Современный подход к коррекции зрительной и слухоречевой памяти.
консультация по логопедии на тему
Современный подход к коррекции зрительной и слухоречевой памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_podhod_k_korrektsii_zritelnoy_i_sluhorechevoy_pamyati.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный подход к коррекции зрительной и слухоречевой памяти.
Психологический анализ стойкой школьной неуспеваемости показывает, что у достаточно большого количества детей трудности связаны с несформированностью целого ряда психофизиологических функций, лежащих в основе успешного обучения каждого ребенка. Это так называемые уровни доинтеллектуальной деятельности. К ним относятся фонематический слух, зрительный анализ, артикуляция, мелкая моторика, пространственная, временная и количественная ориентация, координация в системе «глаз – рука», слухоречевая и зрительная память, внимание, образное восприятие. Решающую роль в формировании памяти принадлежит речи, на что указывал Л.С.Выготский. Сама человеческая память, в понимании Л.С.Выготского, есть активное запоминание с помощью знаков - предметного стимула на первоначальной ступени развития памяти и слова, которым, в последствие заменяется предметный стимул. Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что в этот период память является ведущим познавательным процессом, психической функцией. Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их. Дошкольное детство оставляет много воспоминаний на всю оставшуюся жизнь человека. Память определяется, как способность головного мозга воспринимать окружающую действительность, запечатлевать ее, хранить воспринятые сведения, а затем по мере необходимости воспроизводить их. Когда запоминание становиться условием успешной игры, ребенок легко запоминает слова в заданном порядке, стихи, последовательность действий и другое - это при нормальном развитии речи ребенка, у детей с речевыми нарушениями запоминание происходит в меньшем объеме, ребенок не может пользоваться приемами запоминания сознательно. Он если и повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в заданной последовательности, запоминание происходит искажено. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ведущими являются зрительная и зрительно-моторно- слуховая память, т.е. все виды памяти, в которых зрительная, является составляющей. Материал, предложенный зрительно, запоминается лучше, чем воспринимаемый на слух. Также дети, получившие установку на запоминание, лучше усваивают предъявленный материал и дольше помнят его, чем дети, которые такой установки не получили. О значении наглядности в обучении маленьких детей хорошо сказал К.Д.Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Развивающую работу начинать следует еще с дошколятами. Использование наглядного материала должно соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их меньшей утомляемости. Слухоречевую и зрительную память следует развивать одновременно, чередуя упражнения, связанные с этими видами памяти. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметричные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий. Задания и упражнения педагог должен использовать дифференцированно, учитывая психофизиологические и индивидуальные возможности детей, компоновать и дозировать их в рамках курса. Упражнения на развитие слухоречевой памяти. В игровой форме предлагаем детям прослушать цепочки звуков, а затем их повторить. От занятия к занятию объем цепочки постепенно увеличивается. Ведущий: «Дети, кто из вас больше запомнит звуков? Я буду произносить цепочку звуков, вы сначала внимательно ее послушайте, а затем по моей команде повторите». Самое главное – постепенное увеличение объема после того, как убедимся, что дети легко справляются с предыдущим заданием. Дошколятам нравится произносить звуки и одновременно отыскивать и показывать их на плакате, в книге.
Упражнения на тему: «Наша интонация». В игровой форме мы просим произнести ребенка цепочку звуков, слогов, слов или фразу с различной интонацией: радостно, грустно, удивленно, восторженно и т.д. Можно предложить ребенку выбрать самому интонацию или отследить, какую он использует чаще всего. Используя упражнение «Два маленьких котенка», предлагаем использовать в диалоге различные интонации для выражения своих чувств.
Усложненный вариант «Повтори наоборот». Указание: послушай внимательно цепочку слов, а затем повтори ее сохраняя мою интонацию, но в обратном порядке. Здесь возможны два этапа работы: первый – слова связаны между собой по смыслу, второй – слова не должны быть связаны по смыслу. Предлагая предложения, постепенно увеличиваем их объем. Для того чтобы материал легче запоминался, надо подключать во время занятий эмоциональные реакции ребенка, что позволяет ему лучше усваивать запоминаемый материал.
Упражнения на развитие зрительной памяти: «Что изменилось?», «Отгадай сказку по иллюстрации», срисовывание фигур (учитывать пропорции), дорисовывание фигур с недостающими деталями, письмо по шаблонам, изографы, определение пространственных соотношений элементов графических изображений и т.д. Это та же серия упражнений, но в ней мы предлагаем ребенку материал к запоминанию, используя карточки, картинки, схемы, таблицы с изображенными на них буквами, цифрами, словами, предметами и т.д. Можно показать сюжетную картину (от простой к сложной), предъявив ее на короткое время, затем убрать и попросить описать, что на ней изображено. В школьном возрасте для коррекции зрительной (орфографической) памяти можно использовать рисование отдельных словарных слов или словосочетаний, письмо по памяти.
Работая с детьми, мы не должны забывать про важность игровых моментов на своих занятиях. В программу активно включаем игры и упражнения, которые с одной стороны, работают на развитие памяти, внимания, речи, а с другой делают занятие веселым и непринужденным.
Серия упражнений под общим названием «Дразнилка». Целью этих занятий является развитие высокого уровня подражания, имитации, копирования задаваемых ведущим моделей речи (темп, интонация, высота голоса и др.), движений («Подвигаемся, как…»; «Побегаем, как» и др.), мимики (радуемся, огорчаемся, съели кислое и др.) и их различных сочетаний и вариаций.
Параллельно с развитием памяти, эти упражнения развивают еще и внимание ребенка. Игры, в которых нужно внимательно послушать, внимательно посмотреть, постараться точно скопировать рукой, мимикой, двигаться всем телом и др., направлены на развитие произвольного полимодального внимания, которое необходимо ребенку, чтобы «научиться быть отличником».
Игры на установление правильного расположения серий картинок, объединенных единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента. В этих играх требуется:
Отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ, расположить их последовательности протекания события.
Восстановить заданный порядок картинок-событий по ранее прочитанному рассказу, т.е. по памяти.
Найти место «пропавшей» картинки в ряду других. Вариантом этого приема является синтез речевого восстановления недостающего звена в ряду других.
Найти ошибку логопеда и восстановить деформированный порядок в серии картинок. Расположить картинки соответственно опорным словам или словосочетаниям. Опорными словами могут служить как наименование предметов, так и наименование действий.
Найти «лишнюю» картинку среди заданных, расположив картинки в соответствии с логикой событий.
Самостоятельно расположить картинки последовательности рассказа, составить по ним забавной (смешной), грустной (печальной) рассказ.
Игры эвристического характера, направлены на нахождение недостающего элемента ситуаций среди предложенных картинок.
Выстраивать в правильной последовательности событие по одной заданной картинке, отобрать из нескольких наборов картинок, элементы, адекватные заданному. Игры в «семантические абсурды», когда детям предлагается найти несоответствие между текстом и иллюстрацией к нему; найти в тексте слова, фразы, части неподходящие по смыслу, и заменить их адекватными. Эти игры подготавливают детей к развитию поисковой деятельности, направляя их внимания на выбор языковых средств, адекватных как смысловым, так и синтаксическим отношением сообщением. Ассоциативные игры, цель которых – актуализация отбора слов из долговременной памяти и систематизация имеющегося у ребенка словаря. Система подобных упражнений носит подготовительный характер к пересказу своими словами и может проводиться как на изолированных словах, так и на словах, взятых из теста.
Литература
- Выготский Л.С. Мышление и речь / Лабиринт, Москва, 1996. -127с.
- Даниленкова О.Р. Развитие преднамеренного запоминания у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи / О.Р. Даниленкова // Дефектология. - № 6, 59-64с.
- Косякова О.О. Логопсихология /Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 254с.
- Немов Р.С. Психология. В 3кн.-4-е изд. – Москва: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-Кн.2: Психология образования.-608с.
- А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский Психология. – 2-е изд. Стереотип.-М.: Издательский центр «Академия», 2000.-512с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
краткий экскурс в теорию памяти. формирование словаря у детей с ЗПР. Основные дидактические игры и упражнения, способствующие формированию слухоречевой и логической памяти у детей с ЗПР через ра...
«Современный подход к профилактике и коррекции стертой формы дизартрии у детей».
Е.Е. ДрегалоМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад «Танюша», городское поселение Фёдоровский, Сургутский район, ХМАО - Югра, Тюм...
Современные подходы к логопедической коррекции.
Домнина Г. Б., учитель-логопед Современные подходы к логопедической коррекции.Наше учреждение участвовало в городском конкурсе «Детский сад будущего» в 2010 году. Выбранный нами модуль назывался...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ИТЕРАЦИЙ
Статья о причинах возникновения физиологических иттераций и пути их преодоления....
Современный подход к изучению памяти в психолого-педагогической литературе.
Память определяют в психологии, как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Проблеме развития памяти большое влияние уделялось советскими и зарубежными психологами. Памят...
Презентация на тему :"СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ"
презентация на тему "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ"...
Современный подход развития памяти в дошкольном возрасте в информационно - образовательном пространстве
C развитием современных технологий стало возможным не только улучшения физических и бытовых условий. Для педагогов открылись возможности развития когнитивных способностей, как внимание,мышление,вообро...