Логопедическое занятие по ФФН в старшей и подготовительной группах в условиях логокружка на тему Звук[з],[з] и буква З.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Логопедическое занятие по ФФН
в старшей и подготовительной группах
в условиях логокружка
на тему: "Звук[з],[з*] и буква З".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_po_ffn.docx | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 31
отдела образования администрации
муниципального образования
Кавказский район
Учителя-логопеда: Корнюхиной А. В.
п.Мирской, 2016 г.
Пояснительная записка.
Данная разработка НОД возникла в условиях современной, насыщенной
событиями жизни и применение некоторых видов ЦОР для разнообразия
логопедических знаний в условиях логопедического кружка, усиливает
интерес детей и их родителей к коррекционной деятельности, активному
взаимодействию учителя-логопеда, родителей, воспитателями дошкольных
учреждений.
Разработка НОД по ФФН для старшей группы на тему: «Звук [з] и буква
З» в условиях коррекционного логопедического кружка «Мой веселый
язычок», где время проведения ограниченно, где важно быстро, умело,
качественно и эффективно выполнять задания, где важен конечный результат
– постановка звука, его закрепление, дифференциация с другими звуками-
всё это важно для учителя-логопеда, педагогов и родителей, должно
проходить в игровой форме, вызывая интерес детей и взрослых.
Это НОД может проводиться в самом начальном этапе подготовки и
постановки свистящих звуков. Тема занятия: «Звук /з/ и буква З», в нем
используется свистящие звуки, а точнее- звук /з/.
Дети, которые могут участвовать при проведении этого занятия – дети
старшей и подготовительной групп. Дети разделены по подгруппам (4-5
человек), со схожими нарушениями речи-недостатками произношения
свистящих звуков, имеющих различные заключения, психологически дети
имеют различия: интраверты и эстраверты, дети с разной степенью
внимания, мышления, памяти, гиперактивные.
Данное занятие построено и разработано мной на основе программ
Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание
детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи», М. 1993 г.;
«Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим
недоразвитием речи 6-го года жизни», М., 1989 г.; «Воспитание и обучение
детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием»,
М., 2002, а также Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные
логопедические занятия в подготовительной группе с фонетико-
фонематическим недоразвитием.», и О.С. Гомзяк ««Говорим правильно в 6-7
лет» конспекты фронтальных занятий 2 периода обучения в подготовите
льной к школе группе.», а еще практического пособия для воспитателей,
логопедов, методистов, родителей и гувернёров, основанного на опыте
работы Лыловой Л. С. «Индивидуальные и подгрупповые логопедические
занятия с детьми дошкольного возраста» -2012 г.,
Целью моей непосредственной разработки являются – выполнение
артикуляционных упражнений для постановки звука /з/, тренировка в произ
несении этого звука, произношение звука /з/, его акустико-артикуляционный
образ, развитие дыхания и фонематического слуха, развитие ВПФ (внимания,
памяти, воображения), развитие мелкой моторики рук.
В НОД старалась проводить необходимые знания с интересными,
запоминающимися, разнообразными упражнениями, а также провести
индивидуальную работу конкретно с каждым ребёнком по устранению
недостатков в речи (замена, искажение, отсутствие звука /з/ в речи).
Длительность проведения подобных занятий основывается на преодолении
и устранении недостатков произношения детьми звука /з/. Это НОД по време
ни проведения не должно превышать установленных норм проведения НОД
в старшей группе-20-25 минут, в подготовительной группе – 25-30 минут.
Количество часов – 1 час за год.
Данное НОД представляет комбинированную структуру, где участвуют все
дети. В занятии несколько этапов:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Акустико-артикуляционный образ звука.
4. Развитие фонематического слуха.
5. Соотношение звука с буквой.
6. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях.
7. Индивидуальная работа по звукопроизношению.
8. Физминутка.
9. Упражнение на развитие мелкой моторики рук и грамматических основ
написания буквы.
10. Индивидуальная работа по звукопроизношению.
11. Рассматривание выполненных заданий. Рассказывание о картинках,
рисунках. Составление связных предложений по рисунку.
12. Итог занятия и оценка деятельности детей.
Цели:
1) Дать характеристику звука [з].
2) Автоматизировать звук [з] в слогах, словах, предложениях.
3) Развивать артикуляционную и мелкую моторику
4) Развивать фонематический слух и восприятие, воображение.
5) Развивать лексико-грамматический строй и связную речь.
Оборудование: запись на диктофоне (голоса леса, стук в дверь, телефонный
звонок), лампадка и жидкости для нее (запах цветов), индивидуальные
зеркала, карандаши, картинки со звуком [з], [з*], камушки Марблс, буква З,
мордочки зайца, головы комара, ноутбук, листы с элементами буквы З,
сигнальные карточки синего и зеленого цвета, макет дома (бревнышки с
гласными буквами, крыша с изучаемым звуком – звуком [з], индивидуальные
тетради, игрушка- зайчик.
Ход НОД:
- Организационный момент-(слышатся голоса леса, слышится запах-аромат цветов(из специальной лампадки), вдруг раздается стук в дверь.
Логопед: Ах, ребята, какие звуки я слышу, какой аромат! Это, наверное,
из леса. Ой, кто это стучит? Пойду посмотрю. Посмотрите, это…зайка.
Он заблудился, не найдет своего дома. Давайте мы ему поможем?
Успокоим его и поиграем. (Ответы детей).
Логопед: Для того, чтобы успокоить зайку, мы споем ему песенку:
- Зайка забавный у Зои живет.
Зоя не знает с зайкой забот.
Какой звук встречается чаще всего? (Звук [з]).
-Зеркало у зебры есть,
Зелень любит она съесть.
Какой звук встречается чаще всего? (Звук [з*]).
Правильно, мы будем вместе с зайкой различать звуки [з] и [з*], букву З.
Но, прежде чем приступить к работе, мы покажем зайке как выполнять
артикуляционную гимнастику (звучит запись звуков).
- Артикуляционная гимнастика:
для губ: упр. «Улыбка»-растягивание в улыбке губ; (звучит смех ребенка);
упр. «Хоботок»-вытягивание губ вперед; (звучит рев слона);
для языка: упр. «Блинчик»-разложить широкий язык на нижней
губе; (звучит звук костра);
упр. «Трубочка»-вытянуть губы вперед, а между ними
просунуть язык и слегка подуть; (звучит звук детского
музыкального инструмента-трубочки (дудочки);
для челюсти: медленное открывание и закрывание рта, язык у
нижних зубов (звучит звук открывающего и закрывающегося
двери).
- Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед: Ребята, посмотрите, как я говорю звук [з], послушайте как он
звучит, произнесите звук [з]. (Дети произносят). Положите ладошку на горло
и еще раз произнесите звук. Что происходит с горлом? (Оно дрожит.)
Значит, при звуке [з]- губы в улыбке, зубы сближены, язык дрожит, он
приподнят, посредине языка идет сильная струя воздуха, работают голосовые
связки. Поэтому, звук [з] – согласный, твердый, звонкий. Каким цветом его
можно обозначить? Верно, синим.
Логопед: Ребята, а теперь я произношу звук [з], послушайте, как он звучит,
произнесите звук [з*]. (Дети произносят). Положите ладошку на горло и еще
раз произнесите звук. Что происходит с горлом? (Оно дрожит.)
Значит, при звуке [з*]- губы сильнее растянуты в улыбке, язык приподнят,
язык сильнее напряжен, он дрожит, посредине языка идет сильная струя
воздуха, работают голосовые связки. Этот звук такой же как и звук [з] или он
другой? Верно, они имеют схожесть и различие. Звук [з*] – согласный,
звонкий, но мягкий. Каким цветом можно его обозначить? Верно, зеленым.
Произнесите оба эти звука и посмотрите в зеркало. Давайте попробуем
различать эти звуки в игре «Угадай-ка». Покажите сигнальные карточки мне
и зайке. (Правильно, карточка должна быть синяя).
- Развитие фонематического слуха.
Давайте попробуем различать эти звуки в игре «Угадай-ка». Я буду
называть различные звуки, а вы должны показать на звук [з]-сигнальную
карточку синего цвета, а на звук [з*]-сигнальную карточку зеленого цвета.
Молодцы, показали мне и зайке как можно различать нужные звуки.
А теперь поиграем в игру «Помоги Зайке». Нужно поднять мор-
дочку зайчика, если вы услышите в слогах и словах звук [з], и голову
комарика-если услышите звук [з*] в слогах и словах.
Молодцы!
- Соотношение звука с буквой.
Звук мы слышим и произносим, а букву видим, читаем и пишем.
Посмотрите! Покажите, как нужно писать букву З, напишите ее в воздухе.
(Показ буквы З и ее прописывание в воздухе).
6. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях:
-работа со слогами:
Игра «Собери домик для Зайки» - нахождение, проговаривание,
выкладывание бревнышек с гласными буквами в прямом и обратном
порядке с добавлением к ним звуков [з], [з*].
-Молодцы, ребята!
7. Индивидуальная работа по звукопроизношению.
-работа со словами:
Логопед: Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились! А теперь
поиграем с зайкой в другую игру:
-игра «Добавь звук» - логопед показывает на ноутбуке картинки и
произносит начало слова и просит детей закончить нужным слогом, а затем
дети проговаривают слово целиком (например, такие слова- ва…, ро…, та…,
ко…, моро…, мимо… и т. д.)
Логопед: Прекрасно! Быстро все получилось, но у меня еще есть
упражнение:
-работа с предложениями:
-упр. «Составь предложение для зайки»-выставляется картинка зайца. Каж
дому ребенку нужно составить предложение со звуком [з], [з*] и со словом
зайка. (Ответы детей).
Логопед: С этим упражнением тоже все получилось хорошо, все выполнили.
Логопед: Вы составили много предложений. Умницы! А теперь
отдохнем.
8. Физкультминутка:
У зайки есть ушки, ушки-на макушке.
Есть 4 лапочки, все они в порядочке.
Носик, глазки, хвостик есть.
Любит зайка наш поесть.
Присаживаемся на свои места и попробуем по точкам написать букву З и
разукрасить картинку со звуком З разноцветными камушками (детям
раздаются картинки и камушки).
9. Упражнение на развитие мелкой моторики рук и грамматических основ написания буквы:
(Дети прописывают букву по точкам и разукрашивают картинки со звуками
[з], [з*]. Во время выполнения этих упражнений может проводиться
индивидуальная работа). Отлично!
10. Индивидуальная работа по звукопроизношению.
Логопед: Ребята, кто справился с этими заданиями может нариcовать любой
рисунок со звуками [з], [з*] или картинку зайчика.
11. Рассматривание выполненных заданий, рассказывание о картинках, рисунках. Составление связных предложений по рисункам.
12.Итог занятия и оценка деятельности детей.
Логопед: Дети, скажите, кто к нам сегодня приходил? С чем мы сегодня
познакомились? Какие звуки мы различали? (Звук [з], [з*]). Какую букву мы
теперь знаем? (Букву З).
Вам понравилось на занятии? (Ответы детей). (Запись звонка телефона). Ой,
ребята, позвонили из леса и зайке надо уходить. Скажите ему: «До
свиданья!». А вы были сегодня активны, хорошо играли, выполняли
задания, умницы! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие. Образовательная область: речевое развитие. Подготовительная к школе группа. Тема: Звук и буква К. Зимние виды спорта.
Цель: Совершенствовать фонематический слух.Программное содержание.1. Образовательные задачи:-познакомить с глухим согласным звуком [к], [к’] и буквой «К»;-учить опр...
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: Звуки [з] и [зь]. Буква З, з.
Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи....
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы с использованием видео на тему: «Дикие животные. Знакомство с ежом» (Звуки Ф – Фь)
Цели и задачи:Коррекционно-образовательные:- обобщение и систематизация знаний об одном из диких животных наших лесов – еже; его внешнем виде, образе жизни, повадках.- уточнение, активизация и а...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Тема: Автоматизация звука Л.
В основу логопедического занятия положен комплексно-игровой метод в сочетании с наглядными игровыми приемами. На каждом этапе решаются задачи по расширению словаря и формированию грамматического строя...
Открытое логопедическое занятие для детей старшей и подготовительной группы на лексическую тему: Жители Арктики. «Путешествие с медвежонком Умкой по Арктике»
Открытое логопедическое занятиедля детей старшей и подготовительной группына лексическую тему:Жители Арктики. «Путешествие с медвежонком Умкой по Арктике» Автор: Коньякова Дарья...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Звук [э], буквы Э,э.
- учить детей рассуждать, четко выражать свои мысли;- знакомить с буквой Э;- развивать мелкую моторику;- упражнять в проведении звукового анализа слова.Оборудование: карточка с буквой Э (шрифт черный)...
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по теме «Звук [Ш]. Буква Ш»
В конспекте занятия представлены игры и упражнения В конспекте представлены игры и упражнения для закрепления навыков различения и четкого произношения звука [ш] в слогах. словах и фразах....