Конспект занятия по теме ,, Образование существительных с помощью суффиксов. Звуки [щ-с-с’] в словах ’’. ( индивидуального логопедического занятия для дошкольника старшего возраста)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

различение  оппозиционных звуков на слух и словообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме

 ,, Образование существительных с помощью суффиксов. Звуки [щ-с-с’]  в словах ’’.

( индивидуального логопедического  занятия  для дошкольника старшего возраста)

Цель: дифференцирование  звуков щ-с-с’ в речи воспитанника в словах.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

корригировать произношение и различение звуков на слух,

закреплять словообразовательные навыки;

учить употреблять существительные с увеличительным  и уменьшительно-ласкательным значениями;

развивать общую и мелкую моторику;

развивать слуховое внимание;

развивать навык самоконтроля, усидчивости.

Образовательные:

обогащать активный словарный запас по теме

воспитательные:

воспитывать интерес к занятиям;

воспитывать самостоятельность;

воспитывать взаимопомощь.

Здоровьесберегающие:

способствовать   созданию благоприятного психологического  климата во время непосредственно образовательной деятельности;

заботиться об охране зрения воспитанника.

Оборудование: картинный материал, гном, великан, два дома для героев, коты.

Ход занятия.

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность детей

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1

2

3

4

I.Орг. момент.

Я рада видеть тебя. Надеюсь наша работа будет плодотворной. Я желаю тебе успехов.

Организовать ребенка. Настроить на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

II.Проверка домашнего задания.

Игровое упражнение,, Повтори, не ошибись.’’

Педагог проверяет домашнее задание по теме ,,Дифференциация звуков в слогах ’’.Просит повторить предложенные слоги.

Предлагаемый материал: ща-ся-ся, ос-ощ-ось, ща-ща-ся, сю-сю-щу, се-ще-се, ещ-есь-ещ.

Ребенок повторяет.

Определить уровень усвоения пройденного материала.

III.1.Изучение нового материала. Сообщение темы занятия.

Педагог сообщает воспитаннику, что сегодня на занятии он будут продолжать различать звуки щ-с-с’.

 В этом ему помогут герои гномик и великан, которые живут в городе.

Дыхательное упражнение

,,Подуй на вертушки’’.

Логопед сообщает, что великан и гном принесли с собой вертушки в подарок тебе. Давайте посмотрим, как они красиво вращаются.

Ребенок дует на них.

Игровое упражнение,, Хлопни в ладоши.’’

Логопед предлагает хлопнуть в ладоши два раза на звуки c и с’, один раз на звук щ.

 Материал: сапоги, щука, беседка, плащ, щавель.

Мимическое упражнение

Вы пробовали щавель на вкус? Какой он? Изобразите мимикой ощущение кислого щавеля.

Изображение мимикой своих ощущений.

,, Определи позицию звуков’’.

Логопед предлагает вспомнить и назвать услышанные слова, определив место звука в слове.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.2

Закрепление изученного материала.

Игра

,,Назови какой’’.

,,Большой  и маленький’’.

Логопед спрашивает, интересно ли узнать в каких домах живут герои. Предлагает поиграть в игру:

 ,, Назови какой ’’(гном – маленький, веселый, озорной, великан - большой, громадный, злой)

Логопед предлагает разместить героев в дома.

Дети размещают героев в дома и называют их. У гнома - домик, у великана - домище.

Развивать  словообразовательные навыки, учить  употреблять звуки в словах.

III.3 Пальчиковая игра

,,Дом и ворота ‘’.

Логопед сообщает, что герои очень гостеприимны и приглашают к себе в гости. Предлагает поиграть в игру и выполнить движения  для пальчиков.

Речевой материал:

На поляне дом стоит, (ребенок соединяет кончики пальцев в наклонном положении, изображая крышу дома)

Ну а к дому путь закрыт (поворот правой и левой руки ладонями к себе, при этом средние пальцы соприкасаются друг с другом).

Мы ворота открываем (имитация открывания ворот, при этом руки разводим в стороны),

И в эти дома приглашаем (соединяем кончики пальцев.

Ребенок выполняет соответствующие движения.

,,Назови части тела и лица великана и гнома’’.

Предлагает назвать части тела и лица героев.

Дети называют части тела и лица.

У гнома-

нос - носик, носишко, рот - ротик, роток

Глаза - глазки, глазоньки

Ноги - ножки

руки-ручки.

У великана-

Нос-носище

Рот-ротище

Ноги-ножищи

Руки-ручищи.

Динамическая пауза.

Логопед  сообщает о том, что великан и гномик живут в домах не одни. С ними живут их друзья - коты: котик и котище.

Первый - кругленькие глазки,

( ребенок смотрит в бинокль) маленький носишко,

( складывает пальчики в щепотки у кончика носа) тоненькие усики,

( разводит пальчики, руки поднимает к щекам) коротенький хвостишко

( отводит руки назад, ладошки прижимая  друг к другу).

Какой был котище?

Глазищи (разводит пальчики, руки поднимает до уровня глаз), носище

 ( прижимает ладошки друг к другу, руки вытягиваем вперед), усищи

( разводит пальцы, руки от щек разводит в стороны), хвостище (руки максимально отводит назад), а моется всех чище

 (выполняет движения, напоминающие умывание кота).

Дети выполняют упражнения вместе с педагогом.

Развивать правильное произнесение звуков, общую моторику и координировать речь с движением.

Игра

,,Назови профессии друзей’’.

Логопед предлагает назвать профессии людей в городе, которые являются друзьями великана и гнома.

Предлагаемый материал:

Чистит  обувь  - чистильщик

Дрессирует животных - дрессировщик

Остекляет окна - стекольщик

Работает на экскаваторе - экскаваторщик.

 Контроль знаний и умений.

Д/и

,,Найди и назови картинки’’.

Зрительная гимнастика

 ,,Глаз-путешественник.’’

Логопед предлагает подобрать  картинки в качества подарка на новоселье. Для великана – со звуком щ, для гнома – со звуками с или с’.

Предлагается, не поворачивая голову, найти размещенные в кабинете картинки и назвать их.

Картинный материал: стол, беседка, клещи, щетка, плащ.

Ребенок подбирает  и называет картинки.

Упражнять  в умении подбирать картинки, в названии которых есть изучаемые звуки.

Итог занятия.

Педагог предлагает воспитаннику вспомнить, что было на занятии. Какие звуки он правильно называл?  

Воспитанник вспоминает игры на занятии и слова на изученные звуки.

Обобщить тему. Развивать слуховую и зрительную память.

Оценка деятельности детей.

Оценивание работы ребенка. Выявление затруднений. Похвала за старание и внимание.

Домашнее задание.

Педагог предлагает ребенку домашнее задание по теме. Дает инструкцию по его выполнению.

Ребенок получает домашнее задание.

Закрепить пройденную тему во время домашних заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме Зимние забавы. Автоматизация группы свистящих звуков.

Конспект может быть полезен студентам, учителям-логопедам, воспитателям речевых групп....

Конспект логопедического занятия по теме: «Профилактика дисграфии и дислексии. Автоматизация звука [л] в слогах и словах»

Развитие фонематического слуха и восприятия, зрительно-пространственного восприятия, слогового анализа и синтеза, конструктивного праксиса, лексико-грамматического строя....

Консультация для воспитателей «Обучение детей анализу слов, образованию существительных с помощью суффиксов»

Специальные задания и упражнения помогают ребенку вслушаться в слово и объяснить его. Умение ориентироваться на звуковое оформление слова позволяет детям легко образовывать существительные по аналогии...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Помощь Карлсону. Звук и буква К"

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада. Тема: "Звуки к-кь и буква К"....

Автоматизация звука /ЛЬ/ при обучении детей словообразованию: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -ОК, -ЁК, -ОНОК, -ЁНОК, -УЛ.

Практический речевой материал позволяет обучать дошкольников словообразованию при автоматизации звука /ЛЬ/, используя принцип аналогии. Материал разбит на блоки в соответствии с суффиксами, а также - ...

Конспект занятия в сенсорной комнате педагога-психолога «Волшебное морское путешествие» по профилактике детской обидчивости для обучающихся среднего и старшего возраста

Способность к сочувствию и сопереживанию, коммуникативные навыки. способность взаимодействовать в группе - вот основная цель занятия, которое способствует также решению таких задач: умение давать...