Игровые приёмы коррекционной работы учителя – логопеда по автоматизации поставленных звуков
материал по логопедии (старшая группа) на тему
Автоматизация звука – это один из этапов коррекционной работы по исправлению нарушений звукопроизношения. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи. Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автоматизация звука – это один из этапов коррекционной работы по исправлению нарушений звукопроизношения
Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи.
Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямые слоги, затем в обратные, далее в слоги, где звук находится между гласными, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка).
Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок. Подбор картинок соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).
Поскольку недостатки звукопроизношения являются, в данном случае, не самостоятельным дефектом, а входят в состав общего недоразвития речи, при автоматизации звуков в словах одновременно ведется работа над уточнением и расширением словаря, над слоговой структурой слова и т.д.
Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Одновременно с автоматизацией звука в предложениях проводится работа над их структурой, над преодолением аграмматизмов в речи ребенка.
Работа по автоматизации звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях, способствует развитию у детей чувства языка, памяти, мышления.
Далее проводится автоматизация звука в рассказах, насыщенных словами с нужным звуком. Логопед читает рассказ, затем задает ребенку вопросы, требуя полных ответов. Затем ребенок пересказывает текст. Постепенно у него формируется умение самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картинке, по серии последовательных картинок, из личного опыта.
Нередко, занятия, проводимые в этой последовательности, носят шаблонный характер, скучны и неинтересны ребенку, что может являться причиной малой эффективности работы. Поэтому автоматизацию звука в определенной последовательности, применяемой в логопедической работе, целесообразно проводить в форме игровых упражнений, игр.
Игры имеют большое значение в умственном, речевом, нравственном, физическом и эстетическом развитии детей. Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».1
В игре развитие ребенка идет гораздо быстрее, чем при использовании только дидактических приемов воспитания и обучения. Для детей, обучающихся в логопедических группах, это тем более важно, потому что, как хорошо знают логопеды, наши дети часто отличаются низкой познавательной активностью, со стороны физического развития – нарушениями моторики, в наличии у них парезов, общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к проявлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемлённости, эмоциональная неустойчивость. Таким образом, можно отметить две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе с дошкольниками.
1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
2. При поведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
Игра может проводиться как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых. Используя игру, учитель – логопед может почти на 50% улучшить результаты своей коррекционно-образовательной деятельности.
На своих занятиях я всегда стараюсь соединить логопедические задания и дидактические игры с движением, либо использую речевые физкультминутки с элементами подвижной игры. Это снимает нагрузку, связанную с сидением, повышает работоспособность детей, улучшает качество усвоения знаний. Ниже приводится описание некоторых игр, игровых приемов, используемых мною на занятиях по формированию правильного звукопроизношения, а именно, на занятиях по автоматизации звуков, а также в режимных моментах. Эти игры помогают делать задания для детей интересными, эмоционально – окрашенными, развивающими и познавательными.
1 Макаренко А.С. О моем опыте. – Соч.: В 7-ми т. М., 1958, т.5, с.272.
1.Игры на автоматизацию свистящих звуков.
«Мяч»
Цель игры: автоматизация звука [с] в словах и предложениях.
Материал: мяч.
Ход игры: дети стоят по кругу и играют в мяч.
Мячик мой, лети высоко (бросок вверх),
По полу беги скорей (катит мяч по полу),
Скок об пол, смелей, смелей (бросок 4 раза об пол).
«Лиса»
Цель игры: автоматизация звуков [с], [с,] в тексте.
Ход игры: ребёнок (лиса) сидит за кустом, остальные дети – куры. Куры гуляют по полю, клюют зёрна и червяков, приговаривая:
Лиса близко притаилась –
Лиса кустиком прикрылась.
Лиса носом повела –
Разбегайтесь кто куда.
При слове «разбегайтесь» лиса выбегает и ловит кур. Тот, кого поймает, становится лисой.
«Назови картинку»
Цель игры: автоматизация звуков [з], [з,] в словах и предложениях.
Материал: картинки на звук [з].
Ход игры: дети сидят за столами. На столе у логопеда лежит стопка картинок рисунками вниз. У каждого ребенка такие же парные картинки. Логопед вызывает кого-нибудь из детей и просит его взять из его стопки верхнюю картинку, показать ребятам и сказать, какую картинку он взял. Тот, у кого есть такая же картинка, встает, показывает ее ребятам и говорит: «И у меня на картинке замок». Дети кладут обе картинки на стол. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки со стола педагога. (По аналогии игру можно проводить, используя другие звуки).
«Что кому?»
Цель игры: автоматизация звука [ц] в словах.
Материал: предметы, в названии которых есть звук [ц] (огурец, пуговица, сахарница, ножницы, чернильница и т.п.).
Ход игры: логопед раскладывает на столе предметы, в названии которых встречается звук [ц], и говорит: «Ребята, отгадайте, кому какой предмет нужен». Вызывая детей по очереди, он говорит: «Мальчику – школьнику подарим…(чернильницу)» и т.д. Вызванный ребенок угадывает, показывает и называет подходящий предмет. (Аналогично игра может проводиться и на другие звуки).
2.Игры на автоматизацию шипящих звуков.
«Поезд»
Цель игры: автоматизация звука [ш] в слогах и словах.
Ход игры: дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда паровоз (кто-либо из детей). Поезд отправляется по команде «По-шёл, по-шёл, по-шёл». Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место или постройка из кубиков) и говорят: «При-шёл, при-шёл, при-шёл» (замедленно: ш, ш, ш – выпустил пар). Затем даётся звонок, свисток – и движение возобновляется.
Можно ввести в игру семафор, продажу билетов. Можно усложнить игру – дети будут изображать разные поезда, например скорый и товарный. Скорый движется под звуки шу-шу-шу (быстро), товарный – шшшу-шшшу (медленно).
«Тише, тише: Мама пишет!»
Цель игры: автоматизация звука [ш] в предложениях.
Ход игры: дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши (такое имя даётся любому выбранному ребёнку) и тихо говорят: «Тише, тише: Маша пишет, наша Маша долго пишет, а кто Маше помешает, того Маша догоняет».
После этих слов дети бегут в домик (отведённое педагогом место), а тот, кого Маша поймает, должен придумать и сказать слово со звуком [ш]. Потом выбирают новую Машу (или Мишу).
«Кот на крыше»
Цель игры: автоматизация звука [ш] в связном тексте.
Ход игры: на стуле или скамеечке сидит с закрытыми глазами один из играющих. Он кот. Остальные дети – мышки. Они тихо подходят к коту и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса:
Тише, мыши…
Тише мыши…
Кот сидит
На нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись…
После этих слов кот просыпается, говорит «мяу», вскакивает и гонится за мышками. Мышки убегают. Нужно отметить чертой Мышкин дом – норку, куда кот не имеет права забегать. Игру можно проводить, пока все мышки, кроме одной, не будут пойманы. Мышка, которую кот не поймал, будет водить, т.е. она будет котом, и игра начинается сначала. Все мышки, которых поймали, должны произнести два-три слова со звуком [ш].
«Точильщики»
Цель игры: автоматизация звука [ж] отдельно и в словах.
Ход игры: одна группа детей – точильщики. Они стоят у стульчика и говорят: «Точим ножи! Точим ножи!». К точильщикам подходят дети: «Поточите ножик (или ножницы)». Точильщики делают движения, как будто точат, и приговаривают: жжж…ж…ж!
«Пирожок»
Цель игры: автоматизация звука [ж] в предложениях.
Ход игры: играющие встают друг за другом в один ряд, обхватив друг друга. Передний – булочник, все стоящие за ним – печь, кроме последнего, он пирожок.
Подходит водящий (покупатель) и спрашивает: «Где мой пирожок?» Булочник отвечает: «Он за печкой лежит». А пирожок кричит: «И бежит, и бежит!» с этими словами пирожок отрывается от общей цепи и бежит, старается встать перед булочником так, чтобы покупатель не успел его поймать. Булочник тоже старается помочь пирожку. Если пирожок успеет встать в начале цепи, он становится булочником, а если его поймают – покупателем, а покупатель – булочником.
Покупатель снова приходит за пирожком, а пирожком будет тот, кто оказался в цепи последним. Задерживать покупателя нельзя, и пирожку не разрешается убегать далеко от цепи.
«Поезд»
Цель игры: автоматизация звука [ч] в слогах.
Ход игры: дети становятся друг за другом – это вагоны. Впереди стоит паровоз. Дежурный (ведущий) даёт свисток – поезд трогается. Дети двигаются с согнутыми в локтях руками, делают ими вращательные движения, подражая движению колёс, и произносят: чу-чу-чу-чу…
«Колечко»
Цель игры: автоматизация звука [ч] во фразах.
Материал: колечко.
Ход игры: дети сидят, сложив руки лодочкой. У водящего в руках колечко. Он подходит к каждому и как будто вкладывает колечко в руки. При этом он неторопливо рассказывает любой стишок. Когда водящий всех детей обойдёт, он должен сказать: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» тот, у кого колечко, должен быстро встать и отбежать от своего места. Все дети внимательно следят за действиями водящего и после его конечных слов должны удержать обладателя колечка. Если ребёнку с колечком удаётся выбежать, он становится водящим.
«Разведчики»
Цель игры: автоматизация звука [щ] в словах и фразах.
Материал: щётка, игрушечный щенок, щепка, ящик, плащ, клещи.
Ход игры: педагог усаживает детей полукругом и говорит, что они будут играть в «разведчиков». Детям показывают предметы, которые будут спрятаны. Их нужно найти. Для поисков выделяют группу разведчиков, которые должны найти предмет, принести его и назвать. Тот, кто отыскал и назвал предмет правильно, получает значок разведчика (По аналогии игра может быть организована для автоматизации любого звука).
3. Игры на автоматизацию сонорных звуков.
«Знаешь ли ты эти слова?»
Цель игры: автоматизация звуков [р], [р,] в слогах и словах.
Материал: фишки.
Ход игры: логопед произносит фразу, не договаривая в словах слоги. Кто из детей первый правильно произнесет недостающий слог получает фишку. Примерный перечень предложений: У нас ледяная го(ра); Вокруг парка за(бор); Под зёмлей у нас мет(ро); В воротах стоит вра(тарь); Утром дети делают за(рядку); У крота в земле но(ра) и т.д.
«Барашек»
Цель игры: автоматизация звуков [р] в тексте, развитие слухового внимания.
Ход игры: на стуле спиной к детям сидит водящий, остальные по очереди подходят к нему и произносят стишки. Кто по голосу буде узнан, тот заменит барашка.
Барашек, барашек,
Покажи рога,
Дам тебе я сахару,
Кусочек пирога!
Кто я?
«Пила»
Цель игры: автоматизация звуков [л], [л,] в тексте.
Ход игры: дети парами, взявшись руками крест-накрест, пилят дрова и говорят:
Запилила пила,
Зажужжала как пчела,
Отпилила кусок,
Наскочила на сучок,
Лопнула и встала,
Начинай сначала.
Образовав новые пары, дети продолжают игру.
4. Автоматизация разных звуков.
«Построй домик»
Цель игры: закрепить правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках, 7 – 14 штук) и на большом треугольнике (крыша).
Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (в имени которого есть звук, который автоматизируется), например: [л] – построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук [л].
«Собери цветочек»
Цель игры: закрепить правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.
Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.
Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки с картинками, в названии которых имеется заданный звук. После того, как ребёнок собрал цветок, педагог предлагает ему закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребёнок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевёрнутых лепестках.
«Солнышко»
Цель игры: закрепить правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках жёлтого цвета (лучи) и на круге (солнце).
Ход игры: педагог предлагает ребёнку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель – логопед просит ребёнка определить позицию звука в названиях выбранных картинок.
«Напои куклу чаем»
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.
Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.
Ход игры: педагог знакомит ребёнка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком «Ж» в названии. Среди множества чашек учитель – логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.
«Кукла наряжается»
Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.
Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.
Ход игры: перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу в те платья, на которых есть картинка с заданным звуком в её названии.
«Украсим комнату флажками»
Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.
Материал: натянутая верёвочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.
Ход игры: педагог сообщает ребёнку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет, выбирая для этого только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребёнка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.
«Собери бусы»
Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми: один ребёнок собирает бусы с одного конца, другой – с другого.
Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.
Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.
Ход игры: педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая из них те, на которые наклеена картинка, называющаяся на заданный звук.
«Паровоз»
Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.
Материал: паровоз и вагончики с наклеенными предметными картинками, в названии которых есть заданный звук.
Ход игры: логопед предлагает ребёнку составить паровозик, выбирая только те вагончики, в названии картинок которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребёнка отвернуться и по памяти назвать картинки на вагончиках.
Далее игры усложняются. Не забывая о том, что основная задача – автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, в игры вносится элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты хорошо известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносит детали, цвет и форму.
«Сложи пирамидку»
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные кружки (овал, прямоугольники, квадрат) разной величины.
Ход игры: педагог предлагает ребёнку сложить пирамидку из фигур, выбирая только те, на которые наклеена картинка с заданным звуком в названии. Ребёнок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая фигуры в порядке их уменьшения.
«Весёлые матрёшки»
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные на матрёшек разной величины.
Ход игры: педагог предлагает ребёнку построить матрёшек по росту, выбирая те, которые украшены картинками с заданным звуком в названии.
Все эти упражнения помогут педагогу сделать длительный этап автоматизации звуков интересным и увлекательным для ребёнка, который с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем – логопедом, а, следовательно, повысится и эффективность работы. Данные игры можно использовать и на фронтальных или подгрупповых занятиях. Дети с увлечением играют, соревнуясь в командах, что дополнительно повышает интерес к занятию.
Список использованной литературы
1. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1996. 384 с.
2. Школьник Ю.К. Логопедия. Пособие по автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков. – М.: Эксмо, 2006. - 96 с.
3. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994. - 344 с.
4. Сидорова Ю.В. Использование дидактических игр в работе логопеда. – Ж.: Дошкольная педагогика, 2003 №5.
5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
6. Кустова О.И. Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков. – Ж.: Логопед, 2004 №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда
Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда...
Игровые приёмы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков
Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:1) пробудить в ребёнке желание самому активно у...
Игровые приёмы в работе учителя-логопеда.
Приёмы, которые позволяют в игровой форме подготовить детей к обучению грамоте....
Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда
Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...
Консультация для логопедов "Использование камешков Марблс в логопедической работе по постановке и автоматизации поставленных звуков"
Камешки Марблс, являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работ...
Мастер-класс для педагогов "Игровые приёмы в работе учителя-логопеда"
Мастер-класс для педагогов "Игровые приёмы в работе учителя-логопеда"...
«Применение нейропсихологических игр в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе автоматизации трудных звуков»
quot;Применение неропсихологическихигр в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе автоматизации трудных звуков"...