Интегрированное занятие "Развитие речи и ознакомление с окружающим по теме Одежда"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Канатчикова Людмила Юрьевна

Это интегрированное занятие ставит перед учителем логопедом и воспитателем следующие цели и задачи:

  • уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Одежда»,
  • в форме опыта провести сравнение бумаги и ткани,
  •  познакомить детей с материалами, из которых делают одежду,
  • закреплять умение согласовывать прилагательное с существительными в роде, формировать категорию рода, закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных
  • развивать внимание, память, тактильные ощущения, мелкую моторику,
  • воспитывать внимание к речи других детей, учить составлять описание предметов одежды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odezhda.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

по ознакомлению с окружающим и развитию речи

в старшей логопедической группе для детей с ТНР

Воспитатель: Тищенко Т.И.

Учитель- логопед: Канатчикова Л.Ю.

Тема «Одежда».

Цели и задачи:

  • уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Одежда»,
  • в форме опыта провести сравнение бумаги и ткани,
  •  познакомить детей с материалами, из которых делают одежду,
  • закреплять умение согласовывать прилагательное с существительными в роде, формировать категорию рода, закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных
  • развивать внимание, память, тактильные ощущения, мелкую моторику,
  • воспитывать внимание к речи других детей, учить составлять описание предметов одежды.

Оборудование:

Кусочки ткани и разноцветной бумаги.

Силуэты одежды из ткани и бумаги, тазики с водой.

План - схема описательного рассказа  про одежду, ободки для головы,  предметные картинки по теме.

Кукольная одежда, инструменты швеи  для  выставки «Ателье»,

Детали детской одежды.

                                                    ГБОУ школа 1566

           28 октября, 2016 г

Ход занятия.

Воспитатель:

  1. Введение в тему, постановка цели занятия.

                                 Загадка: Рано утром мы встаем,

                                                 Быстро в руки мы берем,

                                                 Ручки, ножки одеваем

                                                 И себя мы наряжаем. (одежда)

Беседа о назначении одежды.

  1. Загадки про одежду.

Попробуйте отгадать, о какой одежде идет речь. (с опорой на картинки)

«Пушистая, а не снег. Греет, а не печка» Что это? (Шуба) Почему ты так решил? (шуба пушистая, она грее, она очень теплая).

«Чтобы мы не заболели,

   Нас согреет от  метели!

              Отгадайте, это что?

              Это зимнее...» (пальто)

Сравнение шубы и пальто.

«»Это зимняя одежда. У нее есть капюшон с мехом, на ней есть застежки кнопки и молнии, много карманов. Она фиолетового цвета. Она короткая. Что это?» (Зимняя куртка)

Сравнение куртки и комбинезона; брюк и шорт, платья и юбки.

  1. «Опыт: бумага и ткань» ( три команды детей)

- Из чего делают одежду? - Из ниток, из ткани.

- А как вы думаете, можно ли делать одежду из бумаги? -Нет.

-Почему?

-Она порвется при стирке, помнется.

-Давайте в этом убедимся.

А. Детям предлагается помять кусочки ткани и бумаги, сделать вывод: бумага помялась сильнее.

Б. Далее предлагается разгладить смятые кусочки. При разглаживании воспитатель обращает внимание на качества: бумага шершавая, она шуршит, а ткань мягкая, гладкая.

В. А сейчас проверим, что случится с одеждой из ткани и бумаги, если их поместить в воду.

Дети «стирают» одежду и делают вывод: Одежда из бумаги порвалась, а из ткани осталась целая.

Одежда из ткани удобней. Она мягкая, тянется, принимает форму тела, ее можно постирать и высушить.

Логопед:

  1. А я для вас тоже подготовила загадку: в образе кого я сегодня у вас на занятии?

Шьёт для взрослых и детей,

 Мамы, братика, друзей —

 Изделия отличные,

 С фасонами приличными.

Ответ: швея

Целый день сегодня шью.

Я одела всю семью.

Погоди немножко, кошка, —

Будет и тебе одёжка.

Правильно. Швея, портниха – это профессия человека, к-рый шьет или ремонтирует одежду.

В уже опытным путем выяснили, что одежду лучше делать из материалов. А какие они бывают, я сейчас вам расскажу.

  1. «Материалы»

На примере силуэтов (тактильно) дети знакомятся с разными материалами, что из них можно сшить, дается образец словообразования.

Это вельвет. Штаны из вельвета – вельветовые.

Это мех. Шуба из меха – меховая.

Это ситец. Платье из ситца – ситцевое.

Это джинсовая ткань. Куртка будет джинсовая. И т.д.

  1. Выставка «Ателье» . Знакомство с инструментами швеи (портного).

Игра «Подбери словечко» - активизация глагольного словаря.

Иголкой с ниткой – шьют, зашивают, пришивают..

Швейной машинкой – шьют, строчат, сострачивают, подшивают..

Утюгом – гладят, утюжат, отпаривают..

Ножницами – отрезают, кроят, разрезают..

Булавкой – скрепляют, соединяют, прикалывают..    И т.д.

  1. Подвижная игра  «Магазин» - образование уменьшительно-ласкательных форм существительных (игра с мячом)

- А где мы можем увидеть уже готовую одежду?

- в магазине..

- я буду покупать взрослую одежду, а вы детскую, маленькую, поэтому называйте ее ласково.

                    Я куплю штаны – а я штанишки (ребенок)

                    Я куплю платье – а я платьице

                     Я куплю куртку – а я курточку…. И т.д.

Воспитатель:

  1. «Сравнение предметов одежды, отличающихся к-л деталью»

- А я тоже кое-что себе прикупила. Вот посмотрите..

 Игра «Найди отличия»

Скажите, чем отличаются эти предметы одежды?

Дети: У этой юбки синий пояс, а у этой юбки красны пояс.

У этой юбки зеленая оборка, а у этой юбки коричневая оборка.

У этой рубашки красный воротник, а у этой рубашки синий воротник.

У этой рубашки синий карман, а у этой рубашка красный карман.

Логопед:

Раздается стук в дверь, доставляется посылка для швеи (коробка с деталями одежды)…

  1. Игра «Маленькие портняжки»

                 Детям читается записка:

Здравствуйте ребята! Помогите!

Нам одежду почините.

Много ателье прошла,

Но решила сдать сюда.

Предлагается побыть в роли маленьких портняжек. Необходимо собрать на столе  предмет одежды из отдельных частей.

Рубашка: рукава, манжеты, воротник, карманы, жилетка.

Джинсы: брючины, пояс, застежка «молния»..

  1. Спасибо за помощь! А я за это научу нас одной интересной игре «Что я вижу - не скажу, но предмет я опишу!»- закрепление умения составлять описание предмета одежды с опорой на план-схему.

Одному ребенку на голову одевается ободок с предметной картинкой, изображающей какую-либо одежду (рубашка, шарф), остальные – опираясь на план-схему, описывают ему предмет так, чтобы он его угадал.

Воспитатель:

  1. Подведение итога занятия,.

Вспомните, какие опыты вы проводили?

Почему одежду шьют из ткани?

Какая одежда получается из ткани? (мягкая, гладкая)

Какие бывают материалы?

Как нужно ухаживать за одеждой?.. И т.д.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим по теме: "Одежда".

Цель:- Закреплять знание детей об одежде.- Формировать понятие «одежда».- Формировать представление о видах одежды в соответствие со временами года.- Упражнять в  образование  существи...

занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Тема : "Овощи"

Занятие развивает речь детей, расширяет знания детей об овощах....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим по теме: «Одежда» с использованием дидактической игры для детей с нарушением слуха

Тема: «Оденем куклу на прогулку»Цель: Закреплять название предметов одежды.Задачи:Образовательные:·       Продолжать формировать у детей умение давать характеристику сезо...

Конспект ООД во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим на тему " Одежда"

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по изучению предметов одежды с детьми 3-4 лет...

Ознакомление с окружающим миром Тема: «Одежда»

Упражнять детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, строение, величина)...

Конспект по образовательной области Познавательное развитие направление "Ознакомление с окружающим миром" Тема: "Одежда"

quot;Ознакомление с окружающим миром" ТЕМА: «Одежда»Цель: Обогащение знаний детей об одежде.Образовательные задачи:Учить дифференцировать предметы одежды и головные уборы ...