Использование арт.приёмов в работе учителя-логопеда.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Одно из направлений логопедии является мелкая моторика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_artpriemov-statya.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Использование арт.приёмов в работе учителя-логопеда.

 Работа с тестом, глиной и пластилином.

Учитель-логопед МАДОУ №13 «Умка»

Лазовская Л.Е.

Одно из направлений в коррекционной работе учителя-логопеда – развитие мелкой моторики.  Важнейшие задачи в этом направлении -  снижение напряжения,  развитие чувствительности и подвижности пальцев рук, формирование точных движений.

При решении этих задач безотказно работает  введение в коррекционную работу арт.приёмов. 

Вариантом  такой работы может быть  лепка...

Лепить - это необыкновенно интересно! На рисунке мир выглядит плоским, а скульптурное произведение многомерно и - что особенно замечательно - многофункционально. Что можно сделать с готовым рисунком? Повесить на стену и любоваться. А с поделкой можно играть…  Каждая новая работа - это новая игрушка, особенно радующая ребёнка тем, что сделана его руками.       

С самыми маленькими - хорошо начинать с соленого теста. Материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный. Для приготовления солёного теста нужно взять стакан муки, стакан мелкой соли, столовую ложка подсолнечного масла, добавить воды, все перемешать и можно начинать играть.

 

Преимущества соленого теста перед пластилином:

  • можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
  • легко отмывается и не оставляет следов;
  • безопасно при попадании в рот;
  • лепится оно замечательно, к рукам не липнет;
  • можно сушить на воздухе;
  • краска пристает любая и возможности для росписи - практически неограниченны;  
  • с готовым "изделием" можно играть - без боязни, что оно потеряет форму

А можно и не сушить, а сразу играть!

Конечно, оно не прочное и может потерять форму, испортиться.  Зато эта вещь как живая мягкая  гибкая и  может превращаться в другие вещи.

Я использую тесто в виде  игры, которую называю  «Волшебные превращения».

Одновременно решается масса задач, в том числе психологические:

1. Развитие мелкой моторики и координации движений.

2.Вступление в контакт с детьми, плохо идущими на контакт.

3.Опыт успешности и самостоятельности, получения положительного результата для детей с плохо развитой моторикой и отстающих в ручной деятельности от своих сверстников, а значит повышение уверенности в себе и уменьшение тревожности.

4.Возможность самовыражения и проживание чувств в игре.

5.Получение положительных эмоций и от взаимодействия с нежным, податливым материалом и от творческого процесса и от общения, которое неизбежно возникает в этом процессе.

6.Творческое и игровое взаимодействие детей со взрослыми, а также детей между собой в процессе деятельности.

Для данной цели лучше использовать тесто  без добавления краски, т.к. заданный цвет уже навязывает определенное направление мыслей и настроение.

Правила для взрослого, ведущего занятия:

1.Искренность и доброжелательность.

2.Безоценочность.    Отсутствует понятие правильно-неправильно. Все что создано, имеет право быть и более того – одобрено, позитивно интерпретировано: интересно, очень интересно, подходит. Можно попросить поделиться опытом, показать всем, как он это делает.

3.Нет требования подражать, делать как у других, хотя и это допускается.           Поощряется разнообразие.

4.Поощряется общение детей и  речевая активность. В конфликтных случаях, детей следует побуждать к прямым коммуникациям.

Правила для детей (их очень мало):

1.Ничего не брать в рот во время занятия.

2. Тесто нельзя уносить или сбрасывать со стола. Нельзя убегать с тестом. 3.Оставить тесто, когда занятие закончено.

4. Не критиковать творчество других и не мешать их творческому процессу.

Как правило, во время занятий возрастает речевая активность детей. Они хотят поделиться друг с другом и со взрослым тем, что получается: мордочки, маски, украшения, шкафчики. Дети придумывают и учат друг друга. Игровые персонажи начинают взаимодействовать.

Это мягкий, привлекательный материал для любого возраста.

Тесто создает приятные   ощущения, позволяет расслабиться.

  • Рассерженые дают выход раздражению.
  • Неуверенные чувствуют себя успешными.
  • Гиперактивные и невнимательные сосредотачиваются.

Молчаливые и необщительные чувствуют доверие к окружающим и начинают разговаривать.

Тесто можно использовать в индивидуальной и групповой работе. В развивающей, коррекционной и диагностической.

Дети младшей группы ещё почти ничего не могут самостоятельно лепить из пластилина, тем более дети с проблемами в развитии. Тесто расширяет их возможности. Шарик легко превращается в лепёшку, в лепёшке весело делать дырочки пальчиками, лепёшка легко превращается в рулет, рулет в змейку, змейка в улитку. Детям полезно и очень нравится отрывать кусочки теста для приготовления угощения или изображая капающую сосульку. Изготовленные предметы могут превращаться во что-то новое, в соответствии с потребностями игры: еда, домик, постель и т.д. Одушевленные персонажи оживают, издают звуки. (змея шипит: шшш, жук жужжит: жжж…).

Благодаря многократному изготовлению быстрее осваиваются формообразующие движения, а затем дети переносят свой опыт в работу с другими материалами. На интегрированных занятиях с преподавателем по изодеятельности можно использовать глину. Потом поделки будут раскрашены на изодеятельности, а на коммуникации составлен рассказ с использованием этих фигурок.

В подготовительных группах при знакомстве с буквами можно использовать пластилин красного, синего и зеленого цвета для лепки букв. Это поможет детям быстрее запомнить буквы и складывать из них слова. Очень весело проводить эту работу под музыку Екатерины Железновай «Пластилиновая азбука», где в игровой форме даётся инструкция по лепки букв. Для алгоритма лепки букв подойдет многоразовая тетрадь издательства «ЭКСМО» из серии «Вперёд малыш» «Лепим буквы».

Используемая литература:

  1. «Лепим буквы» «ЭКСМО» из серии «Вперёд малыш» 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синквейн как приём в работе учителя-логопеда и педагога-психолога по развитию детской инициативы.

Синквейн-это клад в умелых руках творческого педагога. Например, его можно использовать в качестве итога лексической недели, главное, что любой ребенок сможет сочинить синквейн, не догадываясь при это...

Игровые приёмы коррекционной работы учителя – логопеда по автоматизации поставленных звуков

Автоматизация звука – это один из этапов коррекционной работы по исправлению нарушений звукопроизношения. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи. Содержание рабо...

Методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ в условиях инклюзивного образования

 У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается незрелость мотивации к учебной деятельности.  И то, что все занятия проходят в игровой форме, зачастую не дают тот результат...

Игровые приёмы в работе учителя-логопеда.

Приёмы, которые позволяют в игровой форме подготовить детей к обучению грамоте....

Учение с увлечением. Нейропсихологические приёмы в работе учителя-логопеда

Практикум для  "Учение с увлечением" направлен на ознакомление родителей воспитанников подготовительных групп с такими науками как кинезиология и нейропсихология, а также с практическим...

Нейропсихогические методы и приёмы в работе учителя-логопеда.

В последнее время увеличилось количество детей, имеющих нарушения в развитии. Трудности при освоении программного материала возникают не из-за детской лени, а вследствие особенностей развития головног...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...