КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP ПО ТЕМЕ «ОСЕННИЕ ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Малышева Елена Анатольевна

Конспект логопедического занятия содержит материалы, способствующие расширению представлений у детей с ОНР. Обогащение и уточнение словаря по теме «Осенние деревья в лесу». Развитие лексико-грамматического строя речи в играх и упражнениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №5 комбинированного вида

Красносельского района

Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ

СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP

ПО ТЕМЕ «ОСЕННИЕ ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ»

Используемые технологии:

  • Здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования физического и психического здоровья
  • Игровые технологии
  • Личностно-ориентируемые технологии
  • Мнемотехника
  • ИКТ

Составила и провела 29.09.2018г.

                                                                            учитель-логопед

                                                                           Малышева Елена Анатольевна

Санкт-Петербург

Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда
с воспитанниками старшего возраста


Тема: «Осенние деревья в лесу»

Цель: Активизация и актуализация словаря по теме «Осенние деревья осенью», развитие связной речи.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
  • расширение и уточнение представлений об осенних признаках;
  • конкретизация представлений о деревьях;
  • знакомство с характерными особенностями строения деревьев, из которых они состоят;
  • активизация и актуализация словаря по теме «Деревья»
  • развитие навыков словообразования: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, словоизменения: образование формы множественного числа существительных;
  • Развитие навыков образование существительных в родительном падеже, согласование прилагательных с существительными в роде и числе;
  • обучение образованию относительных прилагательных;
  • развитие навыка составления предложений об осенних признаках  с опорой на мнемотаблицу.

  • Коррекционно-развивающие:
  • развитие слухового и зрительного восприятия, зрительного гнозиса, внимания и памяти;
  • развитие речевого слуха и фонематического восприятия;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие общей, мелкой моторики и координации речи с движением;

  • Воспитательные:
  • развитие познавательного интереса;
  • воспитывать чувство любви к природе, бережное отношение к окружающему природному миру;
  • воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность;
  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, уважения;
  • воспитание культуры речевого общения

Педагогические технологии, используемые в работе:

1. Игровые технологии:

1.1. Использование дидактических и настольно печатных игр;

1.2.Использование игровых приемов и ситуаций.

2.Здоровьесберегающие технологии:

2.1. Использование пальчиковой гимнастики.

3. Личностно-ориентируемые технологии:

3.1. Учет особенностей и личностных качеств каждого ребенка.

4. Мнемотехника.

Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики «Ветер по лесу летал».

Форма работы: подгрупповая.

Ориентировано: дети старшего возраста с диагнозом ОНР.

Оборудование:

  • Предметные картинки с изображением Деревьев.
  • Игра  «Посадим деревья в сад к Гному и Гномику» ( Изображения двух гномов отличающиеся по размеру, силуэтные изображения больших и маленьких  домов и деревьев).
  • Игра «Чей пенек?» (изображение пеньков разных деревьев).С использованием ИКТ.
  • Игра « Разноцветные листья» (изображения деревьев, маленькие карточки с изображением листьев).
  • Предметные картинки с изображением осенних признаков.
  • Картинка-загадка «Что ты видишь» (контурные наложенные изображения листьев).
  • Дыхательные тренажеры «деревья» по количеству детей.
  • Магнитная доска.
  • Ковролин.
  • Компьютер

Ход занятия.

Логопед встречает детей в кабинете и предлагает занять место около стульчиков . На столе лежат перевернутые изображения деревьев(дуб, клен, сосна, ель, рябина, каштан, береза). Ребята, мы сегодня пойдем гулять, а куда надо отгадать. Послушайте стихотворение:

На что похожи листья?

На мою ладошку лист похож  у клена,

Осенью - оранжевый, летом он зеленый.

Словно перышки, листочки у рябинки,

Что склонилась тихо над тропинкой.

У осины листья, как монеты,

У каштана- словно опахала,

Было листьев  очень много летом,

Осенью их очень мало стало.

Догадались, куда мы отправляемся? ( в лес). Правильно, сегодня мы с вами пойдем в лес, но не в простой, а сказочный. Чтобы в него попасть нужно, ответить  какое сейчас время года? (осень). Давайте вспомним признаки осени, в этом вам поможет таблица которая висит на доске (дети по одному составляют предложения  об осени).  

C:\Users\Vadimka\рабочий стол\одежда\мнемотаблица осень.jpg

Молодцы! А теперь посмотрите, какие деревья лежат у вас на столах? Дети отвечают по одному (у меня дуб, клен, рябина, береза, сосна, ель, каштан). Молодцы, хорошо знаете вы названия деревьев.

К нам в гости пришли  маленькие человечки – гномы. Один гном большой, а другой маленький. Будем их называть Гном и Гномик (прикрепляют к ковролину  изображения гномов). Эти гномы живут в домах, у большого гнома – дом, а у маленького – домик (прикрепляют силуэты домов к ковролину около гномов).

Ребята помогите мне закончить стихотворение:

«Жил да был веселый…(гном),

Он себе построил …(дом),

Рядом жил поменьше …(гномик),

Он себе построил …(домик)!

Сейчас поиграем в игру: «Посади дерево в сад к Гному и Гномику». Возьмите картинки которые лежат у вас на столе .По очереди выходите и прикрепляйте свои деревья к ковролину, назовите свое дерево. У кого что растет?  У Гнома растет дуб, у Гномика-дубок (береза-березка, рябина-рябинка,осина-осинка,сосна-сосенка,ель-елочка,липа-липка,тополь-тополек).

Дети, можно одинаково назвать сад у Гнома и Гномика? (нет, у Гномика маленький садик)

. C:\Users\Vadimka\рабочий стол\картинки скан\2.JPG

Молодцы! А сейчас выходите  и становитесь в кружок, мы с вами поиграем  в игру «Листья».

Дети выполняют упражнение.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Кружатся, расставив руки в стороны.

Приседают.

Движения руками влево - вправо.

Кружатся на носочках.

Оставайтесь в кругу, а знаете ли вы на каких деревьях какие листья? Я буду бросать вам  по очереди мяч, а вы будете отвечать на вопрос. На клене-(кленовые), на осине-(осиновые), на рябине- (рябиновые), на дубе-(дубовые), на ольхе (ольховые), на березе-(березовые), на липе-(липовые),на тополе-(тополиные).

Молодцы!  А теперь подойдите к столу и возьмите деревья с листочками, встаньте прямо и поднесите деревья к  губам, немного отодвинув от лица. Сейчас вы будите дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох, плечи не поднимайте, щечки не надувайте, вытяните губы трубочкой и подуйте на листочки. (Дети выполняют упражнение 3-4-раза по команде ).

         Рисунок12345.jpg                                                      Рисунок12345678.jpg

Молодцы! Садитесь  за столы. (На столе перед детьми лежат фишки). Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (дерево) .А как называется это дерево? (дуб).Правильно, давайте мы с вами выложим звуковую схему слова ДУБЫ.

(Дети выполняют задание, выкладывая схему). Молодцы! Правильно выполнили задание, а теперь скажите, сколько звуков в слове ДУБЫ? (в этом слове четыре звука). Произнесите их по порядку(Д,У,Б,Ы).Сколько гласных звуков?(два). Назовите их(А,У),сколько согласных звуков?(два),какие это звуки?(Д-согласный, твердый, звонкий, Б-согласный, твердый глухой).Молодцы!

А сейчас мы с вами отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику  

 «Ветер по лесу летал »

Дети проговаривают

Выполняют движения

Ветер по лесу летал

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березы- золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Плавные волнообразные движения

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Спокойно укладывают ладони на стол.

 Интерактивная игра.

Ребята посмотрите сейчас на компьютер, мы с вами поиграем в игру «Чей пенек?» (на экране изображения пеньков разных деревьев). Назовите - чей это пенек? ( это пенек березовый, это пенек еловый, это пенек осиновый, это пенек дубовый, это пенек рябиновый, это пенек кленовый).

C:\Users\Vadimka\рабочий стол\картинки скан\3.JPG

Молодцы, вы хорошо справились с заданием. А сейчас посмотрите на ковролин, какие деревья вы видите? (клен, каштан рябина ,дуб ,ель ,сосна). Правильно. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Разноцветные листья».

А вот и листья этих деревьев, они лежат у вас на столах. Вы должны отгадать с какого дерева упал каждый из них, закрепить листок рядом  с этим деревом и вспомнить, какой это листок.( этот листок упал с клена - кленовый листок этот листок упал с рябины - рябиновый листок; этот листок упал с дуба -дубовый листок; эти иголки с ели –еловые иголки, а эти иголки с сосны – сосновые иголки).Ребята с какого же дерева упал последний листок? (с каштана). Мы назовем его лист каштана. Каштановый лист не принято говорить.

                   SCAN0017.JPG                            SCAN0016.JPG

SCAN0018.jpg

SCAN00189.jpg

SCAN00199.jpg

ЛОРНПГН.jpg

ОНАОГН.jpg

ОРАОН.jpg

РРОРОРО.jpg

Ш7ЕШГ7Е.jpg

А теперь представьте, какого цвета листья деревьев осенью, и расскажите мне про каждый из них. Послушайте, как я расскажу про еловые иголки: Это – зеленые еловые иголки. А теперь вы по очереди (красный кленовый листок, оранжевый рябиновый листок, коричневый дубовый листок, зеленые сосновые иголки, желтый лист каштана).

Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием .А сейчас выходите и вставайте полукругом. Наша прогулка в лес заканчивается, последняя игра сегодня – «Что ты видишь?». Нужно сказать, что вы видите на картинке? (я вижу березовый листок, дубовый листок, кленовый листок, рябиновый листок). Молодцы! Это было очень трудное задание, вы отлично с ним справились.

C:\Users\Vadimka\рабочий стол\одежда\листья.png

Ребята, давайте вспомним,  чем мы сегодня занимались? Какие задания вам было интересно выполнять? Вы все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительного возраста с диагнозом ОНР по развитию лексико-грамматического строя речи "Весёлое путешествие"

Актуализация словаря и формирование лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с общим недоразвитием речи на тему: "Животные жарких стран"....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий. Тема: "Осень. Деревья наших лесов"

Занятие позволяет в игровой форме уточнить и расширить словарный запас, образовывать и использовать в речи относительные прилагательные, закреплять умение образовывать и употреблять в речи форму родит...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP ПО ТЕМЕ «ОДЕЖДА»

Конспект логопедического занятия содержит материалы, способствующие расширению представлений у детей с ОНР. Обогащение и уточнение словаря по теме «Одежда». Развитие лексико-грамматическог...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Конспект логопедического занятия содержит материалы способствующие развитию фонематического слуха у детей с ОНР. Обучение звуко-буквенному анализу с использованием графических записей....

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP « НА ФЕРМЕ» ПО ТЕМЕ «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Логопедическое занятие содержит материалы способствующие расширению представлений у детей с ОНР. Обогащение и уточнениесловаря по теме "Домашние животные". Развитие лексико-грамматического с...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP ФЕДОРИНО ГОРЕ ПО ТЕМЕ «ПОСУДА»

Конспект логопедического занятия содержит материалы способствующие расширению представлений у детей с ОНР. Обогащение и уточнение словаря по теме"Посуда". Развитие лексико-грамматического ст...

Конспект ООД по речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Осень.Деревья в лесу".

Конспект ООД по речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Осень.Деревья в лесу"....