"ЧЕТВЕРОНОГИЕ МАЛЫШИ'' познавательно-информационный проект в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Зуйкова Нина Витальевна

      Первичная диагностика по развитию речи показывает, что у детей 4-5лет с общим недоразвитием речи очень слабые знания о домашних животных: порой они даже не знают, как их правильно называть, не могут отличить козу от коровы, не знают названий частей тела; все детеныши этих животных для наших детей просто «маленькая коза» или «маленькая коровка». Так же дети затрудняются в употреблении грамматических форм (единственного и множественного числа существительных в родительном падеже, уменьшительно- ласкательной формы, притяжательных местоимений и прочее. 50% воспитанников имеют вторичный диагноз – задержка психического развития, так как у них обычно присутствует и общее недоразвитие речи). У наших детей очень слабая речевая память, зачастую отсутствует и чувство рифмы, что затрудняет заучивание стихов. У многих детей не сформирована связная речь, а в теме «Домашние животные» очень многообразный материал и для развития памяти детей и для формирования связной речи. Вот для того, чтобы решить все эти проблемы да и многие еще другие. Нами  был разработан проект по теме «Домашние животные».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

"ЧЕТВЕРОНОГИЕ МАЛЫШИ''  познавательно-информационный проект в средней логопедической группе  для детей с общим недоразвитием речи

Автор проекта

 воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» г.о.Самара  Зуйкова Нина Витальевна

                                                                               

 Пояснительная  записка

      Первичная диагностика по развитию речи показывает, что у детей 4-5лет с общим недоразвитием речи очень слабые знания о домашних животных: порой они даже не знают, как их правильно называть, не могут отличить козу от коровы, не знают названий частей тела; все детеныши этих животных для наших детей просто «маленькая коза» или «маленькая коровка». Так же дети затрудняются в употреблении грамматических форм (единственного и множественного числа существительных в родительном падеже, уменьшительно- ласкательной формы, притяжательных местоимений и прочее. 50% воспитанников имеют вторичный диагноз – задержка психического развития, так как у них обычно присутствует и общее недоразвитие речи). У наших детей очень слабая речевая память, зачастую отсутствует и чувство рифмы, что затрудняет заучивание стихов. У многих детей не сформирована связная речь, а в теме «Домашние животные» очень многообразный материал и для развития памяти детей и для формирования связной речи. Вот для того, чтобы решить все эти проблемы да и многие еще другие. Нами  был разработан проект по теме «Домашние животные».

Тип проекта: познавательно - игровой

Предмет исследования: домашние животные и их детёныши

Участники проекта :  дети, воспитатели, родители, учитель-логопед, педагог-психолог

Цель проекта -  Расширение и обобщение знаний детей о домашних животных.Развитие и коррекция речевых и психических процессов.

Задачи :

 - Узнавание и правильное называние домашних животных и их детенышей(познание);

 - Расширение знания о том, чем питаются животные, где живут, какую пользу приносят людям(познание);

 -Расширять словарный запас, обозначающих названия действий и признаков(коммуникация);

 -Научить использовать в речи существительные с обобщающим значением (стадо, скотовод, доярка),(коммуникация);

 -Учить образовывать притяжательные прилагательные и согласовывать их с существительными (кошачий хвост, лошадиная грива, коровьи рога),(коммуникация);

 -Учить образовывать однородные слова со словами-названиями животных (коза-козочка -козлёнок-козлята),(коммуникация);

 -Упражнять в использовании в разговорной речи существительные множественного числа (много коров, лошадей, свиней), а так же существительные родительного падежа единственного числа (нет собаки, козы, кошки),(коммуникация);

 -  Коррекция звукопроизношения свистящих и шипящих звуков на основе специально подобранных упражнений и чистоговорок(коммуникация);

 -  Формирование связной речи детей - диалогической (при пересказе сказок) и монологической (при составлении описательных рассказов по картинкам и при составлении рассказов по серии сюжетных картинок),(коммуникация);

 -  Коррекция речевой памяти посредством заучивания стихов-шуток, загадок,мал.рассказов и сказок о животных ,(чтение худож.литературы);

 -  Формирование обобщающих понятий «домашние животные» (живут рядом с человеком, который строит им жилище, ухаживает за ними)(познание);

 -  Коррекция двигательной сферы на основе операций с общей и мелкой моторикой(здоровье);

 -  Коррекция психических процессов (внимания, логического мышления) на основе подобранных дидактических и развивающих игр(здоровье);

 -  Коррекция волевой сферы на основе упражнений психо - гимнастики(здоровье).

Предполагаемый результат:

 1. Предполагается усвоение программы по данной теме:

 на оптимальном уровне - 10 детей , на достаточном уровне - 5 детей

 2. Благодаря усвоению детьми метода проектов будет создана целостная развивающая система, объединяющая учебную, совместную и самостоятельную деятельность детей.

 3. Улучшится речевая память у – 15  детей.

 4. Дети научатся составлять описательные рассказы о домашних животных.

Популяризация проекта будет осуществляться разными путями:

 -  через оформление речевой газеты на тему «Домашние животные»;

 -  через проведение занятий на темы: чтение рассказа  В. Сутеева «Кто сказал мяу?» составление рассказов по серии сюжетных картинок «Кот-шалун»;

 -   через презентацию проекта на родительском собрании в группе;

 -   через создание совместного альбома о животных;

 -   через драматизацию отрывков из сказок

 Оценка результатов

 Оценка эффективности результатов по итогам работы будет поводиться по результатам промежуточной диагностики (в январе 2011 года).

 Оценка социально- личностного развития детей будет отслеживаться через наблюдение и анализ детской деятельности, их речевого творчества.

План реализации проекта "Домашние животные и их детёныши''

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

 1. Рассматривание фигурок животных, тематических альбомов о животных, книг: «Чья мама?», «Кто, где живет?»,мультфильм "Козлёнок который считал до десяти"

 2. Оформление речевой газеты  в кабинете учителя-логопеда по данной теме (по всем направлениям речевой деятельности);

 3. Художественная литература и речевое общение

 СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

 1. Чтение и пересказ произведения В. Сутеева «Кто сказал мяу», чтение сказок «Бычок - смоляной бочок», «Три поросенка»,''Зимовье" обр.И.Соколов-Микитов,''Петушок и бобовое зернышко''.

 2. Заучивание стихов : С. Кочан «Про кота», И. Жуков «Что за шутки», «Киса».

 3. Пересказ коротких описательных текстов с опорой на схемы: ''Корова'',"Лошадь" ,"Коза'' (все дети)

 4. Составление рассказов по серии сюжетных картинок (с опорой на модели): «Кот- шалун» (1-я подгруппа), «Три котенка» (2-я подгруппа)

 5. Заучивание загадок о животных.

6. « Логико - Малыш», Мир животных ( на закрепление темы о животном мире)

 7. Кубики: «Чьи детки?», «Бычок - смоляной бочок»

 8. Дидактические игры:

 «Четвертый лишний», «Кто мы, угадай?», «Чем их накормить?»

 9. Хороводные игры:

 «Ах, как мыши надоели», «Тише, мыши»

10. Подбор слов на заданный звук

 11. Определение первого звука в слове: кот, корова, козёл, конь,коза,кошка.

 12. Составление простых предложений с этими словами

 13. Подбор синонимов к слову «собака» ( пес, псина, Бобик, моська, шавка).

 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

 1. Пальчиковая игра «Шел баран по крутым горам»

 2. Упражнение с прищепками «Кусается сильно котенок-глупыш» (О. И. Крупенчук).

 3. Этюд на тренировку мышц живота »Спящий котенок» (М.И. Чистякова - «Психогимнастика»);

 4. Этюд на выражение внимания и сосредоточенности «Собака принюхивается» («Психогимнастика»);

 5. Этюд на выражение удовольствия и радости «Ласка» («Психогимнастика»);

 6. Физ-минутка «Кот-хвастун».

 ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

 1. Составление из геометрической мозаики ( по образцу-картинке): «Свинья», «Кот» ( 1-я подгруппа).

 2. «Чехарда» - складывание животных из 3-х разрезных картинок (2-я подгруппа).

 3. Лепка: «Собака», «Кошка» (1-2 подгруппы)

 4. Рисование животных от овала с помощью трафарета (свинья, собака, кот) 1-2 подгруппы.

 МУЗЫКА

 1. Прослушивание ''Пастушок'"(из альбома ''Бирюльки'' C.Майкопара)."Смелый наездник''(из альбома для юношества Шумана)

 2. Слушание и разучивание песен: «Кто пасется на лугу?», « Кисонька-мурысонька» РН песенка, ''Котенька- коток' ' РН колыб.песенка,"Ты собаченька не лай'' РН колыб. песенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе для детей с общим недоразвитием речи на тему: «Вода источник жизни»

Цель: интеграция образовательных областей (коммуникация, познание, социализация, здоровье).Коррекционно-образовательные задачи:Образовательная область «Коммуникация»:Ø Закрепление в речи слов характер...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе для детей с общим недоразвитием речи на тему: «Путешествие в лес»

Цель: интеграция образовательных областей (коммуникация, познание, социализация, здоровье).Коррекционно-образовательные задачи:Образовательная область «Коммуникация»:Ø Закрепление в речи слов соответс...

Конспект по формированию лексико-грамматического строя речи "В гостях у бабушки в деревне" (средняя группа для детей с общим недоразвитием речи)

Конспект по формированию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей  с общим недоразвитием речи для закрепления темы "Домашние животные"....

Конспект интегрированной НОД в средней группе для детей с общим недоразвитием речи: «Путешествие в Цветочный город»

Цель: Формирование осознанного отношения к своему здоровьюКоррекционно-образовательные задачи:Обобщать и расширять знания детей о здоровом образе жизни.Формировать представления о вредных и полезных п...

Проект "Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи".

Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка и мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Уровень развития мелкой моторики – один ...