Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
статья по логопедии по теме
Образовательная программа в детском саду предусматривает развитие фонематического восприятия и анализа, однако у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, не занимающихся в специальных логопедических группах, слабо формируется умение анализировать звучащее слово, что неизбежно осложняет последующее освоение в школе фонетики, графики и орфографии. Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо чётко представлять себе последовательность работы и не перескакивать через этапы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
При правильных условиях воспитания, дети достаточно хорошо усваивают основные звуки родного языка. В силу физиологических особенностей или строения артикуляционного аппарата, ребёнок может не правильно воспроизводить некоторые фонемы, но при этом хорошо осознавать тонкость произношения, т.е. ребёнок начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками, он узнаёт неправильность произношения слова и способен провести различие между неправильным и правильным произношением. Однако нередко приходится сталкиваться с тем, что в возрасте 5 – 6 лет имеется достаточно высокий процент детей, у которых отмечаются выраженные отклонения в формировании, как произносительной стороны речи, так и её восприятия. И готовность таких детей к школе во многом зависит от своевременного преодоления этих недостатков речи.
Ребёнок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усвоить артикуляционные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом заключается овладение системой фонем данного языка.
В процессе формирования устной речи у детей опора на семантику, на восприятие и анализ окружающей действительности является одним из составных условий развития речевой функции. Поэтому у говорящих детей смыслоразличительная функция не нарушается, функции же слухопроизносительной дифференциации фонем и фонематического анализа часто оказываются недоразвитыми.
Фонематическое восприятие это умственное действие по звуковому анализу. Фонематический анализ является более сложной функцией, формирующейся у детей на более поздних этапах развития речи. В процессе фонематического анализа слово не только узнаётся на основе восприятия и различения фонем, но и расчленяется на составные элементы. Таким образом, фонематический анализ является сложной аналитической функцией и рассматривается как процесс умственного действия.
Образовательная программа в детском саду предусматривает развитие фонематического восприятия и анализа, однако у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, не занимающихся в специальных логопедических группах, слабо формируются умения анализировать звучащее слово, что неизбежно осложняет последующее освоение в школе фонетики, графики и орфографии.
Фонематическое недоразвитие у детей проявляется:
- в нечёткости различения и узнавания сходных по звуковой структуре фонематических рядов (слов, рядов слогов);
- в незаконченности процесса дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустическими и артикуляторными признаками, т.е. тех звуков, которые поздно различаются и при нормальном фонематическом развитии (свистящих и шипящих «с – ш», «з – ж», «щ – ч», «щ – ш»);
- на более поздних этапах развития речи в несформированности функции фонематического анализа (определение наличия или отсутствия звука в слове, вычленение первого и последнего звука, определение последовательности, количества звуков, их места в слове по отношению к другим звукам).
Сознательное усвоение орфограмм в школе, орфографическая чувствительность, умение использовать приёмы проверки звуков в слабой и сильной позициях (в одном и том же морфологическом элементе) требуют необходимости сформировать у дошкольников умение анализировать звучащее слово, обобщать, дифференцировать фонемы по их специфическим и общим признакам.
Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо четко представлять себе последовательность работы и не перескакивать через этапы. Необходимо соблюдать:
- строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука, последнего звука, установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ;
- порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства, в речевом плане, по представлению;
- последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа.
Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить на два больших периода:
- формирование навыков элементарного анализа;
- обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.
На этапах формирования элементарных форм звукового анализа рекомендуется следующая последовательность формирования умственных действий:
- сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;
- далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова;
- затем умственное действие переходит в речевой план - ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;
- и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.
Когда ребенок будет осваивать последовательный анализ слова, вначале ему придется опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки. Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звукам в слове.
Ребенок слушает слово, выделяет последовательно звуки и одновременно выкладывает фишки в квадратики схемы.
Затем последовательное выделение звуков происходит без готовой схемы: ребенок произносит слово, выделяет каждый звук и кладет фишки, а далее вычерчивает схему по количеству фишек.
Когда ребенок будет легко справляться с выкладыванием фишек, можно предложить ему заменить фишки гласными буквами и класть их на нужное место в слове. Согласные обозначаются по-прежнему фишками. И лишь после этого ребенку предлагается провести звуковой анализ слова без опоры, только на основе громкого проговаривания.
В конце работы по формированию звукового анализа ребенок будет в состоянии назвать количество звуков и произнести их последовательно, без предварительного громкого проговаривания. Самым сложным заданием считается просьба подобрать слово, состоящее из определенного количества звуков.
Элементарные формы звукового анализа
1. Слова с ударными гласными в начале слова (используются для узнавания гласных в слове)
А: адрес, Алла, Анна, Ада, август, автор, азбука, аист, алый, ангел, арка, арфа, астра, атом;
О: Оля, обруч, облако, общий, овощи, овцы, озеро, окунь, орден, осень, ослик, остров, отпуск;
У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, узкий, улей, улица, умный, устный, утка, утро;
И: Ира, Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра;
Э: Эля, эхо, эта, это, этот.
2. Слова с ударными гласными в середине слова (для узнавания гласных в слове)
А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран;
О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон, сноп, порт;
У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук, руль, звук, жук, внук;
И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис;
Ы: дым, сын.
3. Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (для выделения первого звука в слове)
Л, Л': лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна, лиса, лист, лодка, луг, лук, лыжи;
М, М’: мак, мама, март, маска, масло, мир, миска, море, мост, муха, мыло;
Н, Н': нож, носки, нос, ноты, номер, нитки, низкий;
Р, Р': радио, радуга, рак, ракета, рама, роса, рис, рейка, рельсы.
4. Слова с сонорными согласными на конце слова (для выделения последнего звука в слове).
Л, Л': стол, стул, пыль, носил, вокзал, пенал, узел, мел, орел, футбол, угол, пол, быль, мель, даль;
М, М’: терем, крем, холм, лом, сом, атом, шум, дым, изюм;
Н, Н': барабан, диван, океан, стакан, карман, банан, тюльпан, кран, каштан, орден, клен, пингвин, ужин, магазин, павлин, графин, горн, ремень, камень;
Р, Р': самовар, базар, сахар, шар, тигр, кедр, клевер, ковер, веер, номер, тренер, катер, вечер, мир, кефир, календарь, букварь, словарь.
5. Слова с глухими согласными на конце слова (для выделения последнего звука в слове)
К: веник, звонок, щенок, кубок, гудок, чулок, замок, урок, каток, молоток, жук, лук, паук, галстук;
П: сироп, укроп, карп, серп, суп;
С: квас, час, лес, пес, рис, бокс, нос, насос;
Т: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет, кит, щит;
Ф: шкаф, шарф;
Х: мох, горох, петух;
Ц: перец, ранец, дворец, огурец, песец, отец;
Ч: врач, меч, кирпич, луч, мяч;
Ш: шалаш, душ, ландыш, малыш, камыш;
Щ: плащ, лещ.
Полный звуковой анализ
Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох.
Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, час, дом, сом, сыр, рис, пир, бор, кот.
Слова из двух слогов: аист, утка, овцы, ива, уши.
Слова из двух открытых слогов: мама, рама, ваза, гуси, шуба, лыжи, мыло, ножи, часы.
Слова из одного слога со стечением согласных: стол, слон, кран стул, грач, шкаф, план, плот, врач.
Слова из одного слога со стечением согласных: волк, торт, шарф, бобр, март, зонт, куст, мост, лист, лифт.
Слова из двух слогов со стечением согласных: сумка, кошка маска, парта, палка, лампа, щетка, мышка, мишка.
Слова из трех открытых слогов: корова, лопата, солома, ворона, сорока, дорога, Марина, собака.
Игровые упражнения по закреплению функций фонематического анализа
1. Преобразование слов:
Замени первый звук в слове на звук «Р»:
танец - ранец, хобот - робот, забота - работа, кот - рот, коза - роза, пыжик - рыжик, высь - рысь, мука - рука и т.д.;
- на звук «Л»:
папа - лапа, сук - лук, боб - лоб, сом - лом, ножка - ложка, коза - лоза, тапочка - лапочка и т.д.
Вставь звук «Л» - вторым в слово:
пан - план, бок - блок, кок - клок, пот - плот, coн - слон, куб - клуб, сова - слова, газ - глаз и т.д.;
- звук «Р»:
кот - крот, кошка - крошка, бак - брак, каска - краска, пуд - пруд, поза - проза и т.д.
Переставь звуки, чтобы получилось другое слово:
пила - липа, палка - лапка, карп - парк, кукла - кулак, волос - слово, гора - рога, нос - сон, сила - лиса, крона - норка и т.д.
Какой звук выпал из слова?:
крот - кот, лампа - лапа, рамка - рама, мушка - мука и т.д.
2. Узнай названия диких животных по следующим звукам:
л п е о а р д, е г б е м т о , р к о к и л д о, н е к у г у р, в ь е д е м д, о с н о р о г
3. Какие слова можно составить из букв данного слова:
ствол - стол, вол
крапива - ива, пар, парк, рак, икра, Ира, арка
картина - тина, кит, рана, нитка, карта, танк
табуретка - тур, река, бурка, ракета, рука, букет, утка
экскаватор - карта, рот, тара, каска, сварка, краска, вата, кот
каблучок - блок, клуб, лак, чулок, чуб, бочка, кулак, лоб, булка
4. Назови слово, в котором звуки расположены в обратном порядке:
Нос - сон, кот - ток, лес - сел, дар - рад, рос - сор, мол - лом, зов - воз, торг - грот, зал - лаз.
5. От предложенного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего:
дом - мак - кот - топор - рот - тарелка - арбуз - замок - колесо - орех - хлеб и т.д.
Литература:
- Агранович З.Е. Логопедическая робота по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб. 2001г.
- Васильева С., Соколова Н. Логопедические игры для дошкольников. М., 1999г
- Козырева Л. М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2002г.
- Лопухина И. 550 занимательных упражнений для развития речи. М.,1995 г.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1988 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетико - фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста
В данной работе представлен теоретический аспект фонетико - фонематического недоразвития....
Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи для детей старшего дошкольного возраста
В данном материале представлена система работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у детей 5-7 лет, имеющих речевые нарушения. ...
Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста» (возраст детей 5 – 7 лет, срок реализации 1 год)
Программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста. Для учителей-логопедов, работающих на логопункте....
Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами
Статья для сайта "Молодой ученый" в раздел Международные конференции 2012г....
статья Игра в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Значение игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста ...
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа слов при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье раскрыта актуальность данного вопроса, представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и формированию навыков звукового анализа....