ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 лет «НАУКОГРАД» (Логико-малыш)
рабочая программа (средняя группа)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 лет «НАУКОГРАД» (Логико-малыш)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_programma_kruzhka_lelyuhina_lf.docx | 155.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом заведующего
МАДОУ д/с «Улыбка»
п. Малиновский
№ от 2021г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 лет
«НАУКОГРАД» (Логико-малыш)
на 2021-2022 учебный год
автор-составитель: Лелюхина Лидия Фаритовна,
воспитатель
г. п. Малиновский
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Разделы программы | стр. |
1.Пояснительная записка. | |
1.1.Направленность дополнительной образовательной программы. | |
1.2.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. | |
1.3.Цель и задачи дополнительной образовательной программы. | |
1.4.Отличительные особенности программы. | |
1.5.Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы. | |
1.6.Сроки реализации дополнительной образовательной программы. | |
1.7.Ожидаемые результаты и способы их проверки. | |
1.8.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы. | |
2.Учебно-тематический план. | |
3.Содержание изучаемого курса. | |
4.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. | |
5.Список литературы. |
1. Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования «Наукоград» (Логико-малыш) направлена на развитие у детей мыслительных операций, логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Программа дополнительного образования «Наукоград» (Логико-малыш) представляет собой систему занятий на развитие логического мышления детей среднего дошкольного возраста.
Программа составлена с учетом ФГОС ДО и разработана на основе программ «Логика и математика для дошкольников» Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая, «Детство» авторы Т.И. Бабаева, А Г. Гогоберидзе, «Игралочка» Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е., «Играем с логическими блоками Дьенеша» учебный курс для детей 4-5 лет автор Н.И.Захарова.
Основанием для разработки программы являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №279-ФЗ от 29.12.2012 г.;
-Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28(Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2021 г., регистрационный N 2).
- Планом работы МАДОУ д/с «Улыбка» на 2020-2021 учебный год.
Новизна данной программы заключается в охвате программой разных аспектов умственного развития дошкольников. Программа рассчитана не только на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, но и воспитание самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели, преодолении трудностей. В данной программе показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности.
Сегодня мир характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен, изменчив. Успешным становится тот человек, который умеет видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, добывать знания и оперировать ими, высказывать свои суждения, т.е. умеет логически мыслить.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшем приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребенка и успешной его подготовки к школе. Дети уже в младшем дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и других форм предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимает все это. Однако, если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Средний возраст - начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом. В этом возрасте активно используются знаковая символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию, что обозначать можно не только словами, но и графически. Поэтому лучше, чтобы процесс развития познавательных способностей осуществлялся целенаправленно.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Поэтому важно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у детей приемов логического мышления.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Данная программа «Наукоград» (Локико-малыш) предусматривает использование на занятиях развивающих игр, доступных для детей дошкольного возраста: цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша. Эти развивающие игры позволяют детям овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, творческих способностей, способностей к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, координацию движений, речь ребенка. В речи дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Развивающие игры способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Благодаря играм с цветными палочками Кюизенера, с блоками Дьенеша, у детей развиваются психические процессы, мыслительные операции.
Блоки Дьенеша дают и первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: ребенок вынужден строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Палочки Кюизенера соответствует возрастным возможностям дошкольников, развивают уровень детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
Благодаря играм с блоками Дьенеша у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно -действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего, в идее использования развивающих игр, как эффективного средства умственного, речевого и психического развития ребенка. Раннее использование развивающих игр в обучении позволяет сформировать предпосылки для дальнейшего умственного развития детей, благотворно влияет на развитие личности ребенка. Игры и игровые упражнения дают возможность проводить время с детьми живо и интересно. Все игры, направлены на решение многих задач. Педагогическая целесообразность программы обусловлена ещё и тем, что развивающие игры оказывают психологическое воздействие, развивают основные психологические процессы, способности ребенка, волевые и нравственные качества личности, а также формируют начальные формы самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений среди сверстников. Занятия способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
При реализации программы используются:
1.Принципы обучения:
- принцип развивающего обучения, направленный на всестороннее развитие личности и индивидуальности ребёнка;
- принцип интеграции образовательных областей (познание, коммуникация, социализация) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- принцип связи обучения с жизнью, практикой, предусматривающий решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной экспериментальной деятельности ребёнка;
- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода.
2. Методы обучения:
-практические (игровые);
-исследования;
-экспериментирование;
-моделирование;
-воссоздание;
-преобразование;
-конструирование.
3.Технологии обучения:
-здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);
-проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);
-технологии личностно - ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию).
4.Средства обучения доступные для детей среднего дошкольного возраста (необходимое наглядное и раздаточное оборудование, материалы).
Цель программы - овладение детьми на элементарном уровне приемами логического мышления.
Задачи:
-Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям.
-Учить детей ориентироваться в пространстве.
-Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать.
-Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.
Отличительной особенностью программы является то, что она дает возможность всем детям попробовать свои силы в выполнении практических заданий. У каждого ребёнка есть возможность довести до конца предложенное задание. Каждая работа детей оценивается индивидуально, при неудачах в выполнении задания педагог совместно с детьми исправляет ошибки. На занятиях у детей вырабатываются такие качества как ответственность, взаимопомощь, дисциплинированность.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 4-5 лет.
Возрастные особенности развития детей 4-5 лет
У ребенка в возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся.
Типом мышления, характерным для ребенка , является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое.
Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого.
Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.
В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.
Игровая деятельность по-прежнему остается основной для ребенка, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры.
Сроки реализации. Программа рассчитана на 1 учебный год с октября по май. Всего 64 занятия, которые проводятся 2 раз в неделю продолжительностью 20 минут.
Формы и режим занятий. Основная форма работы -занятие, в него включены беседы, рассказы педагога, дидактические игры, наглядный показ, рассматривание пособий, развлечения. На занятиях предусмотрено сочетание индивидуальных и коллективных форм работы.
Примерная структура занятия:
1. Приветствие, мотивационный настрой детей.
2. Вступительная часть (сообщение темы занятия).
3. Основная часть (беседы, игры, практические работы и т.п.)
4. Заключительная часть (подведение итогов)
5. Рефлексия.
Ожидаемые результаты и способы их проверки. В результате обучения в течение года дошкольники:
будут уметь:
-выявлять свойства объектов, называть их, объяснять, в чем состоят различия и сходства, подкреплять свои рассуждения доводами;
-логически мыслить;
-лучше разговаривать;
-понимать, что такое цвет, толщина, форма и размер;
-ориентироваться в окружающем пространстве;
-самостоятельно решать задачи учебного и практического плана;
-настойчиво идти к достижению цели, справляться с трудностями, проявлять инициативу
выполнять мыслительные операции;
-развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности, фантазию, навыки моделирования и конструирования;
-самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части (часть предметов).
Способом проверки эффективности, результативности программы служит методика: «Нелепицы» (Р.С. Немов) и Г.С. Урунтаева.
Учебно-тематический план работы
Образовательная программа кружка включает теоретическую и практическую работу:
1. Теоретическая часть- беседы, показ педагога, рассматривание, объяснение.
2. Практическая работа- совместное, либо самостоятельное выполнение заданий на развитие интеллектуальных способностей детей.
Название темы | Теория | Практика | Общее кол-во |
Знакомство с блоками Дьенеша | 1 | - | 1 |
Знакомство с палочками Кьюизинера | 1 | - | 1 |
Игры с Блоками Дьенеша | - | 35 | 35 |
Игры с Палочками Кьюзинера | - | 27 | 27 |
Итого в год | 2 | 62 | 62 |
Длительность одного занятия в средней группе кружка 20 минут |
3. Перспективный план работы
месяц | № недели | № занятия | Тема | Цель | Дидактический материал | Занятие по плану | Занятие по факту |
октябрь | 1 | 1 | «В царстве блоков» Знакомство с блоками Дьенеша | Знакомить с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое мышление. | Блоки Дьенеша | 5.10.2021 | |
2 | Игры на узнавание форм с блоками Дьенеша. Игра «Магазин игрушек» «Соедини фигуры, одинаковые по форме» «Угадайка» «Мы волшебники» | Учить детей различать геометрические фигуры по форме, называть фигуры из которых состоят рисунки; Учить дорисовать геометрические фигуры, «превращая» их в «чудо-животное» и составлять рассказ о них. Развивать мышление, восприятие форм, воображение. Учить классифицировать блоки по 1 признаку. | Блоки Дьенеша | 7.10.21 | |||
2 | 3 | Игры и упражнения с палочками Кьюизинера «Постройка» (по выбору детей) «Лесенка» | Познакомить детей с набором палочек. Научить выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы. Учить выкладывать лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. пройти пальчиками по ступенькам лесенки, посчитать вслух от 1 до 10 и обратно. Учить строить, как из конструктора ,объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п. | Палочки Кьюизенера | 13.10.21 | ||
4 | «Путешествие в лес» игры с блоками | Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства. Развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам (одно свойство-размер) | Блоки Дьенеша | 15.10.21 | |||
3 | 5 | Игры и упражнения с блоками «Дьенеша» «День рождение мишки Топтыжки» | Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойство(форму) предметов, развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (одно свойство-форма) , умение сравнивать предметы по заданным свойствам (цвет) | Блоки Дьенеша | 19.10.21 | ||
6 | «Сказка про колобка» | Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (форму, цвет, размер) предметов, умение сравнивать предметы по заданным свойствам (цвет), умение строго следовать правилам при выполнении цепочки действий. | Блоки Дьенеша | 21.10.21 | |||
4 | 7 | Игры и упражнения с палочками на исключение, на анализ и сопоставление. Исследование на соответствие числа и цвета палочки. «Разноцветные вагончики» | Учить детей показывать палочку по указанным признакам ( на исключение) Показывать абсолютно одинаковые палочки. Строить поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Учить показывать, какого цвета вагон стоит вторым, четвертым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего. Учить выкладывать несколько пар одинаковых палочек; Учить называть число, и выкладывать соответствующую палочку, и наоборот, показывать палочку соответствующее числу. | Палочки Кьюизенера | 26.10.21 | ||
8 | Игры и упражнения с палочками Кьюизинера. Логические задачи. | Учить детей сравнивать палочку с единичной палочкой ( белой) и определять соответствие палочки определенному числу;Учить сравнивать палочки по длине,упражнять в решении задач на классификацию. | Палочки Кьюизенера | 28.10.21 | |||
ноябрь | 1 | 9 | «Прогулка по волшебному лесу» | Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, размер, толщину) предметов (два свойства). Познакомить детей с новыми карточками -символами свойств (тонкий, толстый). Развивать умение сравнивать предметы по высте. | Блоки Дьенеша | 2.11.21 | |
10 | Игры: (Палочки Кьюзинера) «У кого больше» «Разноцветные вагончики» «Расскажи о предмете» ( блоки Дьенеша) | Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение. Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»). Развитие зрительного восприятия; развитие мышления и речи, внимания и памяти. Совершенствование навыков общения | Палочки Кьюизенера Блоки Дьенеша | 4.11.21 | |||
2 | 11 | «История про друзей Бима и Бома» | Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства других, сравнивать предметы по заданным свойствам. Развивать умение следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий. | Блоки Дьенеша | 9.11.21 | ||
12 | Игры: (палочки Кьюизинера) «Столбики» «Суши полотенца» Развивающие игры. | Учить детей классифицировать предметы по высоте, сравнивать, называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику. Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине). Развивать кругозор детей, умение классифицировать, анализировать, сопоставлять, выделять определенный признак | Палочки Кьюизенера | 11.11.21 | |||
3 | 13 | «В гостях у Красной шапочки» | Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы (цветы) по заданным свойствам (одно свойство). Развивать умение подбирать предметы(цветы) по самостоятельно выделенным свойствам. Развивать умение обозначать словом (с помощь частицы «не») отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства (не толстый, не круглый). | Блоки Дьенеша | 16.11.21 | ||
14 | «Поездка в цирк» | Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства других, сравнивать предметы по заданным свойствам. Развивать умение подбирать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. Осваивать идею видоизменения | Блоки Дьенеша | 18.11.21 | |||
4 | 15 | Игры с блоками «Спортивные состязания в лесу» | Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства. Развивать умение классифицировать. развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (форма) у предметов по их знаково-символическим обозначениям (форма, отрицание формы) | 23.11.21 | |||
16 | «В гостях у Золушки» «Постройка дорожки» «Найди клад» «Помоги Золушке» | Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач. Развивать умение выделять абстрагировать и называть свойства предметов (2 свойства) | Блоки Дьенеша | 25.11.21 | |||
дека | 1 | 17 | Игры: «Что пропало? » (с использованием блоков Дьенеша) Развивающие игры | Развивать долговременную и кратковременную память. Развивать кругозор детей, умение классифицировать, анализировать, сопоставлять, выделять определенный признак. | Блоки Дьенеша Задания для работы в тетрадях | 30.11. 21 | |
18 | «Решение логических задач и упражнения со счетными палочками». «Строительство домов» | Упражнять детей в умении решать задачи путем целенаправленных практических проб и обдумывания хода решения. Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» | Счетные палочки | 7.12.21 | |||
2 | 19 | «Карнавал необычных фигур» «Рассади фигуры в вагончик» «Волшебные зеркала» «Необычная фигура» | Учить устанавливать последовательные взаимосвязи; учить обнаруживать нарушения в заданных закономерностях. Развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм). | Блоки Дьенеша | 9.12.21 | ||
20 | Игра «Найди сходства предметов» (Блоки Дьенеша). Логические задачи. Логический квадрат. | Учить детей находить сходство в предметах; закреплять умение находить предметы по одному признаку; упражнять детей в составлении целого из частей. Развивать внимание, память, мышление. | Блоки Дьенеша | 14.12.21 | |||
3 | 21 | «Новоселье в городе геометрических фигур» | Развивать классификационные умения. Развивать умение подбирать предметы (цветы) по самостоятельно выделенным свойствам. | Блоки Дьенеша, карточки-символы свойств, картинки, таблицы «домики» | 16.12.21 | ||
22 | Игра «Необычные фигуры» (Блоки Дьенеша) Развивающие игры | Развивать способности к анализу, абстрагированию; умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм — «выращивание дерева»); творческого мышления, воображения. Развивать внимание, память, мышление | Блоки Дьенеша | 21.12.21 | |||
4 | 23 | Игры:(Палочки Кьюзинера) «Треугольники» Игры на закрепление «Счет и количество до 3» | Учить детей составлять треугольники из палочек разной длины. Упражнять в счете в пределах 3. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?» Учить ориентироваться в пространстве («слева», «справа», «перед», «за»). Закреплять знания о числе 3 | Палочки Кьюзинера | 23.12.21 | ||
24 | «Помощь для Красной шапочки» | Развивать способности к абстрагированию, анализу, декодированию. Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при выполнении заданий | Блоки Дьенеша | 28.12.21 | |||
январь | 1 | 25 | Авиационный праздник «Все выше, выше и выше» «Посади самолеты на землю» «Прыгни в обруч» «Помоги фигурам дойти до домика-гостиницы» | Развивать умение классифицировать, разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операци ю «не». | Блоки Дьенеша | 30.12.21 | |
26 | «Пятачок в городе Геометрических фигур» | Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать. Развивать умение подбирать предметы по их контурному изображению на листе бумаги. | Блоки Дьенеша, картинки, логические таблицы. | 11.01.22 | |||
2 | 27 | Упражнение: «Волшебное стеклышко» (блоки Дьенеша). Логические цепочки | Развивать концентрацию внимания, учить замечать изменившееся свойство блока. Развивать память, внимание, мышление | блоки Дьенеша | 13.01.22 | ||
28 | «Небылицы». Развивающие игры на логику. | Развивать внимание и умение замечать нелогичные ситуации, зрительную и слуховую память. Развивать логическое мышление. | Задания в тетрадях. | 18.01.22 | |||
3 | 29 | «Звери в гостях у фигур» «Собери гирлянду» «Кто из гостей спрятался» | Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать. Развивать внимание, классификационные умения. Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не» | Блоки | 20.01.22 | ||
30 | «Автотрасса» «Развези машинки по гаражам» «Необычная машина» | Развивать умение классифицировать, способность к анализу, умение строго следовать правилампри выполнении цепочки действий | Блоки | 25.01.22 | |||
4 | 31 | «Необычные фигуры» (Блоки Дьенеша) Игры на закрепление знаний о счете и количестве в пределах 5 | Развивать способности к анализу, абстрагированию; умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм — «выращивание дерева»); творческого мышления, воображения. Закреплть знания детей о числе и цифре 5 | Блоки | 27.01.22 | ||
32 | Игра «Дорожки» (Блоки Дьенеша) Развивающие игры | Развиватть умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам. Развивать у детей кругозор, умение анализировать, сравнивать, выделять признак | Блоки | 1.02.22 | |||
февраль | 1 | 33 | «Прогулка в волшебный лес» «Построй домик» «Укрась домик» «Построй дорожку к домику» | Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам , развивать умение подбирать предметы, ориентируясь на контурное изображение предмета в схеме.(форма и размер) | Блоки | 3.02.22 | |
34 | «Прогулка в волшебный лес» «Посади цветы на клумбе» «Помоги мышонку» | Развивать умение подбирать предметы, ориентируясь на контурное изображение предмета в схеме.(форма и размер) | 8.02.22 | ||||
2 | 35 | Игра «Домино»(Блоки Дьенеша) Развивающие игры с математическим содержанием | Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам. Развивать математические способности у детей | 10.02.22 | |||
36 | Логический квадрат Лабиринты | Продолжить развивать у детей мыслительные процессы. Развивать зрительную память, мышление, речь. | 15.02.22 | ||||
3 | 37 | «На планете роботов» «Расколдуем зеркала» «Строительство ракет» | Развивать умение анализировать. сравнивать, обобщать, строго следовать правилам. | блоки | 17.02.22 | ||
38 | «Игры со счетными палочками». | Развивать терпение, выдержку, интерес, внимание, воображение, мелкую моторику рук. | Счетные палчки | 22.02.22 | |||
4 | 39 | Игры с загадками. | Учить отгадывать загадки. Развивать слуховое внимание, воображение. | 24.02.22 | |||
40 | Логические задачи «Собери фигуру по образцу» (Блоки Дьенеша и палочки Кьюзинера) | Развивать внимание, память, мышление Развивать у детей внимание, анализ, сравнение, сопоставление, выделение общего признака. | Блоки, палочки | 1.03.22 | |||
март | 1 | 41 | Игры: «Логические цепочки. Орнаменты». Логические задачи | Продолжать учить находить закономерности и обнаруживать нарушения в заданных закономерностях. Развивать внимание, память, мышление. | 3.03.22 | ||
42 | «Поездка на кондитерскую фабрику» «Развези конфеты»(ориентируясь на карточки-символы свойств) «Угадайка» | Развивать умение классифицировать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов. Развивать умение рассуждать логически. | Блоки | 10.03.22 | |||
2 | 43 | Игры головоломки «Танграм» | Развитие мелкой моторики, знакомство с понятием часть и целое, развитие логического и пространственного мышления | Игра-головоломка | 15.03.22 | ||
44 | «Прогулка в лес» «Помоги фигурам сесть в вагончики» «Сломаное домино» «Прыгни в обруч» | Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (два свойства-цвет, размер), умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, разбивать множество по одному свойству на два подмножества. | Блоки | 17.03.22 | |||
3 | 45 | Игры:(Блоки Дьенеша) «Внимание» (учить на ощупь узнавать какой предмет в руке) | Развивать воображение, мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление | 22.03.22 | |||
46 | «Нарисуй фигуру по образцу» | Развивать восприятие и мелкую маторику рук. Продолжать учить собирать картинки по образцу. Развивать у детей умения рисовать по образцу | 24.03.22 | ||||
4 | 47 | «Игры со счетными палочками». | Развивать терпение, выдержку, интерес, внимание, воображение, мелкую моторику рук. | Счетные палчки | 29.03.22 | ||
48 | Развивающие игры по математике | Развивать логическое мышление, Развивать у детей математические способности. | 31.03.22 | ||||
апрель | 1 | 49 | Развивающие игры | Игры на развитие общего кругозора, памяти, мышления, внимания. | 5.04.22 | ||
50 | Развивающие игры | Игры на развитие общего кругозора, памяти, мышления, внимания. | 7.04.22 | ||||
2 | 51 | «Путешествие в сказку про Емелю» «Собери бусы» | Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям (два свойства), умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, развивать классификационные умения. | Блоки | 12.04.22 | ||
52 | «Игры со счетными палочками». | Развивать терпение, выдержку, интерес, внимание, воображение, мелкую моторику рук. | Счетные палчки | 14.04.22 | |||
3 | 53 | «На швейной фабрике» «Подбери пуговицу» «Замени пуговицу» «Раздели пуговицы на группы» | Развивать умение решать логические задачи, видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, классифицировать предметы. | Блоки | 19.04.22 | ||
54 | Развивающие игры | Игры на развитие общего кругозора, памяти, мышления, внимания. | 21.04.22 | ||||
4 | 55 | Игры: «Найди и раскрась». «Исправь ошибки». | Развивать восприятие формы и цвета у ребенка, зрительное внимание, умение сравнивать и сопоставлять. | 26.04.22 | |||
56 | Игра «Где чей гараж» Игры на логику | Развитие умений классифицировать. Продолжить развивать логическое мышление | Блоки Дьеныша | 28.04.22 | |||
май | 1 | 57 | Игры головоломки «Танграм» | Развитие мелкой моторики, знакомство с понятием часть и целое, развитие логического и пространственного мышления | Игра-головоломка | 3.05.22 | |
58 | «Игры со счетными палочками». | Развивать терпение, выдержку, интерес, внимание, воображение, мелкую моторику рук. | Счетные палчки | 5.05.22 | |||
2 | 59 | «Засели домики» | Продолжать развивать память и внимание детей. Развитие классификационных умений. | 10.05.22 | |||
60 | Развивающие раскраски Игра «Размышляйка» | Развивать воображение, мелкую моторику рук, внимание. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление. | раскраски | 12.05.22 | |||
3 | 61 | Игры: «Исключи лишнее» | Продолжать учить находить закономерности и обнаруживать нарушения в заданных закономерностях, развивать внимание. Развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать. | Листы с заданиями | 17.05.22 | ||
62 | Игра: «Четвертый лишний» «Бусы» | Развивать зрительное и тактильное восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику. Развивать способность преобразовывать заданную конструкцию; находить признаки сходства и различия. Закреплять умение измерять разными мерками. | Блоки | 19.05.22 | |||
4 | 63 | Игры «Противоположности» «Помоги фигурам выбраться из дома» | Развивать речь, внимание, образную и смысловую память, логическое мышление. Развивать логическое мышление, умения рассуждать. | 24.05.22 | |||
64 | Занятие – развлечение. | Увлекательные игры по выбору детей | 26.05.22 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Формы подведения итогов реализации программы будут занятие-развлечение для детей совместно с родителями, выступление на педагогическом совете с обобщением опыта о реализации данной программы, выступление на родительском собрании с представлением результатов реализации программы и предложением рекомендаций о том, как можно развивать умственные способности детей в домашних условиях.
Содержание работы. Темы занятий соответствуют определенным логическим операциям:
1.Анализ (мысленное расчленение предметов на их составные части, выделение необходимых признаков). Цель -учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь.
2.Синтез ( мысленное объединение отдельных предмет в какое-либо понятие на основе похожих признаков). Цель- учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
3.Сравнение ( мысленное установление сходства или различая предметов). Цель - учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
4.Ограничение. Цель - учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
5.Обобщение (мысленное объединение отдельных предметов в какое-либо понятие на основе похожих признаков). Цель - учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
6.Систематизация. Цель - учить выявлять закономерности. Расширять словарный запас детей. Учить рассказывать по картинке, пересказывать.
7.Классификация (распределяем предметы по группам). Цель - учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
8.Умозаключения. Цель - учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Все темы занятий, входящие в программу, меняются по принципу постепенного усложнения материала.
Занятия по программе построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами. Сначала дети знакомятся с новыми для них развивающими играми, рассматривают, ощупывают, выполняют простейшие задания. Постепенно ребята создают сюжеты, картины из палочек, блоков и кубиков, составляют рассказы по картинкам, «оживляют» героев. Дети учатся классифицировать логические блоки одновременно по двум и трем признакам, знакомятся с символическим обозначением свойств фигур, «расшифровывают» изображения. Содержание занятий закрепляется дидактическими играми.
При освоении программы используются методы работы:
-словесные методы: рассказ, беседа - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
-наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, картин, иллюстраций, и т.п. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления, внимания, памяти, воображения детей.
-практические методы: действия с блоками, игровые ситуации; проведение опытов, исследовательской и экспериментальной работ. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
-методы поощрения: похвала, одобрение, награждение и т.п. Эти методы поддерживают интерес и желание детей посещать кружок и выполнять с удовольствием все предлагаемый задания.
Изучение уровня овладения логическими операциями на конкретном материале. (Г.С. Урунтаева)
Подготовка исследования: подготовить 8 геометрических фигурок, различающихся по форме, цвету и величине (квадраты и круги, красные и синие, большие и маленькие).
Проведение исследования: эксперимент проводят индивидуально с детьми старше 4 лет.
Перед ребёнком в произвольной последовательности раскладывают ряд из 8 геометрических фигур, предлагают посмотреть, какие это фигуры, и сказать, чем они отличаются друг от друга, добиваясь названия всех отличий. В случае необходимости указывают на 2 фигурки, различающиеся по одному из параметров (например, большой и маленький красный квадраты), и спрашивают, чем отличаются друг от друга эти фигурки. После этого подчёркивают, что здесь есть фигурки квадратные и круглые, красные и синие, большие и маленькие. Затем вынимают из ряда любую фигурку и предлагают малышу найти самую непохожую на эту. Если ребёнок колеблется, то инструкцию повторяют, интонационно подчёркивая слова «самую непохожую». После того как малыш сделал выбор, указанную им фигурку вынимают из ряда, кладут рядом с фигуркой – образцом и спрашивают, почему он 29 думает, что эти фигурки самые непохожие. Если ребёнок ошибся, то все фигурки кладут на свои места и задание повторяется.
Обработка данных.
На основе анализа протоколов детей распределяют по трём уровням в овладении логическими операциями.
1. Высокий уровень. Ребёнок выбирает фигурку по трём параметрам либо при первом предъявлении, либо при двух последующих предъявлениях подряд и чётко объясняет свой выбор («Потому что квадрат, а это кружок, этот красный, а этот синий, этот большой, а этот маленький»).
2. Средний уровень. Ребёнок выполняет задание сам или с незначительной помощью взрослых, но затрудняется объяснить выбор фигурки.
3. Низкий уровень. Ребёнок не справляется с заданием.
Методика «Нелепицы» (Р.С. Немов)
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть»
Картинка к методике «Нелепицы»
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов
10 баллов- такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов- ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6-7 баллов- ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4-5 баллов- ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2-3 балла- за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл- за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий. |
Список литературы.
1. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Чеплашкина И.Н. Математика - это интересно. Парциальная программа - СПб : ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2015. - 64 с., цв. ил. (Методический комплект программы «Детство»).
2. Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Москва Баласс
3. З.А. Михайлова, Е.А.Носова Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. - СПб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2019, - 128с., ил. - (Методический комплект программы «Детство»)
4. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая, З.А. Михайлова, А.И.Герца. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие Л69 / Авт. - сост. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая / (Библиотека программы «Детство»). - СПб: «Акцидент», 1996. - 79с.: Ил. ISBN 5-88375-024-9
5. Комарова, Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5 - 7 лет / Л.Д. Комарова. - М. : Издательство СТВО ГНОМ, 2020. - 64с
6. Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 4 - 5 лет. - СПб. : ООО «Издательство«Детство-Пресс», 2019. - 160с.
Интернет-ресурсы:
1.https://infourok.ru/programma-kruzhka-veselaya-logika-gruppa-obscherazvivayuschey-napravlennosti-dlya-detey-do-let-2322128.html
2.https://gym1544sz.mskobr.ru/files/2017/programma_veselaya_logika_starshaya_gruppa.pdf
3.https://infourok.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-zanimatelnaya-logika-dlya-detey-let-3221454.html
4. https://урок.рф/library/programma_malenkie_logiki_114307.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по обучению английскому языку «Steps in English»
Авторская программа по английскому языку для дошкольников...
Карта реализации образовательной программы Офтальмологическая группа среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет) Тема недели: «Неделя безопасности».
Карта реализации образовательной программы. Офтальмологическая группа среднего дошкольного возраста (с 4 до 5). Тема недели: «Неделя безопасности». ...
Карта реализации образовательной программы Офтальмологическая группа среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет) Тема недели: «Летние сургутские спортивные игры». ».
Карта реализации образовательной программы Офтальмологическая группа среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет) Тема недели: «Летние сургутские сп...
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)...
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (старший дошкольный возраст)
Образовательная программадополнительного образования детей дошкольного возраста«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»(старший дошкольный возраст)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА»
Актуальность:Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. ...
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Лаборатория Бионика» по научно-исследовательскому направлению.
Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста...