Собственная методическая разработка "Звук и буква Х"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Представленный конспект занятия содержит задания для детей старшего и подготовительного возраста с диагнозом ОНР, позволяющие развивать у них фонематические функции, зрительное и слуховое внимание, работать над профилактикой дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Звук и буква Х | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звук и буква Х.
Цели:
- Продолжать работу по развитию у детей функций фонематического анализа и восприятия.
- Продолжать развивать умение детей делить слова на слоги.
- Развивать зрительное и слуховое внимание.
- Знакомство с буквой Х, её печатание.
- Профилактика дисграфии (на графическом уровне).
- Продолжать работу по развитию просодической стороны речи.
- Учить детей грамматически правильно строить предложения, отвечать полным ответом.
- Создание положительного эмоционального настроя и вызывать желание заниматься.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Ой, ребята, посмотрите, лепестки цветочка рассыпались. Сейчас каждый из вас возьмёт по одному лепестку и мы вместе соберём цветок. Каждый из вас посмотрит на свой лепесток и назовет картинку, которая наклеена на нем.
Хоккеист, хурма, теплоход, охотник.
Л.: А теперь скажите, пожалуйста, какой звук повторяется в названии всех этих слов.
Д.: Звук Х.
Л.: Вспомним, что мы знаем про звук Х:
Д.: - Спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо рта , => звук Х согласный.
- С голосом или без голоса произносим этот звук? => глухой.
- М. б. м. или ТВ.
Л.: Теперь каждый определит местоположение звука Х в своём слове-листочке и придумает с этим словом предложение.
- Л.: А теперь вспомним наше стихотворение. Помогаем ручками.
Мы листики осенние
На веточках сидели.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покружил
И на землю опустил.
Набрали много воздуха в лёгкие и подули сильно, как ветер. ( В это время на коврике логопед разбрасывает листочки деревьев).
Л.: Ребята, смотрите, что ветер натворил. Он сорвал с деревьев листики. Давайте соберём из них осенние букеты. Слушайте внимательно! На каждом листочке есть картинка.
Дима и Маша- 2-х слогов
Саша и Даша – 3-х слогов
Игорь и… - состоящие из 1 слога … составляют букет из слов-листиков, которые состоят из 1 слога и т.д
Назовите слова-листики, которые выбрали. Докажите. ( 2 любые).
В названии каких слов мы услышали звук Х.
- Л.: А теперь, ребята, сели за столы. Недавно вы мне составляли (сочиняли) рассказы про осень. А теперь и я для вас сочинила тоже. В моём рассказе встречается много слов в названии которых слышится звук Х. Взяли листочки, карандаши и слушаем задание: Как только вы услышите слово со звуком Х, то сразу проведите вертикальную полоску на листке бумаги . В конце мы подсчитаем у кого сколько получилось слов-чёрточек.
- Физкультминута.
Игра «Делай как скажу, а не как покажу».
А теперь ребята встать
Руки медленно поднять
Наклонившись, вправо, влево
И берёмся вновь за дело.
Сели за столы.
- Л.: Назовём слова, в названии которых слышится звук Х. Рассмотрим букву Х.
Х – Забавная игрушка,
Деревянная вертушка
Деревянная вертушка
Ветру вольная подружка.
Л.: На что она похожа? Из каких элементов состоит? Д.: Две перекрещенные палочки. Сложи из пальцев букву. Напишем букву Х в воздухе. Поселим букву Х в нашу кассу.
Задание на листочке: а) Прописать буквуХ.
б) Мука -> муху.
6. Л.: Ребята, посмотрите на листочки. Перед вами три палочки. / / /
Первую – превратили в букву у, вторую в – х, третью в – а. Какое слово получилось. УХА. Определите местоположение звука Х в этом слове. Сколько слогов в этом слове.
Наши пальчики немного устали. Поставили правую ручку на локоть.
На парте 8 пар Мухи танцевали Увидали паука В обморок упали.
- Л.: Ребята, кто нарисован на картинке? МУХА. Давайте сосчитаем, сколько слогов в слове МУХА. Проговариваем слово, хлопаем в ладоши и считаем количество слогов. Д.: 2 слога. Л.: Какой 1 слог? Д.: - му. Л.: Какой второй? Д.: – ха. Л.: Какой 1 звук в слове МУХА? Какой последний? Какие звуки слышатся в середине слова.
Л.: А теперь взяли кассы, открыли их. Нашли глазками домик буквы Х. Написали слово МУХА.
8. Л.: Посмотрели на листочки. Обведите в кружок только правильно написанную букву.
9. Л.: С каким звуком и с какой буквой мы сегодня работали? Д.: Со звуком и буквой Х.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам
За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...
Собственные методические разработки
Мои собственные методические разработки...
Собственная методическая разработка. Презентация посвященная 9 мая
Материал предназначен для тематического занятия, утркенника, посвященным 9 мая. Слайды сопровождаются текстом....
Собственная методическая разработка по теме "Звук и буква К."
Презентация к коррекционному занятию для старших дошкольников с ограниченными образовательными возможностями...
Собственная методическая разработка "Расшифруй букву"
Профилактика оптической дисграфии....
Критерий 4.1. Пункт4.1.4. Наличие собственных собственных методических продуктов по повышению качества образования.
Программа по духовно-нравственного образованию и воспитанию дошкольников "Культура и традиции русского народа"...