Современные подходы к логопедической коррекции.
статья (логопедия) на тему
Домнина Г. Б., учитель-логопед
Современные подходы к логопедической коррекции.
Наше учреждение участвовало в городском конкурсе «Детский сад будущего» в 2010 году. Выбранный нами модуль назывался «Развитие исследовательских навыков у детей. Поддержка детской инициативы». Поначалу меня пугали сами термины: «Инициатива», «Исследовательские навыки». Может, мы забываем, с какими непростыми ребятишками работаем? Может, уж слишком далеко замахиваемся? С другой стороны, опыт подсказывал, что обучение, основанное на простой передаче знаний, всегда пробуксовывает! Оно неинтересно ни детям, ни педагогам, а потому малоэффективно! Да и коррекционная работа не бывает успешной, если ребёнок не мотивирован, не вникает в задание, а просто заучивает речевые шаблоны. Куда интереснее попробовать, выбрать, почувствовать правильную форму слова самому! Кроме того, инициативные творческие личности были востребованы во все времена! А активная жизненная позиция закладывается именно в дошкольном детстве! Важно не упустить момент! Но с чего начать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podkhody_k_logopedicheskoy_korrektsii.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Домнина Г. Б., учитель-логопед
ГОУ детский сад №1901, Москва.
Современные подходы к логопедической коррекции.
Наше учреждение участвовало в городском конкурсе «Детский сад будущего» в 2010 году. Выбранный нами модуль назывался «Развитие исследовательских навыков у детей. Поддержка детской инициативы». Поначалу меня пугали сами термины: «Инициатива», «Исследовательские навыки». Может, мы забываем, с какими непростыми ребятишками работаем? Может, уж слишком далеко замахиваемся? С другой стороны, опыт подсказывал, что обучение, основанное на простой передаче знаний, всегда пробуксовывает! Оно неинтересно ни детям, ни педагогам, а потому малоэффективно! Да и коррекционная работа не бывает успешной, если ребёнок не мотивирован, не вникает в задание, а просто заучивает речевые шаблоны. Куда интереснее попробовать, выбрать, почувствовать правильную форму слова самому! Кроме того, инициативные творческие личности были востребованы во все времена! А активная жизненная позиция закладывается именно в дошкольном детстве! Важно не упустить момент! Но с чего начать?
Новые пособия, диагностики, конспекты, безусловно, понадобятся, но позже! Сначала нужно изменить способы подачи детям любой информации! Основная идея формирования инициативы и исследовательских навыков:
не предлагать материал в готовом виде, а дать ребёнку возможность самому сделать пробы и выбрать правильный вариант ответа!
Конечно, исследовательские навыки формируются постепенно, «от простого к сложному», в средних и в подготовительных группах похожие приёмы отрабатываются на разном по сложности материале, да и количество используемых методов неодинаковое! Но главное, нужно начать с более современных задач логопедической коррекции, таких как:
- поддержка детской инициативы при исправлении речевых нарушений;
-формирование активного отношения и интереса к звучащей речи;
-развитие у детей умения размышлять и экспериментировать со словом.
- Как учитель логопед, приведу примеры формирования исследовательских навыков у детей с общим недоразвитием речи в разных возрастных группах.
В средних группах: а) можно просто предъявить ребятам звуковой символ изучаемого звука (Т.А.Ткаченко), но лучше предложить им самим выбрать из нескольких тот символ, который похож на артикуляцию предлагаемого звука; б) дети угадывают задаваемый звук по именам гостей, пришедших на занятие (Алла, Антон, Айболит); в) дети ищут или выбирают природные шумы, сходные с речевыми звуками ( [и]- лошадка, [м]-корова,[з]-комарик…); г)дети называют следующий на дорожке звук , ориентируясь на движения рук взрослого и повторяя их за ним (биоэнергопластика); д) дети переставляют живые звуки [ау - уа], заменяют (Оля – Уля), добавляют (Аня –Ваня); учат Матрёшку преобразовывать слоговые ряды [ам-ум-му]; д) детям нравится самим исправлять грубые аграмматизмы в речи куклы или путаницы в играх типа «Так бывает или нет?», «Сказки-обманки»; е)дети придумывают прозвища для гнома (по аналогии при отработке уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных)…
В старших группах: а) дети сравнивают речевые профили, размышляют о характеристиках звуках и объясняют свою позицию (почему считаю звук мягким согласным?); б) дети составляют простейшие звуковые схемы, ориентируясь на смену звуковых укладов при произнесении слова; в) очень активизируют детей такие ТРИЗовские приёмы, как что было бы? (пропал звук [А] или не стало бы мягких согласных?); как морфологический анализ (звуки встречаются на волшебных дорожках, образуя слог); как превращения (цапля – капля, шар – шарф, рот – крот, маки – майки…); как да-нет (задавая вопросы, дети угадывают слово по его схеме); г) повышает детскую мотивацию и приём подбора слова к схеме (помоги слону и волку найти их собственные звуковые домики или выбери из трёх домик для слова ива)… д)интересен приём разложения сложного слова на два простых (помидыни, огурбузы…) и наоборот конструирования слов, типа чернобровый; е) дети охотно образовывают фразу по опорным картинкам или исправляют деформированную (тут важно, чтобы не было повторений, пригодится приём «Запрещённое слово» для расширения синонимического поля); ж) при построении текста цепной организации (автор В.К.Воробьёва) каждый из ребят подгруппы по-своему распространяет фразу однородными членами. Интересно: у кого фраза будет длиннее, а у кого встретятся повторы?
В подготовительных группах: а)дети экспериментируют (переставляют, заменяют, добавляют, выкидывают, складывают…) не только со звуками, но и со слогами, и даже с ударением (кабан – банка, бычок – рачок, Зина – корзина, кормушка – корка, бар и сук – барсук, кружки – кружки…); б)дети не только выбирают, но и сами подбирают слово к схеме (что у тебя на лице подходит к заданному звукослоговому домику?); в) схематизировать можно не только звуковую и слоговую структуру слова, но и фразу, сказку и даже содержание сюжетной картины – это наглядно, понятно, занимательно! Моделирование развивает знаковую функцию, формирует исследовательские навыки у детей, делает доступными такие трудновоспринимаемые понятия как звук, слог, предложение, текст; г) приём сочинения сказок по предложенной модели стимулирует речевую активность детей, развивает их творческое воображение: большое пятно рядом с маленьким у одного ребёнка обозначает подружившихся Великана и Гнома, у другого – Дракона, утащившего Царевну, а у третьего – Сестрицу с Братцем, оказавшихся в заколдованном лесу; д) в работе над связной речью раскрепостят и заинтересуют детей такие приёмы ТРИЗ и РТВ как: игровая проблемная ситуация (Ванина кепка в клетке у жирафа), волшебный сюжет (мыльное дерево), вариативность окончания истории (найдёт ли Маша свою кошку?), сказочные приёмы выхода из ситуации (оживление, уменьшение…), поиск плюсов и минусов объекта (что хорошего и что плохого в осеннем дожде?), прогнозы развития (что было бы, если бы… на планете исчезли все парикмахеры?), гипотезы и их проверки (растает ли снег под тёплой шубой?).
Ещё раз перечислю приёмы подачи материала, повышающие детскую мотивацию к исправлению речевых нарушений, активизирующие и раскрепощающие ребят на занятиях, улучшающие их высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), уменьшающие сроки логопедической коррекции:
-сравнения ( артикуляций, схем, предметов, слов, явлений, ситуаций…);
-выбор (картинок, профилей, схем, букв, слов, вариантов…);
-исправления (нелепицы, путаницы, фразы-нескладушки, загадки-обманки);
-поиск, пробы, преобразования(добавь, переставь, замени, выкинь, удлини);
-догадки и предположения(Как ты думаешь? Почему? Что было бы? Зачем?);
-классификации и группировки(рассели слоги, заполни пустые клетки);
-творчество (продолжи, склей кусочки слов, образуй новое слово от моего);
-анализ и синтез (больше звуков или букв? Назови первый звук, букву, слог);
-моделирование (символы звуков, схемы слов, предложений, текстов);
-приёмы ТРИЗ и РТВ (теория решения изобретательских задач и развития творческого воображения).
Современные формы логопедической коррекции | ||
формы | пути реализации | результаты |
Широкое внедрение способов подачи материала, повышающих мотивацию детей к исправлению речи. | Поиск, выбор, пробы, предположения, сравнения, замены, перестановки, исправления, проблемная ситуация | Активизация познавательной активности, интерес к звучащей речи, лучшая динамика логокоррекции |
Формирование аналитико-синтетических способностей при моделировании состава слогов, слов, фраз, текстов | Символы звуков и их характеристик , звуковые и слоговые схемы, графические схемы фразы, схемы цепной организации текстов, мнемотаблицы, дневники исследований | Развитие фонематического чутья, символической функции речи, Осознание структуры фразы, текста… Сокращение сроков исправления нарушений речи. |
Развитие речемыслительной деятельности в детских вопросах и ответах. | Стимуляция вопросно-ответной формы обучения: почемучки, почта Учёного кота, да-нет, У кого больше вопросов? Прав ли Незнайка… Выбор вариантов ответа по аналогии, из предложенных.. Пробные высказывания | Улучшение коммуникации, способности к произвольной постановки различных моделей вопросов. Повышение речевой активности, познавательного интереса, Формирование исследовательских навыков. |
Активное использование элементов ТРИЗ и РТВ для развития фразовой и связной речи | проблемный сюжет, морфологический анализ, методы каталога, синектики, фантазирования, сочинения сказок, да-нет… | Раскрепощение детей их мотивированность, развитие внимания, памяти, мышления, воображения… |
Развитие речи в экспериментально – поисковой деятельности детей (проблемное обучение) | Активная роль ребёнка в добывании, переработке и анализе информации: гипотезы и их проверки, проблемные вопросы (система Л.М.Граб) | Расширение, активизация и актуализация словаря по всем лексическим темам. Усвоение на практике сложных грамматических конструкций, оречевление детских умозаключений |
Развитие детской инициативы в условиях равноправного партнёрства между взрослым и ребёнком | Совместные проекты, поиски, проверки речевых высказываний ребёнка и педагога, ребёнка и родителя, сообщества самих детей… | Развитие связной диалогической речи, криативности мышления, инициативы. Формирование навыков совместной исследовательской деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современный подход к профилактике и коррекции стертой формы дизартрии у детей».
Е.Е. ДрегалоМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад «Танюша», городское поселение Фёдоровский, Сургутский район, ХМАО - Югра, Тюм...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ИТЕРАЦИЙ
Статья о причинах возникновения физиологических иттераций и пути их преодоления....
Современный подход к коррекции зрительной и слухоречевой памяти.
Современный подход к коррекции зрительной и слухоречевой памяти....
Проблемы дизартрии. Комплексный подход и методы коррекции дизартрии в логопедической практике.
Комплексный подход и методы коррекции дизартрии в логопедической практике.Система логопедического воздействия при дизартрии...
Презентация на тему :"СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ"
презентация на тему "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ"...
Роль нейропсихологического подхода в логопедической коррекции детей дошкольного возраста
В данной статье описывпаетсяч роль нейрологопедического подхода в коррекционной деятельности учителя-логопеда...
Консультация: Современные подходы к коррекции заикания у дошкольников
Консультация: Современные подходы к коррекции заикания у дошкольников...