Развитие связной речи. Этап формирования диалогической формы речевой деятельности у дошкольников.
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
В статье рассказывается о важности развития диалога как первого, фундаментального этапа в формировании связной речи, подробно рассказывается о методах и приемах становления диалогической формы речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_na_temu.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ».
Известный педагог Ф.А.Сохин говорил, что дошкольник в детстве оканчивает свой самый первый университет, но учится сразу на всех факультетах. Развитие речи тоже можно сравнить с учебой на филологическом факультете, ибо ребенок знакомится с фонетикой, фонематикой, лексикой и грамматикой родного языка. Но речь в первую очередь-это средство общения и познания. Развиваясь параллельно в младенчестве и раннем возрасте, речь и мышление в 2 года пересекаются, и речь становится осмысленной, а мышление-речевым. В норме примерно с 1 года 8 месяцев ребенок уже начинает пользоваться короткой двусловной фразой, а к 2 годам 3 месяцам в его речи появляются первые грамматические формы существительных. На основе полноценно сформированного импрессивного словаря развивается экспрессивная лексика, ребенок овладевает грамматическими нормами речи, а также ее фонетико-фонематической стороной. Все это – база для развития связной речи.
Для того, чтобы начать работу по формированию связной речи, важно провести подготовительную работу, а именно :
1.Совершенствовать у детей понимание обращенной речи (сложных многоступенчатых инструкций, предложно-падежных конструкций, загадок-описаний и т.д.).
2.Формировать лексико-грамматическую основу речи (знакомить с семиотикой морфологически разных слов и способами словообразования и словоизменения, учить правильно использовать простые и сложные предлоги и т.д.).
3.Развивать фонетико-фонематические представления у детей, совершенствовать звуковую и слоговую структуру простых и сложных слов, постановку ударения и т.д.
4.Стимулировать развитие различных форм мышления, начиная с наглядно-действенного, постепенно переходя к наглядно-образному и словесно-логическому.
5.Работать над развитием артикуляционной и мелкой моторики. Различные игры с пальчиками, а также обводка, штриховка, копирование образца и графические диктанты в старшем дошкольном возрасте также хорошо подготавливают руку к письму.
6.Cобственно, формирование фразы как основы диалогической речи идет последовательно и реализуется в договаривании фразы по предметной картинке, по образцу, данному взрослым, по демонстрируемому действию, по одно- и многофигурной сюжетной картинке. Варианты работы с фразой на занятиях : преобразование деформированной фразы; составление фразы по опорным словам\картинкам; наращивание фразы по цепочке; преобразование предложений путем изменения лица, числа, времени, замена слов антонимами, синонимами и т.д.
Итак, следующий этап в формировании связной речи – развитие ее диалогической формы. Диалог (от греч. «разговор») – это взаимодействие двух или нескольких лиц, устный обмен высказываниями, специфическая форма и организация общения. Диалог очень активно формируется на протяжении всего дошкольного детства. Диалог – основа для развития монолога, следующей ступени в развитии связной речи. От того, как будет сформирована эта основа, будет зависеть дальнейшее развитие монолога как базы для успешного школьного обучения (пересказ, самостоятельный рассказ, рассуждение и т.п.).
Умение вести диалог – это умение отвечать на вопросы и, соответственно, задавать их.
Формирование умения отвечать на вопросы. Вопросы делятся на три группы : репродуктивные, поисковые, проблемные.
Репродуктивные вопросы – это вопросы констатирующего характера (кто? что? кто/что делает?). Педагог учит детей отвечать на эти вопросы, поясняя, что предметы\объекты бывают одушевленными и неодушевленными. Сначала дети отвечают на вопросы односложно: «Кто это? Мальчик». Потом педагог учит детей отвечать, опираясь на последнее слово в вопросе: «Кто это? Это мальчик». Вопросы-инверсии типа «Это кто?» лучше не ставить, так как порядок слов в них затрудняет ответ. То же самое касается вопросов «Что делает?». Последним словом в таких вопросах должно быть слово-объект/предмет, например: «Что делает собака/самолет?». Соответственно, ребенку легче, опираясь на правильный порядок слов в вопросе, отвечать : «Мяч лежит/утка летит».
Поисковые вопросы – это вопросы типа «где?», «когда?», «откуда?», «кого/чего?» и т.д. Порядок слов в таких вопросах идентичен порядку слов в репродуктивных вопросах. Вопросы можно задавать по действию, производимому педагогом или ребенком, а также по однофигурной картинке. Помощь педагога – это полный образец ответа или подсказывающее начало ответа на вопрос.
Проблемные вопросы – это вопросы «почему?» и «зачем?», требующие сложносочиненных предложений в качестве ответов на них. Соответственно, в качестве наглядного материала нужно использовать многофигурные сюжетные картинки или серии картин. Помощь педагога – образец ответа или подсказывающее начало ответа на вопрос, а также вопрос с купюрами.
Наглядное моделирование – очень распространенный метод, используемый при обучении дошкольников. Перевод абстрактной модели в образный план существенно помогает облегчить усвоение учебного материала. В логопедии широко используется моделирование предложений. Простая полоска белого картона обозначает слова-предметы, полоска со стрелкой черного цвета – слова – действия, полоска красного цвета – слова-признаки. Есть также схематичные обозначения предлогов как слов, отображающих пространственные отношения между предметами. Таким образом можно «записывать» предложения, где будет ясно, что какое слово обозначает. Полезны будут упражнения на замену слов-предметов, слов-действий, слов-признаков, а также на подбор синонимов и антонимов к каждому из слов в предложении. Например, дано предложение: «Ваза стоит на столе». Педагог может спросить, что еще может стоять на столе? (тарелка, стакан). Что еще может делать ваза? (упасть, разбиться). Какая ваза стоит на столе? (хрустальная, красивая). На чем еще может стоять ваза? (на подоконнике, на полке). В случае постановки последнего вопроса в начало схемы предложения добавляется прямоугольник красного цвета, символизирующий слово-признак, а педагог добавляет, что такие слова обогащают нашу речь, делают предложения интереснее, полнее.
Не менее важно научить детей задавать вопросы, так как участие в диалоге без этого умения невозможно. Учат постановке вопросов по образцу, данному взрослым, а также с опорой на подсказывающее начало вопроса. Вопросы репродуктивного плана самые простые, поэтому важно начинать с них. Взрослый показывает однофигурную картинку или предмет, спрашивает, кто\что это, затем раздает детям картинки для индивидуальной работы и, разбив группу на пары, просит задать друг другу аналогичные вопросы. Так же можно обучить детей ставить вопросы типа «Что делает\девочка?» или «Кто летит\по небу?», важно только помнить, что последнее слово в вопросе должно быть первым ответе.
Можно работать с парами картинок, отличающихся по одному признаку. Например, «мальчик идет» -«дождь идет».Вопросы к данной паре будут «Кто идет?» и «Что идет?». Другой вариант: «девочка идет» -«девочка стоит». Вопросы к этим картинкам будут «Кто идет?» и «Кто стоит?». Рассматриваются картинки «мальчик катает машину» и «мальчик ловит бабочку». Картинки запоминаются и переворачиваются. Соответственно, вопросы к данным картинкам будут «Что делает мальчик?». Если закрыть машину и бабочку, то можно сформулировать вопрос: «Что держит мальчик?». Предложив пару картинок типа «лебедь летит» и «утка плывет», можно обучить детей задавать сложный вопрос типа «кто летит, а кто плывет?», ответ на который предполагает формулирование сложносочиненного предложения.
Используя схему предложения, можно научить детей задавать вопросы к каждому слову в нем. Например, дана картинка «Девочка лепит снеговика». На доске модель предложения – три полоски, заменяющие слова, или две картинки – девочка и снеговик, а между ними – схема слова-действия (см. выше условные обозначения). Предложение «читается», затем картинки переворачиваются и к каждому слову ставится свой вопрос: «Кто лепит снеговика?» - «Девочка» (картинка переворачивается). « Что делает девочка?» - «Лепит» (картинка переворачивается). «Кого лепит девочка?» - «Снеговика» (картинка переворачивается). Заканчивается работа повторным «чтением» предложения.
Работа по постановке вопросов к трем предложениям, связанным контекстом, проводится аналогично и являет собой переход к элементарному пересказу, а также развивает словесную память.
Беседа по содержанию литературного произведения также является диалогом, требует подготовки и высокого речемыслительного уровня развития детей. Взрослый определяет тему беседы, продумывает вопросы и расставляя смысловые акценты, стимулирует участие в диалоге, особенно в постановке вопросов, иногда начиная вопрос или подсказывая ключевые слова, варианты т т.п.
Таким образом, обучив детей отвечать полным ответом на различные вопросы, а также постановке разнообразных вопросов с опорой на наглядный и схематичный план, можно реализовать множество речевых задач, главные из которых:
-обогащение словаря;
-развитие грамматического строя;
-формирование синтаксиса;
-профилактика дисграфии в школьном возрасте;
-подготовка к переходу на следующий уровень развития связной речи – монологу, то есть к пересказу и самостоятельному рассказыванию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль моделирования в развитии связной речи у детей с общим речевым недоразвитием"
В данной работе, исходя из определения сущности моделирования и общей характеристики речевых нарушений детей с ОНР, рассмотрены возможности использования моделирования для развития связной речи ...
Консультация для воспитателей Развитие связной речи при формировании историко-географических представлений у дошкольников
Консультация для воспитателей МДОУ «Детский сад комбинированного вида №172» Ленинского района города Саратова Королевой Л.В. Эта тема затрагивает широкий спектр материала, включая в себя все реги...
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи у детей с нормальным речевым развитием и при общем недоразвитии речи"
Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и воспитателей массовых групп....
Развитие связной речи у детей с нормальным речевым развитием и при общем недоразвитии речи
Материал, в котором раскрываются особенности развития связной речи у детей с отклонениями в речевом развитии, критерии развития связной речи детей в разных возрастных группах....
Методическая разработка "Конспект занятия по развитию связной речи и формированию грамматического строя речи "Незнайка открывает кафе"
Методическая разработка для подготовительной группы...
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Форма проведения: «Деловая игра».
laquo;Развитие связной речи детей дошкольного возраста»Форма проведения: «Деловая игра».Цель: Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной р...
Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи
В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...