Речевая карта для дошкольников с ОНР (2 года)
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме
Представлена речевая карта для дошкольников с ОНР, рассчитанная на 2 года обучения в логопедичекой группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta.docx | 35.06 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________________
Дата рождения, возраст________________________________________________________________
Домашний адрес_______________________________________________
Мобильный телефон (одного из родителей)___________________________________________________
Поступил____________________________________________________________________________
Сведения о родителях
Мать (Ф.И.О., образование, место работы, должность)_____________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Отец (Ф.И.О., образование, место работы, должность)__________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Двуязычие в семье____________________________________________________________________
Общий анамнез
Мать (возраст на момент родов)_________________________________________________________
Отец (возраст)________________________________________________________________________
От какой беременности ребенок_________________________________________________________
Характер протекания беременности (инфекции, травмы, токсикоз I,II половины беременности, хронические, соматические заболевания)____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные)___________________________
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)_______________________________________
Когда закричал ребенок (сразу, реаним.)____________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая)____________________________________________________
Rh (конфликт)_____________Вес______________________Рост__________________________________
Родовые травмы (переломы, вывихи, гематомы)________________________________________________
Грудное вскармливание с___________________________до__________________________________
Раннее психомоторное развитие
Голову держит с (1,5 мес.)_______________________________________________________________
Сидит с (6 мес.)______________________________________________________________________________________
Ходит с (12 мес.)_____________________________________________________________________________________
Появление первых зубов (6-8 мес.)___________________________________________________________________
Перенесенные заболевания
Тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре
До года______________________________________________________________________________
После года___________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие
Гуление (с 2 мес.)___________________________________________________________________________________
Лепет (с 3-4 мес.)_______________________________________________________________________
Первые слова (с 1 г.)_____________________________________________________________________________
Первые фразы (1,5-2 г.)__________________________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие, по какой причине_______________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (тонкие, толстые)__________________________________________________________________
Зубы (мелкие, крупные, век дуги, отсутствуют, наклон, редкие, кривые)________________________________
Прикус (открытый боковой, открытый передний, перекрестный, прямой, проген., прогнат.)______________________
Твердое нёбо (высокое узкое, уплощенное, готическое, расщелины, субмукозная щель)_________________________
Мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)_____________________________________
Язык (микро-,макроглоссия, состояние подъязычной связки)________________________________________________
Состояние дыхательной, голосовой функции и просодики
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)_________________
Объем дыхания (достаточный, недостаточный )__________________________________________________________
Голос (тихий, громкий, высокий, низкий, сиплый, назальный)________________________________________________
Темп___________________________________Ритм_________________________________________
Употребление основных видов интонации________________________________________________
Обследование состояния моторной сферы
Координированность движений, состояние мелкой моторики, какой рукой предпочитает работать
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к
переключению, замены, синкенезии, тремор, саливация, отклонения кончика языка)_____________________________
Общее развитие ребенка
1.Разговорно-описательная беседа:
Как тебя зовут?_______________________________________________________________________
Как зовут маму?______________________________________________________________________
Сколько тебе лет?____________________________________________________________________
Есть ли у тебя друзья?_________________________________________________________________
Где ты живешь?_______________________________________________________________________
2.Счет
Прямой_____________________________________________________________________________
Обратный___________________________________________________________________________
Зрительное восприятие
1. Показ основных цветов
Цвет | 5 лет | 6 лет |
Красный | ||
Желтый | ||
Синий | ||
Зеленый | ||
Белый | ||
Черный | ||
Оранжевый | ||
Голубой | ||
Фиолетовый | ||
Розовый | ||
Коричневый | ||
Серый |
2.Восприятие формы
Возраст | Выполнение задания |
5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник) | |
6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник) |
Зрительно - пространственный гнозис и праксис
1. Ориентировка в пространстве
Покажи предметы, которые находятся | Возраст | |
5 лет | 6 лет | |
Вверху | ||
Внизу | ||
Впереди | ||
Сзади | ||
Слева | ||
Справа | ||
Слева внизу | ||
Справа вверху | ||
Слева вверху | ||
Справа внизу |
2.Ориентировка в схеме тела
5 лет (покажи правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)________________________________________________
6 лет (покажи правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо)_____________________________________________
3.Складывание картинок из частей
5 лет (3-5 частей)______________________________________________________________________________________
6 лет (4-8 частей)______________________________________________________________________________________
Состояние фонематического восприятия
1.Повторение слогов с оппозиционными звуками
5 лет | 6 лет | ||
Са-ша-са | Ба-па-ба | ||
Ча-тя-ча | Га-ка-га | ||
Са-ца-са | Па-ба-па | ||
Ща-ча-ща | Да-та-да |
2.Различение слов-паронимов (покажи, где…)
Козы-косы_____________
Мишка-миска____________
Суп-зуб____________
Почка-бочка____________
Обследование звукопроизношения
Произношение | 5 лет (изолированно, в словах, во фразах) | 6 лет (изолированно, в словах, во фразах) |
[б], [п], [м] | ||
[в], [ф] | ||
[д], [т], [н] | ||
[г], [к], [х] | ||
[й] | ||
[с], [з], [ц] | ||
[с’], [з’] | ||
[ш], [ж] | ||
[ч], [щ] | ||
[л], [л’] | ||
[р], [р’] | ||
[а], [у], [о], [ы], [э], [я], [е], [ё], [ю] | ||
др.звуки |
Отметить характер нарушения звуков: отсутствие, замена на другие звуки, искажения.
Воспроизведение звукослоговой структуры слова
5 лет | 6 лет |
Самолет | Фотоаппарат |
Фотограф | Температура |
Парашютист | Милиционер |
Парашютисты готовятся к прыжку | Водопроводчик чинит водопровод |
В универмаге продают продукты | Регулировщик стоит на перекрестке |
Отметить нарушения:
-Парафазии (замены)
-Эллизии (пропуски)
-Итерации (повторения)
-Контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого)
-Персевирации (отсроченное повторение)
-Перестановка
Исследование состояния импрессивной речи
1.Пассивный словарь (объем словаря)
Знание предметов, действий, частей тела | 5 лет | 6 лет |
А) Где часы, иголка, балкон, хлеб? | ||
Б) Кто скачет, стучит, пьет, моется, ест, плачет? | ||
В) Где у тебя ухо, нос, рот, шея, локоть, пятка? | ||
Узнавание предметов по их назначению | ||
Из чего ты пьешь чай? Чем ты ешь суп? Куда кладут чистые тарелки? |
Исследование состояния экспрессивной речи
1.Состояние активного словаря
Речевой материал | Выполнение задания | |
5 лет | 6 лет | |
Назвать обобщающие понятия | ||
Рубашка, костюм, перчатки, платье | ||
Сапоги, туфли, тапки, валенки | ||
Миска, стакан, чашка, блюдце | ||
Морковь, капуста, лук, свекла | ||
Яблоко, груша, лимон, апельсин | ||
Собака, кошка, слон, лось | ||
Голубь, ласточка, снегирь, сова | ||
Шкаф, диван, стол, стул | ||
Автобус, самолет, грузовик |
Возраст | Задание | Выполнение задания | |
Назвать существительные, обозначающие части тела и части предметов | |||
5 лет | Чайник: донышко, носик, крышка | ||
Части стула: сиденье, ножка, спинка | |||
6 лет | Части тела: локоть, ладонь. пальцы, ноготь, висок | ||
Части окна: рама, подоконник, стекло |
Предикативный словарь | ||
5 лет | Кто как голос подает? | |
кошка | мышь | |
собака | лягушка | |
корова | свинья | |
Кто как передвигается? | ||
птицы | лягушка | |
рыбы | человек | |
6 лет | Кто какие звуки издает? | |
кукушка | корова | |
волк | овца | |
лошадь | мышь | |
Кто что делает? | ||
Повар | Летчик | |
Продавец | Учитель | |
Почтальон |
Атрибутивный словарь (назвать предъявленные цвета)
5 лет
Белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый, розовый, голубой, оранжевый, коричневый______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет
Белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый, розовый, голубой, оранжевый, коричневый, фиолетовый, серый____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Подобрать антонимы | ||
6 лет | Горячий- | Светлый- |
Толстый- | Большой- | |
Широкий- | Веселый- | |
Подобрать прилагательные к существительным | ||
5 лет | Цыпленок (какой?) | Лиса (какая?) |
Солнце (какое?) | Цветы (какие?) |
Грамматический строй речи
Состояние словоизменения
Употребление существительных в И.п. ед.ч. и мн.ч. | ||
Речевой материал | Выполнение задания | |
5 лет | 6 лет | |
Лист | ||
Стул | ||
Лев | ||
Ухо | ||
Глаз | ||
Мост | ||
Дерево |
Согласование прилагательных с существительными | ||
5 лет | Майка какая? (белая) | |
Солнце какое? (оранжевое) | ||
Мяч какой? (голубой) | ||
6 лет | Ведро какое? (серое) | |
Юбка какая? (розовая) | ||
Лепестки какие? (фиолетовые) | ||
Употребление предложно - падежных конструкций | ||
5 лет | Где отдыхает бабочка? (на цветке) | |
Куда спряталась бабочка? (в цветок) | ||
Где летает бабочка? (над цветком) | ||
Где сидит бабочка? (под цветком) | ||
6 лет | Где спит собака? (в будке) | |
Откуда вылезает собака? (из под коробки) | ||
Где прячется собака? (за коробкой) | ||
Откуда выходит собака? (из-за коробки) | ||
Употребление существительных с числительными 2 и 5 | ||
5 лет | Шар-два… | Шар-пять… |
Роза-две… | Роза-пять… | |
6 лет | Карандаш-два… | Карандаш-пять… |
Лев-два.. | Лев-пять… |
Состояние словообразования
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | ||
Речевой материал | Выполнение задания | |
5 лет | 6 лет | |
юбка | ||
елка | ||
дом | ||
шкаф | ||
кукла | ||
Образование названий детенышей | ||
Возраст | Речевой материал/выполнение задания | |
5 лет | У зайца- | У белки- |
У медведя- | У козы- | |
6 лет | У коровы- | У лошади- |
У собаки- | У овцы- |
Образование относительных прилагательных | |
С 6 лет | Шкаф из дерева… |
Варежки из шерсти… | |
Чемодан из кожи… | |
Сок из моркови… | |
Дом из кирпича… | |
Образование притяжательных прилагательных | |
С 6 лет | Сумка мамы.Сумка чья? |
Газета папы.Газета чья? | |
Нора лисы.Нора чья? | |
Лапа волка.Лапа чья? | |
Образование приставочных глаголов | |
С 6 лет | Ходит (уходит, входит, выходит, переходит) |
Едет (уезжает,въезжает заезжает, переезжает) |
Связная речь
Краткий пересказ знакомой сказки с опорой на картинку | 5 лет |
Пересказ короткого текста Два козлика. Два упрямых козлика встретились на узком бревнышке, переброшенном через ручей. Вдвоем перейти ручей было невозможно; нужно было кому-нибудь вернуться назад, дать другому дорогу и подождать. - Уступи мне дорогу,-сказал один козлик. - Вот еще! Я первый взошел на мост. Тут оба столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и стали драться. Но бревно было мокрое: оба упрямца поскользнулись и упали прямо в воду. (По К.Д.Ушинскому) | 6 лет |
2.Составление рассказа по серии сюжетных картин
5 лет | 6 лет |
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта для дошкольника (общая)
Речевая карта предназначена для обследования ребёнка дошкольного возраста...
речевая карта для дошкольников
РЕЧЕВАЯ КАРТА ДОШКОЛЬНИКА по методике Кольцова Е. П., Романович О. А для детей 5-7 лет...
Речевая карта (старшие дошкольники)
Речевыая карта (старшие дошкольники)...
Речевая карта для дошкольников с ОНР
Логопедическое обследование дошкольников с ОНР...
Речевая карта для дошкольников старшей группы
по Н.В. Нищевой...
Речевая карта обследования неговорящего ребенка 3-4 года
Речевая карта карта разработана на основе диагностического материала Нищевой Н.В....