Современный подход развития памяти в дошкольном возрасте в информационно - образовательном пространстве
статья по психологии (старшая группа)
C развитием современных технологий стало возможным не только улучшения физических и бытовых условий. Для педагогов открылись возможности развития когнитивных способностей, как внимание,мышление,вооброжение и память детей. В статье рассматриваются возможности развития памяти в старшем дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный подход развития памяти
в дошкольном возрасте в информационно -
образовательном пространстве
Автор: воспитатель Вахонина Светлана Олеговна
Место работы: МАДОУ «Детский сад №1 «Номина»
Проблема развития памяти в информационно-образовательном пространстве в современной жизни дошкольника имеет большое значение. Это объясняется тем, что идет развитие современных технологий и они проникают во все сферы жизни детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает необходимость формирования интеллектуальных качеств в условиях информационного образовательного пространства.
Однако, как показывает практика, информационные технологии в работе ДОУ используются недостаточно широко и полно. Что объясняется рядом причин, среди которых можно выделить следующие: отсутствие материальной базы, недостаточная методическая разработанность использования в работе с детьми дошкольного возраста, отсутствие данной компетентности у самих педагогов.
Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного дошкольника. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно – образовательный процесс и повысить его эффективность. Поэтому внедрение информационного образовательного пространства в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного пространства в целом. Необходимость формирования интеллектуальных качеств в условиях информационного образовательного пространства предусматривает и ФГОС ДО. Согласно требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество образования, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Поэтому необходимо создать информационное образовательное пространство с целью развития памяти через дидактические игры на технических средствах обучения.
Таким образом целью моего исследования является изучить возможности применения современных образовательных средств в развитии памяти, а именно технических средств обучения, такие как ноутбук,SMART – доска и т.д.
Мною была выдвинута гипотеза исследования: развитие памяти у детей будет более эффективно если: в педагогическом процессе будет создана и широко использоваться работа информационно – образовательного пространства.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме, охарактеризовать виды памяти, особенности ее проявления у детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть понятие информационно – образовательное пространство, особенности его организации и использования в развитии памяти дошкольников;
3. Провести исследование по оценке уровня развития памяти с использованием ИОС;
4. Разработать и апробировать систему по развитию памяти в дошкольном возрасте с использованием ИОС.
На первом этапе исследования детей пяти лет применялась методика «Чего не стало?», автор методики Аслугареева.
Цель методики и оценка результатов представлены на слайде.
В данной методике 10 детей набрали по 2 балла, 6 детей набрали по 1 баллу.
На втором этапе исследования была применена методика «Заспомни и назови», авторы методики Стребелева, Катаева.
Цель методики и оценка результатов представлены на слайде.
В этой методике мы получили следующие результаты, результаты представлены на слайде.
На третьем этапе исследования была применена методика «10 слов». Автор методики Лурия.
Цель методики и оценка результатов представлены слайде.
Все методики мы проводили с использованием SMART – notebooka, мы заметили в ходе проведения методики дети положительно и с охотой работала со SMART докой , задавали разные вопросы и конечно с интересом выполняли предложенные им задания.
По результатам проведенной диагностики, мы определили уровни развития памяти у детей. Таким образом, у восьми человек преобладает высокий уровень развития памяти. У пяти человек средний уровень развития памяти. У 3 человек низкий уровень памяти.
В ходе исследования, мы проанализировали план работы воспитателя за период с января по март с целью выявления особенностей воспитательно – образовательной работы по развитию памяти у детей среднего дошкольного возраста и использования дидактических игр в информационном образовательном пространстве.
Я создала сборник из 34 игр на развитие памяти, созданные в программе Power Point. Целью сборника является, развитие памяти у детей дошкольноговозраста.
Работу с детьми осуществляли следующим образом: проводили игры с использованием средств ТСО, объясняли им, как быстрее запомнить материал, проговаривали вслух, повторяли, актуализировали реальные воспоминания детей, объединяли, группировали по какому - либо признаку, связанных с заучиваемым материалом, находили отличия.
Игры детям предлагались на занятиях так и вне занятий. На занятиях по речевому развитию, проводились игры связанные с темой занятия, например, тема занятия «Животные». Детям предложено было постараться запомнить животных, которых они видят на экране ноутбука, сопровождение названий животных было на визуальном восприятии, так и на аудиальном восприятии
Индивидуально занимались мы с Алешой, Дабой, Эрдэни и Артемом, благодаря индивидуальным занятиям Даба, Алеша и Эрдэни, старались запоминать предметы, события в игре и старались отвечать на все поставленные вопросы, а Артем старался запоминать и говорить те предметы и события, которые есть в игре.
Особенно детям понравились в игры, «Зверята», «Найди фотографию», «Запомни домашних животных», «Запомни диких животных», «Автомобили для зверят», «Запомни, что как звучит» и дети предлагали повторно их проиграть. Мы проводили игры с применением мнемодорожек на занятии по речевому развитию.
Также мы проводили игры по развитию слуховой памяти «Запомни, что как звучит», «Золушка». Игру «Золушка» мы проводили в свободное время от занятия с Артемом, Аней, Тамиром и Эрдэни, т.к. им было затруднительно на слух воспринять заучиваемый материал. В этой игре предлагалось послушать и запомнить под какую музыку на балу танцевали Золушка и принц. Спустя 5 минут , мы предложили детям еще раз прослушать уже несколько композиций и вспомнить под какую музыку танцевали Золушка и принц. Аня, Эрдэни, Артем без затруднения нашли верную композицию, но Тамир испытывал некоторые затруднения.
За время исследования нам удалось провести 34 дидактических игр в Power Point и игры с применением мнемодорожек на развитие памяти и пополнить ими воспитательно – образовательную среду, создать информационное образовательное пространство.
Мы предоставляли игры в электронном варианте в аудиальных средствах, визуальных средствах, в аудиовизуальных средствах обучения на занятиях по познанию, по речевому развитию, по художественно – эстетическому развитию, на разных электронных носителях таких как: ноутбук, смартфон, телевизор с USB входом.
На заключительном этапе мы провели повторное анкетирование. По результатам повторного анкетирования, 77% родителей относятся к проблеме с положительной стороны и проводят работу с детьми по развитию памяти в домашних условиях, остальные 23% родителей относятся к проблеме нейтрально. Число родителей, которые поддерживают проблему по развитию памяти у детей повысилось на 21%.
Заключительная диагностика проводилась по тем же критериям и с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе. Таким образом, мы делаем вывод, что результаты повторной диагностики экспериментальной группы и контрольной группой почти сравнялись, так как у Эрдэни и Толи повысился уровень развития памяти с низкого уровня до среднего, а у Ани, Саяны, Тамира, Дабы, Алеши и Артема, развитие памяти повысился до высокого уровня. Уровень развития памяти в контрольной группе не изменился, результаты представлены в общей таблице. Сравнивая результаты начального и заключительного эксперимента, мы заметили, что уровень развития памяти у детей значительно повысился.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что использование игр в электронном варианте эффективно влияет на развитие памяти детей. Эффективно влияют на развитие памяти детей и игры с применением мнемодорожек оформленных в электронном варианте, поэтому необходимо создавать и обогащать ППРС техническими средствами обучения, создавать информационное образовательное пространство не только через игры, но и презентации, аудиозаписи и видеозаписи. Гипотеза исследования подтверждена, цель исследования достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Зрительная гимнастика для детей дошкольного возраста как часть образовательного пространства ДОУ»
Глаза из всех органов чувств считаются самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности (учеба, отдых, повседневная жизнь)...
Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие».
Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие»....
«Современные подходы к обучению детей дошкольного возраста»
laquo;Современные подходы к обучению детей дошкольного возраста»...
«Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОО(У)»
laquo;Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОО(У)»...
Развитие памяти детей дошкольного возраста на разных этапах дошкольного детства
Развитие памяти детей дошкольного возраста на разных этапах дошкольного детства....
«Современные подходы к закаливанию детей дошкольного возраста»
Охрана и укрепление здоровья - приоритетные задачи в современном обществе: моя роль, как педагога заключается в том, чтобы совместно с семьей организовать здоровьесберегающее и здоровьеформирующее обр...