Образовательная программа дополнительного образования детей "Логоритмика для малышей"
рабочая программа по логопедии (младшая группа) на тему

Стасуй Наталья Викторовна

Аннотация программы:

Возраст детей: 3-4 лет

Срок реализации программы: 1 год (64 занятия)

Цель: развитие речи и профилактика речевых нарушений у детей путем совершенствования  двигательной  сферы  ребёнка в  сочетании  со словом,  музыкой.

Задачи: Развивать слуховое внимание и память; развивать и совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику; развивать фонематическое восприятие и фонематические представления; развивать мелодико - интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение; вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью; развивать дыхание, темп и ритм речи, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; укреплять костно - мышечный аппарат; развивать коммуникативные способности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx39.24 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта образовательной программы

дополнительного образования детей.

Направленность:

Социально-педагогическая

Вид образовательной деятельности:

Логопедическая ритмика-комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Название программы:

«Логоритмика для малышей»

Сведения об авторе:

Стасуй Наталья Викторовна

Учитель-логопед

Аннотация программы:

Возраст детей: 3-4 лет

Срок реализации программы: 1 год (64 занятия)

Год разработки: 2016г.

Цель: развитие речи и профилактика речевых нарушений у детей путем совершенствования  двигательной  сферы  ребёнка в  сочетании  со словом,  музыкой.

Задачи:

  • Развивать слуховое внимание и память.
  • Развивать и совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику.
  • Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.
  • Развивать мелодико - интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.
  • Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.
  • Развивать дыхание, темп и ритм речи, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
  • Укреплять костно - мышечный аппарат.
  • Развивать коммуникативные способности.

Прогнозируемый результат

     В результате обучения по программе «Логоритмика для малышей», в течение полного учебного года предполагается, что дети получают следующие знания и умения:

 • Расширение знаний по лексическим темам, расширение словарного запаса по лексическим темам.
 • Совершенствование умений выполнять движения в соответствии со словами.
 • Развитие правильного речевого и физиологического дыхания.
 • Способность выполнять артикуляционную гимнастику, а также артикуляции пройденных звуков отдельно, в слоговых рядах, словах, предложениях.
 • Способность выполнять пальчиковые упражнения.
 • Совершенствование способности ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега.

Статус программы:

Разработана на основе:

-системы логопедических занятий в детском саду для детей 2-й мл. группы, авторов Т.Ю.Бардышевой, Е,Н.Моносовой;

-пособия «Логоритмика: Игры и упражнения», автора  О. Новиковской.

Программа утверждена:

Пояснительная записка

      Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и много другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной форме – ритмических упражнениях и играх.

     Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по развитию речи ребёнка. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.

     Логоритмика полезна всем детям. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Актуальность

     С каждым годом, по наблюдению логопедов, растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д.

Педагогам необходимо искать новые, эффективные и интересные детям формы развития речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической работы, сочетающая развитие речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

     Цель программы: развитие речи и профилактика речевых нарушений у детей путем совершенствования двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом, музыкой.

Основные задачи:

  • Развивать слуховое внимание и память.
  • Развивать и совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику.
  • Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.
  • Развивать мелодико - интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.
  • Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.
  • Развивать дыхание, темп и ритм речи, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
  • Укреплять костно - мышечный аппарат.
  • Развивать коммуникативные способности.

Реализация программы опирается на дидактические и специфические принципы.

Дидактические:

-принцип систематичности (последовательное изложение материала, использование различных вариантов упражнений);

-принцип сознательности и активности (к детской активности побуждает разнообразие игр, игровых упражнений, музыкальная образность);

-принцип доступности и индивидуализации (учитывается возраст детей и их индивидуальные особенности);

Специфические принципы:

-принцип развития (учитываются индивидуальные возможности развития ребенка);

-принцип всестороннего воздействия (логоритмические упражнения оказывают влияние на весь организм ребенка);

-принцип учета симптоматики (учет характера нарушений, физических возможностей ребенка);

-принцип комплексности (совокупность воздействия разными средствами).


     Для достижения наилучших результатов логоритмические занятия строятся с учетом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания, предлагаемые детям в рамках занятий на одной неделе, объединяются одной лексической темой и проводятся по следующей схеме:

  1. Вводная часть предусматривает приветствие, объявление логопедом темы предстоящего занятия и проведение ритмической разминки. Вводная часть составляет примерно 10% от времени всего логоритмического занятия.

Задача ритмической разминки – подготовить организм ребенка к предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные виды двигательных упражнений под музыку: ходьбу спокойного характера, энергичную ходьбу, маршировку и бег с изменением направления, а также со сменой видов движений.

  1. Основная часть составляет 75-80% времени логоритмического занятия. В зависимости от этапа логопедической работы она включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений.
  2. Заключительная часть по времени непродолжительна (около 10-15%). Заканчивается любое логоритмическое занятие, как правило, упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию, различными видами спокойной ходьбы.

Заключительная часть, кроме того, предполагает подведение итогов занятия. Дети, отвечая на вопросы логопеда, ещё раз называют тему пройденного занятия, закрепляют полученные на нем знания в виде новых слов, выражений или информации об окружающем мире. В заключении логопед дает оценку работы детей на занятии.

Логоритмическое занятие включает следующие элементы:

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
  • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
  • Дыхательные упражнения корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
  • Фонопедические упражнения развивают основные качества голоса – силу и высоту, тембр.
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры с музицированием на детских музыкальных инструментах, игры-диалоги и др.
  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.
  • Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.
  • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
  • Подвижные игры, хороводы тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

     Взаимоотношения указанных элементов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

Сроки реализации и режим занятий.

     Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст обучающихся 3-4 года. Общая продолжительность обучения составляет 64 занятия. План учебных занятий строится из расчета 2 занятия в неделю по 20 минут. В течение занятий происходит смена видов деятельность.

Прогнозируемый результат:
 • Расширение знаний по лексическим темам, расширение словарного запаса по лексическим темам.
 • Совершенствование умений выполнять движения в соответствии со словами.
 • Развитие правильного речевого и физиологического дыхания.
 • Способность выполнять артикуляционную гимнастику, а также артикуляции пройденных звуков отдельно, в слоговых рядах, словах, предложениях.
 • Способность выполнять пальчиковые упражнения.
 • Совершенствование способности ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега.

Календарно-тематический план

п/п

Тема занятия

Лексическая тема

Количество занятий

1

Детский сад. Игрушки.

Игрушки.

2

октябрь

2

Моя семья.

Семья.

2

3

Золотая осень.

Осень.

2

4

Дары сада.

Фрукты.

2

5

Подарки огорода.

Овощи.

3

ноябрь

6

Подарки осени.

Осень. Овощи-фрукты.

2

7

Рыбки в аквариуме.

Рыбы.

2

8

Рукавичка.

Одежда.

2

декабрь

9

Обуваемся зимой.

Обувь.

2

10

Хороша ты, зимушка-зима!

Зима.

2

11

Ах, как весело зимой!

Зимние забавы.

2

12

Здравствуй, Новый год!

Новогодний праздник.

2

13

Помогаем птицам.

Зима. Зимующие птицы.

2

январь

14

Зима в лесу.

Дикие животные.

2

15

Детёныши диких животных.

2

16

Птичий двор.

Домашние птицы.

2

февраль

17

Птенцы домашних птиц.

2

18

Ферма.

Домашние животные.

2

19

Детёныши домашних животных.

2

20

Маму поздравляем!

8 марта.

2

март

21

В гости!

Дом.

2

22

Уютная кухня.

Мебель.

2

23

Помощники.

Предметы бытовой техники.

2

24

Весёлое чаепитие.

Посуда.

2

25

Весёлые поварята.

Продукты питания.

2

апрель

26

Весеннее солнышко.

Весна. Перелетные птицы.

2

27

Мы едем, едем, едем…

Транспорт.

2

28

Кем быть?

Профессии.

2

29

В мире растений

Деревья. Кусты. Травы.

2

май

30

Летаем, ползаем, скачем.

Насекомые.

2

31

Скоро лето!

Лето.

3

Итого

64 занятия

Содержание программы

  1. Детский сад. Игрушки.
  • Уточнить и расширить словарь по теме. Формировать обобщающее понятие «игрушки».
  • Активизировать слуховое внимание детей, учить понимать значение наречий «быстро», «медленно», учить воспроизводить движения в заданном темпе.
  • Развивать координацию движений.
  • Вырабатывать ощущения мышечного напряжения и расслабления.

  1. Моя семья.
  • Обогащать словарь за счёт слов, обозначающих всех членов семьи.
  • Учить двигаться в соответствии с ритмом, темпом и характером музыки (по показу логопеда).
  • Развивать динамический слух: «быстро-медленно».
  • Познакомиться с символом звука [а], уточнить артикуляцию звука [а].  

  1. Золотая осень.
  • Уточнить и расширить словарь по теме. Формировать понятие «осень».
  • Развивать у детей координацию движений и умение ориентироваться в пространстве.
  • Развивать умение чередовать состояние мышечного напряжения и расслабления.
  • Закреплять правильное произношение звука [а], тренировать произношение звука громко, тихо.

  1. Дары сада.
  • Уточнить и расширить словарь по теме. Формировать обобщающее понятие «фрукты».
  • Учить детей двигаться в соответствии с музыкой и заканчивать движения  с окончанием музыки.
  • Развивать длительный и целенаправленный ротовой выдох.
  • Развивать артикуляционную моторику.

  1. Подарки огорода.
  • Уточнить и расширить словарь по теме. Формировать обобщающее понятие «овощи».
  • Упражнять детей в выполнении хороводных игровых движений по тексту.
  • Закреплять правила дыхания.
  • Познакомиться с символом звука [у], уточнить артикуляцию звука [у].  

  1. Подарки осени.
  • Закрепить понятие «осень». Учить различать понятия «овощи», «фрукты».
  • Побуждать детей двигаться в разных ритмах (бег, прыжки).
  • Развивать мелкую моторику.
  • Активизировать слуховое внимание. Счет «один, два».
  • Закреплять правильное произношение звука [у], сопровождая произношение движением.

  1. Рыбки в аквариуме.
  • Уточнить и расширить словарь по теме.
  • Тренировать у детей способность ориентироваться в пространстве.
  • Развивать воображение.
  • Закреплять четкое и правильное произношение звуков [а], [у], тренировать произношение звуков громко и тихо.

  1. Рукавичка.
  • Уточнить и расширить словарь по теме «одежда». Формировать обобщающее понятие «одежда».
  • Развивать координацию движений.
  • Познакомиться с символом звука [о], уточнить артикуляцию звука [о].  
  • Закреплять правила дыхания.

  1. Обуваемся зимой.
  • Уточнить и расширить словарь по теме «обувь». Формировать обобщающее понятие «обувь».
  • Развивать крупную и мелкую моторику.
  • Уметь согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста.
  • Закреплять правильное произношение звука [о], тренировать произношение звука быстро, медленно.

  1. Хороша ты, зимушка-зима!
  • Уточнить и расширить словарь по теме. Формировать понятие «зима».
  • Развивать у детей мелкую моторику и чувство ритма.
  • Учить начинать и заканчивать движения одновременно с музыкой.
  • Познакомиться с символом звука [и], уточнить артикуляцию звука [и].  

  1. Ах, как весело зимой!
  • Закрепить признаки зимы. Расширять словарь детей за счет названий предметов для зимних забав: коньки, лыжи, ледянка, санки, снегокат.
  • Тренировать умение детей согласовывать движения с изменяющейся музыкой.
  • Закреплять умение ощущать мышечное напряжение и расслабление.
  • Закреплять правильное произношение звука [и], тренировать произношение звука быстро, медленно, громко, тихо.

  1. Здравствуй, Новый год!
  • Уточнить и расширить знания об окружающем мире.
  • Закреплять умение начинать и заканчивать движения одновременно с музыкой.
  • Развивать пальчиковую и артикуляционную моторику.
  • Закреплять правильное произношение пройденных гласных звуков, опираясь на карточки-символы. Тренировать произношение звуков громко и тихо.

  1. Помогаем птицам.
  • Уточнить и расширить словарь по теме «зимующие птицы». Формировать понятие «зимующие птицы».
  • Развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом.
  • Учить придерживаться определённых правил в игре.
  • Познакомиться с символом звука [м], уточнить артикуляцию звука [м].  

  1. Зима в лесу.
  • Уточнить и расширить словарь по теме «дикие животные». Формировать понятие «дикие животные».
  • Формировать понимание детьми просодических компонентов речи (темп, ритм, интонация).
  • Объяснить значение предлогов «от» и «к», тренировать выполнение соответствующих движений.
  • Закреплять у детей умение четко и правильно произносить звук [м].
  1. Зима в лесу.
  • Уточнить и расширить словарь по темам «дикие животные», «детёныши диких животных». Формировать понятия «дикие животные», «детёныши диких животных» и различать их.
  • Активизировать слуховое внимание.
  • Развивать у детей воображение, умение придумывать движения и действия, характерные для животных.
  • Познакомиться с символом звука [п], уточнить артикуляцию звука [п].  

  1. Птичий двор.
  • Уточнить и расширить словарь по теме «домашние птицы». Формировать понятие «домашние птицы».
  • Тренировать у детей способность ориентироваться в пространстве, учить понимать слова «право», «лево».
  • Развивать метрический слух.
  • Закреплять у детей умение четко и правильно произносить звука [п].

  1. Птичий двор.
  • Уточнить и расширить словарь по темам «домашние птицы», «птенцы домашних птиц». Формировать понятия «домашние птицы», «птенцы домашних птиц» и различать их.
  • Уметь сжимать, разжимать пальцы рук, в определённой последовательности; вращать кистями рук.
  • Учить слушать музыкальные произведения.
  • Познакомиться с символом звука [ы], уточнить артикуляцию звука [ы].

  1. Ферма.
  • Уточнить и расширить словарь по теме «домашние животные». Формировать понятие «домашние животные».
  • Тренировать у детей способность ориентироваться в пространстве, учить понимать слова «вперед», «назад».
  • Закреплять способность дифференцировать ощущения напряжения и расслабления.
  • Закреплять правильное произношение звука [ы], тренировать произношение звука быстро, медленно, громко, тихо.

  1. Ферма.
  • Уточнить и расширить словарь по темам «домашние животные», «детеныши домашних животных». Расширять словарь за счет глаголов, обозначающих действия животных: клюет, жует, мычит, мяукает. Формировать понятия «домашние животные», «детеныши домашних животных», различать их.
  • Познакомить с глаголами, образованными от звукоподражаний. Выполнять звукоподражания  высоким и низким голосом.
  • Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой.
  • Познакомиться с символом звука [б], уточнить артикуляцию звука [б].  

  1. Маму поздравляем!
  • Уточнить и расширить знания об окружающем мире.
  • Тренировать умение выполнять движения в соответствии с речевыми командами.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве, понимать и употреблять в речи наречия «вперед», «назад».
  • Закреплять у детей умение четко и правильно произносить звука [б].

  1. В гости!
  • Уточнить и расширить словарь по теме «дом». Закрепить названия геометрических фигур.
  • Совершенствовать звуковысотное восприятие.
  • Развивать координацию движений.
  • Закреплять правильное произношение пройденных гласных звуков, опираясь на карточки-символы. Тренировать произношение звуков громко – тихо, высоким –низким голосом, быстро-медленно.

  1. Уютная кухня.
  • Уточнить и расширить словарь по теме «мебель». Расширить словарь в т.ч. за счет глаголов, обозначающих действия по использованию мебели: лежать, сидеть, ставить.
  • Побуждать детей отражать содержание потешки в движении.
  • Закреплять умение понимать и употреблять в речи предлоги «у», «около».
  • Познакомиться с символом звука [ф], уточнить артикуляцию звука [ф].

 

  1. Помощники.
  • Уточнить и расширить словарь по теме «предметы бытовой техники». Расширить словарь в т.ч. за счет глаголов, обозначающих действия бытовой техники: замораживать, нагревать, месить, молоть.
  • Продолжать знакомить с образцами русского фольклора.
  • Совершенствовать умение двигаться в соответствии с музыкой.
  • Закреплять у детей умение четко и правильно произносить звука [ф].

  1.  Весёлое чаепитие.
  • Уточнить и расширить словарь по теме «посуда». Познакомить с понятиями «столовая посуда», «кухонная посуда».
  • Учить детей ориентироваться в пространстве, различать значения слов «вверху», «внизу».
  • Учить играть в подвижные игры.
  • Познакомиться с символом звука [в], уточнить артикуляцию звука [в].  

  1. Весёлые поварята.
  • Уточнить и расширить словарь по теме «продукты питания». Развивать умение понимать и употреблять в речи имена существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
  • Активизировать слуховое внимание, уметь слушать друг друга.
  • Развивать умение начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки.
  • Закреплять у детей умение четко и правильно произносить звука [в].

  1. Весеннее солнышко.
  • Уточнить и расширить словарь по теме «весна».
  • Учить соблюдать правила игры, соответствовать своим ролям.
  • Учить выполнять артикуляционные и пальчиковые гимнастики.
  • Познакомиться с символом звука [н], уточнить артикуляцию звука [н].  

  1. Прилетайте, птицы!
  • Уточнить и расширить словарь по теме «перелетные птицы». Закрепить признаки весны.
  • Закреплять умение ощущать мышечное напряжение и расслабление.
  • Продолжать знакомство с музыкальными инструментами.
  • Закреплять у детей умение четко и правильно произносить звука [н].

  1. Кем быть?
  • Уточнить и расширить словарь по теме «профессии».
  • Тренировать умения выполнять различные виды ходьбы и маршировки.
  • Развивать мимику и жестикуляцию.
  • Закреплять правильное произношение пройденных согласных звуков, опираясь на карточки-символы.

  1. Мы едем, едем, едем…
  • Уточнить и расширить словарь по теме «транспорт». Познакомить с понятиями «наземный транспорт», «водный транспорт», «воздушный транспорт».
  • Развивать правильное речевое дыхание.
  • Совершенствовать координацию движений и способность ориентироваться в пространстве.
  • Закреплять правильное произношение пройденных согласных звуков, опираясь на карточки-символы.

  1. Летаем, ползаем, скачем.
  • Уточнить и расширить словарь по теме «насекомые».
  • Продолжать знакомить с образцами фольклора.
  • Учить отражать темпо-ритмические особенности музыки в чётком и синхронном движении.
  • Закреплять правильное произношение пройденных гласных звуков, опираясь на карточки-символы.

  1. Скоро лето!
  • Уточнить и расширить словарь по теме «лето».
  • Закреплять умение выполнять элементы пальчиковых фигур, иллюстрировать ими песни, стихи и подчинять действия музыкальному и речевому ритму.
  • Закреплять правила дыхания.
  • Развивать фонематический слух на материале пройденных звуков.


Литература

  • Р.Л.Бабушкина, И.В.Грасюк, О.М.Кислякова, Логоритмика - занятие или игра? Программа коррекционно-развивающих занятий по логопедической ритмике для детей 3-7 лет с общим недоразвитием речи, Издательство: Санкт-Петербург, 2000г.
  • Т.Ю.Бардышева, Е.Н.Моносова, Логопедические занятия в детском саду, 2-я младшая группа, - М.: Издательство «Скриптирий 2003», 2010 г.
  • М. Ю. Картушина, «Логоритмика для малышей» : Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005 г. 
  • Н. А. Лукина,   И. Ф Сарычева,  Конспекты  логоритмических    занятий  с  детьми  младшего  возраста  (3-4)  года.  Санкт  -  Петербург. :  Паритет, 2008 г.
  • О. Новиковская, «Логоритмика: Игры и упражнения». Методическое пособие. – М. : 2005.
  • Т.А.Ткаченко, Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика: пособие для логопедов.-М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2010.-34с., 16ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Безопасность для малышей".

Программа дополнительного образования по ОБЖ для детей дошкольного возраста в реабилитационном центре....

Программа дополнительного образования "Логоритмика для малышей"

        С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общени...

Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.

Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...

программа дополнительного образования "Сенсорика для малышей"

Программа предназначена для дополнительного образования детей младшего возраста...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 лет «НАУКОГРАД» (Логико-малыш)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 лет  «НАУКОГРАД» (Логико-малыш)...