Гостиная для родителей "В гостях у дедушки Словаря"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Хаяси Анна Владимировна

знакомство родителей с понятием"синквейн"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гостиная для родителей и детей

«В гостях у дедушки Словаря»

Цели:

1.Познакомить с понятием «Синквейн» ( закрепить знания о частях речи, о предложении; умение соблюдать интонацию; активизировать  словарный запас ребёнка; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизировать  и развивать мыслительную  деятельность; совершенствовать  умение высказывать собственное отношение к чему-либо;

2.Предложить применять родителям в домашних условиях  различные варианты игр по формированию качественного и количественного словаря;

3.Воспитывать чувство коллективной игры, сблизить детей и родителей через игровое пространство.

Оборудование: Корона, колпак и накидка, волшебная палочка, картинки-предметы, мяч, карточки-схемы частей речи, картинки слов прилагательных, картинки помощников зимы, листы бумаги, карандаши, презентация.

Ход мероприятия

1.Организационый момент: Логопед в роли Красивой речи приветствует родителей и детей

Здравствуйте дорогие гости! Я рада приветствовать всех вас в нашей гостиной Красивой речи. (слайд карты страны). У меня в стране Красивой речи много помощников: госпожа Грамматика. Она отвечает за умение правильно и четко подружить слова. Друзья-предлоги рассказывает, где может находиться предмет, тётушка Связная речь помогает людям чётко и красиво излагать свои мысли. Сегодня мы побываем в гостях у дедушки Словаря.

2. Постановка цели: (слайд Словарь бедный и богатый)

Когда нам слов и  знаний не хватает,

Тогда Словарь нам помогает.

Если слов  в запасе мало,

То Словарь простой и бедный,

Если слов так много стало

То богатый и красивый! (слайд :схема частей речи)

У дедушки Словаря в подчинении много слов Слова-предметы (неживые и живые), таких слов бывает одно или несколько (стол- столы,  конь – кони), слова-действия ( что делают) (летает- летают), слова- разукраски (какой? ) по цвету по форме, по материалу, по размеру, по качествам (человек добрый высокий), помидор (красный круглый, мягкий). Кто правильно выполнит задания в играх, тот окажется в гостях у дедушки Словаря.

2.Игра »Живые предметы – неживые»

 Игра проводится  в кругу.  Ведущий называет слова. Если вы услышите, слово, обозначающее живой предмет, вы маршируете. Если слово, обозначающее неживой предмет, остановитесь и замрите на месте. Сейчас я покажу  карточку с картинкой, назову, а вы задайте вопрос (кто это или что это?).

3.Игра «Назови ласково»

Госпожа Красивая речь добрая, ласковая. И слова в речи тоже звучат ласково. По кругу побежит волшебная палочка, а вы называйте слова ласково. В кругу под музыку дети и взрослые передают палочку. Когда     музыка перестанет звучать, тот называет слово, а его сосед по паре, это слово ласково.

4. Игра «Подбери и назови»

Сегодня у дедушки Словаря день рождения, давайте подарим ему привет. Сейчас мы будем словесными художниками и  разукрасим предметы с помощью слов, отвечающих на вопрос: Какой, какая, какие? ( по слайду и картинкам мнемотехники)

Например: привет-  какой? Ярко-яркий, солнце-солнечный,  праздник-праздничный, красота-красивый. (слайд)

3. Игра «действия»

4. Знакомство с понятие «синквейн». Составление синквейнов.

Появляется дедушка Словарь

Я – Словарь - помощник ваш

Как волшебный карандаш.

Я пришёл к вам в детский сад,

С новыми  словами познакомить рад.

Поможет нам сегодня  быть активными в мыслях, красиво подбирать слова и строить предложения, выражать свои чувства словесная ёлочка или на французском языке умение составлять пятистрочный рассказ, он   называется - синквейн. (слайд)

При составлении синквейна следует соблюдать правила.

1 строка – тема, заголовок синквейна ( явление или предмет) Слово или словосочетание.В первой строке – должна находиться сама тема (заголовок) дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: кто? что?

2 строка  - два слова-разукраски ( прилагательные или причастия)(какой, какая, какое ,какие)

 Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? Какие?

3 строка  - три слова- действия (глаголы и деепричастия)В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: что делает? что делают?)

4 строка – предложение или  фраза из четырех слов (афоризм)В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов5 строка – одно слово или словосочетание мнение эмоциональное отношение автора к теме (кто, что)

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: кто? что?

Отгадайте синквейны детей, кто прислал свои работы дедушке Словарю. Какие слова вам помогла догадаться?

Наша группа

Весёлая, дружная.

Учимся, играем, танцуем.

Наш любимый детский сад.

 Мы — дружные! 

Дом

Родной, теплый.

Согревает, укрывает, принимает.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дом-уют

Семья. 

 Арбуз
Круглый, вкусный
Катится, растёт, зреет
Арбуз – это большая ягода.
Лето

  Котёнок
Чёрненький, пушистенький
Играет, спит, ест
Он мой друг
Домашнее животное

Игра « А ещё» Дед Словарь: У детей получилось красиво, а у вас будет  ещё …красивее. ( правильно, а у вас ещё…правильнее, чётко - чётче, интересно – интереснее). Давайте создадим  синквейны. (Дедушка Словарь предлагает семьям подойти к столам,  выбрать из сундука картинку-пиктограмму с предметом-помощником зимы  (метель, снежинки, ветер, сугробы, лёд, снег, снеговик, коньки, лыжи, снегурочка, дед мороз). Сегодня каждая семья вместе придумываем слова для синквейна, вместе рассказываем. А дома, запишите с помощью значков – пиктограмм свой синквейн, принесите в детский сад для выставки.

Итог : Сегодня у меня в гостях вы поиграли, научились составлять синквейны.

В конце праздника Дед Словарь предлагает рассказать  синквейны на сцене и угоститься сладостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия В гостях у Дедушки Фольклора

Интегрированное занятие "В гостях у Дедушки Фольклора" моделирует ситуацию приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, в частности, показывает самобытность народа, которая проявляется...

Досуг "В гостях у дедушки Корнея"

Цель данного досуга  развивать интерес детей к творчеству К.И.Чуковского. Способствовать формированию положительного эмоционального отношения к произведениям писателя, через различные задания и д...

«В гости к дедушке Корнею»

КОНСПЕКТ  НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ...

В гостях у дедушки Луки.

В гостях у дедушки Луки. Цель: Дать экологические знания о лесе , его обитателях с использованием элементов театрализации. Закрепить знание детей об одном из времени года << Осени >>. В...

Сценарий новогоднего праздника "В гости к дедушке Морозу" для детей младшего возраста.

Развлечение очень динамичное, дети не садятся на стульчики, все время  находятся в движении....

Учебно-методическая разработка "Проект "В гостях у дедушки Корнея".

Данный проект является для меня пилотным. Однако результат (театрализация сказки) превзошел все ожидания. Так что, дерзайте, уважаемые педагоги. Сложно только начать....

Сценарий поэтической гостиной "В гостях у дедушки Чукоши"

Данный сценарий может быть использован в подготовке развлекательных мероприятий, направленных на привитие детям дошкольного возраста любви к художественной литературе, обогащению знаний об окружающем ...