Это необходимо учитывать при организации
предметно-пространственного развивающего пространства в группе. Так, в групповой библиотеке необходимо иметь достаточное количество доступной для детей справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы, папки с разнообразным иллюстративным материалом.
6 лет — сензитивный период развития речи. Дошкольники этого возраста используют различные виды речи, у них появляется интерес к слову, они активно занимаются словотворчеством, самостоятельно придумывают сказки и рассказы. К моменту окончания подготовительной группы у дошкольников с недоразвитием речи должно быть
преодолено отставание в речевом развитии.
Нужно предоставить детям возможности для усвоения родного языка и экспериментирования со словом. В центре «Будем говорить правильно» должна появиться картотека разнообразных словесных игр.
Центр «Будем говорить правильно» в групповом помещении
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. Стульчики для занятий у зеркала.
3. Полка или этажерка для пособий.
4. Пособия и игрушки для развития дыхания («Мельница», «Вертолет», «Мыльныепузыри», бумажные птички-оригами и т.п.), дыхательные тренажеры.
5. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
6. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
7. Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам.
8. Сюжетные картины.
9. Серии сюжетных картин.
10. Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы.
11. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (фишки, семафорчики, флажки, разноцветные геометрические фигуры и т.п.).
12. Игры для совершенствования грамматического строя речи.
13. Лото, домино, игры-«ходилки» по изучаемым темам.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть: содержательно-насыщенной, развивающей; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной; здоровьесберегающей ; эстетически-привлекательной .
Наполнение развивающих центров и в групповом помещении, и в кабинете логопеда должно соответствовать изучаемой лексической теме и только что пройденной лексической теме, а это значит, что каждую неделю наполнение развивающих центров частично обновляется.
Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе . Особое значение в младшей группе необходимо уделять играм-драматизациям и театрализованным играм , проводимым, конечно, пока на самом элементарном уровне . Это требует должного оборудования (костюмы, маски, атрибуты) для обыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята». В младших группах оборудуется уголок «Учимся говорить».
Центр «Учимся говорить» в групповом помещении Зеркало с лампой дополнительного освещения. 2—3 стульчика или скамеечка. Стеллаж или этажерка для пособий. Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и наиболее легких согласных звуков. Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики. Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам (не более двух тем одномоментно).
Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания. Игры из серии «Умница». (Контуры. Что есть что. Кто есть кто.) Игры из серии «Учись, играя» (Кто в домике живет?). Лото «Парные картинки». Лото «Игрушки». Лото «Магазин». Игра «Найди маму». Игры для формирования и совершенствование грамматического строя речи («Чего не стало?», «Разноцветные машины» (дифференциация форм ед. и мн. числа существительных и др.)
Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в средней группе . Пятый год жизни — время расцвета сюжетно-ролевой игры (Полякова М. Н.). Сюжеты игр детей этого возраста просты и связаны с имеющимся у ребенка жизненным опытом: семья, детский сад, магазин, аптека, почта, зоопарк, цирк и т. п. Поэтому игровые наборы должны содержать фигурки животных разных размеров, куклы обоих полов в костюмах представителей разных профессий, наборы мебели, посуды, одежды, транспорта и предметов-заменителей, использование которых стимулирует развитие творческого мышления и речь .
У детей пятого года жизни проявляется активный интерес к речи, языку . Особое внимание нужно уделить оборудованию центра « Будем говорить правильно », в котором следует иметь картотеки предметных и сюжетных картинок и настольно -печатные дидактические игры для уточнения произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, подборку игр для совершенствования грамматического строя речи, картинки и игрушки для накопления словаря по всем лексическим темам . Воспитатели должны позаботиться о том, чтобы в этом центре было достаточное количество игрушек и пособий для работы над дыханием, серий картинок и опорных картинок для обучения детей рассказыванию .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам. Настольно-печатные дидактические игры, лото, домино по изучаемым лексическим темам. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков. Настольно-печатные игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи. Раздаточный материал для звукового и слогового анализа и синтеза Настенный алфавит, азбука на кубиках, слоговые таблицы. Картотека словесных игр.
Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе . Прежде всего, следует учесть, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. Л. С. Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением . Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому именно в старшей группе нужно сделать акцент на развитие словаря , на усвоение понятий , и именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры .
В центре « Играем в театр » должно быть представлено оборудование для проведения игр-драматизаций и театрализованных игр во всех видах театра ( настольном, кукольном, пальчиковом, плоскостном и т.п .) по нескольким хорошо знакомым детям сказкам. К изготовлению декораций и костюмов для постановки представлений по этим сказкам обязательно привлекаются дети .
Центр « Будем говорить правильно » в старшей группе Зеркало с лампой дополнительного освещения. Стульчики или скамеечка для занятий у зеркала. Полка или этажерка для пособий. Пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, природный материал). Сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации поставленных звуков в предложениях и рассказах. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. «Алгоритмы» и схемы описания предметов и объектов; мнемотаблицы для заучивания стихов и пересказа текстов. Материал для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений. Игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза («Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Подбери схему» и др.). Игры для совершенствования грамматического строя речи.
Лото, домино и другие игры по изучаемым лексическим темам. Игры по направлению «Человек в истории и культуре» («От кареты до ракеты», «Вчера и сегодня», «Охота на мамонта» и др.). Игры по направлению «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» («Можно и нельзя», «Как себя вести?», «За столом»)
Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе . Именно в этом возрасте формируется мотивация готовности к школьному обучению , появляется потребность в знаниях и стремление к их совершенствованию, развиваются познавательные интересы. Это необходимо учитывать при организации предметно-пространственного развивающего пространства в группе. Так , в групповой библиотеке необходимо иметь достаточное количество доступной для детей справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы .
Дошкольники этого возраста используют различные виды речи , у них появляется интерес к слову, они активно занимаются словотворчеством, самостоятельно придумывают сказки и рассказы . К моменту окончания подготовительной группы у дошкольников с недоразвитием речи должно быть преодолено отставание в речевом развитии. Нужно предоставить детям возможности для усвоения родного языка и экспериментирования со словом.
Центр « Будем говорить правильно » в подготовительной группе Зеркало с лампой дополнительного освещения. Стульчики для занятий у зеркала. Полка или этажерка для пособий. Пособия и игрушки для развития дыхания («Мельница», «Вертолет», «Мыльные пузыри», бумажные птички-оригами и т.п.), дыхательные тренажеры. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков всех групп. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам. Сюжетные картины. Серии сюжетных картин. Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы . Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений Игры для совершенствования грамматического строя речи. Лото, домино, игры-« ходилки » по изучаемым темам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буду говорить правильно
Развитие мелкой моторики...
Будем говорить правильно и красиво. Л.А.Быкова, учитель-дефектолог, логопед, I квалификационная категория.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно. Одним из важнейших ее качеств является звукопроизношение....
Буклет-памятка для родителей "Будем говорить правильно"
В помощь родителям для ежедневных логопедических занятий дома, по исправлению звукопроизношения детей дощкольного возраста....
Логопедическая минутка "Будем говорить правильно!" Для детей старшего дошкольного возраста.
Логопедическая минутка "Будем говорить правильно!" Для детей старшего дошкольного возраста....
Развлечение для детей подготовительной логопедической группы "Будем говорить правильно"
Сценарий логопедического развлечения "Будем говорить правильно". В сценарии использованны игры, песни, задействованы родители....
Нищева Н. В. Будем говорить правильно
В пособии представлены упражнения для автоматизации и дифференциации тех звуков, произношение которых вызывает наибольшие трудности у детей.Адресовано учителям-логопедам детских дошкольных образовател...
Кружок по развитию речи «Будем говорить правильно» во 2 младшей группе
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений па...