Речевая карта для дошкольника (общая)
методическая разработка по коррекционной педагогике ( группа) на тему
Речевая карта предназначена для обследования ребёнка дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta_obshchaya.doc | 288 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Фамилия, имя, __________________________________________________________________
Дата рождения __________________________________________________________________
Домашний адрес _________________________________________________________________
Дата обследования _______________________________________________________________
Жалобы родителей: _____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Анамнез
Возраст матери на момент рождения ребёнка _________________________________________
Ребёнок рожден: от 1 беременности, 2 беременности, 3 беременности , 4 и более беременности; в срок, раньше срока_____________________________
путем Кесарево сечения: плановое, экстренное.
была ли угроза прерывания беременности: да, нет.
токсикоз у матери: да, нет.
Травмы во время родов: нет, да (переломы, кровоизлияния, гематомы) ____________________
Заболевания матери во время беременности:
- в первую половину: токсикоз, анемия, грипп, ОРЗ, ОРВИ, ангина, другое ___________________
_________________________________________________________________________________
- во вторую половину: токсикоз, анемия, грипп, ОРЗ, ОРВИ, ангина, другое _________________
__________________________________________________________________________________
Гипоксия у ребёнка: да, нет.
Асфиксия: нет , да: красная, синяя, белая.
Вес при рождении ________________ рост _________________
Врождённые патологии: нет, да ______________________________________________________
Резус – фактор ребёнка: отрицательный, совместимость, _________________________________
Перенесённые заболевания на 1 – м месяце жизни: ПЭП, анемия, желтуха, ОРЗ, ОРВИ,
пневмония, бронхит, отит, другое ___________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Перенесённые заболевания на 1 – м году жизни: ПЭП, анемия, желтуха, ОРЗ, ОРВИ,
пневмония, бронхит, отит, ветряная оспа, другое __________________________________
__________________________________________________________________________________
Заболевания ребёнка от 1 года до 3 лет _______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие
Голову держит с (в норме с 1, 5 мес)___________________________________
Сидит с (в норме с 6 мес)_____________________________________________
Ползает с (в норме с 6 – 7 мес)_________________________________________
Стоит с (в норме с 10 – 11 мес)________________________________________
Ходит с (в норме11 – 12 мес)__________________________________________
Появление первых зубов ( в норме 6 – 8 мес)_____________________________
Количество зубов к году (в норме 8 зубов)______________________________
Раннее речевое развитие и речевая среда
Гуление (в норме с 2 х мес) _______________________________
Лепет ( в норме с 4- 6 мес.) _______________________________
Первые слова ( в норме около года) ________________________
Фразовая речь( в норме с 1, 5 г до 2 лет)_____________________
Прерывалось ли речевое развитие: нет, да, по какой причине _________________________
_______________________________________________________________________________
Речевая среда: удовлетворительная, хорошая, наличие двуязычия (билингвизм), какой язык преобладает в общении ________________________________________________________________
Состояние слуха: норма, снижен, другое ____________________________________________
Состояние зрения: норма, миопия, астигматизм, косоглазие, другое______________________
Состояние моторной сферы
Состояние общей моторики
Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку.
5 лет. Оценка: норма, состояние близко к возрастной норме, испытывает значительные трудности, испытывает незначительные трудности
6 лет. Оценка: норма, состояние близко к возрастной норме, испытывает значительные трудности, испытывает незначительные трудности
Состояние мелкой моторики
Упражнения:
«Колечки» ____________________________________________________________________________ «Солдатики» (показывать по одному пальцу)_____________________________________________, «Заяц» ______________________________________________________________________________ «Ладонь – кулак – ребро»_______________________________________________________________ умение застёгивать и расстегивать пуговицы ______________________________________________ «Игра на пианино» ___________ _______________________________________________________ «Штриховка» ________________________________________________________________________ «Пальчики здороваются» ______________________________________________________________
5 лет. Оценка: норма, состояние близко к возрастной норме, испытывает значительные трудности, испытывает незначительные трудности.
6 лет. Оценка: норма, состояние близко к возрастной норме, испытывает значительные трудности, испытывает незначительные трудности.
Ведущая рука: правая, левая, наличие амбидекстрии.
Строение артикуляционного аппарата
а) губы: норма, толстые, тонкие, малоподвижные, подвижные, послеоперационные рубцы;
б) зубы: норма, крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушения зубного ряда, протезы;
в) прикус: норма, прогения, прогнатия, открытый: передний, боковой; глубокий перекрест; прямой.
г) язык: норма, массивный, маленький;
д) подъязычная связка: норма, массивная, укороченная, сращенная, оперированная;
е) твердое нёбо: норма, высокое, узкое, укороченное, расщелина, субмукозная щель;
ж) мягкое нёбо: норма, укороченное, раздвоенное, отсутствие, провисание: справа, слева;
расщелины; увуля: норма; девиация влево/ вправо; раздвоение маленького язычка.
Состояние артикуляционной моторики
Мимические движения: | 5 лет | 6 лет |
Поднимание бровей вместе | ||
Поднимание бровей поочерёдно | ||
Нахмуривание бровей | ||
Зажмуривание глаз вместе | ||
Зажмуривание глаз поочерёдно | ||
Губы: | ||
Улыбка | ||
Оскал | ||
Трубочка | ||
Вибрация губ (тпру) | ||
Щёки: | ||
Надувание щёк | ||
Втягивание щёк |
Наличие неврологической симптоматики в оральной области
Показатели | 5 лет | 6 лет |
Повышенная саливация (да +; нет -) | ||
Наличие синкинезий (да +; нет -) | ||
Тонус: гипотонус, гипертонус, дистония | ||
Язык: девиация кончика влево, девиация кончика языка вправо, тремор языка, географический. |
Состояние просодических компонентов речи
Показатели | 5 лет | 6 лет |
Тип дыхания: диафрагмальный, грудной, ключичный | ||
Темп речи: нормальный, ускоренный, замедленный | ||
Ритм речи: нормальный, аритмия | ||
Паузация: норма, деление слов, слоговой паузой, судорогой. | ||
Сила голос: громкий, слабый, тихий, затухающий | ||
Высота голоса: высокий, низкий, нормальный | ||
Тембр голоса: нормальный, назалированный, сиплый, хриплый | ||
Внятность речи: внятная речь, смазанная, неясная. |
Состояние звукопроизношения
5 лет
произносит в норме - N,
замена - З,
искажение – Иск.
звук отсутствует – ,
смешение - С.
С | с' | 3 | з' | ц | ш | ж | Ч | щ | л | л' | р | р' | н | н' | м | м' | j | |
Изолирован | ||||||||||||||||||
в словах | ||||||||||||||||||
в речи |
т | т' | д | д' | к | к' | г | г' | X | х' | в | в' | ф | ф' | а | о | у | ы | э | и | |
Изолирован | ||||||||||||||||||||
в словах | ||||||||||||||||||||
в речи |
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет
произносит в норме - N,
замена - З,
искажение – Иск.
звук отсутствует – ,
смешение - С.
С | с' | 3 | з' | ц | ш | ж | Ч | щ | л | л' | р | р' | н | н' | м | м' | j | |
Изолирован | ||||||||||||||||||
в словах | ||||||||||||||||||
в речи |
т | т' | д | д' | к | к' | г | г' | X | х' | в | в' | ф | ф' | а | о | у | ы | э | и | |
Изолирован | ||||||||||||||||||||
в словах | ||||||||||||||||||||
в речи |
Состояние лексики
Назвать части | 5 лет | Назвать части | 6 лет |
Тела человека: нос, рот, шея, живот, рука, нога | Тела человека: туловище, плечо, локоть, колено, затылок. | ||
Стул: спинка, сиденье, ножки | Рубашка: воротник, манжеты, рукава |
Части речи | 5 лет | 6 лет | |
Конкретные имена существительные / обобщение (называет - N, обобщает – N, не обобщает –, не называет –) | Мебель | ||
Посуда | |||
Одежда | |||
Обувь | |||
Овощи | |||
Фрукты | |||
Дикие животные | |||
Домашние животные | |||
Птицы | |||
Игрушки | |||
Транспорт | |||
Деревья | |||
Цветы | |||
Профессии | |||
Глаголы Кто как подаёт голос / кто как передвигается? | Кошка | ||
Собака | |||
Корова | |||
Свинья | |||
Коза | |||
Петух | |||
Гусь | |||
Утка | |||
Змея | |||
Лягушка | |||
Что делает? | Повар | ||
Врач | |||
Почтальон | |||
Прилагательные Качественные прилагательные (форма, цвет, вкус) | Лимон какой? (кислый) | ||
Рябина какая ( горькая) | |||
Конфета какая? (сладкая) | |||
Машина какого цвета? (красного) | |||
Ручка какого цвета? (синего) | |||
Тетрадь какого цвета ( зелёного) | |||
Кубик какой формы? (квадратной) | |||
Руль какой формы? (круглый) | |||
Книга какой формы? (прямоугол.) | |||
Притяжательные прилагательные | Нос лисы. Чей нос? | ||
Ухо собаки. Чьё ухо? | |||
Лапа медведя. Чья? | |||
Пальто мамы. Чьё пальто? | |||
Относительные прилагательные | Стул из дерева. Какой стул? | ||
Стакан из стекла. Какой стакан? | |||
Сумка из кожи. Какая сумка? | |||
Пакет из бумаги. Какой пакет? | |||
Антонимы | Большой | ||
Длинный | |||
Широкий | |||
Высокий | |||
Далёкий | |||
Толстый | |||
Мягкий | |||
Объём словаря соответствует возрастной норме | Да / нет | Да / нет |
Грамматический строй речи
Словообразование
Актив | 5 лет | 6 лет | |
Образование уменьшительно- ласкательных форм существительных | Стол- столик | ||
Стул- стульчик | |||
Утюг - утюжок | |||
Дом - домик | |||
Ёлка - ёлочка | |||
Заяц- зайчик | |||
Мяч - мячик | |||
Образование названий детёнышей животных | У кошки | ||
У собаки | |||
У лошади | |||
У коровы | |||
У козы | |||
У утки | |||
У лисы | |||
У медведя | |||
У зайца | |||
Образование прилагательных от существительных (из чего сделано?) | Стакан из стекла, какой? | ||
Стул и дерева, какой? | |||
Сумка из кожа, какая? | |||
Пакет из бумаги, какой? | |||
Варенье из яблок, какое? | |||
Образование глаголов с помощью приставок (Что делает человек?) | Пришёл | ||
Ушёл | |||
Обошел | |||
Вошел | |||
Словообразование соответствует возрастной норме | Да / нет | Да / нет |
Словоизменение
Актив | 5 лет | 6 лет | |
Употребление имён существительных в единственном и множественном числе | Дом - дома | ||
Стол - столы | |||
Окно - окна | |||
Пчела - пчёлы | |||
Ухо - уши | |||
Утёнок - утята | |||
Ведро - вёдра | |||
Согласование прилагательных и существительных (назвать цвет предмета) | Зонт (красный) | ||
Машина (жёлтая) | |||
Яблоко (зелёное) | |||
Кубик (синий) | |||
Согласование существительных с числительными (считаем предметы от 1 до 5) | Один кубик | ||
Два кубика | |||
Три кубика | |||
Четыре кубика | |||
Пять кубиков | |||
Употребление предлогов | В | ||
НА | |||
ПОД | |||
К | |||
МЕЖДУ | |||
ИЗ - ЗА | |||
ЗА | |||
У | |||
НАД | |||
ОТ | |||
ОКОЛО | |||
ИЗ -ПОД | |||
Словоизменение соответствует норме | Да / нет | Да / нет |
Состояние фонематическое слуха
Различение оппозиционных звуков (N или нет) | 5 лет | Различение оппозиционных звуков (N или нет) | 6 лет |
ДА- ТА - ТА | СА – ША - СА | ||
ТО – ТО - ДО | СА – ЗА - СА | ||
БА – ПА - БА | ТЯ – ЧА - ТЯ | ||
ГА – КА - КА | ЧА – ЩА - ЧА | ||
ЗА – СА - ЗА | ЧА – ТЯ - ЧА | ||
Различение слов со сходным звуковым составом | 5 лет | Различение слов со сходным звуковым составом | 6 лет |
Кот - ток | Мишка - миска | ||
Том - дом | Крыша - крыса | ||
Уточка - удочка | Пашня - башня | ||
Бочка - почка | Каска - кашка |
Состояние звукового анализа и синтеза
6 лет
Определение наличия звука в слове | |
Есть ли звук [М] в словах: МАК, КОТ, ДОМ. | |
Есть ли звук [С] в словах: САД, ШАР, САНИ | |
Определение первого звука в слове | |
Какой первый звук в слове: УТКА, АНЯ, ОЛЯ. | |
Определение последнего звука в слове | |
Какой последний звук в слове: ЛУПА, ВЕСЫ, ЛЕТО | |
Определение звука в середине слова | |
Какой звук слышится в середине слова: ДОМ, МАК, ЛУК. | |
Определение количества звуков в слове | |
Сколько звуков в слове: САД, СОМ, МАМА, НИНА, |
Оценка
5 лет
Фонематические процессы: в норме, испытывает затруднения при дифференциации фонологически оппозиционных звуков; не сформированы – не может повторить цепочку из 2-3 сохранных звуков.
6 лет
Фонематические процессы: в норме; испытывает затруднения при фонематическом анализе и синтезе; при дифференциации фонологически оппозиционных звуков; не сформированы – не может повторить цепочку из 2-3 сохранных звуков, выделить звук в слове, определить место звука в слове, определить количество звуков в слоге.
Состояние звуко - слоговой структуры слова
Слова | 5 лет | Слова | 6 лет |
Фантик | Сковорода | ||
Самолёт | Телевизор | ||
Телефон | Экскаватор | ||
Микстура | Полицейский | ||
Самокат | Регулировщик | ||
Тропинка | Погремушка | ||
Мотоцикл | Инопланетянин | ||
Велосипед | Температура |
Оценка
5 лет
Слоговая структура слова: в норме, испытывает затруднения при воспроизведении малознакомых слов сложной слоговой структуры ; слоговая структура нарушена: в речи встречаются: персеверации, перестановка звуков и слогов, элизии, контаминации, интерации, антиципации.
6 лет
Слоговая структура слова: в норме, испытывает затруднения при воспроизведении малознакомых слов сложной слоговой структуры ; слоговая структура нарушена: в речи встречаются: персеверации, перестановка звуков и слогов, элизии, контаминации, интерации, антиципации.
Характеристика связной речи
5 лет
Беседа
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пересказ текста «ЁЖ» (по И. Соколову – Микитову)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление рассказа по картине
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление рассказа по серии картин «Как кошки охотились за птичкой» (Володина В. С. Альбом по развитию речи)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Связная речь (нужное подчеркнуть)
- развита достаточно – владеет диалогической, монологической формами речи;
- испытывает затруднения при построении связного высказывания при составлении рассказа, пересказе, выражающиеся в нарушении последовательности передачи сюжета, в его упрощении, в наличии смысловой неточности, в поиске подходящих слов
- повествовательная речь возможна лишь при наличии наводящих вопросов;
- затруднения при построении связного высказывания обусловлено заиканием;
- связное высказывание недоступно.
6 лет
Беседа
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пересказ текста «Для чего руки нужны» ( по Е. Пермяку)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление рассказа по картине
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление рассказа по серии картин «Хитрый ёжик» (Володина В. С. Альбом по развитию речи)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Связная речь (нужное подчеркнуть)
- развита достаточно – владеет диалогической, монологической формами речи;
- испытывает затруднения при построении связного высказывания при составлении рассказа, пересказе, выражающиеся в нарушении последовательности передачи сюжета, в его упрощении, в наличии смысловой неточности, в поиске подходящих слов
- повествовательная речь возможна лишь при наличии наводящих вопросов;
- затруднение при построении связного высказывания обусловлено заиканием;
- связное высказывание недоступно.
- Заключение учителя-логопеда
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
- Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска из логопедического пункта) _________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Учитель-логопед: ________________ / /
Дата ____________________________
Динамика состояния речевого развития ребенка (нужное подчеркнуть)
- логопедические занятия посещает в полном объёме;
- логопедические занятия посещает редко, по причине ________________________________________________________________________
- наблюдается слабая динамика в речевом развитии;
- наблюдается удовлетворительная положительная динамика в речевом развитии;
- наблюдается устойчивая положительная динамика в речевом развитии ребенка.
Дата ____________________________
Динамика состояния речевого развития ребенка (нужное подчеркнуть)
- логопедические занятия посещает в полном объёме;
- логопедические занятия посещает редко, по причине ________________________________________________________________________
- наблюдается слабая динамика в речевом развитии;
- наблюдается удовлетворительная положительная динамика в речевом развитии;
- наблюдается устойчивая положительная динамика в речевом развитии ребенка.
Дата ____________________________
Динамика состояния речевого развития ребенка (нужное подчеркнуть)
- логопедические занятия посещает в полном объёме;
- логопедические занятия посещает редко, по причине ________________________________________________________________________
- наблюдается слабая динамика в речевом развитии;
- наблюдается удовлетворительная положительная динамика в речевом развитии;
- наблюдается устойчивая положительная динамика в речевом развитии ребенка.
Дата ____________________________
Динамика состояния речевого развития ребенка (нужное подчеркнуть)
- логопедические занятия посещает в полном объёме;
- логопедические занятия посещает редко, по причине ________________________________________________________________________
- наблюдается слабая динамика в речевом развитии;
- наблюдается удовлетворительная положительная динамика в речевом развитии;
- наблюдается устойчивая положительная динамика в речевом развитии ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «КТО ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ» НА СЕМИНАРЕ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОУ ТЕМА: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНРТема. «Кто живет в деревне»Программные задачи. 1. Закреплять знания детей о домашних животных (названия взрослых особей и их де...
Статья "Умственное и речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи посредством интеграции образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество»"
Автор выделяет особенности успешной интеграции образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество», содержание которых нацелено на улучшение умственного и речевог...
Реферат "Развитие речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи через реализацию проектного метода"
Реферат состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем реферата 29 листов. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется объект. пре...
Выступление на общем родительском собрании на тему «Речевое развитие дошкольников посредством художественной литературы».
Книга — это волшебница.Книга преобразила мир.В ней память человеческой мысли....
Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях ФГОС.
В выступлении представлена система планирования образовательной деятельности для детей с тяжелым нарушением речи в условиях ФГОС...
Мастер класс «Активизация речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи, как этап современного занятия в условиях ФГОС»
В теории и практике логопедии проблема активизации речевой деятельности остаётся одной из самых актуальных. Основная задача дошкольных учреждений в условиях ФГОС состои...
Статья "Дыхательная гимнастика в речевом развитии дошкольников с общим недоразвитием речи"
Статья о речевом дыхании, рекомендации по проведению дыхательной гимнастики с дошкольниками...