СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ИТЕРАЦИЙ
статья по логопедии по теме

Вохмянина Екатерина Александровна

Статья о причинах возникновения физиологических иттераций и пути  их преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chgpu_statya_zaikanie.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ИТЕРАЦИЙ.

Хоркунова Н.В. старший преподаватель кафедры СППиПМ,

Вохмянина Е.А. ассистент кафедры СППиПМ.

ЧГПУ, г. Челябинск

 Уже многие годы и особенно в последнее время за логопедической помощью в плане коррекции нарушения темпоритмической стороны речи обращаются родители детей в возрасте от 2,8 до 3,6 лет.

В результате сбора анамнестических сведений логопедом часто устанавливается какая-либо патология малыша в перинатальный период, как то ПП ЦНС, ПЭП, асфиксия, осложнённое кесарево сечение, заболевания матери ОРВИ в пренатальный период, ВУИ, сложные социальные условия: студенчество, проживание на снимаемой жилплощади, семейные ссоры и т.д.

Всё это, по нашему мнению, способствовало возникновению предрасположенности к появлению нарушений темпоритмической стороны речи.

Родителями отмечалось раннее психомоторное и речевое развитие детей; нередко встречались случаи гиперопеки и гипоопеки, запугивания, просмотра большого количества телевизионных передач и мультфильмов неподходящего для данного возраста детей содержания; тахилаличная, нечёткая по дикции речь окружающих, билингвизм.

 Все дети посещали ДОУ с раннего возраста. У части детей данной группы отмечалось нарушение количества сна, частые соматические и инфекционные заболевания, нахождение в стационаре по поводу травм, хирургического вмешательства, хронического соматического заболевания.

Появление нарушений темпоритмической стороны речи в виде повторов (итераций) отмечалась с периода формирования фразовой речи, то есть с 1,5 лет и чуть позже.

Квалифицированная помощь данным детям была оказана либо односторонне (педиатром, неврологом, консультациями логопеда), либо не оказывалась вовсе.

Соответствующей медико-логопедической  литературы родители либо не читали, либо просматривали какой- либо источник для коррекции данного вида речевого нарушения у взрослых.

Всё вышеперечисленное говорит об отсутствии либо о недостаточности превентивных мер по предупреждению возникновения нарушений темпоритмической стороны речи.

 Ещё Р.Кён (1878г.) говорил, что главное – это  профилактика, включающая в себя оздоровление, закаливание, полноценное питание и хороший уход.

Э.Фрешельс (1931г.) предлагал в период становления речи «удерживать от слишком обильной речевой продукции, окружить ребёнка только хорошей речью, не восхищаться чрезмерно высокими способностями ребёнка, вести разъяснительную работу с родителями».

Хватцев М.Е. (1959г.) особое внимание уделяет комплексному подходу в преодолении появившихся повторов (итераций).

Абелева И.Ю.; Синицина Н.Ф. (1969г.) называют эти повторы «болезнью роста», которые могут со временем пройти, либо закрепиться.

Селивёрстов В.И. (2000г.) указывает на зависимость появления повторов или «физиологических итераций» от недостаточного развития лексики, отсутствия разъяснительных бесед о явлениях окружающего мира, предметах,   действиях и т.д.

Задача логопеда на современном этапе оказания помощи семье малыша – объяснить необходимость комплексного воздействия, коррекции, по возможности выявить причину появления итераций, указать пути преодоления, научить приёмам коррекции. Таким образом, возникает необходимость проводить консультационные занятия, где семья принимает самое активное участие.

Логопед должен объяснить необходимость медицинского воздействия: медикаментозного, физиотерапевтического; прямого и косвенного логопедического воздействия.

Обязанность логопеда – за минимальное количество занятий (от 5 до 8-10) обучить всех членов семьи говорить с малышом чёткой, выразительной речью, используя приёмы «снятия» итераций.

А. Либман (1901г.) рекомендовал:

1. «лечить индивидуально, недолго и успешно»;

2. «завести речевую тетрадь».

Логопед должен на доступном уровне объяснить цель коррекции и развития ВПФ, фонематических процессов, моторного праксиса, лексики, грамматики, воспроизводящего чувства ритма. Когда члены семьи поймут принцип работы логопеда, уяснят необходимость дневного сна в количестве 2,5 – 3 часов, ночного сна не менее 11 часов, правил речевого охранительного режима, научатся говорить с ребёнком смысловыми отрезками, выделяя голосом первый гласный звук, подкрепляя речь «классическим» приёмом выражения ритмического рисунка, заключающемся в ударе ладошкой на такт (Х.Лагузен 1838г.), тогда можно рассчитывать на положительный результат – избавление речи ребёнка от «физиологических итераций».

По нашему мнению, только «триада» - невролог, логопед и семья – смогут не допустить закрепления повторов и перехода «физиологических итераций» в заикание.

ПАМЯТКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО ЛОГОПЕДА.

  1. Понравься и родителям, и малышу!
  2. Беседуй, а не допрашивай!
  3. На период сбора анамнестических данных займи малыша разумными играми.

Следи, КАК и ЧЕМ малыш играет.

  1. Не пытайся в первый же приём выяснить всё – вряд ли тебе ответят адекватно. Многое уже забылось.
  2. Составь подробный вопросник, где будет подробно указано, о чём родителям надо вспомнить.

Поиграй с малышом, обследуй в игре

  • ВПФ,
  • Фонематические процессы,
  • Моторику – общую, тонкую, артикуляционную и мимическую,
  • Лексику,
  • Грамматику,
  • Чувство воспроизводящего ритма,
  • Особенности звукопроизношения,
  • Состояние артикуляционного аппарата.
  1. Полюби малыша искренне.
  2. Расскажи о пользе сна и о том, сколько он должен длиться.

Объясни особенность взаимодействия возбуждения и торможения в коре головного мозга.

  1. Расскажи о патологическом условном рефлексе; уточни, в чем будет заключаться совместная работа «логопед – семья».
  2. Объясни значимость своей роли и главное – роль СЕМЬИ:
  • Логопед  - учит родителей (семью) малыша;
  • Семья -
  • Лечит,
  • Соблюдает охранительный речевой режим,
  • Выполняет с ребёнком  задания логопеда.
  1. Учись давать психофизиологическое обоснование (ПФО) каждому виду деятельности, объясняя доступным языком.
  2.  Помни о «МММ» - многофункциональности, многовариативности, многократности. Объясняй семье с точки зрения психофизиологии.

Улыбайся, играй, поощряй!

  1. Покажи родителям, что их малыш самый умный, сообразительный, послушный – надо только ему помочь!
  2. Помни!
  • Семья проговаривает, прыгает, бегает, как и малыш.
  • Первый и главный интеллект – моторный.
  • Неподготовленный взрослый не понимает сути логопедической деятельности, если только наблюдает за своим малышом. Он не учился пять лет на спецфакультете.
  • Объясняй многократно!
  1. На каждое занятие составляй подробный план – это поможет тебе самому уяснить сущность приёмов коррекции.
  2. Речь логопеда – образец для подражания!

               Помни о

  • смысловом отрезке,
  • первом гласном смыслового отрезка,
  • слиянии,
  • интонировании,
  • паузации.
  1. Главная цель работы – развитие связной речи, мышления.

«Чтобы говорить –

                                      надо говорить!»

                                                                                                Авиценна.

«Чтоб к речи быстро

приучить ребёнка,

с ним надо много

чётко

говорить и громко».

                                                                                              Авиценна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современный подход к профи­лактике и коррекции стертой формы дизар­трии у детей».

Е.Е. ДрегалоМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад «Танюша», городское поселение Фёдоровский,  Сургутский район, ХМАО - Югра, Тюм...

Современные подходы к логопедической коррекции.

Домнина Г. Б., учитель-логопед  Современные подходы к логопедической коррекции.Наше учреждение участвовало в городском конкурсе «Детский сад будущего» в 2010 году. Выбранный нами модуль назывался...

Современный подход к коррекции зрительной и слухоречевой памяти.

Современный подход к коррекции зрительной и слухоречевой памяти....

Современные подходы к профилактике нарушений речи у детей раннего возраста

В данной статье описаны направления прорфилактической и развивающей работы с детьми раннего возраста....

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями является одной из основных задач логопеда в ДОУ....

Презентация на тему :"СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ"

презентация на тему "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ"...

Консультация: Современные подходы к коррекции заикания у дошкольников

Консультация: Современные подходы к коррекции заикания у дошкольников...