Развитие связной речи у детей логопедической группы с помощью «детских кроссвордов».
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для успешного обучения в школе.
Логопедическая практика показывает, что у детей, имеющих общее недоразвитие речи, отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи. Поэтому я пришла к решению о поиске вспомогательных средств, облегчающих направляющих процесс становления у детей развернутого смыслового высказывания. Обобщив свой опыт, я предлагаю нетрадиционные приемы использования вспомогательных средств при обучении детей рассказыванию: это наглядность и моделирование плана высказывания.
В своей практике я использую серию занятий под названием «На схему посмотри, рассказ сочини», «Сказки и рассказы карандашика», а также «Рисуем, заучиваем, рассказываем» (заучивание стихов, пословиц), «Рисуем природу», «Детская реклама», «Детские кроссворды».
По результатам работы, можно сделать вывод, что использование схем, детских схематических рисунков, кроссвордов и других вспомогательных средств при составлении рассказов заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана делает рассказы детей четкими, связными, полными, последовательными.
Этот материал может быть творчески использован специалистами при соблюдении общей поэтапности и последовательности в коррекционном обучении.
Методические рекомендации предназначены для логопедов и воспитателей логопедических групп.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад № 21 “Сказка” города Белово комбинированного вида”
Развитие связной речи у детей логопедической группы
с помощью «детских кроссвордов».
(из опыта работы Пивцовой Г.И.)
Составитель:
Пивцова Г.И.
учитель - логопед
2016
Развитие связной речи у детей логопедической группы
с помощью «детских кроссвордов».
(из опыта работы Пивцовой Г.И.)
Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Однако, с каждым годом увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи. Это служит серьезным препятствием в усвоении детьми программы детского сада общеразвивающего вида, а в дальнейшем и программы общеобразовательной школы. Речевые нарушения спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции, что и вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями не становятся полезными. Занимательность может быть задана созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения занятия. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни (оно окружает нас), а тем более в русском языке. Нужно только найти его и подать детям, что побудит и их самих к подобным находкам и открытиям.
Кроссворд – английское слово. Так называются головоломки на бумаге. Сделать это не всегда просто, потому что слова нужно прежде отгадать. Мама и папа с увлечением разгадывают кроссворд. Дети тоже хотят заняться таким интересным делом. Наши кроссворды немного отличаются от «взрослых» кроссвордов. Во - первых, слова нужно подбирать на заданную тему, на определённый звук. Во - вторых, эти кроссворды заполняются с целью последующего составления рассказа или сказки с помощью опорных слов из кроссворда. Слова из кроссворда могут являться планом рассказа. Можно их использовать для составления и распространения предложений.
Кроссворд – зарядка для ума, а также помощь в формировании связной речи детей.
Составление рассказа «Лето» с помощью опорных слов из кроссворда.
веЛик
бЕрег
мосТик
лОдка
Летом я жил у бабушки в деревне. Я каждый день катался на велике. На берегу (за огородом) у нас есть мини пляж. Там я купался и нырял с мостика. А ещё я плавал на папиной лодке. Вот как я хорошо отдыхал! До свидания лето!
Ваня К., ОНР 3 уровня (2-ой год обучения)
Составление рассказа «Осень» с помощью опорных слов из кроссворда.
дОждь
лиСтья
вЕтер
Ночь
денЬ
Наступила золотая осень. Моросит мелкий дождь. Желтые листья падают на землю. По утрам бывает густой туман. Холодный ветер сильно дует. Тёмная ночь длиннее, чем осенний день. Вот такая осень!
Рома ОНР 1 уровня (2-ой год обучения)
Составление рассказа «Обед» с помощью опорных слов из кроссворда.
Салат
Торт
салО
Лук
Обед.
Я пришёл с прогулки голодный! А дома меня ждал вкусный обед. На столе стоял овощной салат, ароматное сало и витаминный лук. А на десерт мама приготовила фруктовый торт. Я поел с удовольствием!
Семён Л., НВОНР.
Суп
Торт
картОшка
Лимонад
Праздничный обед.
Мы с мамой пошли в ближайший магазин купить именинный торт потому, что у папы день рождения. Потом мама сварила вкусный суп, и мы накрыли праздничный стол. Позже мама подала толчённую картошку. А Глеб угостил всех сладким лимонадом. Вот такой у нас был праздник!
Катя Б., ФФН.
Составление рассказа «Зимние развлечения»
с помощью опорных слов из кроссворда «СНЕГ».
Снежки
Носики
Елка
Горка
«Зимние развлечения».
Наступила зима.
Выпал белый, липкий СНЕГ.
Ребята вышли на улицу и стали играть в СНЕЖКИ.
Скоро у них замёрзли НОСИКИ и щёчки.
Ребята побежали погреться домой.
А дома увидели, что уже привезли большую ЁЛКУ.
Они красиво украсили ёлку разными игрушками.
Потом дети побежали снова на улицу и катались на ГОРКЕ до ночи.
Хороша наша зима!
Ваня В., ОНР 3 уровня (2-ой год обучения)
Составление сказки с помощью опорных слов из кроссворда «ЛЕС».
Лось
дЕрево
Сова
«Волшебное дерево».
Жил – был старый ЛОСЬ.
Он был такой старый, что еле ходил.
Рога у него давно уже отпали.
И было ему очень грустно.
В один из дней он повстречался с СОВОЙ – умной головой.
Вот и говорит сова:
«Послушай-ка, лось, я знаю одно волшебное ДЕРЕВО.
Оно растёт на окраине большого ЛЕСА.
Ты поешь его коры и сразу же помолодеешь!»
Обрадовался лось.
И они вместе отправились туда.
И на самом деле на окраине леса стоял большой дуб.
Лось подошёл к дереву и начал есть кору.
Вдруг прямо сразу стали отрастать молодые рога.
Ноги у него окрепли.
И от радости он начал бегать, прыгать вокруг дерева и кричать:
«Спасибо, тебе Совушка! Я тебя вовек не забуду!»
Вот как друзья помогают друг другу!
Уля В., ФФН.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе «КАК ДЕТЕНЫШИ В ДЕТСКИЙ САД ХОДИЛИ»
На занятии в игровой форме дети закрепляют знания о домашних животных и их детенышах, учатся использовать в речи падежные конструкции....
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» по опорным предметным картинкам.
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР.Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» по опорным предметным картинкам....
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей подготовительной группы
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Родной край»....
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе «Детский сад для зверят»
Конспект содержит игровые упражнения, направленные на формирование лексико-грамматических представлений....
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе "Наш детский сад"
Дети учатся составлять связный рассказ о своём детском саду, опираясь на мнемотаблицу....
Развитие связной речи у детей логопедической группы
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Фо...