Речевая карта для дошкольников старшей группы
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Речевая карта ребенка
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка________________________________________________________________
Дата рождения_______________________________________________________________________
Возраст на 01.09.20….г._______________________________________________________________
Домашний адрес ____________________________________________________________________
Домашний телефон __________________________________________________________________
Откуда поступил_____________________________________________________________________
Дата поступления в группу компенсирующей направленности____________________________
Сведения о родителях:
- мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов, мобильный телефон) _____________________________________________________________________________________
- отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка, мобильный телефон)
_____________________________________________________________________________________
Национальный язык_______________ Двуязычие ______________________________________
Заключение ПМПК
от___________ протокол №____________ направлен(а) в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР на срок_______________________________________________
Рекомендации ПМПК _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Даты заполнения речевой карты_______________________________________________________
Логопед ______________________________________________________________________
Решением ПМПК от ___________ протокол №___________продлен срок пребывания в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с диагнозом ________________________ на срок___________________________________________________________________________
Ответственный за продление ________________________________________________________
Решением ПМПК от ___________ протокол №___________продлен срок пребывания в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с диагнозом ________________________ на срок___________________________________________________________________________
Ответственный за продление ________________________________________________________
Решением ПМПК от ____________ протокол № ________________ выпускается из группы компенсирующей направленности
с (состояние речи) ___________________________________________________________________
в (тип ДОУ, школы) _________________________________________________________________
Ответственный за выпуск ___________________________________________________________
Члены ПМПК ___________________________________________________________________
Общий анамнез
Неблагоприятные факторы развития __________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Перенесенные заболевания:
- до года __________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
- после года _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Ушибы, травмы головы ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Судороги при высокой температуре __________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Раннее развитие
Голову держит с (N: с 1,5 мес.) _______________ Сидит с (N: с 6 мес.) ____________________
Ползает с (N: с 6—7 мес.) ___________________ Стоит с (N: с 10—11 мес.)________________
Ходит с (N: с 11—12 мес.) ______________ Узнает близких с (N: с 2,5—3 мес.)_________________
Первые зубы в (N: в 6—8 мес.)__________ Количество зубов к году (N: 8 зубов) _______________
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)
Педиатр ____________________________________________________________________________
Невролог____________________________________________________________________________
Психоневролог_______________________________________________________________________
Оториноларинголог__________________________________________________________________
Офтальмолог________________________________________________________________________
Хирург______________________________________________________________________________
Ортопед_____________________________________________________________________________
Речевой анамнез
Гуление в (N: с 2-х мес.)________________ Лепет в (N: с 4—6 мес.) _________________________
Первые слова (N: около года) _____________ Первые фразы в (N: от 1,5 до 2-х лет)______________
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине ___________________________________ ___________________________________________________________________________________
Использование жестов (замена речи, дополнение речи)___________________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту___________________________________________
Занимались ли с логопедом___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Результаты занятий с логопедом_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Исследование поведения и эмоциональной сферы
1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм, отказывается от общения, использует неадекватные способы привлечения внимания, навязчив) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Адекватность эмоциональных реакций ______________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3. Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность) ______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________
4. Взаимоотношение со сверстниками (умеет устанавливать контакт, степень активности, играет один или принимает участие в играх со сверстниками) ____________________________________
_____________________________________________________________________________________
Параметры оценивания ребенка:
- низкий уровень – 1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
- низко-средний уровень – 2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
- средний уровень – 3 балл – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
- средне-высокий уровень – 4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
- высокий уровень – 5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Исследование неречевых психических функций
1. Исследование слухового восприятия
Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) ____________________________________________________________________
Определение направления звука_______________________________________________________
Восприятие и воспроизведение ритма__________________________________________________
с 5 лет
_ _ . . _ ______
_ . . _ _ ______
_ _ . . . _______
2. Исследование зрительного восприятия
Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам — соответствующие по цвету шарфики): _________________________________________
5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, розовый, черный) ________________________________________________________________________________
Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы)
5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб)________________________
3. Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно- действенного и наглядно-образного мышления
Ориентировка в пространстве:
5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) ____________________________________________________________________________________
Ориентировка в схеме собственного тела:
5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)___________________________
Складывание картинок из частей:
5 лет (4—6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)_____________________________________________________________________________
Складывание фигур из палочек по образцу:
5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)__________________ ____________________________________________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ______________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)__ ____________________________________________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)___________________________________________________________________
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель) ___________________________________________________________
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) ____________________________________________________________________________
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический» гипертрофия корня языка) ________________________________________________________________
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) ________________________________________________________
Исследование состояния моторной сферы
1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений — заполняется после проведения тестовых упражнений)
5 лет________________________________________________________________________________
Выполнение упражнений:
5 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку)____________________________________________________________________________
2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрин — заполняется после тестовых упражнений)
5 лет________________________________________________________________________________
Кинестетическая основа движений:
5 лет (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук) _____________________________________________________________________
Кинетическая основа движений:
5 лет (упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой) ______________________________________________________________________
Навыки работы с карандашом:
5 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека)____________________
Манипуляции с предметами:
5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки) ____________________________________________________________________________________
3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений)
5 лет________________________________________________________________________________
Выполнение упражнений:
5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; надуть щеки, втянуть щеки; наморщить нос) _______________________________________________________
Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок:
5 лет_______________________________________________________________________________
4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений)
5 лет_______________________________________________________________________________
Движения нижней челюсти:
5 лет (открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков) _________________________________________________________________________
Движения губ:
5 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений) _________________________________________________
Движения языка:
5 лет (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язычок — «жало», чередовать выполнение указанных упражнений; положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «качели» ; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого — «маятник»)_______________________________________________________________________
Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть):
5 лет________________________________________________________________________________
Исследование состояния импрессивной речи
1. Пассивный словарь.Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов):
5 лет_____________________________________________________________________________
Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию):
5 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)________________
____________________________________________________________________________________
Понимание действий (показать по предложенным картинкам):
5 лет (птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)________________ ____________________________________________________________________________________
Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):
5 лет (круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)___________________
_____________________________________________________________________________________
2. Понимание различных форм словоизменения
Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам):
5 лет (глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно — окна)________________________
_____________________________________________________________________________________
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами:
5 лет (в, на, у, под, за, по)______________________________________________________________
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
5 лет (носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко)____________________________
Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам):
5 лет (птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут)_______________________ Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам):
5 лет (птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку)________________________________
3. Понимание отдельных предложений и связной речи
Понимание предложений (показать по предложенным картинкам):
5 лет (Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.)___________________________
Понимание текста:
5 лет (сказка «Колобок»)______________________________________________________________
Исследование состояния фонематического восприятия
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
5 лет : мышка — мишка ____________________; почка — бочка ____________________
катушка — кадушка________________________ ; корка — горка_____________________
Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
5 лет: речка — редька____________________ ; цвет — свет ________________________
челка— щелка________________________ ; рейка— лейка_________________________
Исследование состояния экспрессивной речи
Характер экспрессивной речи:
5 лет_______________________________________________________________________
Исследование состояния экспрессивного словаря
Номинативный словарь (имена существительные):
Назвать по 4-5 имен существительных по предложенным логопедом темам:
5 лет
Мебель_____________________________________________________________________
Овощи______________________________________________________________________
Фрукты_____________________________________________________________________
Птицы______________________________________________________________________
Назвать части тела и части предметов (по картинкам):
5 лет
Нос_______________________________ рукав ___________________________________
Рот_________________________ воротник_________________________________
Шея________________________ пуговица_________________________________
Живот_____________________________ кабина машины__________________________
Грудь______________________________ руль____________________________________
Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке:
5 лет
Стул, стол, шкаф _____________________________________________________________
Огурец, помидор, морковь_____________________________________________________
Яблоко, банан, апельсин ______________________________________________________
Воробей, голубь, сова ________________________________________________________
Предикативный словарь (глаголы)
5 лет (ответить на вопросы логопеда)
Как передвигаются птицы? (Летают) ____________________________________________
Как передвигаются рыбы? (Плавают)____________________________________________
Как передвигается змея? (Ползает) _____________________________________________
Как передвигается лягушка? (Прыгает)__________________________________________
Как передвигается человек? (Ходит) ____________________________________________
Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает)______________________________________
А как подает голос корова? (Мычит) ____________________________________________
А как подает голос петух? (Кукарекает)__________________________________________
Назвать предъявленные цвета:
5 лет
Красный ____________________________ Оранжевый_____________________________ Желтый_____________________________ Зеленый________________________________
Голубой ____________________________ Синий__________________________________
Белый______________________________ Черный _________________________________
Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки):
5 лет
Солнце какое? (Круглое) ______________________________________________________
Печенье какое? (Квадратное)__________________________________________________
Косынка какая? (Треугольная)__________________________________________________
Огурец какой? (Овальный) ____________________________________________________
Состояние грамматического строя речи
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии):
5 лет Глаз - глаза
Рот__________Лев__________ Река___________ Ухо_____________ Кольцо _______________
Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам):
5 лет
Шаров _____________ Ключей______________ Берез______________ Ложек__________
Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам):
5 лет
Оранжевый апельсин ____________ Голубая бабочка ___________ Белое блюдце______
Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):
5 лет
Где сидит снегирь? (На дереве) ____________________________________________________
Где стоит машина? (В гараже)______________________________________________________
У кого кукла? (У девочки) ________________________________________________________
Где стоит коза? (За забором) _________________________________________________________
Где едет машина? (По дороге) ________________________________________________________
Употребление числительных 2 и 5 с существительными:
5 лет
Два мяча __________________________ _ Пять мячей_____________________________
Две розы ____________________________Пять роз_______________________________
Два окна ____________________________Пять окон ______________________________
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам):
5 лет
Забор — заборчик______________________Носок — носочек ______________________
Лента — ленточка _____________________Окно — окошечко______________________
Образование названий детенышей животных:
5 лет
У зайчихи ___________________________ У волчицы ______________________________
У белки ____________________________ У козы __________________________________
Состояние связной речи
Составление рассказа по серии картинок
5 лет Рассмотри картинки, ответь на вопросы, составь рассказ.
- Кого ты видишь на картинке? Что они делают? (На картинке нарисованы бабушка и котенок. Бабушка вяжет носок. Котенок спит в корзинке с клубками.)
- Рассмотри вторую картинку? Что случилось дальше? (Бабушка уснула. Котенок вылез из корзинки и стал катать клубки.)
- Что произошло потом? (Бабушка проснулась и увидела большой клубок. Из клубка торчали хвост и ушки котенка.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пересказ текста из нескольких предложений:
5 лет РЫБАЛКА
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование фонетической стороны речи
Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность):
5 лет
Самолет______________ __ Скворец__________________ Фотограф__________________
Микстура_______________ Парашютист _____________ Погремушка ________________
Сестренка развешивает простыни.______________________________________________
В универсаме продают продукты._______________________________________________
Парашютисты готовятся к прыжку.______________________________________________
Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные искажения, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков):
5 лет (изолированно, в словах, в предложениях)
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]____________________________________________________________
Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[в], [ф], [в'], [ф']______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
[д], [т], [н], [д'], [т'], [н']_______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']_______________________________________________________________
[й].________________________________________________________________________________
[с], [з], [ц], [с'], [з']___________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
[ш], [ж]_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
[ч], [щ]_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
[л], [л']______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
[р], [р']______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Состояние дыхательной и голосовой функций
5 лет
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)_________________________________________________________________
Объем дыхания (достаточный, недостаточный)___________________________________
Продолжительность речевого выдоха___________________________________________
Сила голоса_________________________________________________________________
Модуляция голоса____________________________________________________________
Особенности диафрагмальной стороны речи
5 лет
Темп(нормальный, ускоренный, замедленный)___________________________________
Ритм (нормальный, дисритмия)________________________________________________
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_______________________
Употребление основных видов интонации_______________________________________
Состояние фонематического восприятия,
навыков фонематического анализа и синтеза
Повторение слогов с оппозиционными звуками:
5 лет
ба-па-ба______________________ па-ба-па_________________________
да-та-да______________________ та-да-та_________________________
га-ка-га______________________ ка-га-ка_________________________
за-са-за______________________ са-за-са_________________________
та-тя-та______________________ тя-та-тя__________________________
Выделение начального ударного из слов:
5 лет
Астра ______________________ арка _____________________________
Осень ______________________ озеро____________________________
Улей ______________________ уши______________________________
Иглы ______________________ искры____________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5 лет
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ____________________
Дата ____________________
Дата ____________________
Логопед/ _________________________
Старший воспитатель/ _______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологические карты по формированию основ правовой культуры дошкольников старшей группы
В картах представлена работа с детьми в ОД, в ОДВРМ, самостоятельной деятельности детей, работа с родителями. Материал успешно реализован....
Конспект: ООД ОО «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленности Тема : «Составление описательных рассказов по предметным картинкам «Домашние животные»»
Конспект: ООД ОО «Речевое развитие» для детей старшей группы общеразвивающей направленностиТема : «Составление описательных рассказов по предметным картинкам «Домашние животные»»...
Работа по профилактике и исправлению речевых нарушений у дошкольников старшей группы
Работа по профилактике и исправлению речевых нарушений у дошкольников старшей группы...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по речевому развитию «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» Старшая группа
Педагогический замысел: - пополнить знания детей о перелётных птицах;- формировать у детей представления об изменениях в жизни птиц с наступлением осени;- познакомить детей с понятиями: лете...
Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, через знакомство с картой нашей Родины » старшая группа
Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Сила Российского государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творч...
технологическая карта по речевому развитию дикие животные, старшая группа
занятие нацелено на речевое развитие...