Развитие связной речи у детей логопедической группы
статья по логопедии (старшая группа)

Полат Алия Баграновна

 Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Формирование связной речи у детей даже при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_u_detey_logopedicheskoy_gruppy.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у детей логопедической группы подготовительного к школе возраста.

А.Б. Полат

ГБДОУ д/с № 12

Красногвардейского района

г. Санкт-Петербурга

 Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Формирование связной речи у детей даже при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Дошкольников с недоразвитием речи отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребёнку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, даёт возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.

Основная задача логопедического обучения детей с ОНР в подготовительной речевой группе — научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это важно для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. Всю связную речь можно разделить на 2 типа - диалог и монолог. Дети младшего дошкольного возраста пользуются связной речью на уровне фраз, то дети среднего и старшего возраста постепенно овладевают монологической речью. Но для того чтобы овладеть связной речью, следует иметь достаточный словарный запас. Поэтому  работа включает в себя, прежде всего, развитие активного словаря.

 При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи, как важного условия усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, последовательно и полно излагать услышанное, увиденное, пережитое.

             Для детей с нарушением речи характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, недостаточное понимание значения слов,  дефектное произношение звуков. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Слова, характеризующие качество, признаки, состояние предметов и действий употребляются мало. Дети пользуются в основном простыми предложениями. Они затрудняются в составлении развернутого пересказа по картинкам или  серии картинок, затрудняются в выделении основных мыслей повествования,  в определении логики и последовательности событий. В данном случае, работа должна быть направлена на развитие всех компонентов речи (развитие лексико-грамматического строя речи, коррекция звукопроизношения, просодики речи).

     С детьми, имеющие речевые нарушения предстоит большая предварительная работа: от простого к сложному. Дети в результате научаться составлять полные предложения.

 Для достижения этой цели можно использовать различные приемы, например:

1) Составление предложений по картинке с опорой на вопрос: Что нарисовано на картине?

2) Словесное проговаривание действий, например: я  открываю пенал и достаю карандаши. Это может говорить сам ребенок или один выполняет действие, а другой составляет предложение.

3) Закончить предложение с опорой на предметную картинку. Приближается сильная ….(гроза) -  (картинка).

          4) Распространение предложений с помощью вопросов.

5) Послушай предложения  и скажи, какое из них правильное:

Взошло солнышко, потому что стало тепло. Стало тепло, потому что взошло солнышко.

          6) Послушай предложения и исправь их: ( Игра «Путаница»)

Сосна села на сову. Стол постелили на скатерть.

       7) Составление предложений по опорным словам (Игра «Собери предложение»):

Самолёт, небо, летит, высоко.    

 В процессе работы по обучению связной речи дети смогут последовательно и  полно  излагать  услышанное,  увиденное, пережитое.

Обучение детей связной речи строится от простых к сложным предложным конструкциям, постепенно усложняется.

Начитать необходимо с рассказов по образцу.  Задавая образец, следует побуждать детей к поискам разных способов передачи сообщения на одну и ту же тему, шире практиковать задания типа: продолжи рассказ, составь рассказ по началу, сделай более полным рассказ, составь рассказ по концу. Словарь нарабатывается по лексическим темам, что очень организует процесс работы. Необходимо при работе над связной речью отработать структуру фразы, постепенно усложняя её. Например: подлежащее + сказуемое (мама стирает);  подлежащее + сказуемое + дополнение (мама пьёт чай) и т.д.

Рассказы детей по готовому образцу включают в себя:

а) пересказ литературных текстов;

б) драматизация литературных текстов.

По каждой теме планируются и подбираются тексты для пересказа, максимально насыщенные изучаемым звуком. Например, при изучении темы «Звук Ч. Буква Ч»  используется рассказ «Птичка».

У мальчика была птичка. Мальчик учил птичку чирикать, но птичка молчала. Мальчик спросил девочку:

- Почему птичка молчит?

- Птичка хочет на волю, - отвечала девочка.

Мальчик открыл форточку и выпустил птичку. Птичка села на черёмуху и зачирикала.

Для того, чтобы занятия по пересказу  проходили более интересно, мы  пересказываем рассказ по частям, по цепочке, по ролям, с использованием фланелеграфа, сюжетной картинки, серии сюжетных картинок.

Усложняем:

Рассказ по восприятию:

а) составление рассказа по сюжетной картинке (с опорой на слова и без опоры на слова);

         б)  составление рассказа по серии сюжетных картинок;

в)  составление рассказа по предметным картинкам или предметам;

г) игры по описанию: «Магазин игрушек», «Пойми меня»;

д) составление рассказа по опорным словам и предложениям.

Рассказы по сюжетной картинке составляются на основе предварительных лексико-грамматических и логических упражнений. На своих занятиях я использую игру « Подбери слова к рассказу ».  Дети  читают слова или подбирают картинки, затем откладывают только те, которые подходят по теме к картинке. Затем составляют рассказы, используя эти слова. Например, к сюжетной картинке «Лес» подходят слова: гриб, пенёк, тропинка, сосна, ёжик, белка, малина, шишка.

При составлении рассказов по серии сюжетных картинок, кроме лексико-грамматических упражнений, в занятия обязательно включают логические упражнения:

          - расстановка картинок в логической, временной последовательности;

- восстановление специально пропущенного звена;

- придумывание содержания дополнительной картинки в начале или конце серии.

При составлении рассказов по серии сюжетных картинок я использую игру «Истории в картинках». Ребёнок называет участников истории, место, где она происходит (водоём, лужайка, лес), а также время года и количество картинок в данной  истории. Во время составления  рассказа обращается внимание детей на различные подробности рисунка. Например, какая стоит погода, что такое кувшинка и т. д., что поможет раз от раза делать истории всё интереснее. Раздав картинки детям, предлагается им выкладывать их на стол в нужной последовательности, объясняя, почему та или иная картинка следует за предыдущей.

При обучении составлению рассказа по предметным картинкам или предметам большое внимание уделяется рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенностей строения, материала, цвета. Наглядной опорой служит план-схема для составления рассказа-описания.

Игры: «Магазин игрушек», «Пойми меня» развивают навыки составления короткого описательного рассказа. Например, в игре «Магазин игрушек» один из играющих становится покупателем, другой – продавцом. Прилавком может служить фланелеграф или магнитная доска. К ним прикрепляются 4 картинки (чашка с блюдцем, чайник, сахарница, кастрюля). Покупатель, не называя предмета, описывает его: «Я хочу купить предмет посуды. У него есть крышка, носик, ручка, донышко. В нем кипятят воду». Продавец по описанию отгадывает одну из 4 картинок. Данная игра развивает у детей связную речь, закрепляет знание обобщающих понятий.

При составлении рассказа по опорным словам и предложениям ребёнку предлагается прослушать начало рассказа: «Встретились на мостике два козлёнка. Белый козлёнок говорит…». Далее ребёнку зачитываются слова и выражения, которые он должен использовать для продолжения рассказа: «Пусти; не хотел уступать; стукнулись лбами; упали».

Рассказы по воображению.

Рассказы – миниатюры.

         Придумывание конца рассказа, начатого логопедом: «Во дворе сидел скворец. Вдруг появился кот Васька. Он увидел скворца ...». А что случилось дальше, дети должны придумать сами.

Придумывание начала по концу рассказа логопеда: « … бегала ,  бегала лиса за  зайцем , так  и   не поймала.  А дети с полными корзинками вернулись домой ».

Пересказ по вопросам и без вопросов логопеда.

Пересказ по цепочке.

Пересказ по опорным картинкам.

Составления загадок — описаний с объяснением их содержания (по вопросам).

Выразительное рассказывание стихотворения, потешки, скороговорки, загадки, соблюдая чувство ритма и смысловую выразительность.

Завершается работа над связной речью воспитанием у детей навыка рассказа на основании собственного опыта.

Поскольку в процессе работы будут совершенствоваться речевые умения и навыки, логопед должен как можно больше предусматривать в своей работе развитие творческих речевых умений детей. Особенно важно, обратить на это внимание при работе над диалогами. Таким  образом,  логопедическое  воздействие  при устранении нарушений речи преследует цель научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно  излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. Наличие таких умений имеет большое значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

Литература.

 1. А.М. Бородич. Методика развития речи детей - М.Просвещение, 1981г.

2. Л.Н. Ефименкова. Формирование речи у дошкольников - М.Просвещение, 1985г.

3. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников - М.Просвещение, 1990г.

4. Г.А. Каше. Подготовка к школе детей с недостатками речи - М.Просвещение, 1985г.

5. Э.П. Короткова. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию - М.Просвещение, 1982г.

6.Развитие речи детей дошкольного возраста/ под редакцией Ф.А.Сохина, М., 1976г.

7.Т.Б. Филичева, Т.В. Чиркина. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада – М.Издательство «Альфа», 1993г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» по опорным предметным картинкам.

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР.Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» по опорным предметным картинкам....

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Развитие связной речи у детей логопедической группы с помощью «детских кроссвордов».

            Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для успешного обучени...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи у детей старшей группы.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи у детей старшей группы.Лексическая тема: «Фрукты».Цель: Уточнение и расширение словаря, и развитие связной речи детей...