Методическая разработка. Звук и буква Ч.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Карих Эльвира Мадиховна
Представленное занятие разработано для обучения подгруппы детей 5-6-летнего возраста (старшая группа, первый год обучения, третий период ) с тяжёлым нарушением речи, общим недоразвитием речи 3-го уровня речевого развития, стёртой дизартрией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.zvuk_ch.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности

«Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ОНР»

                           Тема: «Звук и буква  Ч»

                                          Карих Эльвира Мадиховна, учитель-логопед ГБДОУ

                                           д/с №33 комбинированного вида Петродворцового

                                          района Санкт-Петербурга

  1. Вступление.

Образовательный процесс базируется на основе адаптированной программы для детей с тяжёлым нарушением речи.

            Представленное занятие разработано для обучения подгруппы детей 5-6-летнего возраста (старшая группа, первый год обучения, третий период ) с тяжёлым нарушением речи, общим недоразвитием речи 3-го уровня речевого развития, стёртой дизартрией. Длительность занятия составляет 25 минут.

Интеграция образовательных областей:

-  социализация;

-  коммуникация;

-  познание.

Образовательные технологии:

-  здоровьесберегающая;

-  игровая;

-  проблемно-поисковая деятельность.

Планируемый результат: расширить знания детей о гласных и согласных звуках,

развивать фонематический  слух; совершенствовать  умение формулировать ответы на заданные вопросы.

2. Цели и задачи

Цель:  Закрепить у детей представление о звуке «Ч». Познакомить с буквой «Ч».

Задачи:

Коррекционные:

-  закреплять представление об артикуляционном укладе звука «Ч»;

-  совершенствовать умение употреблять звук «Ч» в словах и во фразах;

-  развивать фонематический слух – умение выделять звук «Ч» на фоне слова.

-  закрепить понятие о значении предлогов «в», «на»  в речи.

Образовательные:

-  Работать над усвоением зрительного образа буквы «Ч»;

-  упражнять в определении последовательности звуков в слове;

-  работать над расширением и уточнением словаря;

-  работать над развитием связной речи – умение формулировать  ответ на поставленный вопрос.

Развивающие:

-  развивать логическое мышление: умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;

-  развивать внимание, память.

Воспитательные:

-  воспитывать речевую активность;

-  воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

  1. Подготовка к занятию

Предварительная работа:

-  разучивание стихотворения, соответствующих движений для проведения динамической паузы;

-  обучение приёму определения звонкости-глухости  согласных;

-  ознакомление с пиктограммами, обозначающими характеристики звуков, обучение составлению схем звуков.

Оборудование для занятия:

-  предметные картинки;

-  индивидуальные буквенные кассы;

-  опорные картинки для рассказывания;

-  карточки с изображением пиктограмм;

-  магнитная доска;

-  буквенная касса.

  1. Ход занятия.
  1.  Организационный момент

Логопед:   -  Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Посмотрите, какой сегодня чудесный солнечный тёплый день!  А с каким настроением вы пришли на занятие?  Давайте поделимся своим хорошим настроением с нашими гостями: глубоко вдохнём и подуем на ладошки, посылая с ладошек хорошее настроение.

Логопед задаёт вопросы, предлагая отвечать полным ответом.

  А теперь давайте вспомним:

-  Что мы слышим и произносим? (Звуки).

-  Что мы пишем и видим? (Буквы)

- Какие бывают звуки и буквы? (Гласные и согласные).

-  Чем гласные отличаются от согласных? ( Гласные звуки можно петь, у них нет «заборчика»).

-  С каким звуком мы познакомились на прошлом занятии? ( со звуком «Ц»),

-  Что можем о нём рассказать? ( согласный, глухой, всегда твёрдый).

-  Сядет тот, кто назовёт слово, где слышится звук «Ц».

  1.  Основная часть.

-  Ребята, к нам приходил почтальон Печкин. Он принёс нам письмо, но мы были на прогулке, а почтового ящика у нас нет. Поэтому Печкин положил его не на видное место, а в укромный уголок.  Мы должны  найти это письмо. Нам поможет план нашей групповой комнаты, который оставил Печкин. (Детям предъявляется план групповой комнаты,  на котором  отмечено место, где лежит  письмо  и предлагается его найти).

                        Письмо найдено, в письме загадка:  Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,  больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела, пейте чай, вода вскипела! (Чайник) .  

Логопед:  - Назовите первый звук в слове «чайник».  Произнесём звук «Ч» - при его произношении губы выдвигаются вперёд, язык находится вверху, звук произносим коротко. -Как вы думаете, какой это звук? (Согласный). Докажите. (Его нельзя петь. У него есть «заборчик»). – Что ещё можем рассказать про этот звук? (Глухой). Давайте проверим - положим ладонь на горло и произнесём «Ч». Горло не дрожит, значит звук «Ч» глухой. - Давайте составим схему этого звука.  На наборном полотне выставляются пиктограммы, отражающие характеристику звука «Ч» - согласный, глухой, мягкий. По схеме некоторые из детей рассказывают о звуке.

           Определение места звука в слове.                    Логопед выставляет картинки, дети отбирают те из них, где есть звук «Ч». Каждый ребёнок берёт картинку, называет слово, остальные определяют место звука «Ч» и выкладывают флажок в нужный квадрат в схеме слова.

Работа в кассах.               Логопед.      – Послушайте чистоговорку:   « Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая».   – Назовите слова   со звуком «Ч».  - Сколько времени провела черепаха за чашкой чая?  ( Выкладывание слова «час» в индивидуальных кассах).                    - По какому прибору мы определяем время?  (Как мы узнаём, что прошёл целый час?)   -  Что нужно сделать, чтобы слово «час» преобразовать в слово «часы»?  

Динамическая пауза.      Чок-чок- чок, ручки на бочок, девочки и мальчики прыгают, как                                                         мячики. Ножками топочут, весело хохочут.  (Дети сопровождают стихи имитацией всех действий).

Знакомство с буквой «Ч».   Логопед:  «На что похожа буква «Ч»?  ( На цифру 4).

- Да, вы правильно решили:  Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя.  (В. Степанов)

-  Напечатаем букву «Ч»  пальцем на столе, пальцем в воздухе.

Рассказ по опорным картинкам «Кто живёт в часах?»  (Логопед)

          Я знаю, что чайки живут в море, чабаны - в горах, а чайники -  на кухне. Черепахи живут в песке, червяки - в земле, а чучело -  на огороде.

          Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок -  на чердаке, а в старом чемодане – мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в чёрном чулане живёт какое-то чёрное чудовище. Я слышал, как оно там чихает и чешется от сырости.

          Но вот кто живёт в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни развинчивал, ничего, кроме колёсиков и винтиков, там нет. Кто же тогда там тикает?  Чудеса!  (Г. Юдин).

После рассказа детям предлагается, опираясь на картинки, рассказать, кто где живёт, назвать предлоги, слова со звуком «Ч».

Итог занятия.

          -  С каким звуком и буквой  мы сегодня познакомились?

          -   Расскажите о звуке «Ч»,  какой он? ( Согласный, глухой, всегда мягкий).

          -  На что похожа буква «Ч»?    

          -  Мы сегодня подружились со звуком и буквой «Ч», будем стараться произносить этот звук правильно и помнить, как пишется буква «Ч».

\

         

                                           

 

                 

                                                 

 

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка "Звук и буква Х"

Представленный конспект занятия содержит задания для детей старшего и подготовительного возраста с диагнозом ОНР, позволяющие развивать у них фонематические функции, зрительное и слуховое внимание, ра...

Методическая разработка "ЗНАКОМИМСЯ С БУКВАМИ"

На начальных этапах обучения грамоте ребенок знакомится со зрительным образом звука - буквой. Очень часто это понятие для него абстрактно. Буква - комбинация графических элементов (вертикальных, гориз...

Методическая разработка "Знакомство с буквой Ц"

Методическая разработка занятия по обучению грамоте в старшей группе "Знакомство с буквой Ц"...

Методическая разработка. Проект "Живые буквы"

Личный опыт работы с детьми дошкольного возраста...

Методическая разработка "Звук "j", буквы Йй"

Данная методическая разработка будет полезна на занятиях по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. В ней представлены задания на определение наличия звука "j" в с...

Методическая разработка по коррекции изолированного звукопроизношения, автоматизации звука в речи, соотнесения звука и буквы, формирование навыков чтения на материале слогов с использованием методов и приёмов образовательной кинезиологии.

Методическая разработка позволяет упражнять ребёнка в автоматизации звуков как раннего онтогенеза так и различных групп звуков смешиваемых в произношении, дифференциации по звонкости-глухости, твёрдос...