Программа дополнительного образования "Безопасность для малышей".
учебно-методический материал по теме
Программа дополнительного образования по ОБЖ для детей дошкольного возраста в реабилитационном центре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое стационарное учреждение социального обслуживания
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» Забайкальского края
Утверждена
Педсоветом ГКСУ СО СРЦ «Надежда»
«___»_______________________ 2012г.
____________________________
Подпрограмма дополнительного образования
для детей 3-6 лет
"Безопасность для малышей"
Автор: воспитатель
Иванова Н.А.
Чита- 2013 г.
Содержание
Введение......................................................................................................... …......3
1.Пояснительная записка..........................................................................................5
2.Тематическое планирование.................................................................................9
3. Ожидаемый результат.........................................................................................11
4. Мониторинг..........................................................................................................12
5. Библиография.......................................................................................................13
6. Приложение 1 ……………………………………………………………..........14
7. Приложение 2 ………………………………………………………………......18
Введение
Дошкольный возраст - это период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила нужно разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Безопасность и здоровый образ жизни – должны стать не суммой полученных знаний, а стилем жизни детей. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
Цель программы:
Формирование знаний, умений и навыков безопасного поведения дошкольников в быту и на улице, в экстремальных ситуациях.
Задачи программы:
1.Учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
2. Познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома. Научить их необходимым мерам предосторожности.
3.Познакомить детей с правилами дорожного движения.
4. Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме.
5. Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице.
6. Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.
Формы работы:
-Познавательные беседы;
-Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка);
-Наблюдения;
-Экскурсии;
-Дидактические игры;
-Викторина;
-Рассматривание иллюстраций,
-Чтение художественной литературы;
Предварительная работа:
1. Работа с дидактическим материалом: «Азбука безопасности дома.”
“Азбука безопасного поведения на природе.”
2.Цикл бесед по профилактике травматизма с детьми дошкольного возраста.
3.Видеоуроки.
Методы реализации программы:
-Занятия;
-Беседы;
-Наблюдения;
-Игры;
-Викторины;
-Рассматривание иллюстраций,
-Чтение художественной литературы;
Формы реализации программы:
-Групповые занятия.
-Фронтальные занятия
Принципы реализации программы:
- Научность
- Доступность
- Природосообразность
- Комплексный подход
-Системность.
1 Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Безопасность для малышей» является составляющим реабилитационной программы « Раз ступенька, два ступенька», необходимость создания этой программы возникла в том, что невозможно передать детям весь объем знаний, рекомендованных основной программой. Закрепление и углубление знаний осуществляется на дополнительных занятиях, в беседах, которые проводятся один раз в неделю. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет.
В дошкольной группе обязательная и первоочередная задача взрослых состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответствующие меры предосторожности.
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Дети, лишившиеся родительского попечения, растущие без родительской любви и заботы, являются наиболее уязвимой категорией детей, которые могут оказаться в ситуации опасной для их жизни и здоровья.
Это послужило основанием для разработки программы «Безопасность для малышей».
Программа состоит из шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которым строится образовательная работа с детьми:
Прилагаются примерные конспекты занятий. Каждое занятие предполагает различные формы взаимодействия взрослого с ребёнком: беседа педагога, вопросы и задания к детям, игровые тренинги поведения в опасных ситуациях, игры –драматизации, использование художественного слова. Всё это поможет сделать процесс обучения интересным и непринуждённым.
Программа состоит из разделов:
1. «Здоровье ребенка».
2. «Ребенок на прогулке».
3. «Ребенок на улице города. ПДД».
4. «Ребенок дома».
5. «.Ребенок и другие люди».
6. «Пожарная безопасность».
Каждый раздел предполагает решение определенной задачи:
Таблица1- Разделы программы их задачи
Тема раздела | Задача раздела |
Здоровье ребёнка | Приучать заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих. |
Ребёнок на прогулке | Познакомить детей с некоторыми объектами и явлениями природы, представляющими определённую угрозу здоровью и жизни человека. |
Ребёнок на улице | Познакомить детей с опасностью, исходящей от транспорта на улицах. |
Ребёнок дома | Познакомить детей с потенциально опасными для жизни и здоровья человека предметами домашнего быта. |
Ребёнок и другие люди | Познакомить детей с опасностью контактов с посторонними людьми. |
Пожарная безопасность | Помочь детям запомнить основную группу предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. |
2 Тематическое планирование
Таблица 2- Тематический план
Здоровье ребёнка Цель: приучать заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих. | |||||
Тема | Часы | ||||
1 | Предметы личной гигиены | 1 | |||
2 | Беседа "Осторожно, грипп!" | 1 | |||
3 | Откуда берутся болезни. | 1 | |||
4 | Как беречь здоровье | 1 | |||
5 | Нас излечит, исцелит добрый Доктор Айболит | 1 | |||
6 | .Береги здоровье смолоду | 1 | |||
Ребёнок на прогулке. Цель: познакомить детей с некоторыми объектами и явлениями природы, представляющими определённую угрозу здоровью и жизни человека. | |||||
Тема | Часы | ||||
1 | Беседа "На прогулку мы идем" | 1 | |||
2. | Умеешь ли ты обращаться с животными | 1 | |||
3. | Кошки и собаки - наши друзья | 1 | |||
4. | Зимние каникулы | 1 | |||
5. | Ядовитые грибы и ягоды | 1 | |||
6. | Беседа " Как песок может стать опасным" | 1 | |||
Ребёнок на улице города. ПДД Цель: познакомить детей с опасностью, исходящей от транспорта на улицах, с правилами дорожного движения. | |||||
Тема | Часы | ||||
1. | Наш город | 1 | |||
2. | Знакомство с правилами дорожного движения | 1 | |||
3. | По дороге в детский сад | 1 | |||
4. | Пешеход переходит улицу | 1 | |||
5. | О безопасности на дорогах | 1 | |||
6. | О правилах кошке расскажем немножко | 1 | |||
Ребёнок дома Цель: познакомить детей с потенциально опасными для жизни и здоровья человека предметами домашнего быта. | |||||
Тема | Часы | ||||
1. | 1 | ||||
2. | Безопасный дом | 1 | |||
3. | Каждому опасному предмету свое место. | 1 | |||
4. | Беседа «Поплотнее кран закрой - осторожен будь с водой» | 1 | |||
5. | Беседа "Электроприборы" | 1 | |||
6. | О правилах пользования электроприборами | 1 | |||
«Ребенок и другие люди» Цель: познакомить детей с опасностью контактов с посторонними людьми. | |||||
Тема | Часы | ||||
1 | Не открывай чужому дверь | 1 | |||
2. | Если чужой приходит в дом | 1 | |||
3. | Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице | 1 | |||
4. | Что делать, если ты потерялся | 1 | |||
5. | Внешность человека может быть обманчива | 1 | |||
6. | Ребенок и его старшие приятели | 1 | |||
Пожарная безопасность Цель: помочь детям запомнить основную группу предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. | |||||
Тема | Часы | ||||
1. | Огонь – друг или враг. | 1 | |||
2. | Как Зайка тушил пожар | 1 | |||
3. | Юный пожарный | 1 | |||
4. | Спички детям не игрушки | 1 | |||
5. | Беседа "Эта спичка невеличка" | 1 | |||
6. | Викторина "Пожарным можешь ты не быть" | 1 | |||
Всего часов по программе | 36 |
3 Ожидаемые результаты
В результате реализации программы у детей формируются такие понятия как:
1.Понимает ценность здоровья и как его сохранить и укрепить.
2.Понимает, что может быть опасным дома и как можно избежать неприятных ситуаций. Знает свой домашний адрес, телефон.
3.Знает телефоны экстренных служб; понимает ситуации, когда необходимо вызвать милицию, пожарную или скорую помощь; знает правила обращения.
4.Знает правила безопасного поведения в природе. Знает о существовании опасных растений. Знает правила обращения с животными.
5. Знает правила пожарной безопасности.
6.Знает правила поведения в общественном транспорте, на улице. Знает к кому нужно обратиться, если потерялся на улице.
7.Знает об опасностях, которые можно встретить на дороге. Понимает об опасности травматизма.
8.Понимает, что именно может быть опасным в общении с другими людьми, знает правила общения с незнакомыми людьми. Знает действия при возникновении опасностей.
4 Мониторинг
Педагогическая оценка усвоения знаний программы проводится на основании систематических и целенаправленных наблюдений воспитателя за дошкольниками и результатов их практической деятельности во время занятий.
Критерии педагогической оценки:
- Понимает ценность здоровья и как его сохранить и укрепит
- Знает правила безопасного поведения в природе. Знает о существовании опасных растений. Знает правила обращения с животными .
- Знает об опасностях, которые можно встретить на дороге
4. Понимает, что может быть опасным дома и как можно избежать неприятных ситуаций.
5. Понимает, что именно может быть опасным в общении с другими людьми, знает правила общения с незнакомыми людьми. Знает действия при возникновении опасностей. Знает к кому нужно обратиться, если потерялся на улице.
6. Знает правила пожарной безопасности.
Количественная оценка результатов обследования:
Нет знаний — 0 баллов
Поверхностные знания — 1 балл
Имеет знания — 2 балла
5 Библиография
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Безопасность»- С-Пб: «Детство-пресс», 2008.
2. Авдеева Н.К, Князева О.Л., Стеркина Р.Б., «Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» - СПб: Детство-ПРЕСС, 2005 - 144 с.
3Ананьева. В.А., «Основы безопасности дошкольника» - С-Пб: «Детство-пресс», 2008.
4. Грезина О. Ю., Пятаева С. А., « Работа с детьми в дошкольных учреждения по обучению правилам дорожного движения»: метод, разраб. / сост. . – Волгоград: «Перемена», 2009. - 48 с. - ISBN 5-88234-292.
5.Зайцев, Г. К., Уроки Мойдодыра: учеб. пособие по валеологии для детей 5-8 лет. - М.: «Детство-ПРЕСС», 1999. - 32 с. - ISBN 5-89814-008-5; ISBN 13: 978-5-8914-008-5.
6. Кузьмина М. В., Увлекательное путешествие в мир здорового образа жизни // Педсовет. - 2007. - № 4.
7. Осипенко Л. С., Друзья здоровья // Педсовет. - 2007. - № 4.
8. Поляков В. В., Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для 1 кл. - М: «Дрофа»; ДиК, 2007. - 80 с: ил. - ISBN 5-7107-0846-1.
9. Салова С. В., Познакомьтесь с Гигиеной! // Педсовет. - 2007. -№2.
10. Статмэн П., Безопасность вашего ребенка / пер. с англ. -СПб.: «Респекс, Дельта, Кристалл,» 2007. - 384 с.
Приложение
Приложение 1 - Краткое содержание занятий
I. Здоровье ребёнка
1.Способствовать формированию потребности у ребенка быть здоровым. Закрепить представления о значении физкультуры и спорта в укреплении здоровья. Развивать способность выполнять совместные действия с воспитателем, координировать слова с движением. Воспитывать культурно- гигиенические навыки.
2.Учить заботиться о своем здоровье; познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой; учить детей самостоятельно рассказывать о различных способах защиты от вируса.
3.Формирование представления о здоровье, болезнях, микробах; сообщить элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней; научить заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих людей
4.Формировать представление о профессии врача; сообщить детям элементарные сведения о лекарствах; дать представление о том, что лекарства принимают только в присутствии взрослого, нельзя брать лекарства самостоятельно; сформировать представление о главной ценности жизни –здоровье.
5.Собщить детям сведения о профилактике и способах лечения инфекционных заболеваний, о пользе витаминов и их значении для жизни и здоровья человека; учить детей не бояться врача, самому уметь оказывать помощь.
6. Развивать у детей умение правильно относиться к своим жизненно-важным органам: ушам и глазам; воспитывать бережное отношение к себе и к другим.
II. Ребёнок на прогулке.
1. Рассказать о безопасности на прогулке, какие опасности поджидают нас на прогулке.
2. Дать знание о правилах поведения при встрече с различными домашними животными; учить детей понимать состояние и поведение животных, как с ними общаться.
3. Учить детей понимать состояние и поведение животных; знать, что каждое животное обладает своим характером; сформировать представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными; воспитывать интерес к жизни животных, добрые чувства к ним.
4. Закрепить знания детей о поведении на улице, а именно: зимние игры нельзя устраивать на проезжей части дороги, зимой нельзя ходить под козырьком домов, на льду нельзя толкаться; продолжать воспитывать у детей внимание к находящимся рядом с ними людям, быть предупредительными
5. Дать представление о съедобных и ядовитых грибах и ягодах; научить различать грибы по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя
6.Рассказать детям об играх с песком, предупредить их, что играть с ним не безопасно.
III. Ребёнок на улице города. ПДД.
1.Дать представление о словах: пассажир, пешеход; ознакомить детей с движением транспорта и пешеходов; дать представление о том, как важно учить правильно ходить и ездить по городу; воспитывать у детей дружеское взаимопонимание.
2. Расширять знания детей о правилах поведения на улице, уточнить назначение «островка безопасности»; закрепить умение детей применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках.
3.Рассказать о дорожных знаках: «Пешеходы», «Дети»,«Внимание»; подробно объяснить детям, где безопасно переходить улицу.
4. Закрепить знания детей о правилах движения пешеходов, о пешеходном переходе; познакомить с дорожным переходом; сформировать представление о светофоре для пешеходов; выяснить, чем он отличается от транспортного светофора;.
5. Формировать представления о правилах безопасности на дорогах; углубить знания детей о правилах дорожного движения; познакомить детей с правилами пользования пешеходным переходом.
6. Повторить правила дорожного движения; закрепить и систематизировать знания по теме «Безопасность на авто-, железно- и авиадорожном транспорте»; воспитывать у детей правила поведения и общения в общественном транспорте.
IV. Ребёнок дома
1.Учить детей (в форме игры) правильно пользоваться бытовыми предметами, понимать, что некоторыми из них пользоваться необходимо осторожно и только в присутствии взрослых, а некоторыми — запрещено, закреплять знания литературных произведений.
2. Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме, помочь детям самим сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Рассказать детям, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведенных местах. Научить детей правилам поведения при возникновении опасной ситуации. Учить детей отгадывать загадки
3.Уточнить знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами; воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами.
4. Дать представление о соблюдении осторожности при пользовании водой в доме.
5.Рассказать детям об электроприборах, для чего они нужны в доме.
6. Сформировать представление о правилах пользования электроприборами; рассказать об опасности электрических приборов и бережном с ними обращении.
V. Ребенок и другие люди.
1.В игровой форме познакомить детей с правилами поведения, когда никого из взрослых нет дома.
2. Обсудить с детьми ситуации, когда в дом хочет проникнуть чужой человек, научить правильно вести себя в таких ситуациях.
3. Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях.
4. Закрепить с детьми основные правила поведения в ситуации «Что делать, если ты потерялся».Дети должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только, например, к милиционеру, продавцу, женщине с ребенком.
5. Дать детям понятия, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям; научить разбираться в ситуации, которая несет в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого.
6. Научить детей говорить „НЕТ,, если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию.
VI. Пожарная безопасность.
1. Формирование у детей понятие “пожарная безопасность”;дать общее представление назначения (функций) огня; дать знания о причинах возникновения пожара; сформировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара; воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии; активизация двигательной активности, развитие физических качеств: ловкости, быстроты, смелости;
2. Рассмотреть и обсудить причины возникновения пожаров в результате детских шалостей с огнем, научить детей, как действовать во время пожара.
3. Закрепление знаний о пожарной безопасности, о профессии«пожарный»; развитие мышления, внимания; воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии.
4. Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём.
5. Довести до понимания детей предназначение спичек в доме, разъяснить их опасность, если попадут в неумелые руки невнимательного, безответственного человека познакомить с репродукциями о бедствиях, которые могут причинить спички.
- Продолжать знакомить детей с профессией пожарного. Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную. Закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности. Развивать память, сообразительность, находчивость. Воспитывать у детей такие качества, как мужество, самоотверженность
скромность. Воспитывать интерес к играм соревновательного характера.
Приложение 2
Таблица 3 – Оценка полученных результатов
ФИО ребенка | Начало реализации программы | Середина реализации программы | Окончание реализации программы |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Логоритмика для малышей"
С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общени...
Программа дополнительного образования "Безопасность"
Безопасность...
Мониторинг освоения программы дополнительного образования «Этикет для малышей» на начало и конец 2018-2019 учебного года
Мониторинг кружка...
Рабочая программа дополнительного образования «Безопасность окружающего мира»
Рабочая программа дополнительного образования «Безопасность окружающего мира» для детей 4-5 лет...
программа дополнительного образования "Сенсорика для малышей"
Программа предназначена для дополнительного образования детей младшего возраста...
Программа дополнительного образования "Лепка для малышей"
Программа дополнительного образования "Лепка для малышей"...