"Песочная грамота"
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему
Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий на песок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение песочной игротерапии в обучении чтению и письму для детей подготовительной к школе группе
«Песочная грамота».
Выполнила
Корниенко Анастасия Викторовна
Учитель-логопед
МАДОУ д/с №26 «Реченька»
Ступино
2015- 2016 г.
Содержание
Актуальность проекта
Цель и задачи проекта
Основные направления проекта
Этапы работы
Формы организации проекта
Содержание проекта
Заключение Литература
Актуальность проекта
Уровень развития психических процессов находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук.
Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Поэтому применение песочной терапии в коррекционно-развивающей логопедической работе «несет» гармонизацию психо-эмоционального состояния детей, развития коммуникативных навыков, творчества… Это несомненно важные составляющие для гармоничного развития детей. Однако успех ребенка во многом зависит и от способностей к обучению и усвоению новых знаний.
Выполняя задания, дети не только развивают мелкую моторику, но и с удовольствием обучаются письму и чтению. Как говорил Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, «Стремление передать в рисунке сюжетное содержание, а так же последующее использование изображения как знака является подготовительным этапом для формирования письменной речи». Так же практиками было отмечено то, что дети кому с трудом дается написание букв, осваивали письмо гораздо легче, рисуя на мягком песке, особенно рисуя геометрические фигуры и различные линии.
С помощью рисования на песке, двумя рукам, двумя ладошками, ребрами кистей, пальцами, дети одновременно и развивают центрирование, мелкую моторику, обучаются письму и чтению, а так же ориентации в пространстве.
Данный подход к использованию песочной терапии открывает большие возможности для развития и обучения детей, сочетая в себе и индивидуальный подход, и здоровье сбережение, и обучение, и коррекцию.
Цель проекта:
Способствовать процессу обучения чтению и письму через применение песочной игротерапии.
Задачи проекта:
- совершенствовать навыки звукового анализа и обучению грамоте;
- развивать графические навыки, подготовка руки к письму;
- стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
- развивать пространственную ориентацию;
Развивать психические процессы:
- память, речь детей;
- произвольное внимание;
- фантазию и образно-логическое мышление;
- зрительное и слуховое восприятие.
Основные направления проекта
Игровая деятельность
Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;
Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие.
Эмоционально – волевое
Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:
- снизить уровень нервно – психического напряжения;
- способствовать возникновению положительных эмоций.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;
Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;
Развивать умение слушать и слышать друг друга.
Сенсомоторное
Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;
Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.
Развитие речи
Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:
- развивать точность понимания речи;
- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;
- используя свободное рисование, привлекать детей к связному изложению;
- пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.
Этапы проекта
1 этап: Организационный
- Выбор темы проекта и его разработка.
- Изучение научно - практических и методических источников по заявленной проблеме.
- Подбор методического материала по заявленной теме.
- Разработка игр и упражнений, с песком, в соответствии с лексическими темами и последовательности изучения букв по перспективному плану.
- Консультации со специалистами ДОУ
2 этап: Диагностический
- Выявить гармонизацию психо-эмоционального состояния детей;
- выявить уровень развития графо-моторики пальцев рук у детей (начальный и итоговый).
3 этап: Практический
- Составление игр и упражнений в соответствии с лексическими темами и последовательности изучения букв по перспективному плану;
- Разработка презентации по песочной терапии, отражающая содержание работ.
4 этап: Заключительный
- Обобщение итогов подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;
- Анализ эффективности системы работы с детьми по обучению чтению и письму через применение песочной терапии;
- Разработка методических рекомендаций.
Форма организации проекта: игры и упражнения позитивно влияющие на эмоциональное самочувствие детей и на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом развития мелкой моторики как часть занятия.
Содержание проекта.
За основу взята методика, разработанная Мариеллой Зейц книга «Пишем и рисуем на песке».
В дошкольном возрасте дети увлекаются письмом, не задумываясь над правильным начертанием букв: им это просто интересно, и они ищут свои собственные, оригинальные способы самовыражения. Песочница с песком является отличным средством для пробуждения у детей интереса к экспериментированию. Впоследствии такая эмоционально положительная направленность, безусловно, будет способствовать процессу обучения письму. Моторные навыки, необходимые для письма, приобретаются и закрепляются при повторении упражнений.
Невозможно сдержать творческие порывы ребенка, который решил научиться писать. И песочница с песком предоставляет ему прекрасные возможности для работы по достижению этой цели!
Данный проект реализовывался через подгрупповые занятия в «песочной комнате». Они имеют общую структуру: упражнения перед началом занятия; рисование символов и фигур; обучение грамоте; рисование по описательному и сюжетному рассказу. И каждая часть имеет важное развивающее значение:
- Упражнения перед началом занятий помогают активизировать внимание, создают атмосферу безопасности и комфорта, снижают чувства страха и тревоги.
- Рисование фигур и символов предшествуют обучению письму. Ведь из основных фигур развиваются формы букв.
- Обучение грамоте имеет основной развивающий фактор: обучение звуковому анализу, овладению чтением и письмом и развитие речи.
- Рисование по сюжетному и описательному рассказу позволяет ребёнку отражать свои впечатления от окружающей действительности, эмоциональное отношение к изображенным предметам.
Реализация проекта велась по разработанному перспективному плану.
Неделя | Лексическая тема | Упражнения перед началом занятий | Рисование фигур и символов | Обучение грамоте | Рисование по сюжетному и описательному рассказу | ||||||||||||
Сентябрь | |||||||||||||||||
3 | Фрукты | Рисование любимого фрукта (рассыпая песок через воронку) | Рисование горизонтальных, вертикальных линий и линий по диагонали. | Буква А В правом верхнем и нижнем углах написать большую букву А. в левом верхнем и нижнем -маленькую букву а. | Свободное рисование на песке, с последующим рассказом-описания. | ||||||||||||
4 | Овощи. | Рисование на песке: контурное изображение моркови, капусты, тыквы. | Рисование горизонтальных и вертикальных стрелок. | Буква У В правом верхнем углу написать большую букву А, в нижнем –маленькую букву а. В середине букву У. Пальчиком проводим линии и соединяем буквы, образовывая и произнося слоги. | Рисование по сюжетному рассказу по теме | ||||||||||||
Октябрь | |||||||||||||||||
1 | Сад-огород. | Зрительный диктант. символическое изображение: треугольник-морковь, круг-яблоко, овал-огурец. | Рисование прямых линий по горизонтали и по вертикали, затем соединяя их. | Буква И Определить общий звук в словах: ива, индюк, ирис. Написать букву этого звука посередине. В верхних углах написать букву А, в нижних-У. Соединить линиями буквы и произнести получившиеся слоги. | Рисование по описательному рассказу по теме | ||||||||||||
2 | Деревья. | Рисование деревьев, рассыпая песок через воронку. | Рисование прямых вертикальных линий разной длины. | Буква О Рисование букв на песке по артикуляционной позе педагога, не произнося звук. | Рисование по сюжетному рассказу по теме | ||||||||||||
3 | Грибы.Ягоды. | Рисование полянки грибов и ягод, контурное изображение. | Рисование прямых горизонтальных линий разной длины. | Буква Ы Написать слоги по заданию логопеда АУЫ ОИЫ | Рисование по описательному рассказу по теме | ||||||||||||
4 | Осень. | Рисование листьев пропуская песок через воронку. | Рисование узоров из горизонтальных и вертикальных линий | Буква М Нарисовать буквы: в середине песочницы М, в правом верхнем углу А, в правом нижнем- И, в левом верхнем О, в левом нижнем- У. Соединить буквы линией и прочитать получившиеся слоги. | Рисование по сюжетному рассказу по теме | ||||||||||||
5. | Человек. Части тела. | Рисование фигур (круг, квадрат, треугольник, сердечко): на спине ребенка очерчивается какая-нибудь фигура, ребенок изображает её в лотке с песком | Рисование прямых линий по диагонали, в разных направлениях. | Буква Н Прописывание открытых и закрытых слогов, звуковой анализ слогов (Логопед произносит, ребенок пишет слоги) НА ИН УНЫ | Рисование по описательному рассказу по теме | ||||||||||||
Ноябрь | |||||||||||||||||
1 | Перелетные птицы. | Зрительный диктант: треугольник, квадрат, круг, овал. | Рисование в сочетании горизонтальных и диагональных линий. | Буква Х Написать слово, где каждая буква обозначена звуком на графической схеме (приложение МУХА). | Рисование по сюжетному рассказу по теме | ||||||||||||
2 | Посуда. | Перерисовать с доски предмет посуды. | Рисование в сочетании вертикальных и диагональных линий. | Буква К Написать слово, где каждая буква обозначена звуком на графической схеме (приложение КАМИН). | Рисование по описательному рассказу по теме | ||||||||||||
3 | Продукты питания. | Перерисовать с доски контурное изображение фигуры со звуком «Т» | Рисование диагональных линий с разным наклоном. | Буква Т Написать слово, где звук каждой буквы находится в начале слова (логопед произносит: крупа, омлет, торт). | Рисование по сюжетному рассказу по теме | ||||||||||||
4 | Одежда, обувь, головные уборы. | Дорисовать недостающие элементы предмету одежды | Рисование узора из треугольников. | Буква П Написать слово, где каждая буква обозначена звуком на графической схеме (приложение ПАУТИНА). | Рисование по описательному рассказу по теме | ||||||||||||
Декабрь | |||||||||||||||||
1 | Зима. Зимние забавы. | Нарисовать семью снеговиков. | Рисование снежинок: образование углов пересекающимися линиями. | Буквы К-Т-П Расшифровать слово последовательно прописав все буквы ( КАТ И П ТАПКИ 4 2 1 5 3). | Рисование по сюжетному рассказу по теме | ||||||||||||
2 | Зимующие птицы. | Нарисовать птичьи следы | Рисование узора из треугольников, вершины направлены вверх и вниз. | Буква В Написать слово, где каждая буква обозначена звуком на звуковой схеме (приложение ВОИН). | Рисование по описательному рассказу по теме | ||||||||||||
3 | Дикие животные наших лесов. | Из каракули нарисовать дикое животное | Рисование узоров. Дуги направлены вверх и вниз. | Буква Г Написать слово, где каждая буква обозначена звуком на звуковой схеме (приложение КНИГА). | Рисование по сюжетному рассказу по теме | ||||||||||||
4 | Новогодний праздник. | Зрительный диктант (еловая ветка, елочная игрушка, звезда) | Половинки окружностей направлены вверх и вниз | Буква Б Написать букву, которая есть в названии предметов, и получишь слово (приложение ГУБЫ)
| Рисование по описательному рассказу по теме | ||||||||||||
Январь | |||||||||||||||||
2 | Домашние животные и птицы. | Найти лишнюю картинку и нарисовать её на песке (корова, собака, цыпленок, лошадь) | Узор с пересекающимися прямыми линиями | Буква Д Написать последний слог каждого слова. Какое слово получилось? (приложение ДАМА) | Рисование по сюжетному рассказу по теме | ||||||||||||
3 | Мебель. | Нарисовать схематично мебель в своей комнате | Узор с пересекающимися петлями | Буква Э Написать слово, где звук каждой буквы находится в конце слова (суп, окно, каратэ, солдат ПОЭТ ) | Рисование по описательному рассказу по теме | ||||||||||||
4 | Транспорт. | Девочки рисуют водный транспорт, мальчики воздушный | Узор напоминающий прямую волну. | Буква Й Написать слово, где каждая буква обозначена звуком на звуковой схеме (приложение МАЙКА). | Рисование по сюжетному рассказу по теме | ||||||||||||
Февраль | |||||||||||||||||
1 | Профессии. | Дорисовать профессию людей (песочница разделена пополам, нарисована только правая сторона клоуна) | Рисование геометрических фигур и вписанных в круг. | Буква С Написать слово: из первого слова – взять первый слог; из второго – второй слог. САНИ | Рисование по описательному рассказу по теме | ||||||||||||
2 | Инструменты. | Найти и нарисовать лишний инструмент, высыпая песок через воронку (молоток, расческа, пила, отвертка) | Рисование концентрических окружностей | Буква З Написать букву, которая есть в названии предметов, и получишь слово ВАЗА | Рисование по сюжетному рассказу по теме | ||||||||||||
3 | Рыбы. | Украсить рыбку, дорисовав чешую (любым способом: пальчиком, с помощью воронки) | Радиальные и концентрические окружности, с самого маленького к большому. | Буква Е Расшифровать слово последовательно прописав все буквы (АВКЕТ 5 1 4 2 3). ВЕТКА | Рисование по описательному рассказу по теме | ||||||||||||
4 | День защитника Отечества. | Нарисовать вид транспорта военной профессии: летчик-(самолет), моряк- …(корабль), танкист-… (танк) | Рисование лабиринта. | Буква Ш Написать слово где каждая буква обозначена звуком на схеме (приложение ШУБА) | Рисование по сюжетному рассказу по теме | ||||||||||||
Март | |||||||||||||||||
1 | 8 Марта. | Нарисовать картинку, какое слово самое короткое (подарок, цветы, торт, поздравления) | Рисование окружности, обозначающее солнце. Лучи от центра наружу. | Буква Я Из слогов сложить слово СЯ ТА ГУ ГУСЯТА | Рисование по описательному рассказу по теме | ||||||||||||
2 | Весна. | Нарисовать картинку самого длинного слова (весна, капель, подснежник, солнце) | Рисование прерывистых вертикальных линий | Буква Ф По первым буквам названий картинок составить слово (приложение ШКАФ) | Рисование по сюжетному рассказу по теме | ||||||||||||
3 | Перелетные птицы весной. | На доске изображены геометрические фигуры, хаотично: круг, 5 треугольников разной величины. Нарисовать птицу, пользуясь только этими фигурами. | Рисование радиальных концентрических фигур: квадрата | Буква Л Составить слово: 1 слова – взять первый слог; 2 слово – взять второй слог; 3 слово – взять второй слог. МАЛИНА | Рисование по описательному рассказу по теме | ||||||||||||
4 | Наша страна. | Нарисовать символы, которые ассоциируются с нашей страной6: матрешка, береза, балалайка, валенки, (картинки) | Радиальные и концентрические окружности, с большого к самому маленькому. | Буква Р Составить слово: 1 слова – взять второй слог; 2 слово – взять первый слог; 3 слово – взять второй слог. РОДИНА | Рисование по сюжетному рассказу по теме | ||||||||||||
Апрель | |||||||||||||||||
1 | Наш город. | Нарисовать место, где вы любите бывать или часто бываете в нашем городе. | Рисование фигур внутри ромба. | Буква Ё Расшифровать слово последовательно прописав все буквы (РАЛКЁ 3 2 1 5 4). ЛАРЁК | Рисование по сюжетному рассказу по теме | ||||||||||||
2 | Моя семья. | Нарисовать семейный портрет. | Рисование узора с помощью диагональных линий | Буква Ж из слогов сложить слово ЖЕ ЗО ЛЕ (ЖЕЛЕЗО) | Рисование по описательному рассказу по теме | ||||||||||||
3 | День космонавтики стр 61 Нищева | Нарисовать космос | Рисование окружности, обозначающее солнце. Лучи с наружи к центру. | Буква Ц Написать слово, где каждая буква обозначена звуком на звуковой схеме (ЦАПЛЯ) | Рисование по сюжетному рассказу по теме | ||||||||||||
4 | Цветы. | Рисование волшебного цветка | Рисование диагональных линий – «галочкой». | Буква Ч Написать слово, где звук каждой буквы находится в конце слова (мяч, муха, пояс, комары) ЧАСЫ | Рисование по описательному рассказу по теме | ||||||||||||
Май | |||||||||||||||||
1 | Насекомые. | Дорисовка узоров на крыльях бабочки. | Рисование спирали, закручивающейся к центру. | Буква Щ Написать букву, которая есть в названии предметов, и получишь слово ЩУКА | Рисование по сюжетному рассказу по теме | ||||||||||||
2 | День Победы | Нарисовать праздничный салют | Рисование спирали раскручивающуюся наружу. | Буква Ю Из слогов сложить слово ЧИК ЩЕЛ КУН ЩЕЛКУНЧИК | Рисование по описательному рассказу по теме | ||||||||||||
3 | Школа. Школьные принадлеж- ности. | Нарисуй отгадку к загадке: новый дом несу в руке, двери дома на замке, а живут в доме том, книжки, ручки и альбом (портфель). | Рисование узора петли, напоминающую восьмерку | Дифференциация букв, придумать свое слово для расшифровки; каждой букве соответствует цифра, последовательно выстроить все буквы | Рисование по сюжетному рассказу по теме | ||||||||||||
4 | Лето. | Нарисовать чем летом будешь заниматься | Раскручивающаяся наружу спираль переходит в спираль, закручивающуюся внутрь (двойная спираль). | Написать свое предложение. | Рисование по описательному рассказу по теме |
Заключение.
Инновационная педагогическая технология - песочная игротерапия повышает мотивацию к занятиям, расширяет и дополняет общеобразовательную «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
Использование песочной игротерапии дает положительные результаты. Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий на песок- повышает мотивацию к занятиям.
Игры с песком на песке положительно влияют на общее развитие ребенка, оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей.
И самое главное, песочная терапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия.
Литература:
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
- Заикин М,С,, Синицина Е.И. 250 развивающих упражнений для подготовки к школе. – М.: Лист Нью, Вече, КАРО. 2001.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
- Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
- Сапогова Е.Е. 100 игр для больших и маленьких: игры для развития воображения дошкольников. – Тула: ООО «Издательство Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Синицина Е.И. Игры и упражнения со словами. – М.: ЮНВЕС, 2000.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
с пасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект занятия в младшей группе "Путешествие к Песочной фее" ( песочная игротерапия)
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая р...
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием песочной терапии "Путешествие в песочную страну" (Автоматизация и дифференциация звуков С и Ш)
В конспекте представлена структура занятия с использованием песочницы...
Конспект НОД по обучению грамоте с использованием песочной терапии "Звуки ибуквы А,У,И,О"
Использование песочной терапии для закреплениия навыков звукобуквенного анализа печатания гласных букв А,О,У.И....
Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в старшей группе на тему " гласные звуки А,У,О,И" с элементом песочной терапии
Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему « Гласные звуки А,У,О,И» с элементом песочной терапии.Цель: закрепить знания детей о гласных зв...
НОД по грамоте "Песенки гласных" с элементами песочной терапии
Подготовила: учитель-логопедМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30города Железногорска Курской областиАносова Наталия Бейбулатовна...
Конспект занятия по грамоте в старшей группе " Путешествие в страну Звукобуквию" ( с использованием песочного столика)
Занятие с использованием песочного столика посвящено совершенствованию анализа звуков и букв, закреплению знаний детей о гласных и согласных звуках, умению дифференцировать понятия " звук" и...
Конспект занятия по обучению грамоте с использованием песочного столика " В гостях у букв Ь и Ъ ".
Данное занятие посвящено повторению букв Ь и Ъ средствами пескотерапии , определению функции Ь и Ъ, позиции этих букв в словах. Дети на занятии определяют, на что похожи буквы Ь и Ъ, выкладывают...