"ЧЕТВЕРОНОГИЕ МАЛЫШИ'' познавательно-информационный проект в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи
проект по логопедии (старшая группа) на тему
Первичная диагностика по развитию речи показывает, что у детей 4-5лет с общим недоразвитием речи очень слабые знания о домашних животных: порой они даже не знают, как их правильно называть, не могут отличить козу от коровы, не знают названий частей тела; все детеныши этих животных для наших детей просто «маленькая коза» или «маленькая коровка». Так же дети затрудняются в употреблении грамматических форм (единственного и множественного числа существительных в родительном падеже, уменьшительно- ласкательной формы, притяжательных местоимений и прочее. 50% воспитанников имеют вторичный диагноз – задержка психического развития, так как у них обычно присутствует и общее недоразвитие речи). У наших детей очень слабая речевая память, зачастую отсутствует и чувство рифмы, что затрудняет заучивание стихов. У многих детей не сформирована связная речь, а в теме «Домашние животные» очень многообразный материал и для развития памяти детей и для формирования связной речи. Вот для того, чтобы решить все эти проблемы да и многие еще другие. Нами был разработан проект по теме «Домашние животные».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
"ЧЕТВЕРОНОГИЕ МАЛЫШИ'' познавательно-информационный проект в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи
Автор проекта
воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» г.о.Самара Зуйкова Нина Витальевна
Пояснительная записка
Первичная диагностика по развитию речи показывает, что у детей 4-5лет с общим недоразвитием речи очень слабые знания о домашних животных: порой они даже не знают, как их правильно называть, не могут отличить козу от коровы, не знают названий частей тела; все детеныши этих животных для наших детей просто «маленькая коза» или «маленькая коровка». Так же дети затрудняются в употреблении грамматических форм (единственного и множественного числа существительных в родительном падеже, уменьшительно- ласкательной формы, притяжательных местоимений и прочее. 50% воспитанников имеют вторичный диагноз – задержка психического развития, так как у них обычно присутствует и общее недоразвитие речи). У наших детей очень слабая речевая память, зачастую отсутствует и чувство рифмы, что затрудняет заучивание стихов. У многих детей не сформирована связная речь, а в теме «Домашние животные» очень многообразный материал и для развития памяти детей и для формирования связной речи. Вот для того, чтобы решить все эти проблемы да и многие еще другие. Нами был разработан проект по теме «Домашние животные».
Тип проекта: познавательно - игровой
Предмет исследования: домашние животные и их детёныши
Участники проекта : дети, воспитатели, родители, учитель-логопед, педагог-психолог
Цель проекта - Расширение и обобщение знаний детей о домашних животных.Развитие и коррекция речевых и психических процессов.
Задачи :
- Узнавание и правильное называние домашних животных и их детенышей(познание);
- Расширение знания о том, чем питаются животные, где живут, какую пользу приносят людям(познание);
-Расширять словарный запас, обозначающих названия действий и признаков(коммуникация);
-Научить использовать в речи существительные с обобщающим значением (стадо, скотовод, доярка),(коммуникация);
-Учить образовывать притяжательные прилагательные и согласовывать их с существительными (кошачий хвост, лошадиная грива, коровьи рога),(коммуникация);
-Учить образовывать однородные слова со словами-названиями животных (коза-козочка -козлёнок-козлята),(коммуникация);
-Упражнять в использовании в разговорной речи существительные множественного числа (много коров, лошадей, свиней), а так же существительные родительного падежа единственного числа (нет собаки, козы, кошки),(коммуникация);
- Коррекция звукопроизношения свистящих и шипящих звуков на основе специально подобранных упражнений и чистоговорок(коммуникация);
- Формирование связной речи детей - диалогической (при пересказе сказок) и монологической (при составлении описательных рассказов по картинкам и при составлении рассказов по серии сюжетных картинок),(коммуникация);
- Коррекция речевой памяти посредством заучивания стихов-шуток, загадок,мал.рассказов и сказок о животных ,(чтение худож.литературы);
- Формирование обобщающих понятий «домашние животные» (живут рядом с человеком, который строит им жилище, ухаживает за ними)(познание);
- Коррекция двигательной сферы на основе операций с общей и мелкой моторикой(здоровье);
- Коррекция психических процессов (внимания, логического мышления) на основе подобранных дидактических и развивающих игр(здоровье);
- Коррекция волевой сферы на основе упражнений психо - гимнастики(здоровье).
Предполагаемый результат:
1. Предполагается усвоение программы по данной теме:
на оптимальном уровне - 10 детей , на достаточном уровне - 5 детей
2. Благодаря усвоению детьми метода проектов будет создана целостная развивающая система, объединяющая учебную, совместную и самостоятельную деятельность детей.
3. Улучшится речевая память у – 15 детей.
4. Дети научатся составлять описательные рассказы о домашних животных.
Популяризация проекта будет осуществляться разными путями:
- через оформление речевой газеты на тему «Домашние животные»;
- через проведение занятий на темы: чтение рассказа В. Сутеева «Кто сказал мяу?» составление рассказов по серии сюжетных картинок «Кот-шалун»;
- через презентацию проекта на родительском собрании в группе;
- через создание совместного альбома о животных;
- через драматизацию отрывков из сказок
Оценка результатов
Оценка эффективности результатов по итогам работы будет поводиться по результатам промежуточной диагностики (в январе 2011 года).
Оценка социально- личностного развития детей будет отслеживаться через наблюдение и анализ детской деятельности, их речевого творчества.
План реализации проекта "Домашние животные и их детёныши''
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
1. Рассматривание фигурок животных, тематических альбомов о животных, книг: «Чья мама?», «Кто, где живет?»,мультфильм "Козлёнок который считал до десяти"
2. Оформление речевой газеты в кабинете учителя-логопеда по данной теме (по всем направлениям речевой деятельности);
3. Художественная литература и речевое общение
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
1. Чтение и пересказ произведения В. Сутеева «Кто сказал мяу», чтение сказок «Бычок - смоляной бочок», «Три поросенка»,''Зимовье" обр.И.Соколов-Микитов,''Петушок и бобовое зернышко''.
2. Заучивание стихов : С. Кочан «Про кота», И. Жуков «Что за шутки», «Киса».
3. Пересказ коротких описательных текстов с опорой на схемы: ''Корова'',"Лошадь" ,"Коза'' (все дети)
4. Составление рассказов по серии сюжетных картинок (с опорой на модели): «Кот- шалун» (1-я подгруппа), «Три котенка» (2-я подгруппа)
5. Заучивание загадок о животных.
6. « Логико - Малыш», Мир животных ( на закрепление темы о животном мире)
7. Кубики: «Чьи детки?», «Бычок - смоляной бочок»
8. Дидактические игры:
«Четвертый лишний», «Кто мы, угадай?», «Чем их накормить?»
9. Хороводные игры:
«Ах, как мыши надоели», «Тише, мыши»
10. Подбор слов на заданный звук
11. Определение первого звука в слове: кот, корова, козёл, конь,коза,кошка.
12. Составление простых предложений с этими словами
13. Подбор синонимов к слову «собака» ( пес, псина, Бобик, моська, шавка).
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
1. Пальчиковая игра «Шел баран по крутым горам»
2. Упражнение с прищепками «Кусается сильно котенок-глупыш» (О. И. Крупенчук).
3. Этюд на тренировку мышц живота »Спящий котенок» (М.И. Чистякова - «Психогимнастика»);
4. Этюд на выражение внимания и сосредоточенности «Собака принюхивается» («Психогимнастика»);
5. Этюд на выражение удовольствия и радости «Ласка» («Психогимнастика»);
6. Физ-минутка «Кот-хвастун».
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
1. Составление из геометрической мозаики ( по образцу-картинке): «Свинья», «Кот» ( 1-я подгруппа).
2. «Чехарда» - складывание животных из 3-х разрезных картинок (2-я подгруппа).
3. Лепка: «Собака», «Кошка» (1-2 подгруппы)
4. Рисование животных от овала с помощью трафарета (свинья, собака, кот) 1-2 подгруппы.
МУЗЫКА
1. Прослушивание ''Пастушок'"(из альбома ''Бирюльки'' C.Майкопара)."Смелый наездник''(из альбома для юношества Шумана)
2. Слушание и разучивание песен: «Кто пасется на лугу?», « Кисонька-мурысонька» РН песенка, ''Котенька- коток' ' РН колыб.песенка,"Ты собаченька не лай'' РН колыб. песенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарный план подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с общим недоразвитием речи
Планирование логопедической работы на учебный год...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе для детей с общим недоразвитием речи на тему: «Вода источник жизни»
Цель: интеграция образовательных областей (коммуникация, познание, социализация, здоровье).Коррекционно-образовательные задачи:Образовательная область «Коммуникация»:Ø Закрепление в речи слов характер...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе для детей с общим недоразвитием речи на тему: «Путешествие в лес»
Цель: интеграция образовательных областей (коммуникация, познание, социализация, здоровье).Коррекционно-образовательные задачи:Образовательная область «Коммуникация»:Ø Закрепление в речи слов соответс...
Конспект по формированию лексико-грамматического строя речи "В гостях у бабушки в деревне" (средняя группа для детей с общим недоразвитием речи)
Конспект по формированию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей с общим недоразвитием речи для закрепления темы "Домашние животные"....
Конспект интегрированной НОД в средней группе для детей с общим недоразвитием речи: «Путешествие в Цветочный город»
Цель: Формирование осознанного отношения к своему здоровьюКоррекционно-образовательные задачи:Обобщать и расширять знания детей о здоровом образе жизни.Формировать представления о вредных и полезных п...
Проект "Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи".
Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка и мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Уровень развития мелкой моторики – один ...
проект «Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»
развитие речи через проектную деятельность...