Учение с увлечением. Нейропсихологические приёмы в работе учителя-логопеда
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Практикум для "Учение с увлечением" направлен на ознакомление родителей воспитанников подготовительных групп с такими науками как кинезиология и нейропсихология, а также с практическими приемами из них, которые можно сочетать с логопедическими заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_dlya_roditeley_uchenie_s_uvlecheniem.docx | 82.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Практикум для родителей «Нескучные уроки с логопедом » - применение нейропсихологических приемов в логопедической работе с детьми»
Учитель-логопед МКДОУ «Кораблик» Попова Ю.Н.
План
- Приветствие: Сегодня мы с вами поздороваемся необычным образом. Участники сидят в кругу, руки на коленях. Отстукивая заданный ритм (// /) всей командой, на сильную долю называем свое имя: -- Оля -- Валя --Юля -- Саша (желательно называть сокращенный вариант, если это приемлемо).
Введение: Упражнение развивает чувство ритма и самоконтроль. Это очень важные характеристики для становления правильной речи. Именно с этого мы начали, т.к. мне хотелось бы плавно подойти к знакомству с темой нашего семинара. Целью сегодняшней встречи является не получение знаний по нейропсихологии, а первоначальное знакомство с этой наукой и освоение некоторых полезных коррекционно-развивающих упражнений. Моя задача сегодня познакомить вас с этой темой и если вам станет интересно, вы можете продолжить самостоятельно ее изучать и применять в работе со своими детьми некоторые упражнения.
- Работа над темой (инпут) Презентация. Теоретическая информация.
Человеческий мозг имеет очень сложное строение и организацию работы. Если вспомнить кратко из школьного курса анатомии, какие зоны есть в ГМ, то каждая из них отвечает за выполнение и контроль определенных функций.
Нейропсихология – наука о мозговой организации психических функций. Нейропсихология детского возраста изучает формирование мозговой организации психических функций в процессе индивидуального развития ребенка. Этот процесс называется онтогенезом.
Овладение ребенком возрастными навыками требует слаженной работы всех зон и участков мозга.
Психологический анализ причин стойкой школьной неуспешности показывает, что у достаточно большого числа детей трудности связаны с несформированностью целого ряда психофизиологических функций, лежащих в основе успешного обучения каждого ребенка. Это так называемые уровни доинтеллектуальной деятельности, к которым относятся фонематический слух, зрительный анализ, артикуляция, мелкая моторика, пространственная, временная и количественная ориентация, координация в системе "глаз – рука", слухоречевая и зрительная память, внимание, образное восприятие. Исследования показывают, что для многих современных детей характерны задержка и искажение психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, повышенная возбудимость, истощаемость, неврозы, психосоматика. Таким детям необходима помощь специалистов – врачей, клинических психологов, психологов, логопедов. Использование нейропсихологического подхода оказывается очень ценным для коррекции тяжелых нарушений речи.
Нейропсихологическая коррекция – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть:
-снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность;
-нарушение мыслительной деятельности;
-снижение функции внимания и памяти;
-несформированность пространственных представлений;
-недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.
Нейропсихологическая коррекция направлена на стимуляцию развития и формирование слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга. Посредством специально разработанных двигательных упражнений и развивающих игр стимулируется формирование определенных компонентов психической деятельности: регуляция и контроль психической деятельности, моторные навыки, зрительное, слуховое, пространственное восприятие и многие другие.
Данный метод способствует развитию высших психических функций, стабилизации межполушарного взаимодействия, функциональной активации подкорковых образований мозга, обеспечение регуляции, программирования и контроля за протеканием психической деятельности. Как известно, развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. И в практике учителя-логопеда рекомендуется использовать упражнения, улучшающие мыслительную деятельность, синхронизирующие работу полушарий, способствующие улучшению запоминания, повышающие устойчивость внимания, облегчающие процесс чтения и письма.
В программы нейропсихологической коррекции могут входить следующие виды деятельности:
- массаж и самомассаж;
-дыхательные упражнения;
-глазодвигательные упражнения;
-растяжки;
И т.д. (см. слайды)
При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. При этом правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация.
Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела.
Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией и аккалькулией (нарушением процесса формирования навыков письма, чтения, счета).
После выше приведенных данных становится понятно, что необходимо развивать и правое и левое полушарие.
Этому способствуют кинезиологические упражнения.
- Проработка темы: Так как ведущая деятельность дошкольника – это игровая, то все виды заданий предлагаются в виде игры. Сегодня мы с вами попробуем проиграть некоторые виды заданий. Я постаралась связать чисто логопедическую работу (например, отработка правильного произношения, формирование фонематического восприятия, активизация, обогащение словаря) с применением нейропсихологических приемов. Большая их часть направлена на то, чтобы у ребенка развивались такие процессы, как внимание, регуляция произвольной деятельности, моторика (мелкая и общая).
Фонематический слух, фонематическое восприятие. (см. слайд)
Мы должны понимать, что если мы учим ребенка проговаривать тот или иной звук, мы должны быть уверены, что ребенок хорошо слышит этот звук, может его выделить в слове и в потоке речи, различает его, понимает его отличие от других звуков (что, например, С это не Ш, и что правильно сказать Шапка, а не «Сапка», Р – это не Л, и правильно Рыба, а не Лыба.
Упражнение «Кольцеброс» «Пирамида», «Башня» - накидывание, нанизывание колец, накладывание кубиков друг на друга в сочетании с придумыванием слов на определенный звук или в зависимости от того, есть ли в слове заданный звук.
- Игра способствует активизации словаря. В игровой форме закрепляется понятие звука, фонематические процессы, умение подбирать слово на заданный звук, умение слышать себя и контролировать своих друзей. Т. к. задание выполняется в игровой двигательной форме, то дети не утомляются, повышается их интерес к обучению
- Условия игры. Можно проигрывать в разных вариантах.
- Ребёнку предлагается подобрать слово на заданный звук (звук может быть первым или внутри слова) и попасть кольцом на конус. Если игра проводится в команде, то побеждает та, у которой за определённый промежуток времени будет больше слов и попаданий. Если участвуют ребенок и родитель, то можно соревноваться, кто больше придумал слов.
- Ребенок слушает ряд слов, в которых содержится или отсутствует заданный звук, получает задание набросить кольцо, если только в слове услышит его.
Игра «Найди звук»
- Цель: развитие фонематического восприятия, слухового внимания
- Игра на развитие фонематического восприятия в движении. Хорошо идёт работа над определением наличия звука в слове.
- Условия игры: Дети встают в круг, им даётся установка о том, какой звук мы ищем в слове. Игра проводится с мячом. Если в слове есть заданный звук, то ребёнок ударяет об пол мячом, если нет, то подкидывает вверх и возвращает ведущему. Игра усложняется за счёт увеличения темпа или за счет того, что ведущим становится ребёнок.
Автоматизация изолированного звука (кадры видео и пробно рисуем на бумаге)
«Спиральки» (по часовой и против часовой стрелки) - рисование на вертикальной поверхности или в воздухе полосок, фигур, букв, цифр и предметов двумя руками (можно попробовать сначала рисовать неведущей рукой). Как разновидность можно использовать межполушарные доски или карточки со специальными «Лабиринтами».
«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Автоматизация в слогах и словах
При автоматизации звуков, особенно на этапе слогов и слов, постепенно необходимо отвлекать внимание ребенка от артикулирования и утрированного произношения звука, чтобы умение перешло в навык. Для этого на занятиях используются задания, в которых ребенок что-то делает руками: манипулирует предметами, нанизывает бусы, едет на игрушечной машинке, шагает пальчиками по дорожкам из камешков «марблс», строит башни или дорожки из кубиков и конструктора. Так же применяются пальчиковые упражнения, двигательные игры, где задействованы оба полушария, где требуется сосредоточенность не на речи, а на правильном выполнении определенного двигательного акта.
«Лягушки» (показ выполнения упражнения логопедом), «Ладушки-оладушки» (проиграть с родителями: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»).
При выполнении данных упражнений можно попросить ребенка проговаривать одновременно с движениями слоги по 5-7 раз. Считаете вы, а ребенок выполняет. Например, РА-РО, ШУ-ША, ЛЫ-ЛА т.п Усложнение задания: «Запомни цепочку слогов и повтори с «лягушками»: дается 3-4 слога: РА-РО-РУ-РЫ и т.д.
«Колечки»(«Пальчики здороваются»)
Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочерёдно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Данные упражнения помогают развивать у детей функцию самоконтроля, концентрацию внимания. У детей развиваются межполушарные связи.
«Кулак-ребро-ладонь» (кулачок-на бочок-ладошка)
«Дорожка», «Классики»
Необходимо подготовить оборудование: положить кубики или фигуры из строительного материала на расстоянии 10-20см друг от друга, для классиков можно использовать мягкие коврики или квадраты из бумаги - переступаем через препятствие сначала левой ногой, затем правой, затем прыжок на двух ногах. После освоения упражнения без речи добавляем инструкцию: «Запомни три слова и повтори их, шагая по дорожке (перешагивая через камушки): сок-сон-соль, рак-рог-рот и т.п.» «Запомни 2 слова и попрыгай по классикам, повторяя их»
Игра «Магазин» (темы для выбора слов: «Игрушки», «Булочная», «Овощи-фрукты», «Одежда» и т.п.)
Игра помогает развивать слухоречевую память, можно одновременно закрепить произношение какого-то звука в словах.
Исходное положение - сидя на полу. Инструктор предлагает детям "сходить в магазин" и перечисляет предметы, которые необходимо купить. Количество предметов необходимо постепенно увеличивать с одного до семи. Можно менять роли (продавец, мама, ребенок) и магазины ("Молоко", "Игрушки", "Булочная" и т. д.). "Продавец" сначала выслушивает заказ "покупателя", затем подбирает "товар". "Покупатель" проверяет и несет "товар" домой, где "мама" проверяет правильность покупки.
Например, слова со звуком Р: «магазин «Булочная или кондитерская»
Торт, ватрушка, пирожок, круассан, баранка, ромашка, пирожное, мороженое, зефир.
Звук Ш «Игрушки»
Мишка, кошка, мышка, машинка, погремушка, матрешка.
Автоматизация в предложениях, Скороговорках и стихах (быстрая демонстрация упражнения,примеры)
- Мнемотаблицы
- «Считалка-бормоталка»
- «Канатоходец» - один из участников прошагает скороговорку по скакалке
- «Перекрестные шаги»
- «Хлопки-ладошки» «Хлопки-ладошки» - играем с мамой и проговариваем скороговорку (на каждое слово хлопок ).
Проиграть: Мнемотаблицы + использование когнитивного упражнения по типу игры "Считалочка-бормоталочка" Последовательность работы следующая:
- Сначала разучиваем скороговорку или стишок, для лучшего запоминания используем мнемотехнику, мнемотаблицы.
В первый раз ребенок произносит все слова скороговорки, затем без последнего слова, заменяя его на хлопок, и так каждый раз заменяем одно слово с конца на хлопок, произнося все слова "про себя".
2. Проигрываем на примере скороговорки «Сорок сорок воровали горох…»
4. Релаксация (делаем все вместе)
После такой большой умственной нагрузки нам с вами необходимо отдохнуть, расслабиться. Давайте попробуем вместе со мной выполнить несколько упражнений из «Гимнастики мозга»- это разработка американского автора П. Деннисона, которая включает в себя 26 разных кинезиологическихъ упражнений. Кинезиология тесно связана с нейропсихологией и позволяет научиться управлять своим телом и развивает мышление: воздействуя на сенсомоторный уровень (уровень действий и ощущений) с учетом общих закономерностей естественного развития ребёнка, мы активируем формирование всех высших психических функций. Эти упражнения помогают легче учиться и чаще получать хорошие отметки. Ведь от них заметно повышаются внимание и собранность, да и учебный материал запоминается быстрее.
«Слон»
- Встаньте удобно, ноги на ширине плеч, колени расслаблены. Правую руку поднимите и опустите на нее голову. Плечо должно быть прижато к уху так плотно, что, если положить между ними лист бумаги, то он удержится. Взгляд – на пальцы вытянутой руки.
- Рисуем ленивую восьмерку всем телом. Для этого чуть приседаем, начинаем волнообразное движение от колен через бедра и выше в корпус. Одновременно с этим гудим «у-у-у». Воображаемым кончиком «кисточки» является ваша рука.
- Глаза следят за движением руки и проецируют восьмерку на расстояние.
- Повторяем эти же движения другой рукой.
Упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память. Выполняя движения, важно добиться, чтобы работало все тело.
«Сова»
Правая рука захватывает левую надостную мышцу (между шеей и плечом). Ладонь должна быть мягкой, как бы «приклеенной» к мышце.
- Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят «ух». Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом «уханье» округляются, как у совы. Обычно на один поворот головы приходится 5 звуков. Все движения выполняются синхронно! Проделайте упражнение не менее 3 раз.
- Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую надостную мышцу. Упражнение снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу. Оно способствует развитию таких учебных навыков, как слушание и математические вычисления.
Благодаря «уханью» снимаются челюстные зажимы, что делает речь более связной. Это упражнение особенно полезно после длительного письма, работы с компьютером, вождения машины (для взрослых).
Упражнения на расслабление мышц шеи.
"Любопытная Варвара".
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох - выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А Варвара смотрит вверх
Дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
5. Подведение итогов: Рефлексия.
Предлагаю вам поделиться впечатлениями от сегодняшней встречи с помощью «смайликов». А также буду вам очень благодарна, если оставите свой отзыв в письменном виде, заполнив небольшую анкету.
Упражнение «Смайлики».
Каждый смайлик имеет своё определенное выражение эмоции: веселый — все сделал правильно, удивленный — встретились трудности, грустный— много ошибок. Каждый участник помещает соответствующий Смайлик на мольберт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение нейропсихологического метода в работе учителя - логопеда
Использование междисциплинарных связей в целях повышения эффективности коррекционной работы...
Статья "НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"
Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе, а именно метода замещающего онтогенеза (МЗО) А.В.Семенович. «Метод замещающего онтогенеза» основывает...
Нейропсихологический подход в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ.
Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.Э...
Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда.
В данной статье рассматривается специфика и адапртированные методы нейропсихологической коррекции в условиях коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ.даются практические советы как и на каких эт...
Педагогическая находка «Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда»
Использование нейропсихологических приемов как средство решения коррекционно-развивающих задач....
Презентация "Нейропсихологические упражнения в работе учителя-логопеда"
Презентация "Нейропсихологические упражнения в работе учителя-логопеда" предназначена для учителей-логопедов , студентов, воспитателей ....
Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда
Данный материал можно использовать к презентации "Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда"...