Конспект занятия по грамоте в старшей группе " Путешествие в страну Звукобуквию" ( с использованием песочного столика)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Татьяна Олеговна Дикарева

Занятие с использованием песочного столика посвящено совершенствованию анализа звуков и букв, закреплению знаний детей о гласных и согласных звуках, умению дифференцировать понятия " звук" и " буква", развитию внимания, памяти, речи детей.

В интересной форме занятия - путешествия- ребята отправляются в песочную страну звуков и букв, где злая колдунья Путаница перепутала буквы и звуки. Ребята помогают навести порядок песочным жителям, по просьбе гномов Гласного и Согласного, выполняют задания , связанные с определением и звуков и нахождением букв на своих местах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  образовательной деятельности для детей  старшей группы

  « Путешествие в  Песочную страну букв ».

Цель: совершенствовать анализ звуков и букв.

Задачи:

 Образовательные: Закрепить  знания детей о гласных и согласных  звуках.  Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа. 

Закрепить и дифференцировать понятия «звук – буква».

 Развивающие: Развивать  внимание, речь, память, воображение.

Развивать  мелкую моторику.

 Воспитательные:  Воспитывать  доброжелательное отношение друг к другу

Оборудование и материалы: песочный столик, гномики, карточки с изображением букв, картинки, схемы .

Предварительная работа:  Дидактические игры « Угадай, чей звук», « Гласные и согласные звуки», « Подбери картинки к буквам», « Поймай звук».

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, сегодня утром я зашла в нашу группу и обнаружила вот это письмо, давайте прочитаем его вместе с вами.

(открывает конверт, читает письмо)

«Здравствуйте ребята, пишут вам сказочные гномы Гласный и Согласный , мы хотим сообщить вам о том, что на нашу песочную страну  «Звукобуквию» напала злая колдунья Путаница и перепутала все звуки и буквы, и теперь они не могут найти своё место в нашем звукобуквенном королевстве. Мы знаем, что вы умные и смелые ребята, поэтому приглашаем вас к себе и просим вас навести у нас  порядок».

Воспитатель:- Ребята,  мы поможем гномам навести порядок в их звукобуквенной стране?

Дети: -Да

Воспитатель:  Для  того, чтобы перенестись в песочную страну букв,  нам нужно встать в круг, взяться за руки и закрыть глаза.  Итак, закрываем глазки и мы попадаем в песочную страну.

(Звучит музыка: звуки леса, пение птиц, шелест листьев, плеск воды).

Воспитатель: - Вот мы и в песочной стране, ребята! (Дети подходят к песочному столику). Какие звуки вы услышали?

( дети называют звуки, которые услышали).

        

Воспитатель: - Ребята, как называются звуки, которые произносит человек?

Дети: - Звуки, которые произносит человек, называются речевые  звуки.

Воспитатель: - А все остальные звуки как называются?  Какие  бывают звуки речи?

Дети: - Звуки речи бывают гласные и согласные.

Воспитатель: - А чем  отличаются гласные и согласные звуки?

Дети: - Гласные звуки умеют петь. При произнесении этих звуков воздух выходит легко и свободно, не встречая на пути никаких преград.  А согласные петь не умеют, им мешают зубы, губы и язык.

Воспитатель:-  А вот и гномы нас встречают! Гном Гласный носит красное платье,  а его родные гласные звуки- невидимки  носят  красные  костюмчики. А гном Согласный носит синее  платье, а все его родные  согласные звуки- невидимки носят синие костюмчики. Давайте с ними поздороваемся .

Гномы: «Здравствуйте ребята, мы очень рады вас видеть!  Злая колдунья Путаница   распугала все гласные и согласные звуки, и теперь они все перепутались.  Помогите нам,  пожалуйста, разобрать звуки.

Воспитатель: - Ребята, сейчас я  буду называть звук, а вы по очереди будете  их находить в песке и собирать в тарелочки гномов:   а, з, о, п, у,  и, ж, б, э, ш, н, ы, с, т.

(дети выполняют задание, объясняя свой выбор)

Гномы: Спасибо вам ребята,  разобрали звуки, навели порядок. Мы очень вам благодарны.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нас встречает ещё один житель песочной страны , а кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку:

 

Примета такая вам пригодится:

Счастье тому, у кого эта птица

Гнезда он вьет на дому и столбе,

В клюве он носит детишек семье.

Дети:- Аист (картинка «аист»).

Воспитатель: - Правильно, это аист. А на какой звук начинается слово аист?

Дети: - Слово аист начинается на А.

Воспитатель:- А какой это звук, гласный или согласный?

Дети: -Звук А – гласный, потому что он поётся.

Воспитатель: - А теперь нужно написать на песке слово АИСТ. Не забудьте, что пишем слово слева направо!

Дети определяют 2, 3, 4 звуки слова АИСТ, определяют, что 2 звук «И» - гласный, 3 «С» , 4 « Т » - согласные, и поочередно записывают  слово после произнесения каждого звука и его определения .

Воспитатель: - Сейчас я буду произносить слова,  а вы должны «поймать»

звук А,   хлопнуть в ладоши, если услышите этот звук:  апельсин, луна, зонт, дым, коза, слон, Африка, мама, мышь.

Дети выполняют.

Звучит музыка « Весёлый паровозик» ( карточка-паровозик с тремя вагончиками)

Воспитатель: - Ребята, это же весёлый паровозик  «Чух-Чух», он хочет нас прокатить, занимайте скорее места в вагончиках.

Физминутка «Весёлый паровозик».

Воспитатель: - Вам понравилось кататься на паровозике. Паровозику тоже понравилось вас катать, а ещё у паровозика «Чух-чух» есть его любимый звук. Вы догадались, какой это звук?

Дети: - Это звук Ч.

Воспитатель: - Правильно, любимый звук паровозика «Чух-чух» -это звук Ч.

А какой это звук, гласный или согласный?

Дети: звук Ч – согласный, потому что он не поётся.

Воспитатель:- Ребята, злая Путаница    спрятала  звук  Ч в словах. Давайте поможем паровозику, найдём звук Ч    и напишем букву Ч, которая обозначает его, на своём месте в вагончике (в начале, в середине или в конце вагончика-слова).

(Дети рисуют паровозик-слово из трех вагончиков(прямоугольник, разделенный на три части) после каждого слова).

Воспитатель: Ребята, где может находиться звук в слове?

Дети: - Звук может находиться в начале, в середине и в конце слова.

Воспитатель:  - Я буду произносить слово со звуком Ч, а вы будете находить его место в вагончиках. Слушайте внимательно: черника, очки, ключ, бочка, чайник, мяч,  мячик, черепаха.  (дети рисуют на песке паровозик из трех вагончиков и находят место звука в слове-паровозике и пишут букву)

Воспитатель: 

 Молодцы, ребята, справились, помогли паровозику «Чух-Чух» вернуть его любимый звук , а теперь посмотрите, кто нас встречает? ( на песочном столике выставлены схемы « колокольчик», « книга»)

Дети: - Книга и колокольчик.

Воспитатель:- Что может делать колокольчик?

Дети – Колокольчик может звенеть.

(Воспитатель просит одного ребёнка позвенеть колокольчиком)

Воспитатель:- Ребята, что мы слышим?

 Дети: – Звук.

Воспитатель: - А что можно делать с книгой?

Дети: - книгу можно читать.

Воспитатель: - Что мы видим в книге?

Дети: - буквы  и слова.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на схему, на ней вы видите  «колокольчик», который обозначает звуки, и « книгу», которая обозначает буквы. Посмотрите внимательно на картинки снизу.  Какие картинки мы выберем для колокольчика, а какие для книги?

Дети: - Звуки мы слышим и произносим, поэтому картинки « рот» и « уши» мы помещаем под колокольчиком. Буквы мы видим и пишем, поэтому картинки «глаза» и « руку» мы помещаем под книгой.

 ( Дети  подбирают картинки, объясняя свой выбор)

Воспитатель: - Молодцы, ребята, но вот осталось еще одно задание, в котором  все запутала Путаница. Нам надо  картинки соединить с буквой, на которую они начинаются.

( На песочном столике хаотично выставляются картинки и буквы  , дети выбирают картинки и рисуют дорожки к буквам , объясняют свой выбор)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие вы молодцы, навели порядок в стране

« Звукобуквии»!  Гномы Гласный и Согласный говорят вам «спасибо». А сейчас нам пора  и возвращаться в детский сад.  Закрываем глазки: один, два, три , четыре , пять, в детский сад возвращаемся опять! Вот мы и вернулись  (дети присаживаются на ковёр).

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, скажите, где мы с вами были?

 Вам понравилось помогать жителям песочной страны?

А что понравилось больше всего?

 ( ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по грамоте в подготовительной группе:"Путешествие в страну АБВГДейка"

Задачи, поставленные в конспекте, помогут закрепить у детей умение проводить звуковой анализ слов (деление слов на слоги, различать гласные-согласные звуки, твердые-мягкие звуки).Развивает связную реч...

Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну Азбуки"

Конспект игрового занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Азбуки"...

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Интеграция образовательных областей: познание, физическое развитие, социально-коммуникативная. Используемые технологии: ИКТ, обучение в сотруднечетве (работа в группе), блоки Дьенеша, палочки Кюи...

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну Математики» с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе«Путешествие в страну Математики» с  использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....