РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭТИКЕТ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
материал (младшая группа)

Кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_etiket_dlya_malyshey_18-19.doc825.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

стр.

1.

Целевой раздел

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи реализации программы

4

1.3.

Принципы и подходы к формированию программы

4

1.4.

Значимые для разработки и реализации программы характеристики

5

1.5.

Планируемые результаты освоения программы

7

2.

Содержательный раздел

8

2.1.

Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

8

2.2.

Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей

13

2.3.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

14

2.4.

Способы и направления поддержки детской инициативы

14

2.5.

Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников

15

3.

Организационный раздел

17

3.1.

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

17

3.2.

Режим дня

20

3.3.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе

21

4.

Педагогическая диагностика усвоения прогр
ммы

23

5.

Список литературы

24

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Все ныне существующие комплексные программы  воспитания и обучения дошкольников ставят перед собой задачи воспитания дружеских взаимоотношений, положительных привычек, отзывчивости, правдивости, формирования культуры поведения.

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. Но только знания правил этикета недостаточно для того, чтобы стать культурным человеком. Опыт работы с дошкольниками показывает: дети правила поведения обычно усваивают быстро, родители эти правила знают, но выполнять их может далеко не каждый. Вопросам этикетного поведения необходимо посвятить специально организованные занятия,  чтобы усвоенные нормы поведения в обществе и соблюдение их стало привычкой.

        Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду. С ранних лет родители внушают ему определенные нравственно-поведенческие правила. В детском саду ребенок попадает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для комфортного сосуществования детского коллектива. Воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на взаимоотношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни.

        Ребенок дошкольного возраста многое знает из рассказов родителей и бесед с ними, а также из собственных наблюдений за окружающим миром. Наша задача – расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, принятую в обществе и доступную детскому пониманию.

Отличительными особенностями программы дополнительного образования «Этикет для малышей» являются:

  1. Систематизация специальных заданий и упражнений;
  2. Применение разнообразных видов работы с детьми (воспроизводящей, поисковой, контролирующей);
  3. Использование в работе здоровьесберегающих технологий.
  4. Доступность методического материала.

Программа дополнительного образования «Этикет для малышей» (далее – Программа) разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка».

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы – формирование коммуникативных способностей дошкольников, освоение детьми норм нравственности.

Задачи:

1. Познавательные

  • познакомить детей с историей возникновения этикета;
  • формировать умение свои мысли в общении с окружающими;
  • прививать устойчивые нормы поведения;
  • научить практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в гости, сервировать стол; познакомить с основами столового этикета, поведения в театре, в транспорте;
  • учить сохранять правильную осанку во время еды.

2. Развивающие

  • развивать умение вести монологические и диалогические формы речи в общении со знакомыми и незнакомыми, взрослыми и сверстниками;
  • развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими.

3. Воспитательные

  • воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к окружающим;
  • помогать детям,  оценивать правильность или неправильность поведения;
  • формировать навыки культурного общения;
  • формировать коммуникативные навыки.

1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

  1. поддержки разнообразия детства;
  2. сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии ребенка;
  3. полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
  4. создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  5. содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
  6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
  8. учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

 Педагог, проводящий с детьми дошкольного возраста занятия по основам этикета, должен соблюдать во время занятий несколько правил:

  • Не принуждать детей к выполнению упражнений.
  • Активно вводить детское творчество: рисунки, поделки, придуманные детьми сказки и рассказы.
  • Использовать собственноручно сделанные поделки и игры (дидактические, настольно-печатные и др.), а также придуманные «этикетные» сказки и истории.
  • Включать в занятие литературные, музыкальные и живописные произведения.
  • Рассчитывать на каждого конкретного ребенка с его уровнем мышления, возрастными и психологическими особенностями.
  • Подводить итог в конце занятия: что изучили и что поняли.
  • Давать детям задания на дом, например: накрой с мамой праздничный стол; сделай и подари близким открытки (не забывая о добровольности выполнения домашнего задания).
  • Избегать негативной оценки выполнения детьми тех или иных заданий.

Следует выбрать правильный тон общения воспитателя и воспитанника. Уважение к ребенку, понимание его индивидуальности, дружелюбное отношение к нему создают наилучшие условия для формирования этикетного поведения. Необходимый настрой создает и выработанный порядок поведения в группе и на занятии, в котором приняты основные правила: умение сопереживать, проявить дружеское участие и терпение; доброжелательно воспринимать других; не отказываться от участия в играх и упражнениях; не стесняться своего незнания и неумения; не бояться ошибаться; не смеяться над ошибками других.

1.4. ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Возрастные особенности детей 3-4 лет

В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны во ФГОС ДО как основные характеристики развития ребенка.

Предметные результаты:

- обогащение личного опыта общения детей;

- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

- овладение основами норм речевого этикета и культуры поведения.

- применять основные этические нормы, принятые в обществе;

-  знать принципы этикета и главные правила хорошего тона;

- уметь компетентно вести себя в бытовых и коммуникативных ситуациях, оценивать и корректировать поведение в соответствии с моральными нормами.

Личностные результаты:

- готовность к нравственному совершенствованию, индивидуально ответственному поведению;

- осознание ценности личности других людей;

- толерантность.

Метапредметные результаты:

        Коммуникативные компетенции:

- умение слушать и вступать в диалог;

-  умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Предметные результаты.

Воспитанники будут знать:

- основы этикета;

- как помочь товарищу и как принять эту помощь;

- понимать сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, интерес, любовь к ближнему, вежливость, самолюбие, себялюбие, грубость, наушничество, подлость, обман, черствость души, щедрость души;

- согласно правилам этикета здороваться и прощаться с людьми;

- овладевать культурой поведения в садике, семье, на улице, общественном транспорте, в театре;

- использовать в речи вежливые интонации и не допускать использования грубых слов.

Воспитанники научатся:

- сохранять здоровье через соблюдение личной гигиены;

- беречь вещи, приводить их в порядок;

- достойно вести себя в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке;

- сервировать стол.

Срок реализации Программы

             2018- 2019 учебный год (с 1 сентября 2018 года – по 31 мая 2019 года).

Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения Программы проводится 2 раза в год – сентябрь 2018 г.; апрель 2019 г.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Программа ориентирована на детей 3-4 лет.

      Форма организации образовательной деятельности – групповая, 2 раза в неделю.  

      Продолжительность образовательной деятельности - 15 минут, физкультминутка – 5 минут.

      Программа реализуется воспитателем. Срок реализации – 1 год.

      Программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических

играх и упражнениях с использованием здоровьесберегающих технологий - кинезитерапии, аурикулотерапии, фонетической ритмики, пальчиковой гимнастики, с опорой на наглядный демонстрационный и раздаточный материал.

Форма подведения итогов реализации Программы – открытая образовательная деятельность, развлечение.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Количество учебных часов: 72 часа в год

п/п

Темы занятий

Количество

часов

1.

Введение «Что такое этикет?»  

2

2.

Речевой этикет                          

16

3.

Семейный этикет

8

4.

Межличностные отношения

6

5.

Культура внешнего вида

6

6.

Гостевой этикет

8

7.

Поведение в общественных местах

10

8.

Поведение в природе

4

9.

Этикет за столом

10

10.

Диагностические занятия

2

ИТОГО:

72

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На первых занятиях происходит знакомство с понятием этикет. Педагог разъясняет, в поведении важно все: наши действия должны быть красивы, чтобы людям приятно было на нас смотреть и общаться с нами.

Далее идет знакомство с речевым этикетом. Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку. Он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и др. Задача педагога – расширить и углубить эти знания, создать возможности для их использования. Например, он обращает внимание на такие вопросы: кого и как мы приветствуем при встрече? Какие вежливые слова и почему помогают установлению добрых отношений, проявлению любви к близким и родным людям? Освоение правил происходит и на занятиях по этикету, и в повседневной жизни, не прекращаясь ни на минуту. Дети узнают, в каких случаях уместен тот или иной вид приветствия, кто должен приветствовать первым. Также в тему речевого этикета включаются занятия на обучение правилам знакомства, вежливым словам просьбы, сочувствия, прощания; умение говорить комплименты.

        Сейчас велико значение телефона в жизни человека. Дети учатся основным правилам телефонного разговора: пользоваться телефонным аппаратом осторожно, говорить вежливо, не кричать в телефонную трубку, стараться разговаривать недолго. Освоение правил телефонного разговора начинается на занятиях и продолжается в реальной действительности. В любую детскую игру можно ввести ситуацию телефонного разговора: позвонить в поликлинику и вызвать на дом доктора; узнать в кинотеатре, когда будет детский киносеанс; маме позвонить домой и узнать у дочки, чем она занимается, и т.п.

Семейный этикет

        В жизни ребенка семья играет очень важную роль. А семейное счастье создается всеми членами семьи. Этому во многом способствует соблюдение правил семейного этикета: доброта и внимание ко всем членам семьи; вежливость и забота друг о друге; приятные сюрпризы и семейные праздники; отсутствие конфликтов и ссор; красивый внешний вид, приятный близким людям. Дети, как правило, с большим интересом играют в семейную жизнь, обучаясь в этих играх умению быть мамами и папами, перенося в игру обычаи и порядки своих семей.

        Правила этикета, связанные с родным домом, очень важны. Овладение этими правилами способствует социализации детей. Педагог убеждает их в том, что обстановка в доме, поддерживаемый в нем порядок, характеризует его хозяина. Человек, ухаживающий за своим домом, как правило, внимателен к близким людям и друзьям. Хозяином детской комнаты является ребенок, он и должен отвечать за порядок в ней: в силу своих возможностей не сорить, поддерживать чистоту, после игры класть на место игрушки.

Хозяевами помещения детсадовской группы являются дети – они тоже должны соблюдать эти правила, стремиться сделать место своего пребывания в детском саду как можно красивее. В детском саду детям даются ежедневные поручения по наведению чистоты и порядка.

Этикет за столом

        Знание правил столового этикета позволяет человеку быть уверенным в себе, красиво и правильно вести себя за столом, а значит, быть приятным участником застольного общения.

Различные игры с посудой, настольное лото, вопросы, задаваемые во время сервировки стола и подготовки к еде, помогают запомнить назначение и виды посуды и столовых приборов.

        Умение красиво сервировать стол отрабатывается в детском саду ежедневно. Обращается внимание на культуру еды у детей, отрабатываются навыки красивого и правильного приема пищи, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.

Гостевой и подарочный этикет

        Чтобы дети чувствовали себя в чужом доме свободно, а в собственном – радушными и приветливыми хозяевами, им необходимо знание гостевого и подарочного этикета. У дошкольников в детском саду есть широкие возможности для изучения, закрепления и соблюдения гостевого и подарочного этикета. Помимо специальных занятий проводятся разнообразные праздники: поздравления с днем рождения ребят из своей группы, приглашение родителей на праздничные события, где дети выступают в роли хозяев, гостевые визиты в другие группы детского сада. Правила гостевого этикета закрепляются в различных организационных формах. В ходе игр отрабатываются навыки приема гостей. Чтение и обсуждение многих произведений детской литературы знакомит ребят с содержанием правил гостевого и подарочного этикета. Поскольку подарок является способом не только сказать о любви, но и показать ее, важно уметь правильно выбрать, поднести, а также принять подарок. На занятиях и в реальной ситуации мы учим делать это красиво, демонстрируя тем доброжелательное отношение.

Культура внешнего вида

        Ее воспитание начинается уже в младшей группе, когда воспитатель вводит в детскую жизнь культурно-гигиенические требования, добиваясь от своих подопечных чистоты и опрятности, следя вместе  с ними за порядком в групповой и туалетной комнатах, на участке детского сада. На занятиях по этикету вводится важное этикетное правило: красиво и опрятно выглядеть – это значит проявлять уважение к окружающим тебя людям.

От внешнего вида ребенка во многом зависят не только его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, но и его собственное внутреннее состояние. Если ребенок хорошо выглядит, он приобретает уверенность в себе, легко вступает в контакты, нравится окружающим, другие дети с удовольствием играют с ним, взрослые отмечают его привлекательный вид.

Серия занятий, в которых детей знакомят с правилами искусства нравиться, культурой внешнего вида, культурно-гигиеническими навыками, преследуют цель – создать единство внешнего облика и внутреннего состояния личности ребенка. Правила, которым детей обучают на этих занятиях, требуют постоянного применения в реальной жизни. Педагог говорит детям комплименты по поводу их поведения и внешнего вида («Как ты красиво выглядишь»; «Какая у тебя добрая улыбка»; «Как приятно на вас поглядеть»; «Спасибо тебе за то, что ты так внимателен»). Отрабатывается умение детей красиво ходить, стоять, сидеть, постоянно напоминая о том, что корпус тела нужно держать прямым.

Обсуждая с детьми значение одежды и обуви в жизни человека, отмечается, что главное – это их чистота и опрятность. Быть аккуратно и чисто одетым – значит уважать окружающих тебя людей. С таким человеком приятно общаться, с ним хочется дружить, играть…

Культура поведения в общественных местах

Начинается обучение детей правилам поведения в общественных местах с определения этого понятия. Общественными мы называем такие места, в которых собирается много людей, различных по возрасту, положению, интересам. Это транспорт, театры, кинотеатры, музеи, библиотеки, парки, кафе, рестораны, магазины, больницы. Детский сад тоже является общественным местом. В общественных местах особенно важно соблюдать правила поведения, чтобы не задеть интересы другого человека и не поставить его в неудобное положение. Педагог учит детей на собственном примере, с помощью бесед, разъяснений, практических действий. Дети должны не только усвоить правила поведения в общественных местах, но и понять, что их соблюдение необходимо для создания доброжелательных отношений с окружающими знакомыми и незнакомыми людьми, для поддержания порядка в том или ином месте.

Помимо занятий проводятся специально организованные экскурсии: пройти по улице, проехать в автобусе, зайти в магазин, посетить выставку, музей, библиотеку.

Но самым доступным и действенным средством для достижения нужной цель является сюжетная игра. В процессе игры у детей закрепляются знания о правилах поведения в общественных местах: не кричать и громко не разговаривать, не грубить, не сорить, не оставлять после себя грязь, не есть на ходу и др., проявлять уважение к людям, не обижать их, не мешать им, помогать тем, кто нуждается в помощи.

Межличностные отношения

        Умение устанавливать и сохранять со сверстниками доброжелательные отношения – важное коммуникативное качество, которое помогает дошкольнику познавать мир, комфортно себя в нем чувствовать, развивать свой ум, способности и душевные качества. Воспитатель обязан заботиться о дружеских взаимоотношениях детей, развитии их товарищеского коллектива. Этому подчинена жизнь группы и каждого отдельного воспитанника в ней. Ежедневно во время различных режимных моментов тем успешнее решается задача межличностного общения, чем более осознанно и четко воспитатель обучает детей правилам соблюдения этикета  дружбе и товариществе.

        Уже в дошкольном возрасте дети знают, что мальчики будут мужчинами, папами, а девочки – женщинами, мамами. У детей формируются представления о понятиях «настоящий мужчина» и «настоящая женщина». Настоящий мужчина никогда не обидит женщину, всегда готов оказать ей помощь и защитить ее от опасностей и неприятностей, взять на себя самые трудные дела. В детском коллективе мы учим мальчиков «рыцарскому» поведению по отношению к девочкам: не обижать, быть великодушными и добрыми. Настоящая женщина всегда красива и обаятельна, добра и приветлива, она готова поддержать мужчину в трудную минуту. Мы учим девочек поведению «принцесс»: не кричать и не плакать по любому поводу, быть вежливыми и отзывчивыми, с готовностью и добротой приходить на помощь.

Поведение в природе

        Особенностью дошкольного возраста является эмоционально окрашенное восприятие материала, эмоции играют большую роль в восприятии природы, ее красоты и неповторимости. Педагог показывает детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и потому должны беречь ее и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку.

        Посредством бесед, игр, игровых упражнений воспитатель формирует основы экологически грамотного поведения в природе, умение прогнозировать свои поступки по отношению к природе и людям.

2.2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагоги-ческой работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и развивающей предметно-пространственной

среды.

Организация воспитания и обучения правилам поведеня дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы развивающей работы. Для большинства детей с ОВЗ характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня.

Приемы и методы организации образовательной деятельности

а) Методы по источнику познания:

  • словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, предварительная, итоговая, обобщающая беседы);
  • практический (упражнение, подражательно-исполнительское выполнение, занимательные упражнения: загадки);
  • наглядный (демонстрация, иллюстрирование, показ образца задания, способа действия).

б) По степени продуктивности, по характеру познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный (восприятие и усвоение готовой информации);
  • репродуктивный (работа по образцам);
  • проблемный (беседа, проблемная ситуация, игра, обобщение);
  • частично-поисковый (выполнение вариантных заданий);

в) На основе структуры личности:

  • методы формирования сознания, понятий, взглядов, идеалов, убеждений (рассказ, беседа, показ иллюстраций, индивидуальная работа и т.д.);
  • методы формирования опыта общественного поведения (упражнения, игра, поручение и т.д.);
  • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации).

2.3. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗНЫХ ВИДОВ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК

Программа направлена на формирование общей культуры личности воспитанников 3-4 лет, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Так для детей дошкольного возраста (3-4 лет) – это ряд видов деятельности, таких как:

В дошкольном возрасте выделены следующие виды деятельности:

  • игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие ее виды);
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  • восприятие художественной литературы и фольклора (беседа по художественному произведению, драматизация, заучивание и др.);
  • познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
  • двигательная (овладение основными движениями).

2.4. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

Одна из характеристик личностного развития дошкольника — проявление детской инициативы.

Основанием для выделения сторон инициативы послужила собственно предметно-содержательная направленность активности ребенка.

Стороны инициативы:

•        Творческая (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление и т.д.).

•        Инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности — рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи).

  1.   Коммуникативная (включенность ребенка во взаимодействие со

сверстниками, где развиваются эмпатии, коммуникативная функция речи.

  1.   Познавательная - любознательность (включенность в

экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).

Реализация Рабочей программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов организации образовательной деятельности во второй младшей группе № 1 «Радуга»:

  • образовательные предложения для целой группы,  
  • различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая, и др. виды игр, подвижные и традиционные народные игры;
  • взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой;
  • проекты различной направленности, прежде всего исследовательские;  
  • праздники, социальные акции т.п.;  
  • использование образовательного потенциала режимных моментов.

2.5. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА

С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Система работы с родителями (законными представителями) воспитанников второй младшей группы № 1 «Радуга» включает:

  1. ознакомление семей воспитанников с результатами работы на родительских собраниях, на сайте Детского сада, через открытую образовательную деятельность;

  1. ознакомление родителей (законных представителей) с содержанием работы группы, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка;

  1. участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях;

  1. ознакомление с конкретными приемами и методами воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на консультациях.

Характеристика взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников

второй младшей группы № 1 «Радуга»

на 2018-2019 учебный год

№ п/п

Мероприятия

Дата

1

РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

1.1

Общее родительское собрание

Тема: «О приоритетных направлениях деятельности учреждения в 2018-2019 учебном году»

сентябрь

1.2

«Итоги 2018-2019 учебного года. Перспективы на следующий учебный год. Организация летнего периода»

май

1.3

Групповые родительские собрания

1.3.1

Тема: «Особенности физического и психологического развития детей. Задачи воспитательно-образовательной работы»

сентябрь-октябрь

1.3.2

Тема: «Перелистывая страницы учебного года»

апрель-май

1.3.3

Тема: «Итоги результатов адаптации детей в Детском саду»

декабрь

2

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

2.1

Тема: «Режим и его значение в жизни ребенка»

сентябрь

2.2

Тема: «В детский сад без слез»

сентябрь

2.3

Тема: «Игры нашего двора. Подвижные игры для детей 3-4 лет»

октябрь

2.4

Тема: «Книга для ребенка 3-4 лет»

ноябрь

2.5

Тема: «Влияние семейного воспитания на поведение ребёнка в детском саду»

декабрь

2.6

Тема: «Растим юного исследователя»

январь

2.7

Тема: «Творим вместе!»

февраль

2.8

Тема: «Театр своими руками»

март

2.9

Тема: «Безопасность малышей в быту»

апрель

2.10

Тема: «Детские капризы и упрямства»

май

ПАПКИ-ПЕРЕДВИЖКИ, РЕКОМЕНДАЦИИ, ПАМЯТКИ

3.1

Тема: «Возрастные особенности детей»

сентябрь

3.2

Тема: «Адаптация ребенка в детском саду»

сентябрь

3.3

Тема: «Закаливание малышей»

октябрь

3.4

Тема: «Колючие опасности!»

ноябрь

3.5

Тема: «Досуг ребенка в новогодние праздники»

декабрь

3.6

Тема: «Убираем игрушки с желанием»

январь

3.7

Тема: «Физическая культура для малышей»

февраль

3.8

Тема: «Наблюдаем весной»

март

3.9

Тема: «Безопасность ребенка в быту»

апрель

3.10

Тема: «Как уберечь ребенка от травм?»

май

4

АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

4.1

Анкетирование родителей (законных представителей) для выявления запросов, интересов и пожеланий при организации образовательной деятельности в учреждении

сентябрь

4.2

Анкетирование «Удовлетворенность родителей (законных представителей) работой МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» и его коллектива»

январь

5

ВЫСТАВКИ ДЕТСКОГО, СЕМЕЙНОГО ТВОРЧЕСТВА, ФОТОВЫСТАВКИ

5.1

Выставка рисунков «Осень»

сентябрь

5.2

Выставка детских работ «Что нас окружает?»

октябрь

5.3

Выставка детских работ «Флаг России»

ноябрь

5.4

Выставка рисунков «Елочка красавица»

декабрь

6

Семейные конкурсы, выставки

6.1

Выставка поделок из овощей «Волшебный сундучок Осени»

сентябрь

6.2

Конкурс кормушек из бросового материала «Птичья столовая»

ноябрь

6.3

Выставка елочных игрушек «Новогодняя сказка»

декабрь

6.4

Конкурс поделок из бросового материала «Папа может, папа может все что угодно…»

февраль

6.5

Конкурс поделок из бумаги «Покорение космоса»

апрель

6.6

Выставка рисунков «Рисуем всей семьей «Как хорошо на свете без войны»

май

7

Выставки детского творчества

7.1

Выставка детского рисунка «Зеленая планета»

март

7.2

Выставка детских поделок и рисунков «Пасхальные фантазии»

апрель

7.3

Выставка декоративно-прикладного творчества «Осторожно, огонь!»

в течение года

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Образовательная деятельность с воспитанниками 3-4 лет по программе дополнительного образования «Этикет для малышей» выстраивается с опорой на образовательную программу дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка».

Методические пособия

1. С.В. Исханова. «Уроки хорошего поведени с Машей и Мишей», Феникс, Р-н-Д, 2015

2. Метенова Н.М. «Уроки вежливости» Я.2000

3. Мирошниченко С. «Хорошие манеры» Мой Мир М.2007

4. Шорыгина Т.А. «Беседы о хорошем и плохом поведении» Сфера М.2010

5. Шорыгина Т.А. «Общительные сказеи» Сфера М. 2017

Методические рекомендации

Главным содержанием занятий по основам современного этикета являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В них можно включать беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, встречи с интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещение театра, музей, кафе, библиотека и т.п. – все это создает условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка поведения. Практические упражнения, применяемые в процессе занятий, помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, уступить место в транспорте, поблагодарить за подарок, встать из-за стола, произнести комплимент и т.п. Игры  в процессе занятий дают возможность интересно и показательно обучить детей; они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе. Чтобы каждый ребенок мог активно участвовать в играх и упражнениях, необходимо проводить занятия с небольшой группой (10-12 человек).

Для активизации деятельности детей можно использовать положительные оценки их участия, награждения призами победителей и проигравших. Утешительные призы снижают эмоциональное переживание от проигрыша и настраивают на дальнейшее участие в конкурсах и состязаниях.

Следует активно вводить детское творчество, используя рисунки, поделки, придуманные детьми сказки и рассказы. Для дошкольника немаловажно значение имеет позитивный конец этикетной сказки, когда поссорившиеся герои помирились, неумехи научились что-то делать, незнайка многое узнал и понял, нарушители исправились.

Для усиления эмоциональной направленности занятий используются литературные, музыкальные и живописные произведения.

В конце занятия следует подвести итог. Дети сами могут сделать необходимые выводы, рассказывая о том, что узнали и как относятся к тому или иному поведенческому правилу. Воспитатель еще раз четко указывает на самое главное, что следует усвоить их занятия.

Для закрепления правила можно рекомендовать простейшие домашние задания: придумать сказку, накрыть праздничный стол, сделать и подарить близким подарки.

Игра – одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей. Она является одним из способов познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр. Например, в подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются: кто быстрее обежит вокруг детского сада, кто дальше бросит мячик. Однако, встречаются ситуации, когда один бежит и падает, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но останавливается и спешит на помощь упавшему.  Важнейший этический аспект лежит в основе поведения этого малыша. В такой ситуации мы еще раз даем понять ребенку: в основе этикетного поведения лежит нравственное начало.

В играх со строительным материалом, когда дети заняты созиданием архитектурных сооружений (домов, мостов и т.п.), также присутствует правила поведения. Воспитатель похвалил строителей. Как он это сделал? Какими словами и интонациями? Какое у него при этом было выражение лица? Рады ли все дети, услышав похвалу своему товарищу? Дети наблюдают за воспитателем каждую минуту, даже когда заняты любимым делом и учатся у него определенному поведению.

Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры.  Например, с детьми готовят постановку сказки «Репа». В ходе ее разбора обращают внимание на правила семейного этикета. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело – помочь деду-кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями внесут осознание многих правил поведения в общественных местах. Затрагивают правила поведения зрителей в театре. Вспоминаются привила гостевого этикета: в гости пришли родители, их надо принять и развлечь.

Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. Он также осознает, что современный этикет базируется на народных обычаях и традициях. Например, игра «Бояре, а мы к вам пришли». Красивый русский текст дает детям сведения, что в прошлом были бояре; во все времена люди ходили в гости и принимали гостей с радостью. Дети играют вместе и дружно, стремятся к победе своей команды, но не обижают и представителей другой. Можно выбирать друга; тогда воспитатель обращает внимание на дружеские отношения между ребятами.

В свободное время проводят сюжетно-ролевые игры. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговаривают с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т.п. Атрибуты к игре можно сделать самим, и тогда все раз убедятся, что можно сделать поделки и отлично ими играть. Если же поделки принесет воспитательница, то дети поймут: во-первых, она хочет порадовать своих воспитанников, во-вторых, она прекрасная рукодельница и все умеет делать.

Дидактические игры, главная цель которых – развитие ребенка. Они очень хороши при   от-

работке правил и норм этикета. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм для прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи  на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточках подарок маме, другу, бабушке. Эти игры можно сделать самим, обязательно вкладывая в комплект игры записи о ее содержании, целях и задачах. Это свидетельствуют об осознанном создании и применении игры, а также облегчает другим возможность ее использования.

Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида игра «Настольный телефон», в которой на полотне будут двигаться фишки, а участники отвечать на вопросы, связанные с этикетом телефонного разговора, укрепит приобретенные знания о правилах телефонного общения.

Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут в разнообразии игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир. Роль воспитателя в самой игре может быть различна. В одном случае он подскажет ее сюжет, в другом – будет играть в ней ведущую роль, в третьем – принесет необходимый для нее материал, в четвертом – станет наблюдать за детьми и делать педагогические заметки. Воспитатель и дети – соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самодеятельности и инициативе, надо только направлять их для обучения правильному поведению.

3.2. РЕЖИМ ДНЯ

Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду.

При этом ребенка не следует принуждать, надо предоставить ему свободный выбор - слушать либо заниматься своим делом. Часто дети, играя рядом с воспитателем, незаметно для себя увлекаются процессом слушания.

Гибкий режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности

Режим дня детей во второй младшей группе

(холодный период)

Утренняя прогулка с родителями к детскому саду

6.30 – 8.00

(в среднем около ½ часа)

В дошкольном учреждении

Приём детей, осмотр, самостоятельная деятельность

7.00-8.10

Утренняя гимнастика

8.10 – 8.15

Подготовка к завтраку. Завтрак

8.20 – 8.55

Самостоятельная деятельность

8.55 – 9.00

Организованная образовательная деятельность (по подгруппам)

9.00 – 9.15

9.25 – 9.40

Самостоятельная деятельность, подготовка ко второму завтраку. Второй завтрак

9.40 – 9.50

Подготовка к прогулке. Прогулка

9.50 – 11.50

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду

11.50 – 12.10

Обед

12.10 – 12.40

Подготовка ко сну, дневной сон

12.40 – 15.00

Постепенный подъём, гимнастика после сна, гигиенические процедуры

15.00 – 15.20

Полдник

15.20 – 15.40

Игры/ чтение художественной литературы

15.40-16.00

Подготовка к прогулке, прогулка

16.00-17.10

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к ужину.

17.10 – 17.30

Ужин

17.30 –17.50

Самостоятельная деятельность, уход детей домой

17.50 – 19.00

Вечерняя прогулка с родителями домой

18.00 – 19.30

(в среднем около часа)

Общая длительность прогулки за день

4 часа

Общая длительность дневного сна

2 часа 30 минут

Объем образовательной нагрузки

30 минут

Самостоятельная деятельность

3 часа 15 минут

Количество приемов пищи

5


Режим дня детей во второй младшей группе

(теплый период)

Утренняя прогулка с родителями к детскому саду

6.30 – 8.00

(в среднем около ½ часа)

В дошкольном учреждении

«Здравствуйте, я пришёл!»

 Утренний приём детей на воздухе, осмотр, игры. Утренняя гимнастика

7.00 – 8.10

«Приятного аппетита!»

Подготовка к завтраку. Завтрак

8.10 – 8.45

«Мои любимые игры»

Игры, самостоятельная деятельность.

8.45 – 09.40

«Приятного аппетита!»

Подготовка ко второму завтраку. Второй завтрак

9.40 – 9.50

«Удивительное рядом»

Подготовка к прогулке. Прогулка. Эстетически-оздоровительная деятельность (физическое, художественно-эстетическое развитие)

9.50 – 11.40

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду

11.40 – 11.50

«Приятного аппетита!»

Обед

11.50 – 12.20

«Спи глазок, спи другой»

Подготовка ко сну. Дневной сон

12.20 – 15.15

«Улыбка»

Постепенный подъём, гимнастика после сна, гигиенические процедуры

15.15 – 15.25

«Приятного аппетита

Полдник

15.25 – 15.35

«Хочу всё знать!»

Игры, чтение художественной литературы, самостоятельная деятельность детей

15.35 – 15.50

«Вместе весело играть»

Подготовка к прогулке. Прогулка.

15.50 – 17.20

«Приятного аппетита!»

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к ужину. Ужин.

17.20 – 17.55

Игры, самостоятельная деятельность, уход детей домой

17.55 – 19.00

«До свидания»

Вечерняя прогулка с родителями домой

18.00 – 19.30

(в среднем около часа)

3.3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ  ГРУППЫ

Развивающая предметно-пространственная среда построена на следующих принципах:

  1. Насыщенность;
  2. Трансформируемость;
  3. Полифункциональность;
  4. Вариативной;
  5. Доступность;
  6. Безопасность.

      Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:

  1. игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  2. двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  3. эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  4. возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих развивающей предметно-пространственной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность предметно-пространственной среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.

Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность развивающей среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.

     Созданы безопасные, здоровьесберегающие, эстетически привлекательные и развивающие условия. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Пространство группы организовано в виде разграниченных зон («центров»), оснащенных достаточным количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы находятся в доступности детей.

Оснащение центров меняется в соответствии с календарно-тематическим планированием образовательного процесса.

4. Педагогическая диагностика усвоения программы

Диагностику рекомендуется проводить по следующим критериям: 3б – оптимальный (высокий уровень); 2б– норма (средний уровень); 1б - запоздалый (низкий уровень). 

1.Ребенок и взрослый.

-имеет знания об общем ходе возрастного развития человека;

-имеет представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми;

-имеет представления о том, что от поведения детей зависит настроение и чувства взрослых;

-имеет представления о культурных традициях своей семьи;

-узнаёт и называет разные эмоциональные состояния взрослого по мимике, жестам, позе;

-имеет представления о том, как образуются отчества и взрослое имя человека;

-имеет представления о многообразии народов мира, некоторых особенностях внешнего вида, национальной одежды;

2. Ребенок и сверстник.

-имеет представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников;

-узнаёт и называет разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе;

-умеет самостоятельно объединяться в небольшой группе детей для деятельности (труд, игра), определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров, оценивать результат и характер взаимоотношений;

-понимает, почему нужно выполнять правила, их гуманистический смысл;

3. Отношение ребенка к самому себе.

-знает своё имя, фамилию, отчество, пол, возраст, дату своего рождения, номер телефона, место работы родителей;

-знает родословную семьи;

-знает о назначении некоторых внутренних органов человека и условия их нормального функционирования;

-знает правила пользования электроприборами, знает, как оказать первую медицинскую помощь;

-знает элементарные правила дорожного движения;

-знает некоторые сведения об истории Хабаровска, достопримечательности, главные улицы;

-имеет представления о школе, жизни школьника;

-проявляет самостоятельность, избегает опёки старших в привычных ситуациях;

-владеет элементарным самоконтролем, приёмами сопоставления своих действий или своей работы с образцом, умеет находить и исправлять ошибки.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безгина О.Ю. «Речевой этикет»:Мозака-Синтез М.2004

2. Белая В.Г. «Ребенок за столом»: Сфера М.2006

3. Беспалова О.Н. «Методика обучения детей дошкольного возраста правилам хорошего тона»: Скит В.1994

4. Курочкина И.Н. «Дошкольнику о хороших манерах и этикете» М. «Просвещение» 2007

5. Петрова В.И. «Нравственное воспитание в детском саду» Издательство Мозаика-Синтез  М.2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»...

Программа дополнительного образования "Этикет с детских лет".

Программа дополнительного образования "Этикет с детских лет"....

Рабочая программа дополнительного образования Естественно – научного направления «Природа и малыши»

Рабочая программа гаправлена на формирование у детй экологической культуры ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Английский язык для малышей»

Программа разработана в соответствии с Основной Образовательной Программой Дошкольного Образования МБДОУ № 15 «Нэбзый»....

Рабочая программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Умный малыш

Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом. По каждому виду труда программа содержит примерный перече...

Рабочая программа дополнительного образования по ОО "Физическое развитие" "Малыши - крепыши"

Кружковая работа с детьми раннего дошкольного возраста 2 -3 лет.Родители хотят видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, активными, любознательными, физически развитыми.     П...