Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
статья по логопедии по теме

Кликич Светлана

Образовательная программа в детском саду предусматривает развитие фонематического восприятия и анализа, однако у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, не занимающихся в специальных логопедических группах, слабо формируется умение анализировать звучащее слово, что неизбежно осложняет последующее освоение в школе фонетики, графики и орфографии. Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо чётко представлять себе последовательность работы и не перескакивать через этапы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

При правильных условиях воспитания, дети достаточно хорошо усваивают основные звуки родного языка. В силу физиологических особенностей или строения артикуляционного аппарата, ребёнок может не правильно воспроизводить некоторые фонемы, но при этом хорошо осознавать тонкость произношения, т.е. ребёнок начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками, он узнаёт неправильность произношения слова и способен провести различие между неправильным и правильным произношением. Однако нередко приходится сталкиваться с тем, что в возрасте 5 – 6 лет имеется достаточно высокий процент детей, у которых отмечаются выраженные отклонения в формировании, как произносительной стороны речи, так и её восприятия. И готовность таких детей к школе во многом зависит от своевременного преодоления этих недостатков речи.  

Ребёнок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усвоить артикуляционные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом заключается овладение системой фонем данного языка.

        В процессе формирования устной речи у детей опора на семантику, на восприятие и анализ окружающей действительности является одним из составных условий развития речевой функции. Поэтому у говорящих детей смыслоразличительная функция не нарушается, функции же слухопроизносительной дифференциации фонем и фонематического анализа часто оказываются недоразвитыми.

Фонематическое восприятие это умственное действие по звуковому анализу. Фонематический анализ является более сложной функцией, формирующейся у детей на более поздних этапах развития речи. В процессе фонематического анализа слово не только узнаётся на основе восприятия и различения фонем, но и расчленяется на составные элементы. Таким образом, фонематический анализ является сложной аналитической функцией и рассматривается как процесс умственного действия.

Образовательная программа в детском саду предусматривает развитие фонематического восприятия и анализа, однако у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, не занимающихся в специальных логопедических группах, слабо формируются умения анализировать звучащее слово, что неизбежно осложняет последующее освоение в школе фонетики, графики и орфографии.

Фонематическое недоразвитие у детей проявляется:

- в нечёткости различения и узнавания сходных по звуковой структуре фонематических рядов (слов, рядов слогов);

- в незаконченности процесса дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустическими и артикуляторными признаками, т.е. тех звуков, которые поздно различаются и при нормальном фонематическом развитии (свистящих и шипящих «с – ш», «з – ж», «щ – ч», «щ – ш»);

- на более поздних этапах развития речи в несформированности функции фонематического анализа (определение наличия или отсутствия звука в слове, вычленение первого и последнего звука, определение последовательности, количества звуков, их места в слове по отношению к другим звукам).

Сознательное усвоение орфограмм в школе, орфографическая чувствительность, умение использовать приёмы проверки звуков в слабой и сильной позициях (в одном и том же морфологическом элементе) требуют необходимости сформировать у дошкольников умение анализировать звучащее слово, обобщать, дифференцировать фонемы по их специфическим и общим признакам.

Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо четко представлять себе последовательность работы и не перескакивать через этапы. Необходимо соблюдать:

- строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука, последнего звука, установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ;

- порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства, в речевом плане, по представлению;

- последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа.

               Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить на  два больших  периода:

- формирование навыков элементарного анализа;

- обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.

              На этапах формирования элементарных форм звукового анализа рекомендуется следующая последовательность формирования умственных действий:        

- сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;

- далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова;        

- затем умственное действие переходит в речевой план - ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;

- и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

             Когда ребенок будет осваивать последовательный анализ слова, вначале ему придется опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки. Схема состоит из  квадратиков,  равных  по  количеству звукам  в слове.

             Ребенок слушает слово, выделяет последовательно звуки и одновременно  выкладывает фишки  в  квадратики  схемы.

            Затем последовательное выделение звуков происходит без готовой схемы: ребенок произносит слово, выделяет каждый звук и кладет фишки, а далее вычерчивает схему по количеству фишек.

             Когда ребенок будет легко справляться с выкладыванием фишек, можно предложить ему заменить фишки гласными буквами и класть их на нужное место в слове. Согласные обозначаются по-прежнему фишками. И лишь после этого ребенку предлагается провести звуковой анализ слова без опоры, только на основе громкого проговаривания.

            В конце работы по формированию звукового анализа ребенок будет в состоянии назвать количество звуков и произнести их последовательно, без предварительного громкого проговаривания. Самым сложным заданием считается просьба подобрать слово, состоящее из определенного количества звуков.

        

Элементарные формы звукового анализа

1. Слова с ударными гласными в начале слова (используются для узнавания гласных в слове)

А: адрес, Алла, Анна, Ада, август, автор, азбука, аист, алый, ангел, арка, арфа, астра, атом;

О: Оля, обруч, облако, общий, овощи, овцы, озеро, окунь, орден, осень, ослик, остров, отпуск;

У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, узкий, улей, улица, умный, устный, утка, утро;

И: Ира, Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра;

Э: Эля, эхо, эта, это, этот.

2. Слова с ударными гласными в середине слова (для узнавания гласных в слове)

А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран;

О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон, сноп, порт;        

У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук, руль, звук, жук, внук;

И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис;

Ы: дым, сын.

3. Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (для выделения первого звука в слове)

Л, Л': лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна, лиса, лист, лодка, луг, лук, лыжи;

М, М’: мак, мама, март, маска, масло, мир, миска, море, мост, муха, мыло;

Н, Н': нож, носки, нос, ноты, номер, нитки, низкий;

Р, Р': радио, радуга, рак, ракета, рама, роса, рис, рейка, рельсы.

4. Слова с сонорными согласными на конце слова (для выделения последнего звука в слове).

Л, Л': стол, стул, пыль, носил, вокзал, пенал, узел, мел, орел, футбол, угол, пол, быль, мель, даль;

М, М’: терем, крем, холм, лом, сом, атом, шум, дым, изюм;

Н, Н': барабан, диван, океан, стакан, карман, банан, тюльпан, кран, каштан, орден, клен, пингвин, ужин, магазин, павлин, графин, горн, ремень, камень;

Р, Р': самовар, базар, сахар, шар, тигр, кедр, клевер, ковер, веер, номер, тренер, катер, вечер, мир, кефир, календарь, букварь, словарь.

5. Слова с глухими согласными на конце слова (для выделения последнего звука в слове)

К: веник, звонок, щенок, кубок, гудок, чулок, замок, урок, каток, молоток, жук, лук, паук, галстук;

П: сироп, укроп, карп, серп, суп;

С: квас, час, лес, пес, рис, бокс, нос, насос;

Т: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет, кит, щит;

Ф: шкаф, шарф;

Х: мох, горох, петух;

Ц: перец, ранец, дворец, огурец, песец, отец;

Ч: врач, меч, кирпич, луч, мяч;

Ш: шалаш, душ, ландыш, малыш, камыш;  

Щ: плащ, лещ.

Полный звуковой анализ

Слова из  двух звуков: ум, ус, ах, ох.

Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, час, дом, сом, сыр, рис, пир, бор, кот.

Слова из  двух слогов: аист, утка, овцы, ива, уши.

Слова из двух открытых слогов: мама, рама, ваза, гуси, шуба, лыжи, мыло, ножи, часы.

Слова из одного слога со стечением согласных: стол, слон, кран стул, грач, шкаф, план, плот, врач.

Слова из одного слога со стечением согласных: волк, торт, шарф, бобр, март, зонт, куст, мост, лист, лифт.

Слова из двух слогов со стечением согласных: сумка, кошка маска, парта, палка, лампа, щетка, мышка, мишка.

Слова из трех открытых слогов: корова, лопата, солома, ворона, сорока, дорога, Марина, собака.

           

Игровые упражнения по закреплению функций фонематического анализа

1.        Преобразование слов:

Замени первый звук в слове на звук «Р»:

танец - ранец, хобот - робот, забота - работа, кот - рот, коза - роза, пыжик - рыжик, высь - рысь, мука - рука и т.д.;

- на звук «Л»:

папа - лапа, сук - лук, боб - лоб, сом - лом, ножка - ложка, коза - лоза, тапочка - лапочка и т.д.

Вставь звук «Л» - вторым в слово: 

пан - план, бок - блок, кок - клок, пот - плот, coн - слон, куб - клуб, сова - слова, газ - глаз и т.д.;

- звук «Р»:

кот - крот, кошка - крошка, бак - брак, каска - краска, пуд - пруд, поза - проза и т.д.

Переставь звуки, чтобы получилось другое слово:

пила - липа, палка - лапка, карп - парк, кукла - кулак, волос - слово, гора - рога, нос - сон, сила -  лиса, крона - норка и т.д.

Какой звук выпал из слова?:

крот - кот, лампа - лапа, рамка - рама, мушка - мука и т.д.

2.        Узнай названия диких животных по следующим звукам:

л п е о а р д,   е г б е м т о , р к о к и л д о, н е  к у г у р, в ь е д е м д, о с н о р о г

3.        Какие слова можно составить из букв данного слова:

ствол -  стол, вол

крапива  -  ива, пар, парк, рак, икра, Ира, арка

картина -   тина, кит, рана, нитка, карта, танк

табуретка  -  тур, река, бурка, ракета, рука, букет, утка

экскаватор  -  карта, рот, тара, каска, сварка, краска, вата, кот

каблучок  -  блок, клуб, лак, чулок, чуб, бочка, кулак, лоб, булка

4.        Назови слово, в котором звуки расположены в обратном порядке:

Нос - сон, кот - ток, лес -  сел, дар - рад, рос - сор, мол - лом, зов  -  воз, торг - грот, зал  -  лаз.

5.        От предложенного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего:

дом  -  мак -   кот  -  топор -  рот  -  тарелка  -  арбуз -  замок -  колесо -  орех -   хлеб и т.д.

Литература:

  1. Агранович З.Е. Логопедическая робота по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб. 2001г.
  2. Васильева С., Соколова Н.  Логопедические игры для дошкольников. М., 1999г
  3. Козырева Л. М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2002г.
  4. Лопухина И. 550 занимательных упражнений для развития речи. М.,1995 г.
  5. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1988 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетико - фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста

В данной работе представлен теоретический аспект фонетико - фонематического недоразвития....

Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи для детей старшего дошкольного возраста

В данном материале представлена система работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у детей 5-7 лет, имеющих речевые нарушения. ...

статья Игра в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

Значение игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста  ...

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа слов при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрыта актуальность данного вопроса, представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и формированию навыков звукового анализа....