Методическая разработка. Звук и буква Ч.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.zvuk_ch.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности
«Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ОНР»
Тема: «Звук и буква Ч»
Карих Эльвира Мадиховна, учитель-логопед ГБДОУ
д/с №33 комбинированного вида Петродворцового
района Санкт-Петербурга
- Вступление.
Образовательный процесс базируется на основе адаптированной программы для детей с тяжёлым нарушением речи.
Представленное занятие разработано для обучения подгруппы детей 5-6-летнего возраста (старшая группа, первый год обучения, третий период ) с тяжёлым нарушением речи, общим недоразвитием речи 3-го уровня речевого развития, стёртой дизартрией. Длительность занятия составляет 25 минут.
Интеграция образовательных областей:
- социализация;
- коммуникация;
- познание.
Образовательные технологии:
- здоровьесберегающая;
- игровая;
- проблемно-поисковая деятельность.
Планируемый результат: расширить знания детей о гласных и согласных звуках,
развивать фонематический слух; совершенствовать умение формулировать ответы на заданные вопросы.
2. Цели и задачи
Цель: Закрепить у детей представление о звуке «Ч». Познакомить с буквой «Ч».
Задачи:
Коррекционные:
- закреплять представление об артикуляционном укладе звука «Ч»;
- совершенствовать умение употреблять звук «Ч» в словах и во фразах;
- развивать фонематический слух – умение выделять звук «Ч» на фоне слова.
- закрепить понятие о значении предлогов «в», «на» в речи.
Образовательные:
- Работать над усвоением зрительного образа буквы «Ч»;
- упражнять в определении последовательности звуков в слове;
- работать над расширением и уточнением словаря;
- работать над развитием связной речи – умение формулировать ответ на поставленный вопрос.
Развивающие:
- развивать логическое мышление: умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;
- развивать внимание, память.
Воспитательные:
- воспитывать речевую активность;
- воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
- Подготовка к занятию
Предварительная работа:
- разучивание стихотворения, соответствующих движений для проведения динамической паузы;
- обучение приёму определения звонкости-глухости согласных;
- ознакомление с пиктограммами, обозначающими характеристики звуков, обучение составлению схем звуков.
Оборудование для занятия:
- предметные картинки;
- индивидуальные буквенные кассы;
- опорные картинки для рассказывания;
- карточки с изображением пиктограмм;
- магнитная доска;
- буквенная касса.
- Ход занятия.
- Организационный момент
Логопед: - Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Посмотрите, какой сегодня чудесный солнечный тёплый день! А с каким настроением вы пришли на занятие? Давайте поделимся своим хорошим настроением с нашими гостями: глубоко вдохнём и подуем на ладошки, посылая с ладошек хорошее настроение.
Логопед задаёт вопросы, предлагая отвечать полным ответом.
А теперь давайте вспомним:
- Что мы слышим и произносим? (Звуки).
- Что мы пишем и видим? (Буквы)
- Какие бывают звуки и буквы? (Гласные и согласные).
- Чем гласные отличаются от согласных? ( Гласные звуки можно петь, у них нет «заборчика»).
- С каким звуком мы познакомились на прошлом занятии? ( со звуком «Ц»),
- Что можем о нём рассказать? ( согласный, глухой, всегда твёрдый).
- Сядет тот, кто назовёт слово, где слышится звук «Ц».
- Основная часть.
- Ребята, к нам приходил почтальон Печкин. Он принёс нам письмо, но мы были на прогулке, а почтового ящика у нас нет. Поэтому Печкин положил его не на видное место, а в укромный уголок. Мы должны найти это письмо. Нам поможет план нашей групповой комнаты, который оставил Печкин. (Детям предъявляется план групповой комнаты, на котором отмечено место, где лежит письмо и предлагается его найти).
Письмо найдено, в письме загадка: Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела, пейте чай, вода вскипела! (Чайник) .
Логопед: - Назовите первый звук в слове «чайник». Произнесём звук «Ч» - при его произношении губы выдвигаются вперёд, язык находится вверху, звук произносим коротко. -Как вы думаете, какой это звук? (Согласный). Докажите. (Его нельзя петь. У него есть «заборчик»). – Что ещё можем рассказать про этот звук? (Глухой). Давайте проверим - положим ладонь на горло и произнесём «Ч». Горло не дрожит, значит звук «Ч» глухой. - Давайте составим схему этого звука. На наборном полотне выставляются пиктограммы, отражающие характеристику звука «Ч» - согласный, глухой, мягкий. По схеме некоторые из детей рассказывают о звуке.
Определение места звука в слове. Логопед выставляет картинки, дети отбирают те из них, где есть звук «Ч». Каждый ребёнок берёт картинку, называет слово, остальные определяют место звука «Ч» и выкладывают флажок в нужный квадрат в схеме слова.
Работа в кассах. Логопед. – Послушайте чистоговорку: « Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая». – Назовите слова со звуком «Ч». - Сколько времени провела черепаха за чашкой чая? ( Выкладывание слова «час» в индивидуальных кассах). - По какому прибору мы определяем время? (Как мы узнаём, что прошёл целый час?) - Что нужно сделать, чтобы слово «час» преобразовать в слово «часы»?
Динамическая пауза. Чок-чок- чок, ручки на бочок, девочки и мальчики прыгают, как мячики. Ножками топочут, весело хохочут. (Дети сопровождают стихи имитацией всех действий).
Знакомство с буквой «Ч». Логопед: «На что похожа буква «Ч»? ( На цифру 4).
- Да, вы правильно решили: Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя. (В. Степанов)
- Напечатаем букву «Ч» пальцем на столе, пальцем в воздухе.
Рассказ по опорным картинкам «Кто живёт в часах?» (Логопед)
Я знаю, что чайки живут в море, чабаны - в горах, а чайники - на кухне. Черепахи живут в песке, червяки - в земле, а чучело - на огороде.
Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок - на чердаке, а в старом чемодане – мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в чёрном чулане живёт какое-то чёрное чудовище. Я слышал, как оно там чихает и чешется от сырости.
Но вот кто живёт в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни развинчивал, ничего, кроме колёсиков и винтиков, там нет. Кто же тогда там тикает? Чудеса! (Г. Юдин).
После рассказа детям предлагается, опираясь на картинки, рассказать, кто где живёт, назвать предлоги, слова со звуком «Ч».
Итог занятия.
- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?
- Расскажите о звуке «Ч», какой он? ( Согласный, глухой, всегда мягкий).
- На что похожа буква «Ч»?
- Мы сегодня подружились со звуком и буквой «Ч», будем стараться произносить этот звук правильно и помнить, как пишется буква «Ч».
\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка "Звук и буква Х"
Представленный конспект занятия содержит задания для детей старшего и подготовительного возраста с диагнозом ОНР, позволяющие развивать у них фонематические функции, зрительное и слуховое внимание, ра...
Методическая разработка "ЗНАКОМИМСЯ С БУКВАМИ"
На начальных этапах обучения грамоте ребенок знакомится со зрительным образом звука - буквой. Очень часто это понятие для него абстрактно. Буква - комбинация графических элементов (вертикальных, гориз...
Методическая разработка "Знакомство с буквой Ц"
Методическая разработка занятия по обучению грамоте в старшей группе "Знакомство с буквой Ц"...
Методическая разработка. Проект "Живые буквы"
Личный опыт работы с детьми дошкольного возраста...
Методическая разработка "Звук "j", буквы Йй"
Данная методическая разработка будет полезна на занятиях по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. В ней представлены задания на определение наличия звука "j" в с...
Методическая разработка по коррекции изолированного звукопроизношения, автоматизации звука в речи, соотнесения звука и буквы, формирование навыков чтения на материале слогов с использованием методов и приёмов образовательной кинезиологии.
Методическая разработка позволяет упражнять ребёнка в автоматизации звуков как раннего онтогенеза так и различных групп звуков смешиваемых в произношении, дифференциации по звонкости-глухости, твёрдос...
Методическая разработка "Звуки вокруг нас" музыкально-дидактические игры
Методическая разработка "Звуки во круг нас"...