Конспект занятия по грамоте в старшей группе " Путешествие в страну Звукобуквию" ( с использованием песочного столика)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Занятие с использованием песочного столика посвящено совершенствованию анализа звуков и букв, закреплению знаний детей о гласных и согласных звуках, умению дифференцировать понятия " звук" и " буква", развитию внимания, памяти, речи детей.
В интересной форме занятия - путешествия- ребята отправляются в песочную страну звуков и букв, где злая колдунья Путаница перепутала буквы и звуки. Ребята помогают навести порядок песочным жителям, по просьбе гномов Гласного и Согласного, выполняют задания , связанные с определением и звуков и нахождением букв на своих местах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия по грамоте с использованием песочного столика | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы
« Путешествие в Песочную страну букв ».
Цель: совершенствовать анализ звуков и букв.
Задачи:
Образовательные: Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках. Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа.
Закрепить и дифференцировать понятия «звук – буква».
Развивающие: Развивать внимание, речь, память, воображение.
Развивать мелкую моторику.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
Оборудование и материалы: песочный столик, гномики, карточки с изображением букв, картинки, схемы .
Предварительная работа: Дидактические игры « Угадай, чей звук», « Гласные и согласные звуки», « Подбери картинки к буквам», « Поймай звук».
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, сегодня утром я зашла в нашу группу и обнаружила вот это письмо, давайте прочитаем его вместе с вами.
(открывает конверт, читает письмо)
«Здравствуйте ребята, пишут вам сказочные гномы Гласный и Согласный , мы хотим сообщить вам о том, что на нашу песочную страну «Звукобуквию» напала злая колдунья Путаница и перепутала все звуки и буквы, и теперь они не могут найти своё место в нашем звукобуквенном королевстве. Мы знаем, что вы умные и смелые ребята, поэтому приглашаем вас к себе и просим вас навести у нас порядок».
Воспитатель:- Ребята, мы поможем гномам навести порядок в их звукобуквенной стране?
Дети: -Да
Воспитатель: Для того, чтобы перенестись в песочную страну букв, нам нужно встать в круг, взяться за руки и закрыть глаза. Итак, закрываем глазки и мы попадаем в песочную страну.
(Звучит музыка: звуки леса, пение птиц, шелест листьев, плеск воды).
Воспитатель: - Вот мы и в песочной стране, ребята! (Дети подходят к песочному столику). Какие звуки вы услышали?
( дети называют звуки, которые услышали).
Воспитатель: - Ребята, как называются звуки, которые произносит человек?
Дети: - Звуки, которые произносит человек, называются речевые звуки.
Воспитатель: - А все остальные звуки как называются? Какие бывают звуки речи?
Дети: - Звуки речи бывают гласные и согласные.
Воспитатель: - А чем отличаются гласные и согласные звуки?
Дети: - Гласные звуки умеют петь. При произнесении этих звуков воздух выходит легко и свободно, не встречая на пути никаких преград. А согласные петь не умеют, им мешают зубы, губы и язык.
Воспитатель:- А вот и гномы нас встречают! Гном Гласный носит красное платье, а его родные гласные звуки- невидимки носят красные костюмчики. А гном Согласный носит синее платье, а все его родные согласные звуки- невидимки носят синие костюмчики. Давайте с ними поздороваемся .
Гномы: «Здравствуйте ребята, мы очень рады вас видеть! Злая колдунья Путаница распугала все гласные и согласные звуки, и теперь они все перепутались. Помогите нам, пожалуйста, разобрать звуки.
Воспитатель: - Ребята, сейчас я буду называть звук, а вы по очереди будете их находить в песке и собирать в тарелочки гномов: а, з, о, п, у, и, ж, б, э, ш, н, ы, с, т.
(дети выполняют задание, объясняя свой выбор)
Гномы: Спасибо вам ребята, разобрали звуки, навели порядок. Мы очень вам благодарны.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нас встречает ещё один житель песочной страны , а кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Примета такая вам пригодится:
Счастье тому, у кого эта птица
Гнезда он вьет на дому и столбе,
В клюве он носит детишек семье.
Дети:- Аист (картинка «аист»).
Воспитатель: - Правильно, это аист. А на какой звук начинается слово аист?
Дети: - Слово аист начинается на А.
Воспитатель:- А какой это звук, гласный или согласный?
Дети: -Звук А – гласный, потому что он поётся.
Воспитатель: - А теперь нужно написать на песке слово АИСТ. Не забудьте, что пишем слово слева направо!
Дети определяют 2, 3, 4 звуки слова АИСТ, определяют, что 2 звук «И» - гласный, 3 «С» , 4 « Т » - согласные, и поочередно записывают слово после произнесения каждого звука и его определения .
Воспитатель: - Сейчас я буду произносить слова, а вы должны «поймать»
звук А, хлопнуть в ладоши, если услышите этот звук: апельсин, луна, зонт, дым, коза, слон, Африка, мама, мышь.
Дети выполняют.
Звучит музыка « Весёлый паровозик» ( карточка-паровозик с тремя вагончиками)
Воспитатель: - Ребята, это же весёлый паровозик «Чух-Чух», он хочет нас прокатить, занимайте скорее места в вагончиках.
Физминутка «Весёлый паровозик».
Воспитатель: - Вам понравилось кататься на паровозике. Паровозику тоже понравилось вас катать, а ещё у паровозика «Чух-чух» есть его любимый звук. Вы догадались, какой это звук?
Дети: - Это звук Ч.
Воспитатель: - Правильно, любимый звук паровозика «Чух-чух» -это звук Ч.
А какой это звук, гласный или согласный?
Дети: звук Ч – согласный, потому что он не поётся.
Воспитатель:- Ребята, злая Путаница спрятала звук Ч в словах. Давайте поможем паровозику, найдём звук Ч и напишем букву Ч, которая обозначает его, на своём месте в вагончике (в начале, в середине или в конце вагончика-слова).
(Дети рисуют паровозик-слово из трех вагончиков(прямоугольник, разделенный на три части) после каждого слова).
Воспитатель: Ребята, где может находиться звук в слове?
Дети: - Звук может находиться в начале, в середине и в конце слова.
Воспитатель: - Я буду произносить слово со звуком Ч, а вы будете находить его место в вагончиках. Слушайте внимательно: черника, очки, ключ, бочка, чайник, мяч, мячик, черепаха. (дети рисуют на песке паровозик из трех вагончиков и находят место звука в слове-паровозике и пишут букву)
Воспитатель:
Молодцы, ребята, справились, помогли паровозику «Чух-Чух» вернуть его любимый звук , а теперь посмотрите, кто нас встречает? ( на песочном столике выставлены схемы « колокольчик», « книга»)
Дети: - Книга и колокольчик.
Воспитатель:- Что может делать колокольчик?
Дети – Колокольчик может звенеть.
(Воспитатель просит одного ребёнка позвенеть колокольчиком)
Воспитатель:- Ребята, что мы слышим?
Дети: – Звук.
Воспитатель: - А что можно делать с книгой?
Дети: - книгу можно читать.
Воспитатель: - Что мы видим в книге?
Дети: - буквы и слова.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на схему, на ней вы видите «колокольчик», который обозначает звуки, и « книгу», которая обозначает буквы. Посмотрите внимательно на картинки снизу. Какие картинки мы выберем для колокольчика, а какие для книги?
Дети: - Звуки мы слышим и произносим, поэтому картинки « рот» и « уши» мы помещаем под колокольчиком. Буквы мы видим и пишем, поэтому картинки «глаза» и « руку» мы помещаем под книгой.
( Дети подбирают картинки, объясняя свой выбор)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, но вот осталось еще одно задание, в котором все запутала Путаница. Нам надо картинки соединить с буквой, на которую они начинаются.
( На песочном столике хаотично выставляются картинки и буквы , дети выбирают картинки и рисуют дорожки к буквам , объясняют свой выбор)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие вы молодцы, навели порядок в стране
« Звукобуквии»! Гномы Гласный и Согласный говорят вам «спасибо». А сейчас нам пора и возвращаться в детский сад. Закрываем глазки: один, два, три , четыре , пять, в детский сад возвращаемся опять! Вот мы и вернулись (дети присаживаются на ковёр).
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, скажите, где мы с вами были?
Вам понравилось помогать жителям песочной страны?
А что понравилось больше всего?
( ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по грамоте в подготовительной группе:"Путешествие в страну АБВГДейка"
Задачи, поставленные в конспекте, помогут закрепить у детей умение проводить звуковой анализ слов (деление слов на слоги, различать гласные-согласные звуки, твердые-мягкие звуки).Развивает связную реч...
Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну Азбуки"
Конспект игрового занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Азбуки"...
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Интеграция образовательных областей: познание, физическое развитие, социально-коммуникативная. Используемые технологии: ИКТ, обучение в сотруднечетве (работа в группе), блоки Дьенеша, палочки Кюи...
Конспект НОД по математике в старшей группе : «Путешествие в страну Чисел» с использованием педагогических технологий -сказкотерапия , игротерапия , ИКТ-технология.
Методическая разработка...
Конспект открытого занятия по ФЭМП для старшей группы «Путешествие в страну Математики» с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша...
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну Математики» с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе«Путешествие в страну Математики» с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....