Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с различными речевыми расстройствами
методическая разработка по логопедии по теме
Определение и краткая характеристика ФФНР. Направления коррекционной работы. Методы коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития
речи у детей с различными речевыми расстройствами
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (у детей с нормальным слухом и интеллектом).
Согласно психолого-педагогической классификации речевых нарушений ФФНР относится к нарушениям средств общения (наряду с общим недоразвитием речи).
Преодоление ФФНР у дошкольников достигается путём целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического восприятия.
Коррекционная работа включает следующие направления:
- формирование произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие навыков звукового анализа и синтеза;
- обогащение активного словаря в процессе ознакомления с окружающим и т.д.
Этап формирования произносительных навыков предполагает:
- развитие артикуляционной моторики;
- постановку звуков;
- автоматизацию звуков в отражённой, сопряжённой, самостоятельной речи по схеме:
слог – слово – словосочетание – чистоговорка ( слоги + слово) – фраза –
чистоговорка (слоги + фраза) – скороговорка – стихотворение – пересказ –
диалог, рассказ (самостоятельная речь).
Этап развития фонематического восприятия предполагает формирование
следующих умений и навыков:
- выделение звуков из ряда других звуков;
- дифференциация звуков (речевые – неречевые; гласные – согласные,
твердые – мягкие согласные, глухие – звонкие согласные);
- звуко-буквенный анализ и синтез в процессе обучения грамоте:
знакомство и узнавание букв, определение позиции звука, буквы в звукосочетании,
буквосочетании, слоге, слове;
- развитие слоговой структуры слова.
Применяются методы коррекции (игра – основной метод):
- практические (игровые подражательно-исполнительные упражнения,
конструирование, моделирование);
- наглядные (наблюдение, воспроизведение);
- словесные (рассказ, пояснения).
На занятиях могут активно использоваться тренажёр «Умные кубики», звуко-слоговые линейки, звуковые схемы, цветовые фишки-символы, магнитные буквы, буквы-картинки, предметные и сюжетные картинки, пальчиковый игротренинг, кинезоупражнения с речевым сопровождением, пластилин, глина, природный материал для конструирования букв, развития мелкой моторики, тактильных ощущений и т.д.
Примеры игровых упражнений:
«Будь внимателен, поймай звук»
«Где звук спрятался?» (в начале, середине, конце слова)
Назови первый (последний) звук своего имени (фамилии)»
«Поймай звук»
«Исправь ошибку в слове»
«Слово рассыпалось»
«Буква заблудилась»
«Скажи медленно по звукам»
«Подружи звуки»
«Собери звуки в слово»
«Испорченный телефон»
«Телеграф»
«Прохлопай, прошагай, прощёлкай слово»
«Какой звук спрятался во всех словах?»
«Какое слово лишнее?»
«Подружи буквы»
«Найди место звука в слове»
и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ»
1.Введение2. Изучение контрольной и основной группы детей3.Проведение коррекционной работы с детьми дизартриками4. Сравнение результатов работы5. Выводы...
Консультация - практикум для родителей "Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста в играх"
В данной консультации раскрывается необходимость работы с детьми по развитию фонетико-фонематических процессов. Подобран и представлен практический материал в виде игр и упражнений, который родители м...
Метод наглядного моделирования в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста
методические рекомендации для педагогов, работающих в логопедических группах.«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»...
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Образовательная программа в детском саду предусматривает развитие фонематического восприятия и анализа, однако у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, не занимающихся в специальных логоп...
Конспект ООД по коррекции фонетико - фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста (5-6 лет) "В ГОСТИ К НАМ ПРИШЕЛ МИШКА"
Конспект на закрепление слухового и моторного звука [Ш], автоматизация звука в слогах и словах....
Методическое пособие "Развитие звукопроизношения, фонетико-фонематического восприятия, связной речи детей от 3 до 7 лет"
Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа ч...
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа слов при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье раскрыта актуальность данного вопроса, представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и формированию навыков звукового анализа....