КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP ПО ТЕМЕ «ОСЕННИЕ ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект логопедического занятия содержит материалы, способствующие расширению представлений у детей с ОНР. Обогащение и уточнение словаря по теме «Осенние деревья в лесу». Развитие лексико-грамматического строя речи в играх и упражнениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект логопедического занятия в старшей группе | 393.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №5 комбинированного вида
Красносельского района
Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ
СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP
ПО ТЕМЕ «ОСЕННИЕ ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ»
Используемые технологии:
- Здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования физического и психического здоровья
- Игровые технологии
- Личностно-ориентируемые технологии
- Мнемотехника
- ИКТ
Составила и провела 29.09.2018г.
учитель-логопед
Малышева Елена Анатольевна
Санкт-Петербург
Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда
с воспитанниками старшего возраста
Тема: «Осенние деревья в лесу»
Цель: Активизация и актуализация словаря по теме «Осенние деревья осенью», развитие связной речи.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- расширение и уточнение представлений об осенних признаках;
- конкретизация представлений о деревьях;
- знакомство с характерными особенностями строения деревьев, из которых они состоят;
- активизация и актуализация словаря по теме «Деревья»
- развитие навыков словообразования: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, словоизменения: образование формы множественного числа существительных;
- Развитие навыков образование существительных в родительном падеже, согласование прилагательных с существительными в роде и числе;
- обучение образованию относительных прилагательных;
- развитие навыка составления предложений об осенних признаках с опорой на мнемотаблицу.
- Коррекционно-развивающие:
- развитие слухового и зрительного восприятия, зрительного гнозиса, внимания и памяти;
- развитие речевого слуха и фонематического восприятия;
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие общей, мелкой моторики и координации речи с движением;
- Воспитательные:
- развитие познавательного интереса;
- воспитывать чувство любви к природе, бережное отношение к окружающему природному миру;
- воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность;
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, уважения;
- воспитание культуры речевого общения
Педагогические технологии, используемые в работе:
1. Игровые технологии:
1.1. Использование дидактических и настольно печатных игр;
1.2.Использование игровых приемов и ситуаций.
2.Здоровьесберегающие технологии:
2.1. Использование пальчиковой гимнастики.
3. Личностно-ориентируемые технологии:
3.1. Учет особенностей и личностных качеств каждого ребенка.
4. Мнемотехника.
Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики «Ветер по лесу летал».
Форма работы: подгрупповая.
Ориентировано: дети старшего возраста с диагнозом ОНР.
Оборудование:
- Предметные картинки с изображением Деревьев.
- Игра «Посадим деревья в сад к Гному и Гномику» ( Изображения двух гномов отличающиеся по размеру, силуэтные изображения больших и маленьких домов и деревьев).
- Игра «Чей пенек?» (изображение пеньков разных деревьев).С использованием ИКТ.
- Игра « Разноцветные листья» (изображения деревьев, маленькие карточки с изображением листьев).
- Предметные картинки с изображением осенних признаков.
- Картинка-загадка «Что ты видишь» (контурные наложенные изображения листьев).
- Дыхательные тренажеры «деревья» по количеству детей.
- Магнитная доска.
- Ковролин.
- Компьютер
Ход занятия.
Логопед встречает детей в кабинете и предлагает занять место около стульчиков . На столе лежат перевернутые изображения деревьев(дуб, клен, сосна, ель, рябина, каштан, береза). Ребята, мы сегодня пойдем гулять, а куда надо отгадать. Послушайте стихотворение:
На что похожи листья?
На мою ладошку лист похож у клена,
Осенью - оранжевый, летом он зеленый.
Словно перышки, листочки у рябинки,
Что склонилась тихо над тропинкой.
У осины листья, как монеты,
У каштана- словно опахала,
Было листьев очень много летом,
Осенью их очень мало стало.
Догадались, куда мы отправляемся? ( в лес). Правильно, сегодня мы с вами пойдем в лес, но не в простой, а сказочный. Чтобы в него попасть нужно, ответить какое сейчас время года? (осень). Давайте вспомним признаки осени, в этом вам поможет таблица которая висит на доске (дети по одному составляют предложения об осени).
Молодцы! А теперь посмотрите, какие деревья лежат у вас на столах? Дети отвечают по одному (у меня дуб, клен, рябина, береза, сосна, ель, каштан). Молодцы, хорошо знаете вы названия деревьев.
К нам в гости пришли маленькие человечки – гномы. Один гном большой, а другой маленький. Будем их называть Гном и Гномик (прикрепляют к ковролину изображения гномов). Эти гномы живут в домах, у большого гнома – дом, а у маленького – домик (прикрепляют силуэты домов к ковролину около гномов).
Ребята помогите мне закончить стихотворение:
«Жил да был веселый…(гном),
Он себе построил …(дом),
Рядом жил поменьше …(гномик),
Он себе построил …(домик)!
Сейчас поиграем в игру: «Посади дерево в сад к Гному и Гномику». Возьмите картинки которые лежат у вас на столе .По очереди выходите и прикрепляйте свои деревья к ковролину, назовите свое дерево. У кого что растет? У Гнома растет дуб, у Гномика-дубок (береза-березка, рябина-рябинка,осина-осинка,сосна-сосенка,ель-елочка,липа-липка,тополь-тополек).
Дети, можно одинаково назвать сад у Гнома и Гномика? (нет, у Гномика маленький садик)
.
Молодцы! А сейчас выходите и становитесь в кружок, мы с вами поиграем в игру «Листья».
Дети выполняют упражнение.
Листья осенние тихо кружатся, Листья нам под ноги тихо ложатся. И под ногами шуршат, шелестят, Будто опять закружиться хотят. | Кружатся, расставив руки в стороны. Приседают. Движения руками влево - вправо. Кружатся на носочках. |
Оставайтесь в кругу, а знаете ли вы на каких деревьях какие листья? Я буду бросать вам по очереди мяч, а вы будете отвечать на вопрос. На клене-(кленовые), на осине-(осиновые), на рябине- (рябиновые), на дубе-(дубовые), на ольхе (ольховые), на березе-(березовые), на липе-(липовые),на тополе-(тополиные).
Молодцы! А теперь подойдите к столу и возьмите деревья с листочками, встаньте прямо и поднесите деревья к губам, немного отодвинув от лица. Сейчас вы будите дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох, плечи не поднимайте, щечки не надувайте, вытяните губы трубочкой и подуйте на листочки. (Дети выполняют упражнение 3-4-раза по команде ).
Молодцы! Садитесь за столы. (На столе перед детьми лежат фишки). Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (дерево) .А как называется это дерево? (дуб).Правильно, давайте мы с вами выложим звуковую схему слова ДУБЫ.
(Дети выполняют задание, выкладывая схему). Молодцы! Правильно выполнили задание, а теперь скажите, сколько звуков в слове ДУБЫ? (в этом слове четыре звука). Произнесите их по порядку(Д,У,Б,Ы).Сколько гласных звуков?(два). Назовите их(А,У),сколько согласных звуков?(два),какие это звуки?(Д-согласный, твердый, звонкий, Б-согласный, твердый глухой).Молодцы!
А сейчас мы с вами отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику
«Ветер по лесу летал »
Дети проговаривают | Выполняют движения |
Ветер по лесу летал Ветер листики считал: Вот дубовый, вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березы- золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. | Плавные волнообразные движения Загибают по одному пальчику на обеих руках. Спокойно укладывают ладони на стол. |
Интерактивная игра.
Ребята посмотрите сейчас на компьютер, мы с вами поиграем в игру «Чей пенек?» (на экране изображения пеньков разных деревьев). Назовите - чей это пенек? ( это пенек березовый, это пенек еловый, это пенек осиновый, это пенек дубовый, это пенек рябиновый, это пенек кленовый).
Молодцы, вы хорошо справились с заданием. А сейчас посмотрите на ковролин, какие деревья вы видите? (клен, каштан рябина ,дуб ,ель ,сосна). Правильно. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Разноцветные листья».
А вот и листья этих деревьев, они лежат у вас на столах. Вы должны отгадать с какого дерева упал каждый из них, закрепить листок рядом с этим деревом и вспомнить, какой это листок.( этот листок упал с клена - кленовый листок этот листок упал с рябины - рябиновый листок; этот листок упал с дуба -дубовый листок; эти иголки с ели –еловые иголки, а эти иголки с сосны – сосновые иголки).Ребята с какого же дерева упал последний листок? (с каштана). Мы назовем его лист каштана. Каштановый лист не принято говорить.
А теперь представьте, какого цвета листья деревьев осенью, и расскажите мне про каждый из них. Послушайте, как я расскажу про еловые иголки: Это – зеленые еловые иголки. А теперь вы по очереди (красный кленовый листок, оранжевый рябиновый листок, коричневый дубовый листок, зеленые сосновые иголки, желтый лист каштана).
Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием .А сейчас выходите и вставайте полукругом. Наша прогулка в лес заканчивается, последняя игра сегодня – «Что ты видишь?». Нужно сказать, что вы видите на картинке? (я вижу березовый листок, дубовый листок, кленовый листок, рябиновый листок). Молодцы! Это было очень трудное задание, вы отлично с ним справились.
Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Какие задания вам было интересно выполнять? Вы все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительного возраста с диагнозом ОНР по развитию лексико-грамматического строя речи "Весёлое путешествие"
Актуализация словаря и формирование лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с общим недоразвитием речи на тему: "Животные жарких стран"....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий. Тема: "Осень. Деревья наших лесов"
Занятие позволяет в игровой форме уточнить и расширить словарный запас, образовывать и использовать в речи относительные прилагательные, закреплять умение образовывать и употреблять в речи форму родит...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP ПО ТЕМЕ «ОДЕЖДА»
Конспект логопедического занятия содержит материалы, способствующие расширению представлений у детей с ОНР. Обогащение и уточнение словаря по теме «Одежда». Развитие лексико-грамматическог...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Конспект логопедического занятия содержит материалы способствующие развитию фонематического слуха у детей с ОНР. Обучение звуко-буквенному анализу с использованием графических записей....
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP « НА ФЕРМЕ» ПО ТЕМЕ «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Логопедическое занятие содержит материалы способствующие расширению представлений у детей с ОНР. Обогащение и уточнениесловаря по теме "Домашние животные". Развитие лексико-грамматического с...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP ФЕДОРИНО ГОРЕ ПО ТЕМЕ «ПОСУДА»
Конспект логопедического занятия содержит материалы способствующие расширению представлений у детей с ОНР. Обогащение и уточнение словаря по теме"Посуда". Развитие лексико-грамматического ст...
Конспект ООД по речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Осень.Деревья в лесу".
Конспект ООД по речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Осень.Деревья в лесу"....