программа дополнительного образования "Сенсорика для малышей"
рабочая программа (младшая группа)
Программа предназначена для дополнительного образования детей младшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_obr_usluga_sensorika_dlya_malyshey_1_i_2_ml.docx | 92.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №384 г. Челябинска»
Российская Федерация,454080,г.Челябинск, ул.Молодогвардейцев, 68-Б. Тел.:8(351)742-24-21, E-mail: mdouds384@mail.ru
Дополнительная
общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Сенсорика для малышей»
Составила: педагог- психолог Максакова Дарья Константиновна
Челябинск,2020
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 |
1.1.Пояснительная записка | 3 |
1.1.1 Структура программы дополнительного образования | 4 |
1.1.2 Цели и задачи реализации программы дополнительного образования | 4 |
1.1.3 Принципы и подходы к формированию программы дополнительного образования | 5 |
1.1.4 Структура занятия | 6 |
1.1.5 Методы и приемы, используемые при реализации программы дополнительного образования | 6 |
1.2 Характеристики особенностей развития детей раннего возраста (2-3 лет, и младшего дошкольного возраста (3-;лет) | 6 |
1.3 Ожидаемые результаты (целевые ориентиры) освоения детьми программы дополнительного образования | 8 |
1.4 Психолого-педагогические условия реализации программы дополнительного образования | 8 |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 9 |
2.1 Организация образовательного процесса | 9 |
2.2 Особенности осуществления кружковой работы | 9 |
2.3 Диагностическое направление | 9 |
2.4 Коррекционно-развивающее направление | 11 |
2.4.1 Содержание и формы работы с детьми | 12 |
2.4.2 Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности в группе раннего возраста (2-3 лет) | 12 |
2.4.3.Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности в группе младшего дошкольного возраста (3-4 лет) | 17 |
2.5 Психологическое сопровождение участников образовательного процесса (родителей, педагогов, воспитанников) в рамках проведения кружковой работы | 26 |
2.5.1 Принцип взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса | 28 |
2.5.2 Формы работы с участниками воспитательно-образовательного процесса | 29 |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 29 |
3.1 Программно-методическое обеспечение | 29 |
3.2 Материально-техническое обеспечение | 31 |
3.2.1. Условия для обеспечения психологического благополучия детей | 31 |
Список литературы | 32 |
Приложения |
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем ребенка и, как справедливо писал Л.С.Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».
В работе с детьми раннего возраста педагоги часто испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в работе с детьми раннего возраста стояла забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь этому учат в семье (или могут научить). В связи с этим возникает необходимость выделить в содержании работы с детьми аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. В настоящее время проблема сенсорного воспитания имеет важное значение. Появилась педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.
Сенсорное развитие — это развитие у ребенка восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: цвете, форме, положении в пространстве, величине и т.п. Ранний возраст – является наиболее благоприятным для накопления знаний о внешнем мире. Развитые сенсорные способности ребенка являются не только важной платформой для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к обучению в школе. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве лучше переоценить, чем недооценить.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых лет жизни – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Сенсорное воспитание детей, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания очень сильно зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Дополнительная образовательная программа направлена на сенсорное развитие дошкольников в ДОУ.
Данная Программа составлена в соответствии с
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. N 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Основной Образовательной Программой дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО).
Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные игры дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание дошкольников направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве) – для этого и была разработанна данная программа.
1.1.1 Структура программы дополнительного образования
В соответствии с ФГОС дошкольного образования программа дополнительного образования имеет следующую структуру:
-три раздела: целевой, содержательный, организационный;
-дана характеристика особенностей развития детей раннего возраста 2-3 лет и младшего дошкольного возраста 3-4-лет;
-определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности;
-определено содержание методических материалов;
-раскрыты особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
1.1.2 Цели и задачи программы дополнительного образования
Цель Программы: формирование у детей способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Задачи:
1) формировать у детей систему перцептивных (обследовательских) действий;
2) формировать у детей систему сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
3) формировать у детей умение применять систему перцептивных действий и систему сенсорных эталонов в практической и познавательной деятельности.
1.1.3 Принципы и подходы к формированию программы дополнительного образования
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:
-Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)
-Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.)
Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют основу для:
- сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
- формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
- развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
- развития потребности в реализации собственных творческих способностей.
Принципы организации учебного процесса:
- Принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию.
- Принцип наглядности. Дети должны сами все увидеть, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- Принцип деятельности. Включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования к действию.
- Принцип повторности. Повторное использование игр проводится с усложнением дидактической задачи. Это обеспечивает умственную активность детей.
- Принцип доступности. Дидактические игры учитывают индивидуальные и возрастные особенностей детей.
- Принцип взаимосвязи сенсорного и умственного развития.
- Принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.
- Принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего возраста.
Принципы обучения:
- Принцип последовательности и постепенности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности. Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.
- Принцип системности. Обучение играм по сенсорному воспитанию проводится с детьми 1 раз в неделю.
- Принцип преемственности. Каждая новая ступень обучения опирается на уже усвоенные знания.
1.1.4 Структура занятия
Учитывая особенность возраста, все занятия проходят в игровой форме. В каждом занятие игровые упражнения включает в себя двигательную активность, так как это способствует лучшему усвоению материала.
Занятие состоит из следующих компонентов.
1. Приветствие
Цель: сплочение детского коллектива, настрой на совместную работу.
2. Практические игровые задания:
Цель: активизация знаний и закрепление нового материала, развитие мышления, внимания, памяти, развитие коммуникативных навыков и умений. Развитие умения слушать педагога действовать по образцу и показу.
3. Пальчиковая гимнастика
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, путем проведения релаксационных упражнений.
4. Практические игровые задания:
Цель: активизация знаний и закрепление нового материала, развитие мышления, внимания, памяти, развитие коммуникативных навыков и умений. Развитие умения слушать педагога действовать по образцу и показу.
5. Ритуал прощания.
1.1.5 Методы и приемы, используемые при реализации программы дополнительного образования
- беседы;
- дидактические игры;
- песочная терапия;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- релаксация;
- психогимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- игротерапия;
- арт- и сказкотерапия.
1.2 Характеристики особенностей развития детей перовй младшей группы группы (2-3 лет), и второй младшей группы (3-4 лет).
Возраст от 2 до 3 лет
Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенное.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Возраст от 3 до 4 лет
Общение становится внеситуативным.
Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.
1.3 Ожидаемые результаты (целевые ориентиры) освоения детьми программы дополнительного образования
В результате освоения Программы, у детей повышается познавательная и творческая активность, обогащается сенсорное впечатление, формируется творческое мышление. Дети интересуются окружающими предметами, и активно действует с ними; эмоционально вовлечены в действия с игрушками и другими предметами, стремятся проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Проявляется самостоятельность, инициативность, целенаправленность и саморегуляция собственных действий.
1.4 Психолого-педагогические условия реализации программы дополнительного образования
Содержание деятельности педагога-психолога определяется ее направленностью на обеспечение следующих психолого-педагогических условий, определенных ФГОС ДО:
- уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия (Закон РФ «Об образовании», ст. 34, п. 1.9);
- построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО (ч.III) в программе дополнительного образования «Познай себя» по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников (для детей 4-5 лет)
учитываются основные направления психолого-педагогического сопровождения:
- индивидуализация образования;
- реализация компетентностного подхода;
- учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей воспитанников;
- формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья;
- мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
- использование средств психолого-педагогической поддержки воспитанников;
- обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей личностной перспективы развития;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
- учет специфики возрастного психофизического развития воспитанников.
2 Содержательный раздел
2.1 Организация образовательного процесса
2.1 Организация образовательного процесса
Занятия по программе дополнительного образования «Познай себя» по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников (для детей 4-5 лет) проводятся 1 раз в неделю в соответствии с сеткой занятия детского сада.
2.2 Особенности осуществления кружковой работы
-Образовательная деятельность в работе кружка «Познай себя» осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (коммуникативной, двигательной, игровой, познавательной, музыкальной, при восприятии художественной литературы).
-Программа реализуется как в самостоятельной деятельности детей, так и в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.
-Деятельность руководителя кружка призвана создавать условия для сопровождения и развития субъектов образовательного процесса.
-Целью деятельности руководителя кружка является обеспечение условий для развития психологически- и эмоционально благополучной личности воспитанников.
-Руководитель кружка осуществляет коррекционно-развивающую деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.
-В программе дополнительного образования «Познай себя» представлен как диагностический, так и развивающий инструментарий, который можно использовать с целью диагностики и формирования интегративных качеств ребенка дошкольного возраста.
2.3 Диагностическое направление
Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь - май).
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной Программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка.
Диагностика включает в себя критерии реализации Программы, опираясь на которые педагог может сделать определенные выводы.
Основными методами диагностики являются:
- Педагогическое наблюдение;
- Беседы с детьми;
- Анализ детской деятельности.
Проанализировать результаты педагогической диагностики помогают краткие характеристики (критерии) освоения Программы. Результаты представлены в виде трехуровневой школы; низкий, средний, высокий. Кроме того, результаты фиксируются в диагностических листах и сводятся в единую таблицу.
Критерии и оценки уровня освоения программы
Группа раннего возраста
№ п/п | Ф.И. ребенка | Критерии освоения Программы | Итог | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||||||||
нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3... | |||||||||||||||
Итог |
Критерии освоения Программы в группе раннего возраста:
1 – Выделяет различные признаки и свойства объектов;
2 – Сравнивает объекты по одному признаку или свойству;
3 – Устанавливает отношения сходства, тождества и различия (подбирать пары одинаковых предметов или их изображения);
4– Осуществляет классификацию по одному признаку;
5 – Осуществляет сериацию (на уровне практического действия собирать 3-5 местную матрёшку, пирамидку);
6 – Различает количественный состав (много-мало, пустой-полный, большой-маленький и т. д.)
Вторая младшая группа
№ п/п | Ф.И. ребенка | Критерии освоения Программы | Итог | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||
нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | ||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3... | |||||||||||||||||
Итог |
Критерии освоения Программы во второй младшей группе:
1 – Выделяет и называет различные признаки и свойства объектов и явлений;
2 – Сравнивает объекты и явления по нескольким признакам или свойствам;
3 – Устанавливает отношения сходства, тождества и различия;
4 – Осуществляет классификацию по нескольким признакам;
5 – Осуществляет сериацию предметов с речевым сопровождением;
6 – Различает и называет количественный состав;
7 – Применяет чувственный опыт в продуктивных видах деятельности.
Оценки уровня освоения Программы
Возр. группа | Низкий | Средний | Высокий |
Группа раннего возраста | Ребенок не справляется с помощью педагога | Выполняет по образцу с педагогом, допускает ошибки | Выполняет по образцу с педагогом |
Вторая младшая группа | Выполняет по образцу с педагогом, допускает ошибки | Выполняет по образцу с педагогом, не сопровождает речью | Выполняет по образцу самостоятельно, сопровождает речью |
3-2,4 – высокий уровень
2,3-1,7 – средний уровень
1,6-1 – низкий уровень
2.4 Коррекционно-развивающее направление
Осуществление коррекционной и развивающей работы проходит в пределах профессиональной компетентности педагога – психолога – руководителя программы дополнительного образования «Сенсорика для Малышей», работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме и проводится с учетом специфики детского коллектива и отдельного ребенка.
Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков у воспитанников, а развитие сенсорных навыков, высших психических процессов, обогащать чувственный опыт детей, что на практике приведет к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.
Объектом коррекционной и развивающей кружковой работы в этом направлении являются сенсорное развитие ребенка, проблемы в овладении сенсорными эталонами, несовершенства мелкой моторики, способность к обучению практическим навыкам.
В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога – руководителя кружка «Познай себя» предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, арттерапии, дидактических игр и пособий, песочной терапии, творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников.
2.4.1 Содержание и формы психокоррекционной работы с детьми, посещающими кружок «Сенсорика для малышей»
Задачи и содержание работы с детьми раннего возраста 2 – 3 лет
Развивать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух.
Обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
Формировать у детей умения устанавливать сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.).
Учить детей называть свойства предметов.
Задачи и содержание работы с детьми 3 - 4 лет
Продолжать создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.
Закреплять умение выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы (круглая, квадратная, треугольная и т. д.).
Обогащать чувственный опыт детей и умение применять его в продуктивных видах деятельности, фиксировать в речи.
Продолжать показывать разные способы обследования предметов. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.
2.4.2 Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности в группе раннего возраста (2-3 лет) возраста
Месяц | Сроки проведения | Тема | Задачи | Наглядный материал |
Октябрь | 1 нед. | «Угости маленького и большого зайца морковкой». | Закреплять умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. | Игрушечные зайцы и морковки разных размеров. |
2 нед. | «Пересыпание ложкой». | Формировать умения у ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность. | Горох, ложки, глубокие емкости. | |
3 нед. | «Прыг – скок по дорожке» | Закреплять знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. | Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски зелёного, красного, синего и жёлтого цветов шириной 4 см, игрушки. | |
4 нед. | «Волшебный поднос» | Стимулировать тактильные рецепторы пальцев рук. Развивать воображение | Подносы, манка | |
Ноябрь | 1 нед. | «Спрячь грибок» | Закреплять умения у детей пользоваться ложкой обогащать игровой опыт детей | Миски(по 2 шт на каждого ребенка), подносы, ложки, деревянные грибочки, горох |
2 нед. | «Цветные палочки» | Обратить внимание детей на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные | Дидактическая игра «Цветные палочки» | |
3 нед. | «Шумящие коробочки» | Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов. | Парные шумящие коробочки | |
4 нед. | «Огоньки ночью». | Формировать у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом промакивания | Бумага черного цвета, гуашь желтого цвета, кисти, баночки с водой. | |
Декабрь | 1 нед. | «Тактиль- ные кубики» | Стимулировать у детей тактильные рецепторы ладоней. Побуждать манипулировать кубиком по показу психолога | Пластмассовые кубики, с каждой стороны наклеена бумага разной фактуры |
2 нед. | «Шарики» | Упражнять детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета. | Шарики основных цветов. | |
3 нед. | «Подбери по форме». | Способствовать развитию у детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник | Дидактическая игра «Геометрическое лото». | |
4 нед. | Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) | Развивать у детей мелкую моторику рук, знание цветов, умения подбирать нужный. | Бельевые прищепки. Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка. | |
Январь | 1 нед. | «Кто скорее соберет игрушки» | Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, но имеющие одинаковый цвет. | Дидактическая игра «Игрушки». |
2 нед. | «Счетные палочки». | Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. | Счетные палочки. Картинки с изображением предметов. | |
3 нед. | «Золушка». | Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук. | Фасоль, тарелочки. | |
Февраль | 1 нед. | «Воздушные шары». | Закреплять знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. | Дидактическая игра «Воздушные шары». Большие треугольники основных цветов. |
2 нед. | Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны | Развивать у детей мелкую моторику рук. | Грецкие орехи. | |
3 нед. | Окрашивание воды. | Формировать у детей представления об оттенках цветов. | Вода в прозрачных емкостях, краски светлых и темных оттенков. | |
4 нед. | «Силуэт» | Продолжать обогащать тактильно-сенсорный опыт детей. Развивать зрительное восприятие. | Вырезанные из бумаги и фактур- ных тканей силуэты домашних животных | |
Март | 1 нед. | «Ткани» | Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. | Пары одинаковых на ощупь тканей. |
2 нед. | «Строим башню». | Упражнять в сравнении трех предметов по величине. | Строительный материал: кубики. | |
3 нед. | «Что лежит в мешочке? ». | Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами. | Дидактическая игра «Волшебный мешочек». | |
4 нед. | «Волшебные коробочки» | Продолжать обогащать тактильно-сенсорный опыт детей. Стимулировать рецепторы ладоней и пальцев рук. | Коробочки с природным наполнением (манка, пшено, гречка, рис, муляжи фруктов | |
Апрель | 1 нед. | «Сделаем куклам бусы» | Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. | Шнурки или веревочки, разноцветные бусины по количеству детей. |
2 нед. | «Паровозик» | Закреплять у детей представления об основных цветах. | Дидактическая игра «Паровозик». | |
3 нед. | Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по показу. | Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. | Счетные палочки основных цветов, образцы предметов. | |
4 нед. | «Башня из кубов». | Упражнять детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине. | Деревянные кубики. | |
Май | 1 нед. | «Цветочки из лепестков» | Развивать у детей зрительное восприятие внимание | Круги основных цветов, лепестки тех же цветов. |
2 нед. | «Печем прирожки» | Обогащать тактильно-сенсорный опыт. Стимулировать экспрессивную функцию речи. | Песочница с песком, игрушки. | |
3 нед | «Морские обитатели» | Стимулировать у детей тактильные рецепторы ладоней рук. Обогащать представления об обитателях морей. | Коробочки с галькой для аквариума Пластмассовые и резиновые рыбки, тазики с водой. | |
4 нед. | Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов: цвета, формы, величины, посредством дидактического материала на конец года. | Игрушки и игры из уголка сенсорики. |
2.4.3.Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности в группе младшего дошкольного возраста (3-4 лет)
Месяц | Сроки проведения | Тема | Задачи | Наглядный материал |
Октябрь | 1 нед | «Разноцветные шумелки» | Развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма. | Пластиковые бутылочки, наполненные цветными гранулами (песок, крупа, горох, фасоль, макароны) |
2 нед | «Фрукты на тарелочке» (рисование, аппликация,лепка) | Закреплять знания о цвете, форме, аккуратность, умение ориентироваться на листе бумаги. | Кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования Клей, кисточки для клея, заготовки «Фруктов», из бумаги разной фактуры. Украшение тарелочки пластилином основных цветов. | |
3 нед. | «Чем пахнет?» | Обогащать сенсорные ощущения детей: упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе, развивать мелкую моторику | Баночки, внутри которых марлевый мешочек с кусочками яблока, лимона, чеснока, зёрнами кофе и другими наполни- телями. | |
4 нед. | «Сюрприз» | Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник, развивать мелкую моторику | Сухой бассейн с крупой, (песком, пробками, мелкие игрушки, геометрические формы: круг, квадрат, треугольник | |
Ноябрь | 1 нед | «Тили-тили, тесто …» (лепка -экспериментирование, рисование на тесте). | Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности материала, создание изображения на пласте теста: отпечатки ладошек. | Пласт соленого теста. |
2 нед | «Цветик-семицветик» (аппликация коллективная). | Вовлечение в сотворчество с психологом. Освоение элементов бумажной пластики. Создание коллективной композиции из комочков мятой бумаги. Знакомство со свойствами и качествами бумаги. | Клей, кисточки для клея, цветная гофрированная бумага. | |
3 нед | «Веселый паровозик» | Учить выявлять свойства предметов – цвет, форму, размер. Развивать внимание, логическое мышление, воображение, мелкую моторику, речь. | Игры с блокам Дьенеша | |
4 нед | «Первый снег!» (рисование цветной пеной). | Рисование дождя ватными палочками, кисточками, пальчиками на основе тучи, изображенной психологом, развитие чувства цвета и ритма | Гуашь синего цвета, ватные палочки, бумага для рисования, пена для бритья, кисти. | |
Декабрь | 1 нед | «Вот какая ёлочка!» | Развивать мелкую моторику рук, учить концентрировать внимание, освоить элементы художественного конструирования. Закрепить цвет форму, величину. | Елка для украшения каждому, блоки Дьенеша |
2 нед | «Снежок порхает, кружится», «Пересыпалочки» | Обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки. | Большой контейнер с крупой, ложка, банка или кастрюль-ка, кукла. | |
3 нед | «Укрась елочку», «Игры с прищепками». | Способствовать развитию мелкой моторики. Закрепить основные цвета, понятия «длинный», «короткий». Развитие тактильных ощущений. | Силуэты елочки, прищепки основных цветов. | |
4 нед | «Собери бусы» | Укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия | Нитки, бусы разных размеров. | |
Январь | 2 нед | «Вкусное угощение» (лепка из соленого теста). | Лепка угощений для игрушек; получение силуэтных изображений из теста: выдавливание формочками для выпечки, обведение и украшение форм пальчиками; развитие тактильных ощущений, чувства формы. | Соленое тесто, формочки, гуашь, кисти. |
3 нед | «Северное сияние». | Познакомить с новой техникой рисования, развитие чувства цвета и ритма. Обогащать тактильные представления. | Цветной рис, картон, клей. | |
4 нед | «Ёлочка» (рисование зубной щеткой). | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования зубными щетками; развить познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности. Способствовать развитию мелкой моторики рук; закрепить навыки рисования; развить творческие способности детей. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели. | Бумага для рисования, гуашь зеленого цвета, зубная щетка. | |
Февраль | 1 нед | «Тонет, не тонет» | Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки. | Ёмкости с водой, шарики стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические. |
2 нед | «Свитер для папы» (аппликация из крупы). | Создание образа свитера, нарисованного и вырезанного воспитателем, наклеивание крупы. | Шаблон свитера, вырезанного из цветного картона, макаронные изделия разной формы, клей, кисти для клея. | |
3 нед | «Лоскутное одеяло» (аппликация из фантиков). | Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу и составление коллективной композиции из индивидуальных работ; освоение понятия «часть» и «целое». | Картон белого цвета, фантики из-под конфет, клей, кисти для клея. | |
4 нед | Воздушные шары (цвет) | Способствовать формированию у детей цветных представлений. Обучать соотносить цвета разнородных предметов. Игра рассчитана на первоначальное ознакомление детей с семью цветами спектра. | Полоска картона (30х12см.), на которой нарисованы нитки семи цветов спектра. Семь разноцветных картонных кружков – «воздушные шары»; их цвет соответствует окраске ниток. | |
Март | 1 нед | «Ваза с цветами» (аппликация из макарон с элементами рисования). | Познакомить детей с новым способом аппликации. Закреплять навыки рисования гуашью. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Закреплять навыки работы с клеем. Развивать чувство формы, композиции, творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. | Цветной картон, цветная бумага, клей, кисти для клея, макаронные изделия разной формы, гуашь, кисти для рисования, баночки с водой. |
2 нед | Упражнение с кругами (величина) | Дать детям представление трех предметов по величине; научить обозначить эти отношения словами («больше», «меньше», «самый большой»). | Наборы из трех кругов постепенно увеличивающегося размера (по количеству детей). | |
3 нед | Выкладывание орнамента (форма) | Выработать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур в пространстве. Дети составляют орнамент из отдельных геометрических фигур, используя прием наложения каждой фигуры на ее контурное изображение. | 8 карточек из плотной бумаги, на которых выполнен орнамент из цветных геометрических фигур. Блоки Дьенеша с помощью которых выкладывается орнамент. | |
4 нед | «Кто что услышит?» | Развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов. | Ширма, колоколь-чик, барабан, бубен, дудочка и т.д. | |
Апрель | 1 нед | «Тактильная коробка» | Развивать тактильные рецепторы ладоней рук. Продолжать учить дифференци-ровать цвета. | Контейнер наполнен разными по фактуре кусочками ткани. голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д. |
2 нед | Петрушка в гостях у ребят. | Учить различать и называть цвет, размер, количество предметов. Развивать мелкую моторику рук. | Игры с палочка Кьюзенера | |
3 нед | «Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком). | Продолжать знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями. | Песок, игрушки | |
4 нед | Разноцветные шнурочки (цвет) | Закреплять знание цветов и их оттенков. Учить плести косички | Цветные шнурки | |
Май | 1 нед | Построим дом (величина) | Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. | Два набора домов (сделаны из картона): один используется в качестве образца, другой набор имеет четыре основы дома разной величины и части дома к этой основе (рамы, крыша, дверь). Части вставляются в соответствующие отверстия основы дома |
2 нед | «Солнце , море и песок» | Создание своего острова – обогащение тактильных ощущений, развитие воображения. | Песок в песочнице, игрушки. | |
3 нед | «Укрась бабочку» | Развивать умение группировать предметы по цвету, закрепление знаний о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой – маленький, развитие мелкой моторики рук. | Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов. | |
4 нед | «Замок» (игры с песком). | Продолжать знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями. | Песок в песочнице, игрушки. |
2.5 Психологическое сопровождение участников образовательного процесса (родителей, педагогов, воспитанников) в рамках проведения кружковой работы
Совместная деятельность педагога дополнительного образования с детьми по развитию и коррекции психических процессов и эмоционально-волевой сферы организуется на основе следующих принципов:
- учета возрастных и индивидуальных особенностей (на основании диагностических данных об особенностях развития ребенка);
- комплексности (занятие объединено общим сюжетом, включающим в себя использование сложных многофункциональных упражнений, позволяющих
- ведущей деятельности (игры, игровые упражнения и творческие игровые задания). Все они условно делятся: дидактические, развивающие, воспитывающие, социализирующие, двигательные и релаксационные;
- доступности (изучаемый материал направлен на зону ближайшего развития, от известного к неизвестному, от легкого к трудному);
- наглядности обучения (привлечение различных органов чувств к восприятию, использование наглядного материала, стимулирующего мыслительную деятельность детей);
- системности подачи материала (логичность, взаимосвязь всех его частей, целостность);
- проблемности (создание проблемных ситуаций, активной познавательной детской деятельности состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон);
- сознательности и активности (знай поставленную педагогом задачу и будь активен в выполнении команд);
- доброжелательности (существует правило-девиз «Не критикуй!». Оно учит видеть в высказывании, рисунке или поделке крупицу оригинального ребенок постоянно чувствует удовлетворение от сделанного и может высказывать свои мысли вслух, не боясь, что его осмеют или подвергнут критике).
Психолого-педагогического сопровождение - это система психолого-педагогической деятельности, направленная на создание оптимальных условий для развития личности и успешного обучения ребенка в ситуациях образовательного взаимодействия с участием всех субъектов воспитательно-образовательного процесса: дети, родители, педагоги.
№ | Ситуации образовательного взаимодействия | Субъекты – участники воспитательно-образовательных отношений |
1. | Диагностика эмоционально-личностного развития детей | Дети, родители, педагоги |
2. | Диагностика развития психических процессов у детей | Дети, родители, педагоги |
3. | Совместное проведение адаптационного блока программы | Дети, родители, педагоги |
4. | Разработка и корректировка программы эмоционально-личностного развития детей и плана взаимодействия специалистов и педагогов (на основе результатов диагностики) | Специалисты |
5. | Ознакомление педагогов с программой и планом взаимодействия специалистов и педагогов. Отработка методов психолого-педагогического взаимодействия с детьми | Дети, педагоги |
6. | Консультационно-профилактическая работа с педагогами и родителями, направленная на организацию эффективного взаимодействия с детьми | Родители, педагоги |
2.5.2 Формы работы педагога-психолога
Возраст | Количество детей в группе | Длительность Мероприятий | Количество мероприятий в неделю |
2-3 лет | 7-8 человек | 15 минут | 1 |
3-4лет | 7-8 человек | 20 минут | 1 |
Мероприятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил. В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения мероприятий, порядок упражнений можно менять.
Мероприятия проводятся в игровой форме. Каждое мероприятие состоит из нескольких частей и занимает не более 15-20 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям младшего дошкольника.
- Индивидуальная работа.
Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях кружка «Сенсорика для малышей», в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
- Работа с родителями.
Родители — это «профессия» педагогическая, но очень часто родителям не хватает элементарных психолого-педагогических знаний, они не знают, как себя вести в той или иной ситуации. Приходится иметь дело со взрослыми, находящимися на различных этапах адаптации к роли родителей ребенка. Поэтому важно знать, насколько готовы родители говорить с другими взрослыми, каковы их ожидания, установки, готовы ли они вообще сотрудничать.
При анализе контингента семей выявлено, что дети МБДОУ «ДС №384 г.Челябинск» воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия руководителя кружка с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы на занятиях, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.
Уже на начальном этапе работы с родителями прогнозируется возможность и степень включенности их в работу, объем работы, на который способны родители с учетом различных факторов (профессиональной занятости, материального положения, уровня образования, и т.д.).
Формы работы с родителями:
- Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование.
- Информирование родителей о ходе работы кружка дополнительного образования: индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, создание памяток.
- Домашние задания после каждого занятие у детей в группе с целью улучшения эмоционального климата в семье, а также повышения качества взаимодействия членов; а также закрепления умений полученных на занятии.
- Консультирование о путях и способах решения конкретной проблемы ребенка.
- Привлечение к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях кружка, и реализации их в повседневной жизни.
- Участие в родительских собраниях и «Днях открытых дверей»
- Работа с педагогами
Еще одним направлением работы педагога-психолога – руководителя кружка дополнительного образования является:
- повышение психологической компетентности педагогов через организацию семинаров, «круглых столов», дискуссий, педагогических мастерских;
- проведение психологических тренингов направленных на обучение педагогов приемов саморегуляции, релаксации.
- проведение индивидуальных консультаций по запросу педагога и др.
- Оформление информации в родительском уголке «Сенсорное развитие ребенка», «Игры на развитие восприятия», «Развиваемся, играя», «Ребенок познает мир», «Действие и мышление», «Развивающее творчество»;
- Дни общения (ответы воспитателя на интересующие вопросы родителей).
3.Организационный раздел.
3.1. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Перечень используемых программ, технологий, пособий для коррекционно – развивающей работы с воспитанниками:
- Алямовская, В. Г. Ясли – это серьезно. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999
- Азбука соленого теста О.Чибрикова. – М.:Эксмо, 2008. – (Азбука рукоделия).
- Амоков В.Б. «Искусство аппликации» М. 2002г
- Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
- Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
- В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. М.Монтессори. – М.:
8.Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М.1991г.
9.Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
10. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. / Т.В.Высокова. – Волгоград:
11.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
12. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. «Просвещение», 1981.
13. Галкина И. А. Условия и методика сенсорного воспитания в ДОУ / И. А. Галкина // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый,- 2012 г. — С. 36-37.
14. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М.: «Творческий центр»,2001.
15. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
16. Курашова Р.А. Сенсорное развитие дошкольников, - М.: Новое знание, - 2013 г. - 345 с.
17.Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
18. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
19. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
20.Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей. - Ж-л «Справочник ст. воспитателя»№1, - 2010 г. - с.58
21.Новикова Т.В. Психолого-педагогической диагностики развития детей раннего и дошкольного возраста . М.: Просвещение, - 2011 г.
22. Павлова Л.И., Маврина И.В. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет. М.: Гном и Д, - 2002 г.
23.Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до 3 лет. – М.: Просвещение, 2003.
24.Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления 1-3 года. – М: Мозаика-Синтез. 2000.
25.Полозова, Е. В. Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов. Е.В.Полозова – ЧП Лакоценин С. С., Воронеж. – 2007.
26.Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. «Айрис-пресс»,2006.
27.Плеханов А.К., Морозова О.М., Манасеина М.М.: Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста /.Дошкольное воспитание. - 2010 г. - №7. - С. 31-35
28.Пособие для педагогов дошкольных учреждений «Диагностика готовности ребенка к школе» / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2015 г.
29.Финкельштейн Б.Б. Блоки Дьенеша для самых маленьких. Санкт – Петербург.
30.Финкельштейн Б.Б. Дом с колокольчиком. Палочки Кюизенера.
31.Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013 г. – 72 с.
32.Янушко, Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. Е.А.Янушко. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007.
33.Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. Е.А.Янушко. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
34.http://www.kroha.net/razvitie_rebenka/vospitanie_rebenka/igri_po_sensorike/
35. http://gigabaza.ru/doc/153289-pall.html
3.2. Материально-техническое обеспечение
3.2.1. Условия для обеспечения психологического благополучия детей.
В МБДОУ «ДС №384 г.Челябинска» созданы хорошие условия для проведения кружковой работы и обеспечения психологического благополучия детей. Функционирует кабинет педагога- психолога. Зоны, на которые разделены эти помещения, несут различные функциональные назначения:
-Зона коррекционно - развивающих занятий: (столы для занятий, доска, технические средства обучения).
Здесь проводятся как индивидуальные, так и групповые занятия. Здесь же проводятся занятия с детьми с использованием развивающих и диагностических, дидактических игр и пособий. Игровая форма заданий, яркие красочные изображения, динамичность, достигаемая посредством использования современных технологий, делают занятия не только поучительными, но и увлекательными для детей.
-Зона недирективной терапии:
«Центр воды и песка», спортивный уголок (в музыкальном зале) – для снятия психо- эмоционального и физического напряжения, агрессии. Импульсивные и агрессивные дети, попадая в эти условия, с наслаждением просеивают песок, перемывают камешки и ракушки, перебирают и раскладывают по ячейкам желуди, шишечки.
-Зона игровой терапии :
Служит для устранения возможного психоэмоционального напряжения ребенка при контакте с психологом. Различные материалы для детского творчества.
-Зона организационно - планирующей деятельности:
- письменный стол, компьютер, стеллажи для хранения вспомогательного материала и методической литературы.
Кабинет соответствуют требованиям СанПиНа, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.
Список литературы
1. Алямовская, В. Г. Ясли – это серьезно. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999
2. Азбука соленого теста О.Чибрикова. – М.:Эксмо, 2008. – (Азбука рукоделия).
3. Амоков В.Б. «Искусство аппликации» М. 2002г
4. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
6. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
7. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. М.Монтессори. – М.:
8.Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М.1991г.
9.Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
10. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. / Т.В.Высокова. – Волгоград:
11.Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
12. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. «Просвещение», 1981.
13. Галкина И. А. Условия и методика сенсорного воспитания в ДОУ / И. А. Галкина // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый,- 2012 г. — С. 36-37.
14. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М.: «Творческий центр»,2001.
15. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
16. Курашова Р.А. Сенсорное развитие дошкольников, - М.: Новое знание, - 2013 г. - 345 с.
17.Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
18. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
19. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
20.Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей. - Ж-л «Справочник ст. воспитателя»№1, - 2010 г. - с.58
21.Новикова Т.В. Психолого-педагогической диагностики развития детей раннего и дошкольного возраста . М.: Просвещение, - 2011 г.
22. Павлова Л.И., Маврина И.В. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет. М.: Гном и Д, - 2002 г.
23.Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до 3 лет. – М.: Просвещение, 2003.
24.Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления 1-3 года. – М: Мозаика-Синтез. 2000.
25.Полозова, Е. В. Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов. Е.В.Полозова – ЧП Лакоценин С. С., Воронеж. – 2007.
26.Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. «Айрис-пресс»,2006.
27.Плеханов А.К., Морозова О.М., Манасеина М.М.: Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста /.Дошкольное воспитание. - 2010 г. - №7. - С. 31-35
28.Пособие для педагогов дошкольных учреждений «Диагностика готовности ребенка к школе» / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2015 г.
29.Финкельштейн Б.Б. Блоки Дьенеша для самых маленьких. Санкт – Петербург.
30.Финкельштейн Б.Б. Дом с колокольчиком. Палочки Кюизенера.
31.Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013 г. – 72 с.
32.Янушко, Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. Е.А.Янушко. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007.
33.Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. Е.А.Янушко. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
34.http://www.kroha.net/razvitie_rebenka/vospitanie_rebenka/igri_po_sensorike/
35. http://gigabaza.ru/doc/153289-pall.html
36. http://fulledu.ru/articles/sadik/rannee-razvitie-detey/article/1065_sensornoe-razvitie-detey-rannego-vozrasta.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по физкультуре к программе дополнительного образования "Здоровый малыш"
Конспекты занятий по физкультуре для детей от 1,5 до 2 лет, не посещающих детский сад....
Программа дополнительного образования. Кружок «Малыш» (пальчиковая гимнастика)
Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулируют активное восприятие речи и поро...
Программа дополнительного образования кружок «Малыш»
Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильней...
Конспект индивидуального занятия для ребёнка раннего возраста с ОВЗ в рамках программы дополнительного образования «Учим малыша говорить»
Тема: «Птички».Цель: закрепление звуков (т), (ть) в слогах и простых словах; развитие сенсорных и коммуникативных навыков у ребенка раннего возраста.Обучающие задачи:учить выполнять ...
Конспект индивидуального занятия для ребёнка раннего возраста с ОВЗ в рамках программы дополнительного образования «Учим малыша говорить»
Тема: «Птички».Цель: закрепление звуков (т), (ть) в слогах и простых словах; развитие сенсорных и коммуникативных навыков у ребенка раннего возраста.Обучающие задачи:учить выполнять ...
Конспект занятия с детьми раннего возраста с двигательными нарушениями и родителей в рамках программы дополнительного образования «Учим малыша говорить»
Тема: «Осенний дождик».Цель: - работать над развитием понимания речи;стимулировать речевую активность каждого ребёнка;развивать слуховое внимание, память;закреплять цвет,...