«Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Форма проведения: «Деловая игра».
методическая разработка по развитию речи

Мамедова Зоя Мамедовна

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста»

Форма проведения: «Деловая игра».

Цель: Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития связной речи дошкольников.

Повысить у воспитателей компетентность в области развития связной речи дошкольников.

Совершенствовать умение дискутировать, выступать.

Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

Совершенствовать навыки логического мышления.

Участники:

- педагоги всех возрастных групп

Регламент: 1 час

Предварительная работа:

- изучение научно – методической литературы по данной тематике;

Реквизит:

- выставка методической  литературы и дидактических пособий;

- песочные часы;

- мультимедиа проектор с экраном.

 Ход проведения:

Ведущий: Прекрасна речь, когда она как ручеек.
Бежит среди камней чиста, нетороплива.

И ты готов внимать ее поток.
И восклицать: О! как же ты красива!
Е. Щукина

Ведущий: Уважаемые педагоги мы приглашаем Вас на деловую игру, для того чтобы разговорная речь детей была хорошо развита  педагогу необходимо иметь багаж знаний по формированию связной речи.

Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся.

Вам предстоит пройти ряд заданий, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачи все же пожелаю!

Ведущий: Правила игры

- за каждый правильный ответ команда получает фишку

- команда, набравшая наибольшее количество фишек становится победителем.

Педагоги разбиваются на 5 команд.

Командам просьба занять места  за игровым столом.

Практическая часть: деловая игра

Каждая команда выбирает  капитана, название команды  из представленных  и придумывает девиз команды. (2минуты)

«Знатоки», «Умники», «Мудрецы», «Эрудиты», «Веселые и находчивые».

 

Ведущий: Объявляю 1-й раунд. ГОНГ

На экране вопросы. Нужно выбрать правильный ответ.

1.Что из перечисленного не является формой коммуникативной функции связной речи (Диалог, монолог, доклад).

2.Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, пересказ литературного произведения).

3. Что из перечисленного не относится к типу монолога (описание, беседа,  рассуждение, пересказ, рассказ, разговор воспитателя).

4.Назовите типы высказываний (описание, предположение, повествование, рассуждение, доказательство)

5.Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (повествование, описание, рассуждение)

6.Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени? (повествование, описание, рассуждение)

7.Как называется текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку? (повествование, описание, рассуждение)

8.Что лишнее в структуре повествования (вступление, завязка, перечисление, кульминация, описание, развязка, доказательство)

9.Что не входит в структуру рассуждения (тезис, описание, доказательство, повествование, вывод)

Ведущий: Объявляю 2-й раунд. ГОНГ

Внимание вопросы:

1.Непосредственное общение двух или нескольких человек? (диалог).

2.Вид речи, полностью или частично не связанный с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте (монолог).

3.Форма речи характерная  для старших дошкольников? (диалогическая)

4. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

5.Последовательное повествовательное или описательное изложение педагогом нового материала (рассказ).

6.С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (группа дошкольного возраста 4-5 лет)

7. Назовите компоненты устной речи детей (формирование словаря,

звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь,

подготовка к обучению грамоте).

8. Смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей (связная речь).

9.Процесс побуждения детей к речевой деятельности для достижения целей организации занятия – это… (мотивация).

10.Ведущий прием для активизации речи детей (вопросы педагога).

11.Назовите основную функцию связной речи? (коммуникативная)

12. Ведущий прием, в средней группе используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)

13.В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной

монологической речи. Назовите их (пересказ, рассказ).

14. Назовите формы рассказа (описательный, сюжетный).

Ведущий: Объявляю 3-й раунд. ГОНГ

Уважаемые коллеги следующее задание - «Отдохни»

Нужно отгадать загадки:

1.Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу).

Фальшивят, путают слова,

Поют – кто в лес, кто … (по дрова)!

Ребята слушать их не станут:

От этих песен уши … (вянут)!

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет … (до корней волос).

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь … (землю провалиться).

О чем же думал он вчера,

Когда баклуши … (бил с утра!)

Медвежья услуга, кто в лес, кто по дрова, уши вянут, краснеть до корней волос, готов сквозь землю провалиться, бить баклуши – что это за выражения? (Это фразеологизмы).

Ведущий: 4-й раунд.  ГОНГ

Сейчас мы проверим не только ваше знание фразеологизмов, но и умение их изображать. Конкурс называется «Нарисуй и отгадай фразеологизм».

На карточке у каждой команды написано по одному  фразеологизму. Вам за три минуты необходимо нарисовать заданные фразеологизмы. А команда соперников должна их разгадать.

За каждый разгаданный фразеологизм команда получает одну фишку. Готовы?

Время пошло.

Фразеологизмы для 1 команды:

капля в море;

Фразеологизмы для 2 команды:

обвести вокруг пальца.

Фразеологизмы для 3 команды:

кот наплакал.

Фразеологизмы для 4 команды:

как ветром сдуло.

Фразеологизмы для 5 команды:

кто в лес, кто по дрова.

Ведущий: А сейчас мы с вами поиграем  в игру «Хорошо - плохо».

Цель этой игры: ознакомление с противоречиями окружающего мира. Развитие связной речи, воображения, ловкости.

Материал: Мяч.

Ход игры:

Мир не плох и не хорош - объясню, и ты поймешь.

Я задаю тему обсуждения. Вы, передавая мяч по кругу, рассказываете, что, на ваш взгляд, хорошо или плохо в этих явлениях, предметах.

Тема: дождь.

Пример: дождь - это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным.

Тема: город.

Пример: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо - не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно. Тема: зима.

Пример: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.

Ведущий: 5-й раунд. ГОНГ

Ведущий: Определите возрастную группу для представленных задач по связной речи.

(Группа дошкольного возраста 2-3 лет)

Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»). Поощрять попытки детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке, о событии из личного опыта. Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок. Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

(Группа дошкольного возраста 3-4 лет)

Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).

(Группа дошкольного возраста 4-5 лет)

 Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

(Группа дошкольного возраста 5-6 лет)

Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать монологическую форму речи. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

(Группа дошкольного возраста 6-7 лет)

Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Ведущий: Внимание Черный ящик

Ведущий: Здесь лежит предмет, который раньше был свинцовым. Вся беда в том, что он сильно пачкал руки. Потом он прошел стадию обновления и доработки. Им теперь пользуются взрослые и дети.

Итак, что находится в черном ящик? - минута на размышление (карандаш)

 

Ведущий: 6-й раунд.  ГОНГ

Придумать  загадки и загадать их соперникам.

Слова: самовар, ежик, гриб, птица, бабочка.

Пример: "Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз"

Ведущий: 7-й раунд.  ГОНГ

Задание «Найди продолжение».

На столах находятся начальные фразы пословиц, поговорок и отдельно концовки. Участникам необходимо правильно подобрать продолжения, чтобы сохранился поучительный смысл сказанного и зачитать.

1.Красно поле пшеном, а беседа (умом).

2.Хороша веревка длинная, а речь (короткая).

3.Каков разум, такова и (речь).

4.Коротка речь и ясна – оттого и (прекрасна).

5.Язык мягок: что хочет, то и (лопочет).

6.Короткую речь хорошо слушать, под долгую речь хорошо (думать).

7.Кто ясно мыслит, то ясно (излагает).

8.Краткость – сестра (таланта).

9.Ласковое слово (рубля дороже).

10. Язык человека может принести и славу и (позор).

Подведение итогов. Определение команды-победителя.

Ведущий: Благодарим участников команд за их участие, знания, находчивость.

Всем педагогам вручаются методические рекомендации по формированию у детей дошкольного возраста монологической связной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaznaya.pptx921.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕЛОВАЯ ИГРА МДОУ ДС №2 «КАЛИНКА» «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Подготовили: Мельникова Е.С. Мамедова З.М. 13.02.20 г.

Слайд 2

Прекрасна речь, когда она как ручеек. Бежит среди камней чиста, нетороплива. И ты готов внимать ее поток. И восклицать: О! как же ты красива! Е . Щукина

Слайд 3

1 РАУНД

Слайд 4

Диалог, монолог, доклад 1 .Что из перечисленного не является формой коммуникативной функции связной речи

Слайд 5

Выслушать собеседника, задать вопрос, пересказ литературного произведения. 2 .Какие умения развиваются в диалоге?

Слайд 6

Разговор воспитателя, описание,беседа,рассуждение,пересказ , рассказ 3.Что из перечисленного не относится к типу монолога?

Слайд 7

О писание , предположение, повествование, рассуждение, доказательство 4. Назовите типы высказываний…..

Слайд 8

П овествование , описание, рассуждение 5. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий?

Слайд 9

Повествование, описание, рассуждение 6. Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени?

Слайд 10

Повествование, описание, рассуждение 7. Как называется текст, включающий причинно – следственные конструкции, вопросы, оценку?

Слайд 11

Вступление, завязка, перечисление, кульминация, описание, развязка, доказательство. 8. Что лишнее в структуре повествования

Слайд 12

Тезис, описание, доказательство, повествование, вывод. 9. Что не входит в структуру рассуждения?

Слайд 13

2 РАУНД

Слайд 14

ДИАЛОГ 1.Непосредственное общение двух или нескольких человек?

Слайд 15

МОНОЛОГ 2.Вид речи, полностью или частично не связанный с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте

Слайд 16

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ 3.Форма речи характерная для старших дошкольников?

Слайд 17

Пересказ , описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание 4.Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?

Слайд 18

РАССКАЗ 5.Последовательное повествовательное или описательное изложение педагогом нового материала .

Слайд 19

ГРУППА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 ЛЕТ 6.С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?

Слайд 20

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ, ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ, ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ, СВЯЗНАЯ РЕЧЬ, ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. 7. Назовите компоненты устной речи детей

Слайд 21

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ 8. Смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей .

Слайд 22

МОТИВАЦИЯ 9.Процесс побуждения детей к речевой деятельности для достижения целей организации занятия – это….

Слайд 23

ВОПРОСЫ ПЕДАГОГА 10.Ведущий прием для активизации речи детей .

Слайд 24

КОММУНИКАТИВНАЯ 11.Назовите основную функцию связной речи?

Слайд 25

ОБРАЗЕЦ ВОСПИТАТЕЛЯ 12. Ведущий прием, в средней группе используемый при составлении рассказа по картине.

Слайд 26

ПЕРЕСКАЗ, РАССКАЗ 13.В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи. Назовите их.

Слайд 27

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ, СЮЖЕТНЫЙ 14. Назовите формы рассказа .

Слайд 28

3 РАУНД «ОТДОХНИ»

Слайд 29

ЗАГАДКИ

Слайд 30

Что это за выражения? Медвежья услуга; кто в лес, кто по дрова; уши вянут, краснеть до корней волос ; готов сквозь землю провалиться; бить баклуши – это……….. фразеологизмы.

Слайд 31

4 РАУНД

Слайд 32

Конкурс « Нарисуй и отгадай фразеологизм».

Слайд 33

ИГРА «ХОРОШО – ПЛОХО»

Слайд 34

5 РАУНД

Слайд 35

Определите возрастную группу для представленных задач по связной речи.

Слайд 36

Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Слайд 37

Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Слайд 38

Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»). Поощрять попытки детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке, о событии из личного опыта. Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок. Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Слайд 39

Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать монологическую форму речи. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Слайд 40

Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).

Слайд 43

6 РАУНД

Слайд 44

Придумать загадки и загадать их соперникам.

Слайд 45

7 РАУНД

Слайд 46

Задание «Найди продолжение».

Слайд 47

Подведение итогов

Слайд 48

Благодарим участников команд за их участие, знания, находчивость .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей дошкольного возраста через диалог посредством игры.

Исходя из своей работы, я пришла к выводу: у детей дошкольного возраста возникают затруднения в игре, потому что нарушена основная коммуникативная функция речи - быть средством общения. Появилась проб...

Инновационный педагогический опыт "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры".

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности . В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определенное отношение к ...

Деловая игра "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности"

Данный материал является частью педагогического совета по теме : "Развитие речи дошкольников"...

Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."

"Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."...

Деловая игра для педагогов. Эффективные приемы развития связной речи детей дошкольного возраста

Обобщение материала по применению различных методов и приемов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников...

Деловая игра для педагогов. Эффективные приемы развития связной речи детей дошкольного возраста

Обобщение материала по применению различных методов и приемов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников...

План проведения педагогического совета- деловой игры "Создание условий для развития связной речи детей дошкольного возраста"

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.Задачи: 1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связ...