ООД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Коррекционно-образовательные цели: 

-Формирование представлений о космосе;

-Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос».

- Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

-Совершенствование навыка чтения.

- Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).

 

Коррекционно-развивающие цели:

- Развитие связной речи;

- Развитие фонематического восприятия;

- Развитие артикуляционной моторики

- Развитие зрительного внимания

- Развитие координации речи с  движения.

 

Коррекционно-воспитательные цели:

- Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, сотрудничества на занятии.

 

Оборудование:

- Магнитная доска; предметные картинки по теме «Космос»; плоскостные изображения звезд с буквами и словами; цветные карандаши, карточки для звукового анализа слова;

картинки для слогового анализа; звезда. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Усадовский детский сад комбинированного вида «Дубок»

Ступинского муниципального района

ООД по развитию речи и  обучению грамоте в подготовительной к школе группе

«Путешествие в космос»

Подготовил и провел: учитель-логопед:

Коленко Наталья Сергеевна

Стаж педагогической работы: 12 лет

Образование: высшее педагогическое

Категория:  первая квалификационная

13 апреля 2016

Коррекционно-образовательные цели:  

-Формирование представлений о космосе;

-Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос».

- Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

-Совершенствование навыка чтения.

- Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).

Коррекционно-развивающие цели:

- Развитие связной речи;

- Развитие фонематического восприятия;

- Развитие артикуляционной моторики

- Развитие зрительного внимания

- Развитие координации речи с  движения.

Коррекционно-воспитательные цели:

- Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, сотрудничества на занятии.

Оборудование:

- Магнитная доска; предметные картинки по теме «Космос»; плоскостные изображения звезд с буквами и словами; цветные карандаши, карточки для звукового анализа слова;

картинки для слогового анализа; звезда.  

Ход занятия.

Учитель-логопед: – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: – Здравствуйте.

  1. Эмоциональная настройка.

Учитель-логопед: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети   – Хорошее, радостное, веселое.

Учитель-логопед: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

  1. Постановка учебной задачи.

Учитель-логопед: – Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля?

Дети: – Вся страна отмечала день Космонавтики.

Учитель-логопед: –  Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную …..(ракету)

Учитель-логопед: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Пора приступать к выполнению заданий.. Но   для того чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки. Вы слышали речь инопланетян, как они не понятно говорили. Мы же не хотим чтобы наша речь была неправильная.

  1. Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

  1. Игра «Скажи наоборот»  (Развитие словаря подбор слов-антонимов)

Учитель-логопед: Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». В солнечный день светло, а в космосе ….

Дети: темно

Учитель-логопед: Летом на солнышке жарко, а в космосе …

Дети: холодно

Учитель-логопед: На Земле люди совершаю движения быстро, а в космосе ….

Дети: медленно

Учитель-логопед: На Земле работать легко, а в космосе …

Дети: тяжело

Учитель-логопед: – Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль и нам нужно его восстановить. Определите первый звук  этих слов и найди нужную букву  и прочитайте, что у вас получилось.

П

У

С

К

Дети: – Пуск  

Учитель-логопед: – Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. (Звук запуска ракеты)

  1. Игра «Подбери слово» ( совершенствование навыка слогового анализа слов).

Учитель-логопед: – На нашем пути три планеты – «Марс, Сатурн, Юпитер». На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов.  Инопланетяне       напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах картинки посмотрите на них внимательно и произнесите это слово, определите количество слогов в этом слове.  (Покажите мне картинку в слове которой 1 слог, 2 слога, 3 слога)

Дети: –Кот, слон, кит, волк, тигр, еж. Эти слова состоят из одного слога

Дети: –Лиса, кошка, заяц, медведь, кролик, коза.  Эти слова   состоят из двух слогов.

Дети: – Курица, колобок, корова, лошадка . Эти слова состоят из трёх слогов.   (Приготовить карточки- картинки)

Учитель-логопед: – Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это  прислали нам Инопланетяне  вторую звезду (З). 

7.  Физкультминутка. (развитие координации речи с движением)

Один, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)

В космос мы летим опять (соединить руки над головой)

Отрываюсь от Земли (подпрыгнуть)

Долетаю до Луны (руки в сторону, покружиться)

На орбите повесим, (покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим (ходьба на месте)

Молодцы   ….

Присаживаемся за парты.

Учитель-логопед: –  А мы отправляемся дальше.  На нашем пути отгадайте что.

Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора –

Это чёрная…

Д (хором): – Дыра.

8. Звуковой анализ слов. (совершенствование навыка звукового анализа слов)

Учитель-логопед: – Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. (Анализ слова дыра)  На доску вывешиваем  напечатанное слово –ДЫРА  

Индивидуальная работа на листах за партой (развитие тонкой моторики)  

Учитель-логопед: – Сколько слогов в слове дыра?

Дети: – В слове дыра два слога ды – ра.

Учитель-логопед: Сколько звуков в слове дыра?

Дети: В слове дыра 4 звука

Учитель-логопед: – Дайте характеристику первому звуку [ д ].

Дети: – Звук [ д ]согласный, твёрдый, звонкий.

Учитель-логопед: – Охарактеризуйте второй звук [ ы ].

Дети: – Звук [ ы ] гласный, безударный.

Учитель-логопед: – Дайте характеристику третьему звуку [ р ].

Дети: – Звук [ р ] согласный, твёрдый, звонкий.

Учитель-логопед: – Дайте характеристику четвертому  звуку [ а ].

Дети: – Звук [ а ] гласный, ударный.  

Учитель-логопед: – Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

Учитель-логопед: – На нашем пути следующее испытание.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света,

А зовут объект…

Д (хором): – Комета.

9. Игра «Поймай комету» (развитие фонематического восприятия)

Учитель-логопед: – На хвосте кометы разместились слова, В этих  словах, вы должны поймать звук (з) . Телескоп, звезда, солнце, созвездие, звездочет, астроном, космонавт ( если в слове есть звук з дети хлопают руками)

Учитель-логопед: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У). 

А на нашем пути следующее испытание.

Угли пылают –

Совком не достать,

Ночью их видно,

А днем не видать .

Что это? (звезды)

Присаживаемся за парты.

10.  Гимнастика для глаз (развитие зрительно-пространственной координации)

Учитель-логопед: – Давайте нарисуем звезду глазами по стрелкам (смотри приложение № 1).

11.  Игра «семейка слов» (совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).

Учитель-логопед: Давайте образуем слова одной семейки к слову звезда. Как можно ласково назвать звезду?

Дети. звездочка.

Учитель-логопед: Если на небе много звезд, какое оно?

Дети: звездное.

Учитель-логопед: Как можно назвать корабль, который летит к звездам?

Дети: звездолет

Учитель-логопед: Как называют в сказках волшебника, который определяет будущее по звездам?

Дети: звездочет.

Учитель-логопед: Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (К).

12.  Игра «Буква потерялась» (совершенствование навыка чтения)

Учитель-логопед: – Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а со словами, но космические пираты стёрли некоторые буквы. Давайте добавим недостающие буквы и прочитаем слова: зе.ля, солн.е, раке.а, л.на, спу.ник.

Учитель-логопед: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились. Молодцы, и за это задание нам дали звезду (А). 

Учитель-логопед: - Вот мы и выполнили все задания  Инопланетян  и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили.

Много с буквами хлопот

Уж такой они народ,

Но когда с умом толково

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят

Переворачиваем звёзды, Дети читают …

Дети: –  АЗБУКА.

Учитель-логопед: –  Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на  нашу планету  а теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

Дети: (хором):  – Из полёта возвратились

                             И на Землю приземлились.

13.  Подведение итогов.

Учитель-логопед: – Вот мы и вернулись домой.  Чем мы занимались сегодня на занятии?

Дети: – считали слова, делали звуковой анализ слов, развивали фонематическое восприятие, подбирали однокоренные слова, определяли количество слогов в словах, подбирали слова-антонимы, отгадывали загадки.

Учитель-логопед: –На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.

Дети: – До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятие по развитию речи и аппликации в подготовительной к школе группе. «Ателье».

Конспект комплексного занятие по развитию речи и аппликации в подготовительной к школе группе.«Ателье».Цели занятия:упражнятьдетей образовывать имена прилага­тельные от имен существительны...

Программа работы с родителями по развитию речи детей в логопедической подготовительной к школе группе.

Программа рассчитана  на детей 5-6лет, воспитанников логопедических групп детского сада и их родителей.Цель: развитие речи детей и сплочение семьи в совместной деятельности.Задачи:a)...

Итоговая Непосредственно образовательная деятельность по ОО «Речевое развитие» (Развитие речи, Окружающий мир) в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в мир Любознательных»

Итоговая Непосредственно образовательная деятельность  по ОО  «Речевое развитие»  (Развитие речи,   Окружающий мир) в  подготовительной к школе группе       ...

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо развитию речи и грамоте в подготовительной к школе группе ДАВАЙТЕ ПОМОЖЕМ ЗВЁЗДОЧКАМ! (с использованием игровых технологий, квест-технологии)

Цель:формировать навыки выделения в речи звуков к, г;Задачи:- продолжать учить выделять звуки [К], [Г] из названий картинок;- закреплять умение определять места звуков [К], [Г] в слове;- продолжать уп...

Конспект по речевому развитию , раздел "Обучение грамоте" в подготовительной к школе группе "Сопоставление звуков Ц и Ч"

Задачи:Обучающая: Формировать умение находить сходство и отличие звуков /Ч/ и /Ц/. Выделять звуки в стихах, загадках , словах. При характеристике звука опираться на тактильные , слуховые, зрительные а...