Методическая разработка: "Проект индивидуального коррекционного маршрута для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО"
методическая разработка по физкультуре
Согласно инструктивно-методическому письму Комитета по образованию от 04.02.2016 г. № 03-20-322/16-0-0 «Об организации работы по реализации психолого-педагогических мероприятий предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида)», маршрут индивидуального сопровождения детей-инвалидов в ДОУ строится на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации (далее - ИПРА). ИПРА – комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды и формы, объёмы, сроки и порядок реализации реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способности инвалида к выполнению определённых видов деятельности, и разрабатываются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. ИПРА является обязательной для исполнения образовательным учреждением, которое организовывает выполнение Перечня мероприятий в рамках реализации образовательной программы и имеет право дополнить, с согласия родителей (законных представителей) ребёнка-инвалида данный Перечень другими мероприятиями реабилитации или абилитации. Таким образом, в целях выполнения ИПРА специалистами ОУ разрабатывается индивидуальный маршрут коррекционно-логопедической и коррекционно-оздоровительной работы с целью сопровождения детей-инвалидов в ДОУ. Нами предложен пример модели построения индивидуального коррекционного маршрута по работе с детьми-инвалидами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_proekt.docx | 36.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка:
«Проект индивидуального коррекционного маршрута для детей с ОВЗ
в соответствии с ФГОС ДО"
Инструктора-методиста ФИЗО
ГБДОУ №17 Курортного района
Выжловой Надежды Владимировны
Санкт-Петербург
2019
Особенности коррекционно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ (ДЦП).
Работа с детьми, страдающими ДЦП, должна быть обширной и комплексной, развивать все стороны их психики, речи и моторики. Для успешного коррекционно-педагогического процесса важно взаимодействие логопеда, психолога, воспитателя, инструктора по ФК, а также родителей. Грамотно построенный процесс обучения детей с ДЦП позитивно влияет на их способность организовывать и регулировать свою деятельность, умственное и физическое развитие, а также помогает овладеть навыками социально-трудовой ориентировки.
Для успешной социальной интеграции детей с ДЦП чрезвычайно важна роль своевременной и качественной диагностики, профилактики и ранней коррекции поведенческих, нервно-психических и двигательных расстройств.
В свою очередь, процесс социальной адаптации невозможен без достаточного уровня развития двигательных способностей ребенка. Роль развития двигательных навыков в системе комплексной реабилитации этих детей особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте очень важна. Чем раньше будет начата работа, тем значительнее будут исправлены имеющиеся двигательные нарушения.
Положительный эффект на детей с ДЦП оказывают занятия АФК (адаптивная физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья).
Цель АФК - нормализация двигательной деятельности ребенка (формирование основных двигательных навыков и умений), максимально возможное уменьшение степени ограничений жизнедеятельности, подготовка к социальной интеграции.
АФК занимает ведущее место в социальной интеграции и комплексной реабилитации детей с церебральными параличами, поскольку является естественно-биологическим методом терапии, способствующим более быстрому восстановлению функций опорно-двигательного аппарата, развитию и нормализации движений.
Основное средство АФК - физические упражнения.
Физические упражнения располагают большим потенциалом для коррекции и совершенствования моторики детей с ДЦП. Большое количество физических упражнений и вариативность их выполнения позволяют совершать отбор оптимальных сочетаний для каждого отдельного случая.
Под влиянием физических упражнений в мышцах, сухожилиях, суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в ЦНС и стимулирующие развитие двигательных зон мозга.
В процессе занятий нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков.
Общими и обязательными принципами занятий АФК являются:
1. регулярность, систематичность и непрерывность занятий;
2. строгая индивидуализация упражнений АФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием;
3. постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.
На занятиях АФК решаются общеобразовательные, оздоровительные, воспитательные задачи (как и в работе со здоровыми детьми), а также коррекционные задачи:
1. Преодоление слабости (гипотрофии, атрофии) отдельных мышечных групп.
2. Улучшение подвижности в суставах (профилактика и разработка контрактур).
3. Нормализация тонуса мышц.
4. Улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии).
5. Улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма.
6. Развитие предметно-манипулятивной деятельности рук (пальцев рук).
7. Формирование вестибулярных и антигравитационных реакций статодинамической устойчивости (равновесия) и ориентировки в пространстве.
8. Формирование различных опорных реакций рук и ног.
9. Формирование навыка правильной осанки.
10. Активизация психических процессов и познавательной деятельности.
11. Общая релаксация (расслабление) организма и отдельных его конечностей.
Для решения данных задач выполняются комплексы общеразвивающих упражнений, а также специальные упражнения.
На занятиях АФК при ДЦП используют:
- пассивные упражнения (применяются в случае, когда ребенок не может сам выполнить нужное движение, но оно возможно с посторонней помощью; выполняются медленно, плавно с сохранением заданных направлений и траекторий);
- пассивно-активные (упражнения выполняются с посторонней помощью, при этом возможно оказывать дозированное сопротивление совершаемому движению; используются при ограничении объема движения);
- активные упражнения (формируют мышечное чувство, точность, координацию, равновесие, адаптивный двигательный стереотип);
- упражнения на расслабление (способствуют торможению непроизвольных движений, восстановлению нарушений координации движений и нормализации деятельности внутренних органов);
- упражнения на растягивание (способствуют улучшению эластичности тканей, тем самым облегчая восстановление подвижности в суставах; применяются осторожно, особенно при контрактурах, в сочетании с упражнениями на расслабление);
- дыхательные упражнения (направлены на восстановление нормального акта дыхания в покое, а также при совмещении с различными движениями и действиями; большое внимание следует уделяется овладению типами дыхания с выполнением длительного выдоха, так как дыхание у детей с ДЦП в основном поверхностное, не координированное с движениями);
- силовые и скоростно-силовые упражнения (направлены на регуляцию мышечных сокращений; содействуют восстановлению подвижности в суставах, опороспособности, улучшению обменных процессов в мышцах, нарастанию мышечной массы, развитию силовой выносливости, улучшению работоспособности и осанки);
- упражнения на координацию движений (применяются для восстановления основ управления движениями; способствуют свободному переключению состояния мышцы (покой, напряжение, расслабление, сокращение), овладению сложными сочетаниями работы мышц различных частей тела при формировании двигательных стереотипов);
- упражнения на равновесие (способствуют воспитанию правильной осанки, тренировке функций вестибулярного анализатора, нормализации опороспособности, развитию реакций равновесия в разных условиях);
- прикладные упражнения (включают различные способы передвижения - ползание, ходьбу, бег, а также прыжки, лазание метание, т.е. те естественные движения, которые здоровый ребенок применяет в повседневной жизни).
- подвижные игры (имеют большое воспитательное значение как эмоциональный способ закрепления двигательных навыков).
При проведении занятий (выполнении упражнений) необходимо использовать звуковые (выполнение упражнений под музыку) и речевые стимулы. Четкая речевая инструкция имеет особо важное значение. Она нормализует психическую деятельность ребенка, развивает целенаправленность, улучшает понимание речи, обогащает словарь. Таким путем у ребенка формируются различные связи с двигательным анализатором, что является мощным фактором всего психического развития. Иногда ребенку легче выполнять упражнения перед зеркалом: имея возможность следить за своими движениями, ребенку легче их координировать. Для тренировки вестибулярного аппарата возможно чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами. Для усиления тактильных ощущений используются массажные коврики.
При работе с детьми, имеющими церебральную патологию, также возможно использовать «сухой» бассейн.
В «сухом» бассейне тело ребенка находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, стимулируется проприоцептивная и тактильная чувствительность. Ребенок свободно двигается, меняет направление движения, позу, чередуя деятельность с отдыхом, самопроизвольно регулируя нагрузку, удовлетворяет потребность в движении. «Сухой» бассейн способствует развитию моторики, координации движений, равновесия, всех сенсорных систем, стимулирует поисковую и творческую активность ребенка, позволяет добиться качественной релаксации. Упражнения, проводимые в «сухом» бассейне, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, деятельность желудочно-кишечного тракта, способствуют развитию физических качеств, уменьшают спастику и гиперкинезы, стимулируют функцию паретичных мышц, способствуют увеличению подвижности позвоночника и суставов верхних и нижних конечностей. Помимо оздоравливающего и профилактического воздействия на организм ребенка, занятия в сухом бассейне улучшают его психоэмоциональное состояние. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружаясь в безопасные «волны» бассейна и, резвясь среди множества ярких разноцветных шариков, у них появляется возможность выплеснуть негативные эмоции.
В ходе движений («плавания» или других процедур, проводимых в «сухом» бассейне) у ребенка в большей или меньшей степени происходит формирование психомоторных способностей. Поэтому занятия с использованием «сухого» бассейна - это активный психолого-педагогический процесс, направленный на развитие психомоторных задатков и двигательной деятельности детей.
Психомоторная обучаемость в ходе занятий в «сухом» бассейне характеризуется не столько содержательной стороной учения (приобретаемыми знаниями и умениями), сколько скоростью и легкостью их усвоения, овладения необходимыми приемами мыслительной и двигательной деятельности, степенью ее активности, самостоятельности, гибкости, достигаемыми в условиях сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Задачи сенсомоторного развития, в том числе и коррекции его нарушений у детей, решаются в процессе занятий с использованием «сухого» бассейна, если эти занятия организуются с учетом следующих направлений:
- развитие способности к точному управлению движениями в пространстве «сухого» бассейна (чувство пространства)
- формирование способности к реагированию на изменение положения тела во время перемещения в «сухом» бассейне (время сложной двигательной реакции)
- развитие способности сохранять равновесие, перемещаясь в «море» шариков (статическая координация)
- обучение навыкам поддержания максимально возможного темпа движений во время плавания в «сухом» бассейне (частота движений за единицу времени)
- развитие моторной асимметрии
- обучение и развитие словесной регуляции движений в «сухом» бассейне (выполнение двигательных действий по словесной инструкции, оречевление собственных действий, рассказ о своих ощущениях и т.п.)
- снижение повышенного психического возбуждения (релаксация)
- развитие способности к активному воображению.
Рекомендации по проведению занятий в сухом бассейне:
- занятия лучше проводить в игровой форме и индивидуально
- обстановка во время занятий должна быть эмоционально комфортной и вызывать у ребенка интерес
- подбор упражнений, игр в бассейне должен быть индивидуальным в зависимости от формы и степени тяжести заболевания (с учетом возможностей ребенка)
- продолжительность занятия 15-20 минут; частота - 1 раз в неделю.
Эффекты создаваемые сухим бассейном:
- Массажный эффект;
- Эффект ускользающей, податливой опоры;
- Эффект погружения;
- Сенсорный эффект;
- Закаливающий эффект;
- Расслабляющий эффект;
- Тренирующий эффект.
Занятия в «сухом» бассейне позволяют тренировать:
- мышцы туловища и конечностей
- отрабатывать методику безопасного падения
- тренировать функцию равновесия, выполнять упражнения на сопротивление в вязкой среде бассейна
- выполнять упражнения на расслабление.
Перечень основных упражнений используемых в сухом бассейне.
- общеразвивающие и специальные
- дыхательные упражнения
- массажные движения
- упражнения в сопротивлении
- упражнения в равновесии
- упражнения с применением разнообразных дополнительных предметов (валики, мячи, утяжелители и др.)
- прикладные (ползание, ручные захваты, метание мячей).
Исходные положения, применяемые в сухом бассейне:
- лежа на животе
- спине
- на боку
- сидя
- сидя ноги скрестив по-турецки
- сидя и лежа ноги свешиваются с бортиков бассейна
- стоя на четвереньках
- стоя на коленях.
Благодаря своей эффективности и доступности наиболее часто при работе с детьми с ДЦП используется гидрокинезотерапия (проведение физических упражнений в воде).
Эффективность воздействие плавания на организм ребенка с ДЦП заключается в определенных механизмах, обусловленных водной средой.
Вода - уникальная тренировочная среда. Она помогает ребенку, больному ДЦП, облегчая вес тела и снимая нагрузку с пораженных суставов и позвоночника, нормализует процессы возбуждения и торможения, стабилизирует мышечный тонус, придает энергии. Движение в ней затруднено (тело преодолевает значительное сопротивление воды, тем самым укрепляется опорно-двигательный аппарат), поэтому у детей есть время «осознать» его и постараться сделать то, что от него требуют. Очень многие упражнения, не получавшиеся на суше, получаются у них в водной среде. Пребывание в бассейне избавляет от болевых ощущений во время физических упражнений, заставляет активней дышать, улучшая легочную вентиляцию (что является отличным профилактическим средством, предупреждающим заболевания верхних дыхательных путей), тренирует сердечно-сосудистую систему, нежно массирует кожу, усиливая кровообращение (улучшая кровоснабжение органов и тканей). Мышцы, испытывающие напряжение на воздухе, в водной среде расслабляются, позволяя совершать новые движения, уменьшаются гиперкинезы (подергивания), увеличивается объем активных движений. Ритмичные движения ног, создают благоприятные условия для формирования и укрепления опоры нижних конечностей, а динамическая работа ног в «безопорном» положении способствует развитию стопы. Поддержание корпуса тела в воде способствует восстановлению и улучшению координации движений.
Другим положительным эффектом от плавания является мягкое регулирование нервной системы ребенка путем предоставления ему положительных эмоций. Занятия в воде ослабляют действие стрессов и излечивают депрессивные состояния, способствуют закаливанию организма, улучшают сон, повышают аппетит и общий тонус организма.
Таким образом, гидрокинезотерапия, благодаря разностороннему действию, позволяет решить следующие задачи:
- укрепление здоровья ребенка
- снижение спастики, повышение силы мышц
- развитие двигательных способностей (увеличение объема активных движений в суставах, укрепление опорно-двигательного аппарата)
- улучшение психоэмоционального состояния
- адаптация к ежедневным физическим нагрузкам.
В процессе занятий используются следующие средства гидрокинезотерапии:
- физические упражнения в воде
- элементы плавания.
Перспективное планирование коррекционно-оздоровительной работы (АФК).
Этапы | Задачи | Используемые комплексы | Результат |
1.Подготовительный этап | 1. Оценить уровень функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, двигательные умения и навыки (двигательные возможности). 2. Разработать индивидуальную программу коррекционно-оздоровительной работы (физического развития ребенка (индивидуальный маршрут оказания помощи ребёнку). | Используемые основные упражнения: - силовая выносливость мышц (брюшного пресса, разгибателей спины, средней ягодичной мышцы, сгибателей шеи, мышц ног) - координация движений, равновесие - мелкая моторика - общая моторика (объем движений) | Выявление уровня двигательных возможностей, степени развития физических качеств. Оформление протоколов обследования двигательных умений и навыков. Разработка индивидуальных занятий в соответствии с особенностями физического развития, спецификой индивидуальных возможностей ребенка. |
2. Основной этап: - коррекционно-оздоровительная работа - работа с родителями - работа с педагогами | Реализация программы по решению следующих задач: - нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей - улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма - формирование навыка правильной осанки и правильной установки стоп - коррекция координационных нарушений - тренировка мышечно-суставного чувства - профилактика и коррекция тугоподвижности в суставах - преодоление слабости (гипотрофии, атрофии) отдельных мышечных групп - нормализация тонуса мышц - активизация психических процессов и познавательной деятельности - развитие предметно-манипулятивной деятельности рук (пальцев рук) - общая релаксация (расслабление) организма и отдельных его конечностей. Организация совместной работы инструктора по физической культуре и родителей по оказанию помощи детям. 1. Оказание помощи в подборе различных видов коррекционных упражнений и игр для проведения физкультминуток, динамических пауз. 2. Совместная работа с педагогами в различных видах НОД. | - пассивные упражнения; - пассивно-активные упражнения; - активные упражнения; - упражнения на расслабление; - упражнения на растягивание; - дыхательные упражнения; - силовые и скоростно-силовые упражнения; - упражнения на координацию движений; - упражнения на равновесие. - упражнения для развития точных дифференцированных движений пальцев рук - прикладные упражнения - подвижные игры Индивидуальные консультации, выступления на родительских собраниях, семинарах-практикумах. Индивидуальные и фронтальные консультации, педагогические советы, семинары-практикумы и т.п., разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных уровня физической подготовленности). |
Повышение уровня компетентности родителей в оказании помощи детям. Повышение уровня компетентности педагогов в работе с детьми с ДЦП. |
3.Заключительный этап | Оценить состояние мышц, амплитуду движений в суставах, состояние позвоночника, стоп, двигательные умения и навыки. Оценить эффективность коррекционно-оздоровительной работы. | Используемые основные упражнения: - силовая выносливость мышц (брюшного пресса, разгибателей спины, сгибателей шеи, мышц ног) - координация движений, равновесие - мелкая моторика - общая моторика (объем движений) | Сравнительный анализ полученных результатов |
Форма календарно-тематического планирования
Направления деятельности | понедельник | среда | пятница |
АФК | 1-2 раз в неделю | ||
Сухой бассейн | 1 раз в неделю | ||
Гидрокинезотерапия | 1 раз в неделю |
2.2. Динамика физического развития дошкольника с ОВЗ
Фамилия, имя ребенка___________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________________
Дата поступления в группу_______________________________________________
Заключение инструктора ФИЗО___________________________________________
______________________________________________________________________
Двигательные возможности | Период обследования | ||
начало уч.г. | середина уч.г. | конец уч.г. | |
Силовая выносливость мышц | |||
Координация движений и равновесия | |||
Общая и мелкая моторика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проекта «Кто опрятен, тот приятен» (возраст детей 2–3 года)
Актуальность проекта: С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша ...
Проектирование индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО.
Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которо...
Методическая разработка "Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Консультация для воспитателей раскрывает суть основных методов и приемов экологического воспитания дошкольников , учитывая требования ФГОС ДО...
Методическая разработка проекта «Кто опрятен, тот приятен» (возраст детей 2–3 года)
Актуальность проекта: с первых дней жизни при формировании культурно-гигиеническтх навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно главный процесс социализации, вхождение малыша...
Методическая разработка "Проект с использованием здоровьесберегающих технологий для детей 4-5 лет на тему:" Я - Мойдодыр".
Целью этого проекта является сформировать правила гигиены как основы здорового образа хизни. В ходе проекта научить детей укреплять и сохранять здоровье, создавая условия для систематического за...
Методическая разработка "Игровые технологии в формировании инициативы детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО
Логогимнастика,логоритмика на занятиях физкультуры в детском саду....
"Применение индивидуального подхода при обучении детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ФОП ДО"
Доклад на методическом объединении для педагогов в ДОУ...