Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с различными речевыми расстройствами
методическая разработка по логопедии по теме

Антоненко Елена Александровна

Определение и краткая характеристика ФФНР. Направления коррекционной работы. Методы коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития

речи  у детей с различными речевыми расстройствами

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (у детей с нормальным слухом и интеллектом).

Согласно психолого-педагогической классификации речевых нарушений ФФНР относится к нарушениям средств общения (наряду с общим недоразвитием речи).

Преодоление ФФНР у дошкольников достигается путём целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического восприятия.

Коррекционная работа включает следующие направления:

  • формирование произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие навыков звукового анализа и синтеза;
  • обогащение активного словаря в процессе ознакомления с окружающим и т.д.

             Этап формирования произносительных навыков предполагает:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • постановку звуков;
  • автоматизацию звуков в отражённой, сопряжённой, самостоятельной речи по схеме:

      слог – слово – словосочетание – чистоговорка ( слоги + слово) – фраза –

      чистоговорка (слоги + фраза) – скороговорка – стихотворение – пересказ –  

      диалог, рассказ (самостоятельная речь).

Этап развития фонематического восприятия предполагает формирование

          следующих умений и навыков:

  • выделение звуков из ряда других звуков;
  • дифференциация звуков (речевые – неречевые; гласные – согласные,

     твердые –   мягкие согласные, глухие – звонкие согласные);

  • звуко-буквенный анализ и синтез в процессе обучения грамоте:

    знакомство и узнавание букв, определение позиции звука, буквы в звукосочетании,

    буквосочетании, слоге, слове;

  • развитие слоговой структуры слова.

Применяются методы коррекции (игра – основной метод):

  • практические (игровые подражательно-исполнительные упражнения,

      конструирование, моделирование);

  • наглядные (наблюдение, воспроизведение);
  • словесные (рассказ, пояснения).

На занятиях могут активно использоваться тренажёр «Умные кубики», звуко-слоговые линейки, звуковые схемы, цветовые фишки-символы, магнитные буквы, буквы-картинки, предметные и сюжетные картинки, пальчиковый игротренинг, кинезоупражнения с речевым сопровождением, пластилин, глина, природный материал для конструирования букв, развития мелкой моторики, тактильных ощущений и т.д.

Примеры игровых упражнений:

«Будь внимателен, поймай звук»

«Где звук спрятался?» (в начале, середине, конце слова)

Назови первый (последний) звук своего имени (фамилии)»

 «Поймай звук»

«Исправь ошибку в   слове»

«Слово рассыпалось»

 «Буква заблудилась»

«Скажи медленно по звукам»

«Подружи звуки»

 «Собери звуки в слово»

«Испорченный телефон»

 «Телеграф»

 «Прохлопай, прошагай, прощёлкай слово»

«Какой звук спрятался во всех словах?»

«Какое слово лишнее?»

«Подружи буквы»

«Найди место звука в слове»

и т.д.

                                 

                                        

                                                                        

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ»

1.Введение2. Изучение контрольной и основной группы детей3.Проведение коррекционной работы с детьми дизартриками4. Сравнение результатов работы5. Выводы...

Консультация - практикум для родителей "Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста в играх"

В данной консультации раскрывается необходимость работы с детьми по развитию фонетико-фонематических процессов. Подобран и представлен практический материал в виде игр и упражнений, который родители м...

Метод наглядного моделирования в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста

методические рекомендации для педагогов, работающих в логопедических группах.«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»...

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

Образовательная программа в детском саду предусматривает развитие фонематического восприятия и анализа, однако у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, не занимающихся в специальных логоп...

Конспект ООД по коррекции фонетико - фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста (5-6 лет) "В ГОСТИ К НАМ ПРИШЕЛ МИШКА"

Конспект на закрепление слухового и моторного звука [Ш], автоматизация звука в слогах и словах....

Методическое пособие "Развитие звукопроизношения, фонетико-фонематического восприятия, связной речи детей от 3 до 7 лет"

Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа ч...

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа слов при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрыта актуальность данного вопроса, представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и формированию навыков звукового анализа....