проект «Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»
проект по логопедии
развитие речи через проектную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_s_obshchim_nedorazvitiem_rechi.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра специального и инклюзивного образования
Тема проекта
«Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»
Выполнила:
Евтушок Анжела Асланбековна
Воспитатель
МДОУ д/c №25 «Солнышко»
Ставраполь,2024 год
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе.
Цель: развивать мелкую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи:
- Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
- Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
- Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
- Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
- Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
- Обеспечивать эмоциональное благополучие.
- Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
- Обогащать знания детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
- Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.
Проблема проекта: Дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движение пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелко мускулатуры пальцев рук у детей .
Возраст участников: дети 5-6 лет.
Тип проекта: среднесрочный (2 недели)
Состав проектной группы: воспитатели, воспитанники группы, родители.
Материально-техническое оснащение: интернет ресурсы, картинки, иллюстрации, справочная литература, CD – диски, соленое тесто, цветная бумага, салфетки, кисти, клей, стаканчики-непроливайки, краски, муляжи овощей и фруктов, листочки из цветной бумаги.
Работа с родителями:
- консультация для родителей: «Что такое мелкая моторика. Важность её развития для детей с ОНР»;
- консультация по лексическим темам: «Весна», «Перелетные птицы», «Одежда и обувь».
Планируемые результаты:
Наблюдается положительная динамика в развитии речи детей.
Овладение приемами работы с разными инструментами.
Повышение коммуникативных и творческих способностей детей.
Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.
Содержание и сроки реализации
Этапы | Содержание | Сроки |
Подготовительный | - Разработать положение о проведении конкурса в рамках проекта для родителей и детей по изготовлению книжек-малышек «Ловкие пальчики»; - Разработать положение о проведении конкурса «Умелые ручки» (привлечь родителей к изготовлению логопедических пособий на развитие мелкой моторики рук); - Подбор литературы, подготовка наглядно-дидактического материала. - Разработка картотеки пальчиковых игр, игр с предметами. - Подбор материала для штриховки, рисования по точкам. - Лабиринты. | 14.04-17.04 |
Основной | Пальчиковые игры «Солнышко», «Ёжик», «Кормушка», «Весна», «Весенние листья». Коллективная работа «Прогулка в весеннем лесу». Лепка из соленого теста «Во саду ли, в огороде… » Аппликация в технике оригами «Весенние веночки». Рисование пальчиками на тему «признаки весны». Графические задания: «от точки к точке», трафареты. Упражнения на развитие графо-моторных навыков «Весна». Упражнение на внимание, на развитие зрительно-пространственной координации «Ёжик в лесу», штриховка предметов «Овощи» Игры с разными предметами (катушками, прищепками, орехами и т. д.) Сложи паззл «Овощи. Фрукты». Шнуровки «Фрукты», «Огород. Расчудесное дерево». Пальчиковый театр «Репка». Выкладывание из счетных палочек «Морковка», «Груша». Развитие навыков самообслуживания: застегивание-расстегивание пуговиц, молний; завязывание шнурков. Чтение художественной литературы: Сутеев «Яблоко» | 18.04-23.04 |
Заключительный | Выставка детских работ по художественному творчеству. Презентация книжек-малышек. Выставка пособий по развитию мелкой моторики. | 24.04-25.04 |
Заключение:
- Развитие мелкой моторики дошкольников.
- Повышение коммуникативных и творческих способностей детей.
- Сочетание игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
- Пособия и игры по развитию мелкой моторики.
- Повышение заинтересованности родителей в сотрудничестве.
- Участие детей в проекте позволило развить кисть руки и координацию движений пальцев рук, что способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
Список использованной литературы
Н.В.Нищева «Картотека игр и упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики». Изд. 2-ое, дополненное.- СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 80 с.
Е.С Анищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов».- М.: Аст: Астрель 2007.-58с.
О.А. Новиковская «Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей». М.: Аст, Спб: Сова,2007, - 93с.
Нищева Н.В. «Комплект тетрадей для старшей логопедической группы (2-ой год обучения)» - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.-32с.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.А, Топоркова И.Т., Щербинина С.В. «Тетрадь с занятиями для развития детей. Упражнения на развития внимания , памяти, мышления».
Л. М. Морозова. «Нарисуй-ка»
Т.С. Голубина Пополним «предметный багаж».
Т.С. Голубина. «Чему научит клеточка»
Раскраски по лексическим темам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С Общим недоразвитием речи.
С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Для стимулирования развит...
Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи. Консультация для воспитателей.
Виды детской деятельности, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук....
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Проект: Развитие мелкой моторики как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе....
Консультация для родителей детей с ОВЗ «Особенности развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»
Консультация для родителей детей с ОВЗ...
Проект "Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи".
Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка и мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Уровень развития мелкой моторики – один ...