Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематических процессов для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Подготовительная группа
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Занятие направлено на закрепление навыка чёткого произношения звука [ Рь ] в словах и предложениях, развитие фонематических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 234.11 КБ |
Предварительный просмотр:
©Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 105
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по развитию фонематических процессов для детей
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Подготовительная группа
Составила учитель-логопед
Бажанова М.В.
.
Рыбинск, 2014
Тема: «Звук [Р’]»
Цель: закрепить навыки четкого произношения и умения выделять звук [Р’]»
Задачи:
I. Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции; закрепить навыки четкого произношения звука РЬ в словах и предложениях; развивать фонематические восприятие, фонематический анализ и синтез; пространственные представления; совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности,
II. Развивать слуховое внимание, слуховую и зрительную память;
III. Развивать мелкую моторику
Оборудование: раздаточные карточки обозначения звука, мозаика для составления звуковых схем, картинка пескаря, тетради карандаши
Ход занятия:
1.Развитие слухового внимания.
Ребята, давайте проверим, готовы ли наши ушки хорошо слышать. Каждому ребёнку поочерёдно отхлопывается ритмический рисунок, который ребёнок должен повторить.
2.Характеристика звука [Р’]»
Логопед: «Что это?»
Летом бежит, зимой спит. Весна настала – опять побежала.
Дети называют отгадку «Река»
Логопед: Какой первый звук в слове РЕКА?
Дети: Звук [Р’]
Логопед: Давайте вместе произнесём этот звук. –Рь, рь, рь.
Логопед рассказывает об артикуляции этого звука и даёт характеристику этому звуку.
звук [Р’] - губы в улыбке, кончик языка поднят и дрожит под напором сильной воздушной струи;
Это звук согласный, звонкий, мягкий. Обозначается зелёным квадратиком с колокольчиком внутри.
Логопед: Ребята, а почему квадратик зелёный?
Дети: Потому что этот звук мягкий
Логопед:А почему нарисован колокольчик?
Дети:Этот звук звонкий.
Логопед: Молодцы!
3.Развитие слухового восприятия.
Логопед: А теперь взяли квадратик в правую руку и внимательно слушаем. Если вы услышите в слове звук [Р’] - поднимите карточку вверх.
Слова: рис, кошка, липа, букварь, роза, река, праздник, календарь.
Молодцы, все правильно поднимают карточки.
4.Развитие фонематических процессов
Логопед: Наш звук решил с вами поиграть и спрятался. Какое слово получится, если
звук [Р’] поставить первым, в начале слова.
Дети хором за логопедом называют слово
…ека – река, …епа – репа, …емень – ремень, …едис – редис, …исунок – рисунок, …ешётка – решётка.
А теперь звук убежал в конце слова:
пузы… - пузырь, фона… - фонарь, яко… - якорь, суха… - сухарь, две…
дверь, буква… - букварь, календа… - календарь.
После первого звука произнеси звук звук [Р’], какое слово получится
Битва – бритва, тюк – трюк, тяпка – тряпка, пятки - тряпки
А теперь попробуйте догадаться, какое слово я скажу:
(слова произносятся по звукам)
Р+и+т+а - Рита
В+а+р+и+т – варит
Р+и+с- рис
Назовите предложение из этих слов.
Рита варит рис.
А теперь давайте напишем предложение ( дети выкладывают из мозайки слова этого предложения)
Логопед: Сколько слов в нашем предложении?
Дети:Три слова
Логопед:Назовите первое слово. Где находится звук [Р’]?
Дети:В начале слова
Логопед: Во втором слове? Назовите его
Дети: В середине слова
Логопед:Назовите третье слово . Где находится звук [Р’]?
Дети: В начале слова.
5.Словарная работа
Логопед: Ребята, а как вы думаете, как называется профессия человека, который готовит еду? Наша Рита может быть ….поваром.
Игра: «Назови профессию»
Логопед: Хлеб печёт … Дети: пекарь,
Логопед: Траву косит … Дети: косарь
Логопед:Землю пашет … Дети: пахарь
Логопед:Директору помогает …Дети: секретарь
Логопед:В колокола звонит … Дети: звонарь
Логопед: Молодцы, давайте вспомним какие профессии мы назвали… (пекарь, косарь, пахарь, секретарь, пахарь). В названии всех этих профессий есть звук [Р’].
Логопед: И где он находится?
Дети: В конце слова.
Логопед: Ребята, а кто помнит, какое первое слово вы сегодня отгадали на занятии?
Дети: Река. (если дети забыли, то напомнить загадку)
Логопед: А кто живёт в реке?
Дети: Рыбы.
Логопед: Назовите, каких рыб вы знаете?
Дети называют рыб.
6.Развитие мелкой моторики
А сейчас мы с вами изобразим рыбку.
Выполняется пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице, - (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как рыбка плывет).
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница - (грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать - (медленно сближают ладони)
Рыбка спинку изогнула - (снова изображаем, как плывет рыбка)
Крошку хлебную взяла - (делают хватательное движение обеими руками)
Рыбка хвостиком махнула - (снова плывут)
Рыбка быстро уплыла.
А уплыла рыбка в море…
6.Развитие общей моторики
Этюд "Море волнуется".
"Море волнуется раз, (ноги на шире плеч, покачивание
Море волнуется два, руками справа - налево, изображая
Море волнуется три, волны).
Как рыбки плывут покажи.
Рыбки плавали, ныряли (руки перед грудью со сложенными
В голубой, морской воде.ладонями, бег врассыпную, наклоны,
То сойдутся, разойдутся, сближения, расхождения, приседание).
То зароются в песке".
Есть такая рыбка, которая называется пескарь. И сейчас мы попробуем её нарисовать.
7.Развитие графических навыков, пространственных представлений
Графический диктант.
Логопед: Откройте тетрадь, возьмите карандаш, отступите 3 клетки слева, 7 клеток сверху, ставьте точку и начинайте рисовать:
1 клетка вправо, 1 вверх, 1вправо, 2вверх, 2 вправо,1 вверх, 4вправо, 1 вниз
2вправо, 2 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2вправо, 2 вниз
1 влево, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 влево, 1 вверх, 2 влево, 1- вниз
2 влево, 1 вниз, 4 влево, 1 – вверх, 2-влево, 1- вверх, 2 – влево, 1 – вверх.
Логопед: Мы сегодня с вами нарисовали рыбку, которая называется пескарь.
-Где находится звук [Р’] в слове пескарь?
Дети: В конце слова.
Логопед: Молодцы ребята!!! Итак, сегодня мы играли со звуком …
Дети хором: [Р’].
Логопед: Это звук…
Дети хором, (логопед показывает знаки) согласный, (мягкий кубик), мягкий, (колокольчик) звонкий.
Логопед: И обозначается …
Дети (хором) :зелёным квадратом.
8.Итог занятия:
Отмечаются поимённо дети за хорошую работу на определённом этапе занятия. ( …называл профессии, …красиво нарисовал,… правильно и быстро выложил схемы и т.д.)
Литература:
1.В.Т.Голубь «Графические диктанты» М «Вако» 2006
2.Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Программа обучения и вспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (подготовительная группа детского сада) М 1993
3.И.Лопухина «Логопедия. 550занимательных упражнений для развития речи» М «Аквариум», 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"
Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения в средней группе «Расскажем Буратино, кто живет в нашем лесу»
Данный конспект послужит для воспитателей и учителей - дефектологов, работающих с детьми с нарушением зрения...
Презентация "Непосредственная образовательная деятельность по развитию фонематического восприятия у детей с ЗПР"
Подгрупповая НОД по развитию фонематичеесккого восприятия...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речевых процессов у детей комбинированной группы 5-6 лет «Согласование существительного и глагола по родам, числам в прошедшем времени» с использованием технологий здоровьесберегающая,
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речевых процессов у детей комбинированной группы 5-6 лет «Согласование существительного и глагола по родам, числам в прошедшем в...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию чувства ритма для детей средней группы «В гостях у Феи Музыки»
Цель НОД: формирование ритмических способностей в сфере восприятия и организации движений, развитие слуховых способностей.Задачи: Развивать чувство ритма, музыкальной памяти и музыкально -...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию познавательных процессов с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: Развитие психических познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Продолжать развивать психические процессы (память, внимание, мышление);Развитие зрительного восприятия....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию инженерного мышления для детей средней группы на тему: «Мы юные строители ракет»
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо развитию инженерного мышления для детей средней группы на тему: "Мы юнные строители ракет"Цель: Формирование предпосылок инженерн...