План – конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с дошкольниками подготовительной логопедической группы с ОНР Тема: «Звук и буква Ч»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
В конспекте представлено решение поставленных задач в увлекательной соревновательно- игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_po_gramote_ch.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с дошкольниками подготовительной логопедической группы с ОНР
Тема: « Звук и буква Ч»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Актуализировать знания детей о звуке [ч] и букве Ч.
2. Закрепить умение дифференцированно произносить [ч] в словах и фразах.
3. Совершенствовать фонематические процессы: анализ, синтез и представления; языковой анализ и синтез.
4. Активизировать словообразовательные процессы: образование и употребление качественных прилагательных, уменьшительно-ласкательных существительных.
5. Закреплять навык употребления сложносочиненных и сложноподчиненных
предложений.
6. Расширять кругозор, уточнять словарь.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Совершенствовать умение работать по схемам, алгоритмам, делать выводы и обобщения.
2. Упражнять в решении ребусов, проблемных ситуаций.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1.Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, умение работать в группах.
2. Поддерживать интерес к школьному обучению.
Методы и приемы:
- практические (игры, упражнения, задания)
- наглядные (рассматривание, показ способов действий, схемы, алгоритмы)
- словесные (высказывание предположений, рассказы педагога и детей, вопросы – ответы, художественное слово, объяснения, рассуждения)
Материалы и оборудование:
1. Сумка почтальона.
2. Речевые профили звуков [ч] [т`], таблица-алгоритм для характеристики звуков.
3. Подписанные для каждого ребенка конверты со схемами и картинками, в названии которых есть [ч].
4. Цветные карандаши.
5. Игрушка Хомяк-повторюшка.
6. Барабан для игры «Поле чудес».
7. Д/и «Цветочно-слоговые часы», «Собери «рассыпанное» слово».
8. Рассказы, данные в картинно-схематичном изображении.
Логика образовательной деятельности.
№ | Деятельность логопеда | Деятельность воспитанников | Ожидаемый результат |
1 | Вносит в группу сумку, объясняет, что сумку передал почтальон, в ней много сложных заданий для детей, поэтому она такая тяжелая. Чтобы узнать его фамилию, нужно расшифровать ребус. | Слушают, отгадывают фамилию почтальона, объясняют, как расшифровали ребус. | Заинтересовались предстоящей деятельностью, закрепили навыки звукового анализа и синтеза. |
2 | Предлагает второе задание Печкина: «Выбрать из сходных речевых профилей профиль звука, обозначаемый буквой Ч, доказать правильность своего выбора, рассказать об этом звуке (по таблице)». | Выбирают речевой профиль звука [ч], рассказывают, какое положение принимают органы речи на данный звук, дают ему характеристику, указывают на особенность [ч] – всегда мягкий, у него нет твердой пары. | Закрепили артикуляцию и фонетические признаки [ч]. |
3 | Третье задание: «Найти из представленных конвертов свой, достать из него картинку, назвать слова со звуком [ч], определить его место, выбрать карандаш нужного цвета, объяснить свой выбор, зарисовать схему. Поменяться заданиями для взаимопроверки». | Читают на конвертах свои ФИО, выполняют задания, проверяют друг у друга. | Закрепили навыки фонематического анализа, сотрудничества и взаимопонимания. |
4 | Четвертое задание: «Собрать «рассыпанные» слова. Назвать их по очереди Хомяку-повторюшке, который передаст их Печкину». Называет звуки, из которых состоят слова: ч,а,й; ч,у,л,к,и; о,ч,к,и; о,б,р,у,ч; х,о,ч,у; б,о,ч,к,а; д,о,ч; д,о,ч,к,а; л,у,ч,и,к; в,н,у,ч,к,а; н,о,ч; Ж,у,ч,к,а. | Называют Хомяку «собранные» слова. | Закрепили навыки фонематического синтеза. |
5 | Пятое задание. «Печкин предлагает поиграть в игру «Поле чудес»: нужно отгадать слово по буквам». Задания для определения букв: - это третья буква в слове «бочка»; - про эту букву загадка: Вот буква, вроде шалаша, Неправда ль, буква хороша, И хоть она проста на вид, Но начинает алфавит. - этой буквой нужно заменить последнюю букву в слове НОЖ, чтобы получилось название части тела (лица) человека; - это одинаковый гласный звук в словах: дым, бык, рысь, лыжи. | С помощью вращающегося барабана, выбирают порядковый номер буквы, отгадывают ее по заданию и открывают на табло. Читают слово. | Закрепили навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, навыки преобразования слов путем замены звука. |
6 | Шестое задание: «Объяснялки» - объяснить, что такое часы и рассказать все, что известно об этом предмете. | Объясняют, что такое часы, для чего они нужны, какие бывают. | Расширили кругозор, закрепили навыки образования прилагательных, употребления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. |
7 | Физ.минутка Тик-так, тик-так В доме кто умеет так? Это маятник в часах Отбивает каждый такт. А в часах сидит кукушка, У нее своя избушка. Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью. Стрелки движутся по кругу, Не касаются друг друга. Повернемся мы с тобой Против стрелки часовой. А часы идут, идут, Иногда вдруг отстают, А бывает, что спешат, Словно убежать хотят. Если их не заведут, То они совсем встают. | Проговаривают, выполняют движения: - наклоны головы - поднимание плеч - наклоны туловища в стороны - приседают, руки складывают «крышей» - руки в стороны - закрываются руками - повороты вправо - повороты влево - ходьба на месте - замедление - бег на месте - вращение кистями - основная стойка, руки сложены на груди | Сняли напряжение и утомление |
8 | Седьмое задание. «Печкин предлагает по своим необычным часам - «цветочно-слоговым», определить количество слогов в названии цветов». Логопед предлагает назвать слова, в которых есть [ч], и придумать, что можно сделать, чтобы в названиях цветов без этого звука, он появился? | Выбирают цветок, называют, определяют количество слогов, ставят одну стрелку часов на изображение, другую на нужное количество кружков. Называют слова со[ч], Изменяют названия цветов. | Закрепили названия цветов, навыки слогового анализа и синтеза, образования уменьшительно-ласкательных существительных. |
9 | Восьмое задание: работа в парах «Составь слово». Предлагает разделиться на пары, вписать в пустые клетки буквы, с которых начинаются изображенные на карточках предметы. | Разбиваются на пары, вписывают буквы, читают получившиеся слова. | Закрепили навыки фонематического анализа и синтеза, умение работать в парах. |
10 | Девятое задание: работа в подгруппе. «Прочитай» рассказ». Предлагает разделиться на подгруппы. Каждой подгруппе дает карточку с картинно-схематичным изображением предложений. После выполнения задания команды выбирают, кто из участников будет представлять рассказ. | Делятся на подгруппы. Каждая подгруппа «читает» свой рассказ, соотнося каждую полоску со словом предложения. Выбирают ребенка, который будет «читать» рассказ другой подгруппе. | Закрепили навыки языкового анализа и синтеза, умение работать в коллективе. |
11 | Итог. Предлагает собрать все выполненные задания и передать их почтальону Печкину, чтобы он убедился в правильности их выполнения. Предлагает подумать, как можно все это вручить Печкину? | Предлагают варианты передачи заданий (отослать задания заказным письмом по почте, передать маме Вари М., которая работает на почте, отправить электронное письмо, передать Хомяку-повторюшке и т.д.) | Закрепили умение находить решения проблемных ситуаций. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP ПО ТЕМЕ «ОДЕЖДА»
Конспект логопедического занятия содержит материалы, способствующие расширению представлений у детей с ОНР. Обогащение и уточнение словаря по теме «Одежда». Развитие лексико-грамматическог...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP ПО ТЕМЕ «ОСЕННИЕ ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ»
Конспект логопедического занятия содержит материалы, способствующие расширению представлений у детей с ОНР. Обогащение и уточнение словаря по теме «Осенние деревья в лесу». Развитие лексик...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP « НА ФЕРМЕ» ПО ТЕМЕ «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Логопедическое занятие содержит материалы способствующие расширению представлений у детей с ОНР. Обогащение и уточнениесловаря по теме "Домашние животные". Развитие лексико-грамматического с...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP ФЕДОРИНО ГОРЕ ПО ТЕМЕ «ПОСУДА»
Конспект логопедического занятия содержит материалы способствующие расширению представлений у детей с ОНР. Обогащение и уточнение словаря по теме"Посуда". Развитие лексико-грамматического ст...
Конспект организованной образовательной деятельности учителя – логопеда на развитие лексико-грамматического строя в подготовительной к школе группе. Тема «Мой Город»
Цель организованной образовательной деятельности:активизировать словарь по лексической теме «Город Волгодонск»...
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе тема: «Звук и буква К»
Конспекторганизованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группетема: «Звук и буква К»...
Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях детского сада по развитию фонематического восприятия, звук [Ж], у детей старшего дошкольного возраста
Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда вусловиях детского сада по развитию фонематического восприятия, звук [Ж],у детей старшего дошкольного возраста...