Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

фонетико-фонематическое недоразвитие -это незаконченность процессов дифференциации звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_-_kopiya.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей»

Светлана Филиппова
Консультация для родителей «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей»

Фонетико-фонематическое недоразвитие

Это незаконченность процесса дифференциации звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками, обнаруживающаяся в ряде особенностей произношения звуков.

Это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами в следствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Признаки ФФН

аморфное, неотчетливое произнесение ряда звуков;

недифференцированное произнесение пар или групп звуков;

замены более простыми по артикуляции звуками;

нестойкое употребление в речи, смешение;

Нарушение слоговой структуры слова

Фонематический слух – сенсорная основа нашей речи

Он начинает формироваться очень рано:

2 недели – реакция на звуки, шумы, в том числе голос;

3-4 недели – выделяет речь человека от других звуков;

3 месяца – развивается речевой слух;

8 месяцев – понимание связи «предмет – слово»;

9-10 месяцев – первые усеченные слова;

1 год – произносит 8-10 слов;

к 2 годам становление фонематического слуха завершается, различает все звуки;

2, 5-3 года – совершенствуется узнавание и различение слов, близких по звуковому составу (зуб – суп) ;

3.5 года – различает и выделяет звук;

4 года – различает и выделяет слог;

4.5 – 5 лет – различает и выделяет первый и последний звук;

6 лет - звуковой анализ

Фонематический слух - это умение слышать звуки речи.

Фонематическое восприятие - это умение вслушиваться в состав слова и анализировать его.

Без полноценного восприятия фонем, без четкого различения невозможно их правильное произнесение.

Развивая фонематическое восприятие, необходимо сформировать умения:

различать сходные фонемы на слух (пассив) ;

различать сходные фонемы в произношении (актив) ;

контролировать свое произношение на уровне слога. слова. предложения;

сравнивать свою речь с речью окружающих

Развитие фонематического восприятия

Этапы логопедической работы:

узнавание неречевых звуков;

различение высоты. силы, тембра голоса, голосовая дифференциация на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

различение слов, близких по звуковому составу;

дифференциация слогов;

дифференциация фонем;

развитие навыков элементарного звукового анализа

I этап

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки: шумовые звуки окружающей среды, звуки игрушек, предметов, звукоимитации, звукоподражания.

II этап

Умение различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова; звучание голоса, игрушек, сказочных персонажей, голосов друзей (близко – далеко, тихо – громко)

III этап

Различение слов близких по звуковому составу:

коза – коса;

бумага – бумака – пумага – тумака;

подбор слов: дом – том - ком – сом;

различение неправильно произносимых слов: пыба – родка – шумка

подбор слов на две группы звуков: с-з, ш-ж и др;

придумывание слов на данный звук

IVэтап

Различение слогов:

лишний слог: на-на-па-на (выделение) ;

последовательность: па-па-ба (запоминание) ;

наличие данного слога: за-са-ца-ца-за-са (определение) ;

V этап

Дифференциация фонем: различение, выделение, запоминание, подбор, повторение, сравнение

звуки: ы-и, и-и, а-я, ц-ч, ч-ч, ж-ж, з-ж и т. п.

звуковые ряды: ау, уа, иа, ауи, иуа, птк, ткп

ряды слов: дом, кот, мак

выделение заданного звука из звукового ряда: «А» – а, у, о, а, ы, а…

«К» – т, п, н, к, ф, ц, к…

VI этап

Развитие навыков элементарного звукового анализа

определить, запомнить, повторить, сравнить, выделить, подобрать, различить: количество слогов, гласных звуков, согласных звуков;

выработать умение анализировать звуковой состав односложных и двусложных слов, состоящих из прямых, обратных, открытых и закрытых слогов;

слова сложной слоговой структуры: уделяя особое внимание различению, выделению и произношению поставленного звука - прямой и закрытый «вет-ка», - со стечением «кни-га, волк», - многосложные «мо-ло-ток»;

уточнять в словах артикуляцию – учить находить нужный звук в слове: начало-конец-середина и место звука в слове

Поставленный звук интенсивно закрепляется в устной речи путем проговаривания слов, фраз, рассказов и т. д.

Принципы развития фонетико-фонематических представлений

переходить от легких элементов артикуляции и фонематического воспроизведения к более трудным;

использовать речевой материал, где не встречаются звуки, близкие к тем, над которыми ведется работа в данный момент;

начинать работу над несколькими звуками одновременно, если нарушение произношения распространяется на звуки разных несходных фонематических групп (например[ш] и [к]) ;

целесообразно чередовать работу над звуками разных фонематических групп (например, закрепив [ш], перенести акцент на [к], затем [ш] исключить и заняться постановкой [ж], а к продолжать закреплять, затем [к] исключить и начать дифференциацию [ш] – [ж]) ;

развитие звукового анализа должно протекать систематически и последовательно с одновременным закреплением поставленных звуков;

закрепление знаний по постановке и развитию фонематического слуха проводится на речевом материале весь звуковой состав которого правильно произносится ребенком;

усложнять слоговую структуру слова и звуковой состав с постепенным возрастанием насыщенности в словах звуков, которые были нарушены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ»

1.Введение2. Изучение контрольной и основной группы детей3.Проведение коррекционной работы с детьми дизартриками4. Сравнение результатов работы5. Выводы...

Фонетико - фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста

В данной работе представлен теоретический аспект фонетико - фонематического недоразвития....

Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи для детей старшего дошкольного возраста

В данном материале представлена система работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у детей 5-7 лет, имеющих речевые нарушения. ...

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с различными речевыми расстройствами

Определение и краткая характеристика ФФНР. Направления коррекционной работы. Методы коррекции....

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

Образовательная программа в детском саду предусматривает развитие фонематического восприятия и анализа, однако у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, не занимающихся в специальных логоп...

Программа Коррекционной работы «Звукарики» по преодолению фонетико- фонематического недоразвития речи у детей в подготовительной к школе логопедической группе детей 6-7 лет

В основе создания этой программы использован опыт работы, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивн...