Методическое пособие "От звука к букве"
методическая разработка по логопедии на тему

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_ot_zvuka_k_bukve.docx73.11 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«ОТ ЗВУКА К БУКВЕ»

    C:\Users\Олег\Desktop\Картинки\08606868.jpg

Казань - 2015 г.

Автор составитель:

Р.Л. Сыртланова – учитель-логопед МАДОУ  «Детский сад комбинированного вида № 91» Кировского района, г. Казани.

Цель пособия – помочь учителю-логопеду спланировать коррекционную работу с детьми, имеющими речевые нарушения.

Задачи - развитие общей моторики и артикуляционного праксиса, развитие мелкой моторики, воспитание нижнедиафрагмального дыхания, дифференциация ротового и носового дыхания, развитие высоты и силы голоса, уточнение артикуляции гласных звуков, закрепление гласных  звуков в звкоподражаниях, слогах, словах, формирование и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи.

 В основу данного пособия положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей дошкольного возраста, а также с учетом ведущей деятельности дошкольников – игры.

Содержание

  1. Введение                                4

  1. Звук и буква «А»                                7

  1. Звук и буква «У»                                10

  1. Звук и буква «О»                                16

  1. Звук и буква «И»                                21

  1. Звук и буква «Э»                                24

  1. Звук и буква «ы»                                28

  1. Список литературы                                32

  1. Приложения

Приложение 1                                34

Приложение 2                                38

Введение

 «Для воспитания детей нужен  не великий  
ум, а большое сердце- способность к общению, к признанию равенства душ».
                                                                                                С.Соловейчик

Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка со сверстниками и взрослыми.

Потребность преодоления того или иного нарушения речи диктуется социальным значением речи, а возможность преодоления зависит как от тяжести нарушения, так и от правильного понимания его сущности, что даёт возможность применения наиболее эффективных средств его преодоления.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного  воспитания ребёнка.

К сожалению, в наши дни у детей становится всё больше и больше речевых нарушений, которые  резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.

Процесс обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи требует длительного времени и сил, как у логопеда, так и у ребёнка. Постепенно у него утрачивается интерес к занятиям, теряется мотивация говорить «красиво и правильно». Одной из основных задач логопеда является умение заинтересовать, увлечь и добиться результата – конечная цель каждого педагога, но она не возможна без развития психологической базы речи, то есть мышления, внимания и памяти.

Для формирования грамотной речи большая роль отводится работе по развитию артикуляционной моторики и фонематического восприятия. Однако, на этом пути родители и педагоги часто сталкиваются с ситуацией, когда после проведенной коррекционной работы ребёнок испытывает трудности при произнесении слов. В таких случаях для достижения положительного результата  ребёнку  под руководством взрослого предстоит выполнить большое количество речевых артикуляционных упражнений.

Чтобы эти занятия стали для детей с нарушениями речи интересными и неутомительными, авторами данного пособия подобран речевой материал, включающий чистоговорки, предложения, стихи; картинки, призванные заинтересовать ребёнка, помочь в овладении устным материалом, развить внимание, навыки пространственной ориентировки.

У детей с недоразвитием речи отмечается задержка в овладении речевым анализом и синтезом. В данном пособии представлены задания, направленные на формирование анализа слов, учить осознавать, что:

- слово состоит из звуков;

- определить позицию звука в слове.

Работа по данному пособию способствует развитию фонематического слуха; закреплению знаний о звуке и букве (отличие звука от буквы: звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем); совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи.

Всё это является в свою очередь своевременной профилактикой дисграфии и дислексии (Дисграфия – частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Дислексия – частичное, специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких специфических ошибках, обусловленное несформированностью или расстройством психологических функций, обеспечивающие процесс чтения).

Представленные речевые и игровые упражнения помогут ребёнку развить мышцы артикуляционного аппарата; слуховое и зрительное внимание; память; фонематическое восприятие; расширят словарный запас ребёнка, его знания и представления об окружающем мире.

Надеемся, предложенное пособие окажет Вам помощь в работе с детьми с нарушениями речи, а детям легко и с интересом овладеть правильной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка "Звук и буква Х"

Представленный конспект занятия содержит задания для детей старшего и подготовительного возраста с диагнозом ОНР, позволяющие развивать у них фонематические функции, зрительное и слуховое внимание, ра...

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук С, буква С"

Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука....

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук Т, буква Т"

Цель: закрепление (Т), Т, буквы Т, закрепление гласных и согласных звуков, умение делить слова на слоги, определение места звука в словах, учить читать по слогам с договариванием  до целого слова...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Методическая разработка. Звук и буква Ч.

Представленное занятие разработано для обучения подгруппы детей 5-6-летнего возраста (старшая группа, первый год обучения, третий период ) с тяжёлым нарушением речи, общим недоразвитием речи 3-го уров...

Методическая разработка "Звук "j", буквы Йй"

Данная методическая разработка будет полезна на занятиях по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. В ней представлены задания на определение наличия звука "j" в с...