"Песочная грамота"
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Корниенко Анастасия Викторовна

Перенос традиционных обучающих и развивающих  заданий на песок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение песочной игротерапии в обучении чтению и письму для детей подготовительной к школе группе

«Песочная грамота».

                Выполнила

 Корниенко Анастасия Викторовна

Учитель-логопед

МАДОУ д/с №26 «Реченька»

Ступино

2015- 2016 г.

Содержание

Актуальность проекта                                                                        

Цель и задачи проекта                                                                                                    

Основные направления  проекта                                                                    

Этапы работы    

Формы организации проекта                                                                                                                

Содержание  проекта                                                                                                          

Заключение                                                                                                                      Литература                                                                                                                      

Актуальность проекта

Уровень развития психических процессов находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук.

Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Поэтому применение песочной терапии в коррекционно-развивающей логопедической работе «несет» гармонизацию психо-эмоционального состояния детей, развития коммуникативных навыков, творчества… Это несомненно важные составляющие для гармоничного развития детей. Однако успех ребенка во многом зависит и от способностей к обучению и усвоению новых знаний.

Выполняя задания, дети не только развивают мелкую моторику, но и с удовольствием обучаются письму и чтению. Как говорил Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, «Стремление передать в рисунке сюжетное содержание, а так же последующее использование изображения как знака является подготовительным этапом для формирования письменной речи».  Так же практиками было отмечено то, что дети кому с трудом дается написание букв, осваивали письмо гораздо легче, рисуя на мягком песке, особенно рисуя геометрические фигуры и различные линии.

С помощью рисования на песке, двумя рукам, двумя ладошками, ребрами кистей, пальцами, дети одновременно и развивают центрирование, мелкую моторику, обучаются письму и чтению, а так же ориентации в пространстве.

Данный подход к использованию песочной терапии открывает большие возможности для развития и обучения детей, сочетая в себе и индивидуальный подход, и здоровье сбережение, и обучение, и коррекцию.

Цель проекта:

 Способствовать процессу обучения чтению и письму через  применение песочной игротерапии.

Задачи проекта: 

- совершенствовать навыки звукового анализа и обучению грамоте;

-  развивать  графические навыки, подготовка руки к письму;

- стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;

- развивать пространственную ориентацию;

Развивать психические процессы:

-  память, речь детей;

-  произвольное внимание;

- фантазию и образно-логическое  мышление;

-  зрительное и слуховое восприятие.

Основные направления проекта

   Игровая деятельность

   Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;

   Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие.

Эмоционально – волевое

   Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:

- снизить уровень нервно – психического напряжения;

- способствовать возникновению положительных эмоций.

    Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;

   Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;

   Развивать умение слушать и слышать друг друга.

Сенсомоторное

   Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;

   Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.

Развитие речи

   Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:

-  развивать точность понимания речи;

- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;

- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;

- используя свободное рисование, привлекать детей к связному изложению;

- пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.

Этапы проекта

1 этап:  Организационный 

  • Выбор темы проекта и его разработка.
  • Изучение научно - практических и методических источников по заявленной проблеме.
  • Подбор методического материала по заявленной теме.
  • Разработка игр и упражнений,  с песком, в соответствии с лексическими темами и последовательности изучения букв по перспективному плану.
  • Консультации со специалистами ДОУ

2 этап: Диагностический 

  • Выявить гармонизацию психо-эмоционального состояния детей;
  • выявить уровень развития графо-моторики пальцев рук у детей (начальный и итоговый).

3 этап: Практический

  • Составление игр и упражнений в соответствии с лексическими темами и последовательности  изучения букв по перспективному плану;
  • Разработка презентации по песочной терапии, отражающая содержание работ.

4 этап: Заключительный 

  • Обобщение итогов подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;
  • Анализ эффективности системы работы с детьми по обучению чтению и письму через применение песочной терапии;
  • Разработка методических рекомендаций.

Форма организации проекта: игры и упражнения позитивно влияющие на эмоциональное самочувствие детей и на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом  развития мелкой моторики как часть занятия.

Содержание проекта.

За основу взята методика, разработанная Мариеллой Зейц книга «Пишем и рисуем на песке».

В дошкольном возрасте дети увлекаются  письмом, не задумываясь над правильным начертанием букв: им это просто интересно, и они ищут свои собственные, оригинальные способы самовыражения.  Песочница с песком является отличным средством для пробуждения у детей интереса к экспериментированию. Впоследствии такая эмоционально положительная направленность, безусловно, будет способствовать процессу обучения письму. Моторные навыки, необходимые для письма, приобретаются и закрепляются при повторении упражнений.

Невозможно сдержать творческие порывы ребенка, который решил научиться писать. И песочница с песком предоставляет ему прекрасные возможности для работы по достижению этой цели!

Данный проект реализовывался через подгрупповые занятия в «песочной комнате». Они  имеют общую структуру:  упражнения перед началом занятия; рисование символов и фигур; обучение грамоте; рисование по описательному и сюжетному рассказу. И каждая часть имеет важное развивающее значение:

- Упражнения перед началом занятий помогают активизировать внимание, создают атмосферу безопасности и комфорта, снижают чувства страха и тревоги.

- Рисование фигур и символов предшествуют обучению письму. Ведь из основных фигур развиваются формы букв.

- Обучение грамоте имеет основной развивающий фактор: обучение звуковому анализу, овладению чтением и письмом и развитие речи.

- Рисование по сюжетному и описательному рассказу позволяет ребёнку отражать свои впечатления от окружающей действительности, эмоциональное отношение к изображенным предметам.

Реализация проекта велась по разработанному перспективному плану.

Неделя

Лексическая

тема

Упражнения перед началом занятий

Рисование фигур и символов

Обучение

грамоте

Рисование по сюжетному и описательному  рассказу

Сентябрь

3

Фрукты

Рисование любимого фрукта

(рассыпая песок через воронку)

Рисование горизонтальных, вертикальных линий и линий по диагонали.

Буква А

В правом верхнем и нижнем  углах написать большую букву А. в левом верхнем и нижнем -маленькую букву а.

Свободное рисование на песке, с последующим рассказом-описания.

4

Овощи.

Рисование на песке: контурное изображение моркови, капусты, тыквы.

Рисование горизонтальных и вертикальных стрелок.

Буква У

В  правом верхнем углу написать большую букву А, в нижнем –маленькую букву а. В середине букву У. Пальчиком проводим линии и соединяем буквы, образовывая и произнося слоги.

Рисование по сюжетному рассказу  по теме

Октябрь

1

Сад-огород.

Зрительный диктант.

символическое изображение: треугольник-морковь, круг-яблоко, овал-огурец.

Рисование прямых линий по горизонтали и по вертикали, затем соединяя их.

Буква И

Определить общий звук в словах: ива, индюк, ирис. Написать букву этого звука посередине. В верхних углах написать букву А, в нижних-У. Соединить линиями буквы и произнести получившиеся слоги.

Рисование по описательному рассказу  по теме

2

Деревья.

Рисование деревьев, рассыпая песок через воронку.

Рисование прямых вертикальных линий разной длины.

Буква О

Рисование букв на песке по артикуляционной позе педагога, не произнося звук.

Рисование по сюжетному рассказу  по теме

3

Грибы.Ягоды.

Рисование полянки грибов и ягод, контурное изображение.

Рисование прямых горизонтальных линий разной длины.

Буква Ы

Написать слоги по заданию логопеда

АУЫ  ОИЫ  

Рисование по описательному рассказу  по теме

4

Осень.

Рисование листьев  пропуская песок через воронку.

Рисование узоров из горизонтальных и вертикальных линий

Буква М

Нарисовать буквы: в середине песочницы М, в правом верхнем углу А, в правом нижнем- И, в левом верхнем О, в левом нижнем- У. Соединить буквы линией и прочитать получившиеся слоги.

Рисование по сюжетному рассказу  по теме

5.

Человек. Части тела.

Рисование фигур (круг, квадрат, треугольник, сердечко): на спине ребенка очерчивается какая-нибудь фигура, ребенок изображает её в лотке с песком

Рисование прямых линий  по диагонали,  в разных направлениях.

Буква Н

Прописывание открытых и закрытых слогов, звуковой анализ слогов (Логопед произносит, ребенок пишет слоги) НА  ИН    УНЫ

Рисование по описательному  рассказу  по теме

Ноябрь

1

Перелетные птицы.

Зрительный диктант: треугольник, квадрат, круг, овал.

Рисование в сочетании горизонтальных и диагональных линий.

Буква Х

Написать слово, где  каждая буква обозначена звуком на графической схеме (приложение МУХА).  

Рисование по сюжетному рассказу  по теме

2

Посуда.

Перерисовать с доски предмет посуды.

Рисование в сочетании вертикальных и диагональных линий.

Буква К

Написать слово, где  каждая буква обозначена звуком на графической  схеме (приложение КАМИН).  

Рисование по описательному рассказу  по теме

3

Продукты питания.

Перерисовать с доски контурное изображение  фигуры со звуком «Т»

Рисование диагональных линий с разным наклоном.

Буква Т

Написать слово, где  звук каждой буквы находится в начале слова (логопед произносит: крупа, омлет, торт).  

Рисование по сюжетному рассказу  по теме

4

Одежда, обувь, головные уборы.

Дорисовать недостающие элементы предмету одежды

Рисование узора из треугольников.

Буква П

Написать слово, где  каждая буква обозначена звуком на графической схеме  (приложение ПАУТИНА).  

Рисование по описательному рассказу  по теме

Декабрь

1

Зима. Зимние забавы.

Нарисовать семью снеговиков.

Рисование снежинок: образование углов пересекающимися линиями.

Буквы К-Т-П

Расшифровать слово последовательно прописав все буквы (   КАТ И П

         ТАПКИ  

 4 2 1 5 3).    

Рисование по сюжетному рассказу  по теме

2

Зимующие птицы.

Нарисовать птичьи следы

Рисование узора из треугольников, вершины направлены вверх и вниз.

Буква В

Написать слово, где  каждая буква обозначена звуком на звуковой схеме (приложение ВОИН).  

Рисование по описательному рассказу  по теме

3

Дикие животные наших лесов.

Из каракули нарисовать дикое животное

Рисование узоров. Дуги направлены вверх и вниз.

Буква Г

Написать слово, где  каждая буква обозначена звуком на звуковой схеме (приложение КНИГА).  

Рисование по сюжетному рассказу  по теме

4

Новогодний праздник.

Зрительный диктант (еловая ветка, елочная игрушка, звезда)

Половинки окружностей направлены вверх и вниз

Буква Б

Написать букву, которая есть в названии предметов, и получишь слово

(приложение ГУБЫ)

 

Рисование по описательному рассказу  по теме

Январь

2

Домашние животные и птицы.

Найти лишнюю картинку и нарисовать её на песке

(корова, собака, цыпленок, лошадь)

Узор с пересекающимися прямыми линиями

Буква Д

Написать последний слог каждого слова. Какое слово получилось?

(приложение ДАМА)

Рисование по сюжетному рассказу  по теме

3

Мебель.

Нарисовать схематично мебель  в своей комнате

Узор с пересекающимися петлями

Буква Э

Написать слово, где  звук каждой буквы находится в конце слова

(суп, окно, каратэ, солдат ПОЭТ )

Рисование по описательному рассказу  по теме

4

Транспорт.

Девочки рисуют водный транспорт, мальчики воздушный

Узор напоминающий прямую волну.

Буква Й

Написать слово, где  каждая буква обозначена звуком на звуковой схеме (приложение МАЙКА).  

Рисование по сюжетному рассказу  по теме

Февраль

1

Профессии.

Дорисовать профессию людей (песочница разделена пополам, нарисована только правая сторона клоуна)

Рисование геометрических фигур и  вписанных в круг.

Буква С

Написать слово:

из первого слова  – взять первый слог;

из второго – второй слог.

САНИ

Рисование по описательному рассказу  по теме

2

Инструменты.

Найти и нарисовать лишний инструмент, высыпая песок через воронку (молоток, расческа, пила, отвертка)

Рисование концентрических окружностей

Буква З

Написать букву, которая есть в названии предметов, и получишь слово

ВАЗА

Рисование по сюжетному рассказу  по теме

3

Рыбы.

Украсить рыбку, дорисовав чешую (любым способом: пальчиком, с помощью воронки)

Радиальные и концентрические окружности, с самого маленького к  большому.

Буква Е

Расшифровать слово последовательно прописав все буквы (АВКЕТ

                    5 1 4 2 3).    

ВЕТКА

Рисование по описательному рассказу  по теме

4

День защитника Отечества.

Нарисовать вид транспорта  военной профессии: летчик-(самолет), моряк- …(корабль), танкист-… (танк)

Рисование лабиринта.

Буква Ш

Написать слово где каждая буква обозначена звуком на схеме (приложение ШУБА)

Рисование по сюжетному рассказу  по теме

Март

1

8 Марта.

Нарисовать  картинку, какое слово самое короткое (подарок, цветы, торт, поздравления)

Рисование окружности, обозначающее солнце. Лучи от центра наружу.

Буква Я

Из слогов сложить слово

СЯ  ТА  ГУ

ГУСЯТА

Рисование по описательному рассказу  по теме

2

Весна.

Нарисовать картинку самого длинного слова (весна, капель, подснежник, солнце)

Рисование прерывистых вертикальных линий

Буква Ф

По первым буквам названий картинок составить слово (приложение ШКАФ)

Рисование по сюжетному рассказу  по теме

3

Перелетные птицы весной.

На доске изображены геометрические фигуры, хаотично: круг, 5 треугольников разной величины.  Нарисовать птицу, пользуясь только этими фигурами.

Рисование радиальных  концентрических фигур: квадрата

Буква Л

Составить слово:

1 слова – взять первый слог;

2 слово – взять второй слог;

3 слово – взять второй слог.

МАЛИНА

Рисование по описательному рассказу  по теме

4

Наша страна.

Нарисовать символы, которые ассоциируются с нашей страной6: матрешка, береза, балалайка, валенки,

(картинки)

Радиальные и концентрические окружности, с большого к самому маленькому.

Буква Р

Составить слово:

1 слова – взять второй слог;

2 слово – взять первый слог;

3 слово – взять второй слог.

РОДИНА

Рисование по сюжетному рассказу  по теме

Апрель

1

Наш город.

Нарисовать место, где вы любите бывать или часто бываете в нашем городе.

Рисование фигур внутри ромба.

Буква Ё

Расшифровать слово последовательно прописав все буквы (РАЛКЁ

                    3 2 1 5 4).    

ЛАРЁК

Рисование по сюжетному рассказу  по теме

2

Моя семья.

Нарисовать семейный портрет.

Рисование узора с помощью диагональных линий

Буква Ж

из слогов сложить слово

ЖЕ ЗО ЛЕ  (ЖЕЛЕЗО)

Рисование по описательному рассказу  по теме

3

День космонавтики стр 61 Нищева

Нарисовать космос

Рисование окружности, обозначающее солнце. Лучи с наружи к центру.

Буква Ц

Написать слово, где  каждая буква обозначена звуком на звуковой схеме (ЦАПЛЯ)

Рисование по сюжетному рассказу  по теме

4

Цветы.

Рисование волшебного цветка

Рисование диагональных линий – «галочкой».

Буква Ч

Написать слово, где  звук каждой буквы находится в конце слова (мяч, муха, пояс, комары)

ЧАСЫ

Рисование по описательному рассказу  по теме

Май

1

Насекомые.

Дорисовка узоров на крыльях бабочки.

Рисование спирали, закручивающейся к центру.

Буква Щ

Написать букву, которая есть в названии предметов, и получишь слово

ЩУКА

Рисование по сюжетному рассказу  по теме

2

День Победы

Нарисовать праздничный салют

Рисование спирали раскручивающуюся наружу.

Буква Ю

Из слогов сложить слово

ЧИК  ЩЕЛ  КУН

ЩЕЛКУНЧИК

Рисование по описательному рассказу  по теме

3

Школа.

Школьные принадлеж- ности.

Нарисуй отгадку к загадке: новый дом несу в руке, двери дома на замке, а живут в доме том, книжки, ручки и альбом (портфель).

Рисование узора петли, напоминающую восьмерку

Дифференциация букв, придумать свое слово для расшифровки; каждой  букве соответствует цифра, последовательно выстроить все буквы

Рисование по сюжетному рассказу  по теме

4

Лето.

Нарисовать чем летом будешь заниматься

Раскручивающаяся наружу спираль переходит в спираль, закручивающуюся внутрь (двойная спираль).

Написать свое предложение.

Рисование по описательному рассказу  по теме

Заключение.

   Инновационная педагогическая технология - песочная игротерапия  повышает мотивацию к занятиям, расширяет и дополняет общеобразовательную «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Использование песочной игротерапии дает положительные результаты. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий на песок- повышает мотивацию к занятиям.

Игры с песком на песке положительно влияют на общее развитие ребенка, оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей.  

И самое главное, песочная терапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия.

Литература:

   Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,  Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.

  1. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.

  1. Заикин М,С,, Синицина Е.И. 250 развивающих упражнений для подготовки к школе. – М.: Лист Нью, Вече, КАРО. 2001.

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.

  1. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.

  1. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.

  1. Сапогова Е.Е. 100 игр для больших и маленьких: игры для развития воображения дошкольников. – Тула: ООО «Издательство Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.

  1. Синицина Е.И. Игры и упражнения со словами. – М.: ЮНВЕС, 2000.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 13

с пасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия в младшей группе "Путешествие к Песочной фее" ( песочная игротерапия)

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая р...

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием песочной терапии "Звуки ибуквы А,У,И,О"

Использование песочной терапии для закреплениия навыков звукобуквенного анализа  печатания гласных букв А,О,У.И....

Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в старшей группе на тему " гласные звуки А,У,О,И" с элементом песочной терапии

Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему « Гласные звуки А,У,О,И» с элементом песочной терапии.Цель: закрепить знания детей о гласных зв...

НОД по грамоте "Песенки гласных" с элементами песочной терапии

Подготовила:  учитель-логопедМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30города Железногорска Курской областиАносова Наталия Бейбулатовна...

Конспект занятия по грамоте в старшей группе " Путешествие в страну Звукобуквию" ( с использованием песочного столика)

Занятие с использованием песочного столика посвящено совершенствованию анализа звуков и букв, закреплению знаний детей о гласных и согласных звуках, умению дифференцировать понятия " звук" и...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием песочного столика " В гостях у букв Ь и Ъ ".

Данное занятие посвящено повторению букв Ь и Ъ средствами пескотерапии , определению функции Ь и Ъ,  позиции этих букв в словах. Дети на занятии определяют, на что похожи буквы Ь и Ъ, выкладывают...