Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе для детей с общим недоразвитием речи на тему: «Вода источник жизни»
план-конспект занятия (окружающий мир, средняя группа) по теме

Герасимова Наталья Николаевна

Цель: интеграция образовательных областей (коммуникация, познание, социализация, здоровье).

Коррекционно-образовательные задачи:

Образовательная область «Коммуникация»:

Ø Закрепление в речи слов характеризующих свойства воды (лед, жидкость, пар).

Ø Расширение и активизация словаря: прилагательных (чистая, прозрачная, гладкий, скользкий), существительное (оболочка),  глаголов (льется, журчит);

Образовательная область «Познание»:

Ø Формирование интереса к явлениям природы и умения наблюдать за ними;

Ø Учить делать правильный вывод об увиденном явлении;

Ø Уточнить знания детей о свойствах воды.

Ø Расширить знания детей о причинах превращения воды из одного состояния в другое;

Ø Расширить представления о том, что вода необходима всему живому на Земле;

Коррекционно-развивающие задачи:

Образовательная область «Здоровье»:

Ø Развитие зрительного и слухового внимания, носового дыхания с ритмичным и полным выдохом.

Образовательная область «Социализация»:

Ø Формирование положительной установки на участии в мероприятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

Ø Формирование  системы элементарных экологических знаний как средства становления осознанно правильного отношения к природе.

Ø Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительное, моделирующее и преобразующее действие.

Образовательная область «Познание»:

Ø воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе;

Ø воспитывать бережное отношение к природе.

 

 

Словарная работа:

закрепление обобщающих понятий  характеризующих свойства воды (лед, жидкость, пар); прилагательных (чистая, прозрачная, гладкий, скользкий), существительное (оболочка),  глаголов (льется, журчит);

Индивидуальная работа:

С Соне – учить делать вывод об увиденном;

С Яной –  отработка правильного носового дыхания с ритмичным и полным выдохом;

С Димой  – совершенствование навыков совместного выполнения заданий во время экспериментирования.

Материалы и оборудование:

Раздаточный: тарелочки со льдом, стаканы с водой, камешки; халаты.

Демонстрационный: ноутбук; экран; проектор; сосуд с водой, кусок стекла, кипятильник, пустая баночка, палочка, флакон с шампунем.

Подготовка педагога к образовательной деятельности: изучение методической литературы, подбор методов и приемов образовательной деятельности с учетом темы и возраста детей

Предшествующая работа:

с детьми: Наблюдение за сосульками, снегом, дидактическая игра «Лаборатория».

Методы и приемы по ходу образовательной деятельности:

Организационный момент «Психологическая гимнастика»;

Художественное слово: загадка о воде;

Презентация «Где можно встретить воду в природе?»

Проблемные ситуации: «Путешествие по водному царству»;

Опытническая деятельность «Лед – это вода», «Пар – это вода», «Как получаются мыльные пузыри»;

Дыхательные упражнения: « Лыжник», «Паровоз»;

Экологическая игра «Веселые пузыри»

 

 

 

 

 

 

Ход проведения непосредственно образовательной деятельности

I. Вводная часть.

Воспитатель: Ребятки, я предлагаю встать в круг, взяться за руки, пожать друг другу руки, посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться. Поднялось ваше настроение?

Дети: Да!

Воспитатель: А сейчас, послушайте, пожалуйста, одно стихотворение-загадку:

«Чтобы лился дождик с неба

Чтоб росли колосья хлеба,

Что бы плыли корабли,

Чтоб варились кисели, что бы не было беды

Жить нельзя нам без …

Дети: Воды

Вы совершенно правы, без воды на Земле жизнь не возможна. Присаживайтесь, пожалуйста, и взгляните на экран.

Презентация «Где можно встретить воду в природе?»

Воспитатель: Ребята, где на Земле можно встретить воду?

Дети: в реках, озерах, морях, океанах, прудах, ручьях, родниках.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Ой, я совершенно забыла. Сегодня, когда я шла на работу, как всегда заглянула в почтовый ящик. Там лежало вот это письмо и эта палочка. Давайте прочтем сначала письмо.

 

«Дорогие, ребята!

Пишет, вам Маленькая Капелька. Меня заколдовал злой волшебник и унес в свою страну. Если вы не поможете мне, я погибну. Посылаю вам волшебную палочку. Взмахните ей, сосчитать до трех, и вы окажетесь у ворот в страну злого волшебника. Мои подружки, капельки помогут вам, они подскажут задания, которые нужно преодолеть, что бы победить его. Помогите, пожалуйста!

                                                                                     Маленькая Капелька»

Воспитатель: Ребятки, нужно помочь Маленькой Капельке. Вы не боитесь отправиться в страну злого волшебника?

Дети: нет.

Воспитатель: Ну, что же давайте попробуем взмахнуть волшебной палочкой.

(Звучит музыка).

Воспитатель: Мы превращаемся с вами в волшебные облака. Поднимаемся все выше, и выше. Летим над большими, сверкающими огнями городами, маленькими селами, одетыми в белые, пушистые шапки лесами, покрытыми снежным покрывалом полями, мы начинаем опускаться все ниже и ниже. Приземляемся у ворот в волшебную страну.

II.  Основная часть

Воспитатель: Взгляните, вот и первая подружка Маленькой Капельки. (Читаем задание на первой капле).

Воспитатель: «Докажите, что лед это вода и расскажите, что вы о ней знаете». Как же нам это сделать? Придумала. Ребята, подойдите, пожалуйста, к столам возьмите лед в руки. Что можно сказать о нем?

Дети: он твердый, гладкий, скользкий, на ладони тает.

Воспитатель: А когда лед тает, что остается на ладони и в тарелке?

Дети: Вода

Воспитатель: Как вы думаете, из чего образовался лед?

Дети: Из воды.

Воспитатель: Совершенно верно, вода замерзла и превратилась в лед.

Почему лед тает?

Дети: Потому, что руки теплые.

Воспитатель: Правильно, лед в тепле тает. А сейчас бросьте льдинку в воду. Что вы видите?

Дети: Лед не тонет.

Воспитатель: Почему?

Дети: потому что льдинки легкие.

Воспитатель: Ребята вспомните, когда вы пьете чистую воду, она какого вкуса?

Дети: У воды нет вкуса.

Воспитатель: Согласна, вода не имеет вкуса (воспитатель переливает воду из одного сосуда в другой)

Что делает вода?

Дети: Льется, журчит.

Воспитатель: какого цвета вода?

Дети: Прозрачная

Воспитатель: А что бы это проверить я предлагаю вам бросить в стаканы с водой камешки.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Почему видны камушки?

Дети: Потому что вода прозрачная.

Воспитатель: Вода жидкая, она не имеет формы. Принимает ту форму, во что ее наливают. Если ее пролить на пол то она разольется.

Воспитатель: С этим заданием мы справились. Пора отправляться дальше, а вот и железнодорожная станция садимся на поезд и поедем дальше.

Выполняется дыхательное упражнение «Паровозик»

Воспитатель: Мы долго ехали. Устали. Отдохнем. Подышим свежим воздухом. Вот и вторая подружка нашей Маленькой Капельки.

Находим следующую каплю с заданием.

Воспитатель: «Вы сможете отправиться дальше, если надуете мыльный пузырь?»

Что же нам понадобиться для того, чтобы надуть мыльные пузыри?

Дети: Вода и шампунь.

Воспитатель: Совершенно верно, присаживайтесь, пожалуйста, за столы. Сейчас я добавлю в воду шампунь и взболтаю. Что получилось?

Дети: Вода стала мутной, она пенится, появились пузыри.

Воспитатель: Послушайте, как появляются мыльные пузыри. На самой поверхности воды есть, что-то вроде  тонкой оболочки, как у воздушного шарика, только мы ее не видим, а мыло делает эту оболочку эластичной и когда воздух проникает под воду, оболочка растягивается и удерживает воздух внутри. Так получаются пузыри. Если на них подуть, то они полетят, как крошечные воздушные шарики.

Физкультминутка «Веселые пузыри»

Дети встают в круг. Воспитатель дует на них (дети – пузыри), Дети разбегаются в стороны и опускаются на землю. (Повторить 2-3 раза).

Находим следующую каплю с заданием.

Воспитатель: «Вы сможете отправиться дальше, если докажете что, пар – это тоже вода?»

Как же нам это сделать

Выслушать предположения детей.

Дети: Совершенно верно нужно согреть воду.

Воспитатель: Сейчас я вам покажу, что происходит с водой при нагревании. Я беру емкость с водой и опускаю кипятильник, ждем пока вода закипит.

Взгляните, что поднимается от воды?

Дети: Пар.

Воспитатель держит над емкостью с водой стекло, которое сразу покрывается капельками воды.

Воспитатель: Откуда на стекле появилась вода?

Дети: Из пара.

Воспитатель: Совершенно верно лед и пар – все это вода, лед – вода, которая замерзла, а пар – вода, которая получается при нагревании.

III. Подведение итогов непосредственно образовательной деятельности.

Лопается шарик, изображающий злого волшебника.

Воспитатель: вот злой волшебник от злости и лопнул. (Из – за замка появляется капелька).

Капелька: Спасибо, вам, ребята, за то, что вы спасли меня, принесли моих подружек – капелек и мою волшебную палочку. Ваша смелость, находчивость и знания помогли победить злого волшебника.

Воспитатель: Да, мы проделали большой путь. Ребята расскажите капельке, где мы побывали, и какие испытания преодолели.

Ответы детей.

Капелька: Еще раз большое вам спасибо, а в благодарность позвольте преподнести вам в этот подарок.

Дарит коробку.

Воспитатель: А сейчас пришла пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три

Капелька взмахивает волшебной палочкой. Звучит музыка.

Воспитатель: Мы превращаемся в легкие, белые снежинки, поднимаемся высоко-высоко. Подул ветер, закружил нас, в веселом танце, наши снежинки начинают опускаются в г. Чебоксары, подлетают к Юго-Западному бульвару и приземляются в детском саду «Речецветик», в группе «Кораблик». Вот и закончилось наше путешествие. А сейчас давайте посмотрим, что же подарила нам Капелька. Угощайтесь, пожалуйста.

          

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи, второй год обучения

представлен конспект логопедического занятия в группе для детей с ОНР второго года обучения, апробирован в работе с детьми, обучающимися со средней группы, может использоваться в старшей группе для де...

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи, первый год обучения

представлен конспект итогового  логопедического занятия в группе для детей с ОНР III ур речевого развития  первого  года обучения....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в образовательной области "Коммуникация" на тему "Широкая масленица".

В конспекте представлены педагогическая технология - мнемотехника, а также нетрадиционная методика валяния мокрой шерсти....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "Происшествие в Простоквашино".

Конспект разрабатывался в рамках участия в конкурсе творческих проектов  "Зеленый огонек" (по правилам дорожного движения)  среди педагогов ДОУ....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "Происшествие в Простоквашино".

Конспект разрабатывался в рамках участия в конкурсе творческих проектов  "Зеленый огонек" (по правилам дорожного движения)  среди педагогов ДОУ....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе для детей с общим недоразвитием речи на тему: «Путешествие в лес»

Цель: интеграция образовательных областей (коммуникация, познание, социализация, здоровье).Коррекционно-образовательные задачи:Образовательная область «Коммуникация»:Ø Закрепление в речи слов соответс...