Конспект логопедического занятия по теме: «Профилактика дисграфии и дислексии. Автоматизация звука [л] в слогах и словах»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Развитие фонематического слуха и восприятия, зрительно-пространственного восприятия, слогового анализа и синтеза, конструктивного праксиса, лексико-грамматического строя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_disgrafii_i_disleksii._avtomatizatsiya_zvuka_l_v_slogah_i_slovah.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по теме: «Профилактика дисграфии и дислексии. Автоматизация звука [л] в слогах и словах»
Тема: Автоматизация звука [л] в слогах и словах.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
-автоматизация звука Л в слогах, словах;
коррекционно-развивающие:
-развитие: фонематического слуха и восприятия, зрительно-пространственного восприятия, слогового анализа и синтеза, конструктивного праксиса, лексико-грамматического строя.
коррекционно-воспитательные:
-воспитание интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: зеркала, цветные карандаши; профиль артикуляции; картинки с изображением белки, волка, лося, ели, их силуэты; карточки в форме «снежков» со слогами, слоговые дорожки; цветные фигуры с написанными на них буквами Ш, К,О, Л, А,; кактус, еловая ветка, швейная иголка; массажные мячи.
Ход занятия
1 Организационный момент
Поздоровайтесь с гостями! А теперь соседа справа
Улыбнитесь всем вокруг! По имени ты называй.
Руку дайте другу слева Утра доброго желай!
И скорей вставайте в круг!
-Садитесь на свои места.
-На занятие пришел еще один гость, отгадайте загадку и вы узнаете, кто он.
Малыш родился на Луне, Здесь много он друзей нашел,
А оказался на Земле. К нам на занятие пришел.
- Почему Лунтик так тепло оделся?
- Назовите признаки зимы.
2 Сообщение темы
-Какой первый звук в слове Лунтик?
-Сегодня вы будете закреплять звук Л в слогах и словах.
3 Артикуляционная гимнастика с открытыми и закрытыми глазами
- Расскажем историю о динозаврике с помощью язычка.
Раз – скорее улыбнись. Шесть – по зубкам постучать.
Два – язык опустим вниз. Семь - лошадка скачет звонко.
Три – язык наверх потянем. Восемь – гриб на ножке тонкой.
На четыре позеваем. Девять – можно поболтать.
Пять – варенье облизать. Десять – нужно отдыхать.
4 Акустико-артикуляционные признаки звука Л. Связь звука с буквой. Развитие буквенного гнозиса, конструктивного праксиса
- Объясните артикуляцию звука.
- Дайте характеристику звуку Л.
- Какой буквой на письме обозначается звук Л?
- На что похожа буква Л?
- Сделайте букву Л из пальчиков правой руки, левой руки, из указательных пальчиков правой и левой руки
Упражнение «Куча мала» с наложенными друг на друга буквами
- Какие буквы вы видите?
Упражнение «Чудесные превращения».
Из элементов дети конструируют и реконструируют буквы. ( Л – М - П - Г)
5 Развитие фонематического слуха и восприятия.
- Хлопнете в ладоши, когда услышите звук Л и топните, если звука Л нет.
Елка, пень, белка, волк, медведь, дятел, лось, заяц, животные, иголка, птица.
6 Автоматизация звука Л в слогах. Развитие чувства ритма
а) Дети произносят слоги с прохлопыванием ритма и ударного слога
ЛА-ЛА-ЛА ЛУ-ЛУ-ЛУ
ЛО-ЛО-ЛО ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ
б) Чтение слоговых дорожек.
-Прочитайте слоговые дорожки, по которым шел к нам Лунтик.
ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ
7 Развитие пространственного восприятия
- Лунтик приземлился в сказочном лесу. Откройте картинки и вы узнаете его новых друзей.
На доске расположены перевернутые силуэтные изображения в три ряда:
ЛОСЬ ВОЛК
БЕЛКА ЁЛКА
МЕДВЕДЬ ЗАЯЦ
-Откройте верхнюю картинку справа, назовите, кто на ней изображен? и т.д.
-Назовем картинки хором. В каких словах нет звука Л?
Логопед убирает лишние картинки.
8 Упражнение «Четвертый лишний»
- Какая картинка лишняя. Почему? (Ёлка – это дерево)
9 Физминутка
- Красиво в зимнем сказочном лесу. Лунтик и его друзья стали лепить снежки, мы с вами тоже.
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз – подбросим.
Два – поймаем.
Три – уроним
10 Упражнение в узнавании неправильно написанных букв в слогах. Составление слова ЛУНТИК из слогов
- Посмотрите на слоги, уберите снежки с неправильно написанными буквами.
- Прочитайте слоги, сложите из них имя гостя.
11 Развитие ориентировки в пространстве
- Росла в лесу самая красивая елочка и зверята на Новый год нарядили ее шарами, фонариками и бусами. Лунтик захотел полюбоваться елочкой, а чтобы добраться до нее друзья дали карту.
- Направление пути указано стрелками. Как мы пойдем? (Слева на право, снизу вверх и т. д.)
12 Знакомство с многозначностью слова ИГОЛКА
- Вот и добрались до елочки. Елочка увидела Лунтика и улыбнулась. А он крепко пожал ее еловую ветку, но тут же убрал свою лапку.
- Подумайте и скажите, что случилось с Лунтиком?
- Чем покрыты ветки елочки?
- Посмотрите какие бывают иголки.
(Швейная иголка, иголками покрыто тело ежа, иголки у кактуса)
13 Упражнение в изменении существительных по падежам. Упражнение «Доскажи словечко»
-У меня в руках …иголка. - На кактусе колючие…иголки.
-Я держу …иголку. - Тело ежа покрыто …иголками.
-Я шью…иголкой. - На ветке ели много…иголок.
14 Массаж ладоней
Прокатывание массажного мячика.
15 Развитие восприятия формы. Уточнение понятий гласная-согласная буква. Составление слова ШКОЛА
-Какая необычная гирлянда висит над нашей елочкой.
- Скажите в какой фигуре какая буква?
- На ваших листочках тоже нарисована гирлянда. Впишите в фигуры нужную букву и прочитайте слово.
- Составьте слово школа над нашей елочкой.
- Раскрасьте свои гирлянды. Фигуру с согласной буквой раскрасьте синим карандашом, с гласной красным.
16 Итог
- Над каким звуком мы сегодня работали?
- Лунтику понравилось в гостях, вы научились правильно проговаривать его имя. Но пора прощаться, Лунтик машет вам своей лапкой на прощание. До новой встречи, друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах. Развитие фонетико-фонематических представлений на материале «Фрукты и овощи»
конспект занятия на автоматизацию звука (Р)...
Конспект логопедического занятия на тему "Путешествие в лесную школу" (дифференциация звуков Л и Ль)
Материал занятия можетбыть использован в старшей группе ДОУ для дифференциации твердого зука Л и мягкого звука Ль....
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на тему "Лунтик едет в зоопарк" (Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях).
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на тему "Лунтик едет в зоопарк" (Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях). Ребёнок в игровой форме помог...
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах»
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах»...
Конспект индивидульного логопедического занятия по теме: "Дикие животные наших лесов. Автоматизация звука [л] во фразе"
Индивидуальное занятие с дошкольником старшего возраста (5 лет) по лексической и фонетической темам....
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по автоматизации звука С
Вашему вниманию представлен конспект логопедического занятия с детьми подготовительного к шуоле возраста на основе сюжета "Путшествие в Москву"....
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по автоматизации звука [Л] в начале слова на тему: «В гости к Лунтику»
Закрепление произношения и автоматизация звука «Л» в начале слова, в слогах, словах, чистоговорках....