Методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ в условиях инклюзивного образования
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Злобина Анастасия Анатольевна

   У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается незрелость мотивации к учебной деятельности.  И то, что все занятия проходят в игровой форме, зачастую не дают тот результат, который мы ждём.

     У «особых» детей отмечается неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности, страдает как внешняя, так и внутренняя речь. Они хотят быстрее сделать, чем сделать качественно.

     Учитывая особенности развития познавательной сферы, появилась необходимость в поиске условий для формирования у детей познавательной мотивации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priyomy.docx147.61 КБ
PDF icon metody_i_priyomy-.pdf2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад

Методическая разработка

Методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ в условиях инклюзивного образования

       

 Злобина Анастасия Анатольевна
учитель-логопед МДОУ д/с №4
Сретенского района пгт. Кокуй

                                                                                           

                       

пгт. Кокуй 2018 г.

D:\Desktop\настя\логопед\фото логопед\DSCN7644.JPG

                                                 Анастасия Анатольевна Злобина, учитель – логопед первой квалификационной категории, МДОУ детский сад № 4 пгт. Кокуй Сретенского района

Слайд 1.

      Методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ в условиях инклюзивного образования

Научиться можно только тому, что любишь.
Иоганн Вольфганг Гёте

Слайд 2.   

     Как не согласиться со словами И. Гёте, ведь всю свою жизнь мы чему-то учимся. Учимся ползать, ходить, говорить, и многое другое. А чтобы захотеть что-то делать и познать, должно быть, по меньшей мере, быть интересно. А где может быть интереснее, чем в детском саду, где любой ребёнок, вне зависимости от особенностей здоровья будет чувствовать себя счастливым, уверенным и желанным.

Слайд 3.

    В условиях современного рынка образовательных услуг, важная задача дошкольного образования – его доступность для всех детей.

     В рамках инклюзивного образования система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.

     Начиная с раннего возраста, любой ребёнок с умственными и физическими недостатками может посещать общеобразовательную дошкольную организацию. Ребёнок может получать квалифицированную помощь специалистов в различной форме и объёме, исходя из его индивидуальных особенностей.

Слайд 4.  

   Инклюзивный подход в дошкольном образовании предусматривает изменение педагогических методов, чтобы образовательная организация могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех воспитанников, посещающих её.

     Одно из правил инклюзивного образования  - все педагоги и сотрудники образовательной организации, вовлечённые в процесс обучения, должны быть обучены разным стратегиям и новым педагогическим технологиям.

Слайд 5.  

   Таким образом, мы, специалисты обычного муниципального общеобразовательного детского учреждения, должны найти в себе профессиональные, психологические и физические ресурсы, чтобы создать все условия, необходимые для развития любого ребёнка, особенно, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

     Включение в воспитательный процесс инклюзии, напрямую затрагивает не только психолога и педагога, но и учителя-логопеда.

Слайд 6.  

   У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается незрелость мотивации к учебной деятельности.  И то, что все занятия проходят в игровой форме, зачастую не дают тот результат, который мы ждём.

     У «особых» детей отмечается неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности, страдает как внешняя, так и внутренняя речь. Они хотят быстрее сделать, чем сделать качественно.

     Учитывая особенности развития познавательной сферы, появилась необходимость в поиске условий для формирования у детей познавательной мотивации.

Слайд 7.  

   Евгений Павлович Ильин уделял огромное значение мотивации в любой деятельности человека. О мотивации дошкольника говорит его отношение к обучению как к серьёзной общественно значимой деятельности, эмоциональная расположенность выполнять требования взрослых, познавательный интерес к окружающей действительности.

     В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Но как мы отмечаем, дети с ограниченными возможностями здоровья не хотят играть в игры с правилами или запретами. Они избегают каких-либо трудностей и отказываются выполнять те или иные действия. «Особый» ребёнок с задержкой речевого развития привыкает, что все понимают его с «полуслова». Следовательно, у него утрачивается мотив и желание учиться правильно говорить.

Слайд 8.  

   Важным методом в своей работе, считаю метод стимулирования и мотивации, предложенный в классификации методов Юрием Константиновичем Бабанским. А для эффективности этого метода использую систему поощрений, предложенную А.В Костюк.  В своих работах, она подчёркивает важность мотивации к деятельности по коррекции собственных речевых нарушений, и описывает формирование мотивации через использование различного вида поощрений.

Слайд 9.

     На логопедических занятиях часто использую похвалу, одобрение, наклейки, смайлики, раскраски и т.п. Иногда вводятся пищевые поощрения (но только, с письменного разрешения родителей и документа от врача). Такие поощрения используем редко, всё зависит от возраста, от индивидуальных особенностей и от вида нарушений. Их лучше использовать для маленьких детей, например, при вызывании звукоподражаний.

Слайд 10.

   Очень мощным стимулятором оказался игрушечный компьютер – это своего рода игровая приставка с монитором, клавиатурой и мышкой, стилизованные под настоящий компьютер. На нём регулируется яркость и громкость, есть много игр на внимательность, память, логику, мышление и др. Иногда дети выбирают другие игрушки. Все игры в конце занятия отслеживаются с помощью песочных часов - ребенка предупреждаем, что часики перевернем один раз, и когда это происходит, каких либо обид или огорчений не появляется (фото «Игровые поощрения»)

Слайд 11.

     Приведу пример: ребёнок с лёгкой умственной отсталостью, системным недоразвитием речи, процесс автоматизации проходит очень долго. На протяжении полугода, мы продвинулись от изолированного звука только до слогов.

Слайд 12.

     Теперь же, с «мощными стимуляторами», мы проговариваем слова, внимательно слушаем, стараемся выполнить всё правильно. И процесс автоматизации проходит уже результативнее.

Слайд 13.

    Чтобы «особый» ребёнок сохранял спокойствие, не нервничал и не торопился, я ввела визуальное расписание. Структура логопедического занятия представлена в виде картинок, с помощью которых ребёнок знает, что произойдёт дальше. Расписание развивает самостоятельность, повышает самооценку, после выполнения задания ребёнок приклеивает «счастливый» смайлик.

Слайд 14.

     Теперь «особые» детки более организованы, они не отвлекаются, внимание более сконцентрировано, «они медленно и верно идут к своей цели». Стоит отметить, что визуальное расписание нужно не всем, всё зависит от индивидуальных особенностей ребёнка (фото «Визуальное расписание»)

     Как уже говорилось, процесс автоматизации занимает долгое время у детей с ограниченными возможностями здоровья. Звук закрепляется в многократном его повторении, что утомляет детей. Следовательно, повторять материал нужно непринуждённо, в игровой форме. На логопедических занятиях я пользуюсь игровыми приёмами, которые способствуют поддержанию интереса детей к занятию, формированию положительной мотивации и познавательного интереса.

Слайд15.
    Чтобы обучение проходило непроизвольно, было доступно и понятно каждому ребёнку, я ввела в занятия интерактивную тетрадь (фото «Интерактивная тетрадь») и лэпбук (фото «Лэпбук»). Эти интерактивные пособия представлены в виде папок с различными кармашками, двигающимися фигурками и др. В них собраны разнообразные приёмы, такие как, мнемотехника, моделирование, складывание, игры на развитие сенсорной культуры и мелкой моторики.

Слайд 16.

                                            «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму»

Конфуций

     Необычная, яркая, красочная папка и тетрадь очень привлекают внимание. В результате работы с такими пособиями, ребёнок, достигая игровой цели, усваивает коррекционный материал.

Слайд 17.

      Таким образом, разнообразие методов, приёмов обучения позволяет учителю-логопеду повысить эффективность и результативность логопедической работы.

Слайд 18.

     Любой ребёнок, вне зависимости от особенностей здоровья, может получить помощь в различной форме, исходя из его индивидуальных особенностей. Они являются эффективным средством в коррекции речевых нарушений.

Литература

  1. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб: Питер, 2011.
  2. Костюк А. В. Мотивация ребенка в логопедической работе по коррекции звукопроизношения.
  3. Бабанский Ю. К. Педагогика. - М., 1988.
  4. Потапова О.Е. Инклюзивные практики в детском саду: Метод рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается организация коррекционной работы учителя-логопеда на индивидуальных занятиях в группе кратковременного пребывания в детском саду, в которой применяется личностно-ориентированн...

Проектная деятельность в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей в условиях логопункта. - Выступление на МО учителей-логопедов и воспитателей.

Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Проектный метод заслуживает внимания логопедов ДОУ , которым приходится искать эффек...

Формы и методы работы учителя- логопеда с родителями в условиях пандемии.

Формы и методы работы учителя- логопеда с родителями в условиях пандемии....

Нейропсихогические методы и приёмы в работе учителя-логопеда.

В последнее время увеличилось количество детей, имеющих нарушения в развитии. Трудности при освоении программного материала возникают не из-за детской лени, а вследствие особенностей развития головног...

Выступление "Педагогическое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в условиях инклюзивного образования" на семинаре образовательного комплекса

В данном выступлении учителя-логопеды делятся с коллегами своими практическими наработками в такой важной для эффективной коррекционной работы сфере, как взаимодействие педагогов, участвующих в сопров...

Доклад "Педагогическое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в условиях инклюзивного образования" на семинаре образовательного комплекса

В данном докладе учителя-логопеды делятся с коллегами своими практическими наработками в такой важной для эффективной коррекционной работы сфере, как взаимодействие педагогов, участвующих в сопровожде...

2023 год. Ковалева Л. П., Келлер Е. В. Презентация "Проектная технология как средство педагогического взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в условиях инклюзивного образования в ДОО"

Презентация "Проектная технология как средство педагогического взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в условиях инклюзивного образования в ДОО". Авторы: учитель-логопед Келлер Е. В.,...