Методическая логопедическая зарисовка "Автоматизация звука "Р"
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Вовчук Екатерина Ивановна

Цикл: "Методическая логопедическая зарисовка" Автоматизация звука "Р".   Материал для заполнения индивидуальной  тетради    взаимодействия  с родителями ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_logopedicheskaya_zarisovka_r.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл: «Методическая логопедическая зарисовка»  

         Чтобы ребенок  научился правильно произносить звук «Р»  необходима  постановка и автоматизация этого звука. После постановки звука наступает следующий этап в логопедическом коррекционном - развивающем процессе, который так и называется — «Автоматизация звука». В результате проведения этого этапа ребенок научится  правильно произносить звук «Р» свободно, в любых   сочетаниях с другими звуками, в словах, предложениях и  в  связной речи.  

В процессе  этапа автоматизации звука «Р» логопед использует эффективные  приемы:  логопедические упражнения, задания,  игры. Они направлены  на  произнесение сначала изолированного   звука «Р»,  затем произнесение в  слогах, словах, фразах и предложениях. В начале коррекционного процесса   ребенок  произносит звук  «Р» неуверенно,  с усилием и непостоянно   и поэтому необходимо поправлять ребенка и напоминать о правильном произношении, внимательно следить за правильностью постановки артикуляционного аппарата (губ, язычка). Повторять эти упражнения нужно с дошкольником по нескольку раз. Для ребенка   коррекционный процесс обязательно сопровождается поддержкой, похвалой и поощрением.   И постепенно дошкольник   ошибаться будет реже и в результате научится произносить звук «Р» правильно и  уверенно. Результат логопедической коррекционной работы – чистое и правильное произношение звука в речи.

Предлагаю материал для  заполнения индивидуальной тетради взаимодействия учителя-логопеда с родителями ребенка.    

Автоматизация звука  «Р»

1.

 

Повтори слоги: ра-ро-ру-ры

РА-РО-РУ-РЫ                  РУ-РЫ-РА-РО

РО-РУ-РЫ-РА                  РЫ-РА-РО-РУ

РУ-РА-РЫ-РО                  РА- РЫ- РО-РЫ

10.

Повтори чистоговорки:

Тра-тра-тра, тра-тра-тр а-

В детский сад идем с утра.

Тро-тро-тро, тро-тро-тро -

В садик едем на метро.

2.

 

Повтори слова с прямыми слогами:

Радио, рана, ракета, рама, работа, роза.

Рукав, рыбак рыть, руки, робот, рысь, Рома.

Радио, рукав, рот, руль, рубанок, рынок, Ров, Русь, Родина, рыба, русский,  рыхлить.          

11.

 Повтори чистоговорки:

Дро-дро-дро- на мосту стоит ведро,

Дра-дра-дра-выльем воду из ведра,

Дру-дру-дру-к нам пришел на праздник друг.

Дры-дры-дры – в сказках гномики хитры.

3.

 

Повтори обратные слоги со свуком Р:

ар-ор-ур-ыр-ир-ер-ёр-юр-яр.

Повтори слоги:

ара-аро-ару-ары                 ора-оро-ору-оры

ура-уро-уру-уры                ыра-ыро-ыру-ыры

12.

 Повтори тексты:

 Рома играет. Ира работает продавцом. Юра продаёт огромные арбузы. Егор  рвет крупные  красные помидоры. (Сосчитай, сколько слов в предложении.)

4.

 

Повтори слова со звуком Р в середине слова:

дыра, гора, кора, нора, баран, буран, баранки, гитара, барабан, муравьи,  парашют, пирамида,  народ, пирог, горох, мороз, дорога, творог, воробей, корыто.

13.

Слова с пропущенной буквой Р:

.ак                  .абота       .ысь

.адуга             .акета       .укав

.адость           .ынок        .адио

.уки                .ожок         .омашка

.азведка          .оза            .от

5.

 

 Повтори слова со звуком Р  в конце слова:

 Дар, удар, загар, комар, бор, хор, сор, двор, забор, мотор, шнур, абажур, мир, пир, зефир,  кефир, ветер, веер, катер, актер, бобер, ковер, шофер, боксер, фантазер.

14.

Образование относительных прилагательных:

Трактор – тракторный парк

Мрамор – мраморная скульптура

Праздник – праздничный фейерверк

Фарфор – фарфоровый сервиз  …

6.

 

Повтори слова со стечением согласных:

 Тра, тро, тру, тры, атр, отр, утр, ытр (тоже с согласными Д, К, Б, П, Г).

Трава, тройка, труба, трос, страна. завтрак, труд, метр, строить, костры, завтра, страх, астра, утро, театр, трамвай, тетрадь .

15.

Игра «Один – много»

Сорока - сороки      ракета – . . .

Пирог  -  .  . .            роза - . . .

Матрос  - . . .           рыбак - . . .

Перо - . . .               ручка - . . .  

Карандаш - …       брошка - …и т.д.

7.

 Повтори слова с двумя Р:

 Мрамор, размер, аэропорт, транспорт, маршрут, аэродром,  трактор, разговор, квартира, храбрый, температура, литература

16.

Составь предложение:

Рая, рыба, кормить – …

Ира, продавец, работать -…

Жора, рубить, топор, дрова –…

8.

 

Повтори словосочетания:

барабанить на барабане      крупная морковь

розовый карандаш                крупные горошины

черная смородина                огромный арбуз

пожарная машина                бордовый шарфик

17.

 

Заучи стихотворения:

1.Уронила ворона

   Рулон поролона.

              2. В роще за речкой белки живут

                 Грибы собирают, орехи грызут.

9.

Повтори словосочетания:

рыбный пирог                      крутая гора

красные розы                       сорная трава

дружные братья                   красивый город

верный друг                         мокрая трава

18.

Перескажи рассказ!

 Юра и Ира-брат и сестра. Они всегда дружны. Вместе играют и вместе работают в огороде. На грядках у них растут: морковь, помидоры и горох. Осенью дети соберут хороший урожай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего возраста на тему : "Путешествие в страну Звукария"

Конспект предназначен для детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи. С помощью занятия решаются коррекционно- образовательные задачи, коррекционно-воспитательные и коррекционно-развивающие....

Методическая логопедическая зарисовка "Автоматизация звука С"

Дидактический материал для тетради взаимодействия учителя-логопеда с родителями ребенка....

Методическая логопедическая зарисовка "Автоматизация звука "Л"

Цикл "Методическая логопедическая зарисовка".  Материал для заполнения индивидуальной тетради взаимодействия учителя-логопеда с родителями ребенка....

В стране Звукарии.

Игра по станциям....

Методическое логопедическое пособие для диагностики иннервации речевого аппарата и проведения артикуляционной гимнастики «Лисичка»

Методическое логопедическое пособие для проведения обследования иннервации речевого аппарата и артикуляционной гимнастики «Лисичка» разработано для образовательной деятельности детей старш...

Методическое логопедическое пособие «Звуковые дорожки»

Главная цель пособия – создание условий для качественной логопедической работы на этапе автоматизации звуков....