Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Алентьева Анастасия Денисовна

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего  возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_po_razvitiyu_leksiko.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего  возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».

Цель логопедического занятия: формирование лексико-грамматических средств языка.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закреплять названия домашних птиц и их птенцов, расширять знания о домашних птицах, обогащать и активизировать словарь по данной теме.

Коррекционно-развивающие: развивать словесно-логическое мышление, мелкую и общую моторику, просодическую сторону речи, продолжать развивать у детей умения: образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; образовывать существительные множественного числа; закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие цветовосприятие, воображение, фантазию, интерес к рисованию в технике пуантилизма.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к домашним птицам, учить внимательно слушать собеседника, формировать навыки доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: ноутбук,  иллюстрации с изображением домашних птиц, изображение картинки птичницы,  картинка «птичий двор», маски-шапочки с изображением, дом птиц, мяч,  запись  голосов домашних птиц, контурное изображение петуха, гуашь, ватные палочки, аудиозапись детской песенки «Танец маленьких утят».

Предварительная работа: Чтение сказки В.Сутеева «Петух и краски», разучивание стихотворения «Петушок».

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

 1 -Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим, я предлагаю образовать круг.

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идёт к Кате, от Кати к Миши, от Миши к Софии и т. д. по кругу и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их.

 2.Сообщение темы занятия.

 (на проектной доске картинка «Птичий двор».)

-Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор.

 Логопед предлагает его внимательно рассмотреть, задает ребятам следующие вопросы:

– Кто живет на птичьем дворе? Как можно назвать этих птиц? (Домашние птицы.)

– Почему их называют домашними? (Потому, что они живут рядом с человеком, и человек заботится о них.)

 - Как называется профессия человека, который работает на птичьем дворе? (показ. картинку птичницы). Что делает птичница? (дает птицам корм, воду)

– Какую пользу человеку приносят домашние птицы? (Птицы дают человеку яйца, мясо, пух и перья.)

  1. Лексико-грамматические игры и упражнения.

 1.Игра «Волшебные превращения»

- Я предлагаю вам превратиться в птиц, отгадав загадки. Кто первый отгадает загадку о птице, тот станет этой птицей, а наша группа – птичьим двором. (Дети отгадывают загадки, логопед надевает им на голову маски-шапочки с изображением домашних птиц.)

Загадки

1.Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Это гусь.)

2. Квохчет, хлопочет, детей созывает, всех под крылья собирает. (Это курица.)

3. Ходит, болбочет, на всех страх наводит. (Это индюк.)

4. Ходит на рыбалку не спеша, вразвалку: сама себе удочка, кто это? (Это уточка.)

5. Живу во дворе, пою на заре. На голове гребешок. (Это петушок.)

 2. Узнай птиц по голосу

 (Дети прослушивают аудиозаписи с голосами домашних птиц.)  Отвечают на вопросы логопеда:

– Чей голос вы слышите? (Я слышу голос петуха, гуся, курицы, индюка, утки, цыплят.)

 3. Кто как голос подает

 Дети становятся в круг (петушок, гусь,  курица, уточка, индюк). Логопед произносит следующее:

– Я по кругу иду, птичку выбрать хочу. Ты кто? (Я петушок.)

– Петушок, спой нам песенку. (Кукареку!)

– Что петух делает? (Петух кукарекает.)

 (Таким же образом образуются глаголы для остальных птиц: утка крякает, индюк болбочет, курица кудахчет, гусь гогочет, шипит.)

 4.  Упражнение «Весёлая семейка»: Назовите папу, маму и птенца каждой птицы (выставляется картинка с семьями).

Петух, курица, цыпленок.                                                

Гусь, гусыня, гусенок.

Селезень, утка, утенок.                                                   

Индюк, индейка, индюшонок.

 

5. Дидактическая игра «Один – много». - Давайте поиграем в игру «Один - много». Мы волшебники немного, был один, а станет много.

курица – курицы, куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси,
гусыня – гусыни,
гусенок – гусята,
утка – утки,
селезень – селезни,
утенок – утята,
индюк – индюки,
индюшка – индюшки,
индюшонок – индюшата,
6. Игровое упражнение «Назови ласково»

 - Птичница очень любит своих птиц, и зовет их ласково. Дети, я буду называть домашнюю птицу, а вы будете называть их так, как зовет их птичница: (игра с мячом)

Курица – курочка, утка – уточка, петух – петушок, цыпленок – цыпленочек, утенок – утеночек, гусенок – …, птенец-птенчик, крыло – …, клюв -…, перо -…, лапа -…, хвост – … .

 7. Упражнение «Кто лишний?»: Внимательно посмотри на картинку. Что перепутал художник? Какие птицы не живут в курятнике? Расскажи, где находится каждая птица и как расположены предметы в курятнике, используя предлоги на, около, у, с (со),  за.

8. Физминутка

 -На нашем  птичьем дворе начинаются танцы, я  приглашаю всех танцевать. (Дети изображают движения домашних птиц, исполняют танец «Веселые  утята».)

9. ИЗО-терапия (техника рисования палочками, пуантилизм)

 -Дети, посмотрите, какой необычный петушок пришел к нам в гости. Вы узнали, из какой он сказки? (Да, он из сказки «Петух и краски» В.Сутеева.)

 -Как вы думаете, хорошо ему гулять нераскрашенным? Сможем ему помочь?  

 -Конечно,  поможем ему! Он станет разноцветным, когда мы выполним различные задания.

 - Вспомним правила работы с ватными палочками и гуашью. Рисунок создается при помощи отдельных точек (или мазков) разного цвета. При этом краски физически не смешиваются между собой. Точки можно ставить близко друг к другу или, наоборот, оставлять больше свободного места. Правильно держать стержень ватной палочки тремя пальцами, обмакивать ватную палочку в краску. Много краски на палочку не набираем, примакнули к листу бумаги и отпустили.

В краску палочкой макнем
Точки рисовать начнем.
Можно рисовать их в ряд
Или тыкать наугад.
Контур обведем сначала,
Чтобы легче было нам.
Точками, теперь известно,
Рисовать всем интересно.
Увлекательно, забавно
И немного своенравно!

 Лист  бумаги и палочки ватные,
Краска, водичка и карандаш
Вот, что нам нужно. И время приятное,
Чтоб получился рисуночек наш.

 -Берите «волшебные палочки» и приступайте к работе.

- Давайте  скажем волшебные слова.

- Ты немножко покрутись в разноцветного петушка превратись.

(нераскрашенный петух «превращается» в разноцветного).

- Вы, дети, молодцы.!

10. Чтение стихотворения « Петушок».

 (Оксана С. и Тихон Б. рассказывают стихотворение.)

К нам в гости петушок пришёл

И семью свою привёл:

Курочку – пеструшку и цыплёнка Дюшку.

Как украшен петушок!

Острый клюв и гребешок,

Яркий хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Любит Петя рано встать

И ку-ка-ре-ку кричать!

Громко петушок поёт,

Спать детишкам не даёт.

По двору он важно ходит,

В травке зернышки находит.

Как же петушок хорош –

Лучше Пети не найдёшь!

Есть у петушка подружка –

Это курочка – Пеструшка.

Есть у петушка сынок –

Цыплёнок – желтенький комок.

Весёлая семейка в курятнике живёт,

Дремлет на насесте

Да зёрнышки клюёт.

11. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

– Ну вот, пришло время прощаться нам с птицами. Скажем им и птичнице  спасибо и до свидания.
– Ребята, а у каких птиц в гостях мы сегодня были?
– Кого из домашних птиц встречали?
– Полезны ли для человека домашние птицы?
– Чем? 
(Они дают мясо, яйца, перо, пух)
– Надо ли человеку ухаживать за птицами?
– Почему?
– Мы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста с ОНР на тему: «Домашние птицы».

Цель логопедического занятия: формирование лексико-грамматических средств языка.Задачи:Коррекционно-образовательные: закреплять названия домашних птиц и их птенцов, расширять знания о домашн...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи для детей 6-7 лет по теме "Зоопарк.Животные жарких и холодных странл."

Конспект содержит материал по активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий, по  развитию связной речи, по развитию фонематических представлений детей 6-7 лет....

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи. Тема : "Посуда".

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей средней группы ОНР....

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи "Посуда"

Логопедическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий для детей 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: В лес по грибы и ягоды.

Обогащение знаний дошкольников по формированию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Грибы. Ягоды»...