«Современный подход к профилактике и коррекции стертой формы дизартрии у детей».
консультация по коррекционной педагогике по теме
Е.Е. Дрегало
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад «Танюша», городское поселение Фёдоровский, Сургутский район, ХМАО - Югра, Тюменской области, Россия.
«Играем с детьми – развиваем речь».
(советы учителя – логопеда)
(из опыта работы)
В семье появился малыш! Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли сделано для того чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении всех предметов школьной программы!
Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности овладения речью.
На это есть несколько причин: ребенок много болеет и часто отсутствует в детском саду, совсем не посещает дошкольное учреждение и т.д. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа. И в этом большую помощь своим детям могут оказать родители.
Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонение в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.
Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от сильных постоянных звуковых воздействий (включать на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не народными средствами, а обращаться в медицинские учреждения.
Взрослые должны помочь ребенку овладевать правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объёму стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему недоступны (например, в 2-3 года правильно произносить шипящие звуки и звук Р), читать художественные произведения, предназначенные для детей школьного возраста.
Ребенок овладевает речью по подражанию. И поэтому важно чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.
Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей с которыми малыш часто общается.
Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или поощрять.
Некоторые недостатки в речи детей возможно устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Ряд недостатков устранить легко, и доступно не только воспитателю, но и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.
Занимаясь с ребенком дома, читая ему книги, рассматривая картинки, родители предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), описать картинку. Дети справляются с такими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.
Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-нибудь задание и т.п.), взрослый же за это время подготовиться к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника, и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.
В семье для ребенка необходимо создать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Развитие связной речи является наипервейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений из художественной литературы и устного народного, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.
Каждый из нас хочет видеть своего малыша отличником, но не каждый знает, как начать воспитывать будущего отличника.
Вспомните старые детские игры и забавы как кладовую педагогических приемов, интересных находок, разнообразных возможностей для развития детей. Народная традиция жива, и она постоянно пополняется и обогащается. Народное творчество развивает в детях ум, смекалку, чувство родного языка, общительность, доброту; закладывает в детях то, что делает потом взрослых мудрыми и сильными духом.
Главная роль сказок, потешек, прибауток – в раннем овладении речью. Рифмы и внимание привлекают, и запоминаются легко и быстро. Ритм потешек и колыбельных, их эмоциональная окраска заставляют прислушиваться даже самых маленьких детей. Это залог того, что ребенок быстрее заговорит, причем правильно, то есть грамотно, красиво, размеренно.
Пальчики малыша необходимо тренировать – об этом скажет вам каждый специалист: логопед, детский врач. Упражнения данного направления рекомендуется делать именно для того, чтобы развить мышление ребенка и заложить фундамент правильной речи, так как, речевые области мозга формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
А еще важно помнить, что и мальчиков и девочек надо «тетешкать», то есть тормошить, похлопывать, поглаживать, от этого ребенок будет добрее и счастливее!
Наверное, нет в наше время родителей, которые не знали бы о пользе пальчиковых игр. Ведь развитие мелкой моторики рук отлично развивает и речь, и интеллект ребенка, вырабатывают у него внимательность, способность сосредотачиваться и расслабляться.
Высокий уровень развития мелкой моторки свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самомассажа рук. Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно два-три раза в день. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей.
Самомассаж пальцев рук начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони на одной руке, затем на другой.
Далее переходим к пальчиковым играм. Представления о том, что такое эти пальчиковые игры, и как, собственно, в них играть, совершенно разные. Кто-то вспомнит самую обычную «сороку-белобоку», а кто-то скажет о необходимости специальных занятий, и желательно – по составленным профессионалами пособиям. И все, в общем-то, будут правы. Потому что пальчиковых игр очень много, и заниматься ими можно по-разному.
Жестовые игры. Движения в них выполняются всей кистью руки (движений отдельными пальцами мало). Примером такой игры могут служить «Ладушки». Подобные упражнения полезны не только малышам, но и детям постарше, 2-3 лет, так как развивают координацию движений кистей и пальцев, а старшим дошкольникам еще и помогают преодолеть зажатость и скованность.
Наконец, собственно пальчиковые игры можно разбить на два подвида: «статические» – нужно составить из пальцев какую-либо фигуру и «динамические» – нужно выполнять пальцами какие-либо действия.
«Статические» упражнения – это, к примеру, «театр теней» складываем пальцы так, чтобы тень от руки была похожа на собачку, зайца, голубя… Будет интересно, если и взрослые поучаствуют в этой игре. Есть и специальные упражнения подобного типа – их можно использовать как элемент гимнастики для ребенка.
Если вы изобразите зайчика (вытянув вверх указательный и средний пальцы и соедините остальные), и ваш зайчик начнет сгибать то одно, то другое «ухо», – это будет простейшее «динамическое» пальчиковое упражнение. Вот еще пример простой игры такого вида – «Лесенка»: «Я иду наверх» (левую ладонь поставьте перед собой вертикально, пальцы раздвиньте; указательным пальцем правой руки по очереди прикасайтесь к пальцам левой руки, начиная с мизинца, как бы поднимаясь по ступеням лесенки), «Я спускаюсь вниз» (указательный палец «спускается» по пальцам левой руки вниз от большого к мизинцу).
Подобные упражнения полезны не только малышам, но и старшим дошкольникам для подготовки руки к письму. Задания в этом случае должны быть посложнее: например, «прошагать» по дорожке указательным и безымянным пальчиками, потом указательным и мизинцем, большим и указательным и т.д.
«Динамические» пальчиковые игры отлично подходят в качестве развлечения детской компании. Устроим шутливое соревнование «многоножек»! Перед началом игры дети должны положить руки на край стола. По сигналу взрослого многоножки начинают двигаться к противоположному краю стола, причем в движении принимают участие все пять пальцев. Аналогично можно проводить соревнования «слоников»: средний палец правой или левой руки – это «хобот», а остальные пальцы – «ноги слона». Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все четыре ноги.
Подобные игры–соревнования разнообразны (например «Камень-ножницы-бумага»). В них интересно играть и малышам, и школьникам, а может быть, и их родителям тоже.
Для гармоничного развития дошкольников, можно также применять кинезеологическую гимнастику. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Такая гимнастика стимулирует интеллектуальное развитие. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезеологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Что позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей его мозга.
Родители должны понять, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Очень хочется, чтобы дети наши жили лучше, чем мы, и при этом не забывали то, чем народ наш издавна силен:
Любовью к Родине, справедливостью, умением Работать – и нашей древней прекрасной культурой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к проблеме преемственности в коррекционно-педагогической работе дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения и общеобразовательной начальной школы.
В данной статье раскрываются проблемы преемственности между дошкольным коррекционным учреждением и начальной общеобразовательной школой. Раскрываются современные формы преемственности, актуальность да...
Современные подходы к преодолению нарушений фонетической стороны речи у детей со стертой дизартрией
этапы устранения дизартрии....
Открытое мероприятие для курсов повышения квалификации. " Современные подходы к организации сотрудничества ДОУ и семьи". Игровое тематическое бинарное занятие детей среднего возраста с родителями по теме: " В мире сказок".
В игровом тематическом бинарном занятии раскрыты задачи по привлечению родителей и детей к спортивно - театрализованной игре. Стояли задачи по закреплению знаний детей о русских народных сказках, разв...
Презентация – выступление на городском сообществе учителей-логопедов «Школа современного педагога» Тема : «Дифференциальная диагностика дислалии и стертых форм дизартрии»
Стертая дизартрия...
Методические рекомендации логопеда для родителей по коррекции стертой формы дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.
Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. Логопедическая работа включает в себя неск...
Современные подходы к организации коррекционно-воспитательной работы в специальных дошкольных организациях для детей с нарушениями интеллекта.
В работе педагог будет использовать современные подходы к организации коррекционно-воспитательной работы в специальных дошкольных организациях для детей с нарушениями интеллекта;Будут учтены особеннос...
Презентация на тему :"СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ"
презентация на тему "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ"...