Логопедическое занятие по ФФН в старшей и подготовительной группах в условиях логокружка на тему Звук[з],[з] и буква З.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Корнюхина Анна Владимировна

Логопедическое занятие по ФФН

 в старшей и подготовительной группах

 в условиях логокружка

 на тему: "Звук[з],[з*] и буква З".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie_po_ffn.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное

                             учреждение  детский  сад  №  31

                          отдела  образования  администрации

                                 муниципального  образования

                                            Кавказский  район

Учителя-логопеда: Корнюхиной А. В.

п.Мирской, 2016 г.

Пояснительная записка.

  Данная разработка НОД возникла в условиях современной, насыщенной

событиями жизни и применение некоторых видов ЦОР для разнообразия

логопедических знаний в условиях логопедического кружка, усиливает

интерес детей и их родителей к коррекционной деятельности, активному

взаимодействию учителя-логопеда, родителей, воспитателями дошкольных

учреждений.

Разработка НОД по ФФН для старшей группы на тему: «Звук [з] и буква

З» в условиях коррекционного логопедического кружка «Мой веселый

язычок», где время проведения ограниченно, где важно быстро, умело,

качественно и эффективно выполнять задания, где важен конечный результат

– постановка звука, его закрепление, дифференциация с другими звуками-

всё это важно для учителя-логопеда, педагогов и родителей, должно

проходить в игровой форме, вызывая интерес детей и взрослых.  

   Это НОД может проводиться в самом начальном этапе подготовки и

постановки свистящих звуков. Тема занятия: «Звук /з/ и буква З», в нем

используется свистящие звуки, а точнее- звук /з/.

Дети, которые могут участвовать при проведении этого занятия – дети

старшей и подготовительной групп. Дети разделены по подгруппам (4-5

человек), со схожими нарушениями речи-недостатками произношения

свистящих звуков, имеющих различные заключения, психологически дети

имеют различия: интраверты и эстраверты, дети с разной степенью

внимания, мышления, памяти, гиперактивные.

   Данное занятие построено и разработано мной на основе программ

Филичевой  Т.Б., Чиркиной  Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание

детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи», М. 1993 г.;

«Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим

недоразвитием речи 6-го года жизни», М., 1989 г.; «Воспитание и обучение

детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием»,

М., 2002, а также Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные  

логопедические занятия в подготовительной группе с фонетико-

фонематическим недоразвитием.», и О.С. Гомзяк ««Говорим правильно в 6-7  

лет» конспекты фронтальных занятий 2 периода обучения в подготовите

льной к школе группе.», а еще практического пособия для воспитателей,

логопедов, методистов, родителей и гувернёров, основанного на опыте

работы Лыловой Л. С. «Индивидуальные и подгрупповые логопедические

занятия с детьми дошкольного возраста» -2012 г.,    

   Целью моей непосредственной разработки являются – выполнение

артикуляционных упражнений для постановки звука /з/, тренировка в произ

 несении этого звука, произношение звука /з/, его акустико-артикуляционный

образ, развитие дыхания и фонематического слуха, развитие ВПФ (внимания,

памяти, воображения), развитие мелкой моторики рук.

    В НОД старалась проводить необходимые знания с интересными,

запоминающимися, разнообразными упражнениями, а также провести

индивидуальную работу конкретно с каждым ребёнком по устранению

недостатков в речи (замена, искажение, отсутствие звука /з/ в речи).

   Длительность проведения подобных занятий основывается на преодолении

и устранении недостатков произношения детьми звука /з/. Это НОД по време

ни проведения не должно превышать установленных норм проведения НОД

в старшей группе-20-25 минут, в подготовительной группе – 25-30 минут.

Количество часов – 1 час за год.

Данное НОД представляет комбинированную структуру, где участвуют все

дети. В занятии несколько этапов:        

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Акустико-артикуляционный образ звука.

4. Развитие фонематического слуха.

5. Соотношение звука с буквой.

6. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях.

7. Индивидуальная работа по звукопроизношению.

8. Физминутка.

9. Упражнение на развитие мелкой моторики рук и грамматических основ

написания буквы.

10. Индивидуальная работа по звукопроизношению.

11. Рассматривание выполненных заданий. Рассказывание о картинках,

рисунках. Составление связных предложений по рисунку.

12. Итог занятия и оценка деятельности детей.

Цели:

1) Дать характеристику звука [з].

2) Автоматизировать звук [з] в слогах, словах, предложениях.

3) Развивать артикуляционную и мелкую моторику

4) Развивать фонематический слух и восприятие, воображение.

5) Развивать лексико-грамматический строй и связную речь.

Оборудование: запись на диктофоне (голоса леса, стук в дверь, телефонный

звонок), лампадка и жидкости для нее (запах цветов), индивидуальные

зеркала, карандаши, картинки со звуком [з], [з*], камушки Марблс, буква З,

мордочки зайца, головы комара, ноутбук, листы с элементами буквы З,

сигнальные карточки синего и зеленого цвета, макет дома (бревнышки с

гласными буквами, крыша с изучаемым звуком – звуком [з], индивидуальные

тетради, игрушка- зайчик.

                                                Ход  НОД:

  1. Организационный  момент-(слышатся голоса леса, слышится запах-аромат цветов(из специальной лампадки), вдруг раздается стук в дверь.

Логопед: Ах, ребята, какие звуки я слышу, какой аромат! Это, наверное,

из леса. Ой, кто это стучит? Пойду посмотрю. Посмотрите, это…зайка.

Он заблудился, не найдет своего дома. Давайте мы ему поможем?

Успокоим его и поиграем. (Ответы детей).  

      Логопед: Для того, чтобы успокоить зайку, мы споем ему песенку:

                             - Зайка забавный у Зои живет.

                               Зоя не знает с зайкой забот.     

   Какой звук встречается чаще всего? (Звук [з]).

                               -Зеркало у зебры есть,

                                Зелень любит она съесть.

  Какой звук встречается чаще всего? (Звук [з*]).                            

Правильно, мы будем вместе с зайкой различать звуки [з] и [з*], букву З.

  Но, прежде чем приступить к работе, мы покажем зайке как выполнять

артикуляционную гимнастику (звучит запись звуков).

  1. Артикуляционная гимнастика:

для губ: упр. «Улыбка»-растягивание в улыбке губ; (звучит смех ребенка);

                  упр. «Хоботок»-вытягивание губ вперед; (звучит рев слона);

 для языка: упр. «Блинчик»-разложить широкий язык на нижней

                      губе; (звучит звук костра);

                      упр. «Трубочка»-вытянуть губы вперед, а между ними

                      просунуть язык и слегка подуть; (звучит звук детского                  

                      музыкального инструмента-трубочки (дудочки);

для  челюсти:  медленное открывание и закрывание рта, язык у

                         нижних зубов (звучит звук открывающего и закрывающегося  

                         двери).

  1. Акустико-артикуляционный образ звука.

   Логопед: Ребята, посмотрите, как я говорю звук [з], послушайте как он

звучит, произнесите звук [з]. (Дети произносят). Положите ладошку на горло

и еще раз произнесите звук. Что происходит с горлом? (Оно дрожит.)

     Значит, при звуке [з]- губы в улыбке, зубы сближены, язык дрожит, он

приподнят, посредине языка идет сильная струя воздуха, работают голосовые

связки. Поэтому, звук [з] – согласный, твердый, звонкий. Каким цветом его

можно обозначить? Верно, синим.

Логопед: Ребята, а теперь я произношу звук [з], послушайте, как он звучит,

произнесите звук [з*]. (Дети произносят). Положите ладошку на горло и еще

раз произнесите звук. Что происходит с горлом? (Оно дрожит.)

     Значит, при звуке [з*]- губы сильнее растянуты в улыбке, язык приподнят,

язык сильнее напряжен, он дрожит, посредине языка идет сильная струя

воздуха, работают голосовые связки. Этот звук такой же как и звук [з] или он

другой? Верно, они имеют схожесть и различие. Звук [з*] – согласный,

звонкий, но мягкий. Каким цветом можно его обозначить? Верно, зеленым.

Произнесите оба эти звука и посмотрите в зеркало. Давайте попробуем

различать эти звуки в игре «Угадай-ка». Покажите сигнальные карточки мне

и зайке. (Правильно, карточка должна быть синяя).

  1. Развитие фонематического слуха.

Давайте попробуем различать эти звуки в игре «Угадай-ка». Я буду

называть различные звуки, а вы должны показать на звук [з]-сигнальную

карточку синего цвета, а на звук [з*]-сигнальную карточку зеленого цвета.

Молодцы, показали мне и зайке как можно различать нужные звуки.

     А теперь поиграем в игру «Помоги Зайке». Нужно поднять мор-

дочку зайчика, если вы услышите в слогах и словах звук [з], и голову

комарика-если услышите звук [з*] в слогах и словах.

Молодцы!

  1. Соотношение звука с буквой.

     Звук мы слышим и произносим, а букву видим, читаем и пишем.

Посмотрите! Покажите, как нужно писать букву З, напишите ее в воздухе.

(Показ буквы З и ее прописывание в воздухе).

     6. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях:

-работа со слогами:

Игра «Собери домик для Зайки» - нахождение, проговаривание,

выкладывание бревнышек с гласными буквами в прямом и обратном

порядке с добавлением к ним звуков [з], [з*].

-Молодцы, ребята!

     7. Индивидуальная работа по звукопроизношению.

-работа со словами:

Логопед: Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились! А теперь

поиграем с зайкой в другую игру:

-игра «Добавь звук» - логопед показывает на ноутбуке картинки и

произносит начало слова и просит детей закончить нужным слогом, а затем

дети проговаривают слово целиком (например, такие слова- ва…, ро…, та…,

ко…, моро…, мимо… и т. д.)

Логопед: Прекрасно! Быстро все получилось, но у меня еще есть  

упражнение:

-работа с предложениями:

-упр. «Составь предложение для зайки»-выставляется картинка зайца. Каж

дому ребенку нужно составить предложение со звуком [з], [з*] и со словом

зайка. (Ответы детей).

Логопед: С этим упражнением тоже все получилось хорошо, все выполнили.

Логопед: Вы составили много предложений. Умницы! А теперь

отдохнем.

      8.  Физкультминутка:

                        У зайки есть ушки, ушки-на макушке.

                       Есть 4 лапочки, все они в порядочке.

                                Носик, глазки, хвостик есть.

                                Любит зайка наш поесть.

Присаживаемся на свои места и попробуем по точкам написать букву З и

разукрасить картинку со звуком З разноцветными камушками (детям

раздаются картинки и камушки).

     9. Упражнение на развитие мелкой моторики рук и грамматических основ написания буквы:

(Дети прописывают букву по точкам и разукрашивают картинки со звуками

[з], [з*]. Во время выполнения этих упражнений может проводиться

индивидуальная работа). Отлично!

    10. Индивидуальная работа по звукопроизношению.

Логопед: Ребята, кто справился с этими заданиями может нариcовать любой

рисунок со звуками [з], [з*] или картинку зайчика.

    11.  Рассматривание выполненных заданий, рассказывание о картинках, рисунках. Составление связных предложений по рисункам.

    12.Итог занятия и оценка деятельности детей.

Логопед: Дети, скажите, кто к нам сегодня приходил? С чем мы сегодня

познакомились? Какие звуки мы различали? (Звук [з], [з*]). Какую букву мы

теперь знаем? (Букву З).

Вам понравилось на занятии? (Ответы детей). (Запись звонка телефона). Ой,

ребята, позвонили из леса и зайке надо уходить. Скажите ему: «До

свиданья!». А вы были сегодня активны, хорошо играли, выполняли

задания, умницы! Молодцы!

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие. Образовательная область: речевое развитие. Подготовительная к школе группа. Тема: Звук и буква К. Зимние виды спорта.

Цель: Совершенствовать фонематический слух.Программное содержание.1.     Образовательные задачи:-познакомить с глухим согласным звуком [к], [к’]  и буквой  «К»;-учить опр...

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: Звуки [з] и [зь]. Буква З, з.

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы с использованием видео на тему: «Дикие животные. Знакомство с ежом» (Звуки Ф – Фь)

Цели и задачи:Коррекционно-образовательные:- обобщение и систематизация знаний об одном из диких животных наших лесов – еже; его внешнем виде, образе жизни, повадках.- уточнение, активизация и а...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Тема: Автоматизация звука Л.

В основу логопедического занятия положен комплексно-игровой метод в сочетании с наглядными игровыми приемами. На каждом этапе решаются задачи по расширению словаря и формированию грамматического строя...

Открытое логопедическое занятие для детей старшей и подготовительной группы на лексическую тему: Жители Арктики. «Путешествие с медвежонком Умкой по Арктике»

Открытое логопедическое занятиедля детей старшей и подготовительной группына лексическую тему:Жители Арктики. «Путешествие с медвежонком Умкой по Арктике» Автор:  Коньякова Дарья...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Звук [э], буквы Э,э.

- учить детей рассуждать, четко выражать свои мысли;- знакомить с буквой Э;- развивать мелкую моторику;- упражнять в проведении звукового анализа слова.Оборудование: карточка с буквой Э (шрифт черный)...

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по теме «Звук [Ш]. Буква Ш»

В конспекте занятия представлены игры и упражнения В конспекте представлены игры и упражнения для закрепления навыков различения и четкого произношения звука [ш] в слогах. словах и фразах....