Программа курса коррекционно-развивающих занятий «Коррекция и развитие речи у детей дошкольного возраста»
рабочая программа по логопедии на тему
Программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», соответствующими направлениями Концепции дошкольного воспитания, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Конвенцией о правах ребенка, методическими рекомендациями Министерства образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Программа рассчитана на детей с четырехлетнего возраста. Она создавалась для детей с третьим уровнем речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_detey_s_obshchim_nedorazvitiem_rechi_3_urovnya_rechevogo_razvitiya.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «МИТИНО» («СТРОГИНО»)
Программа курса коррекционно-развивающих занятий
«Коррекция и развитие речи у детей дошкольного возраста»
Составитель:
учитель-логопед
Сальникова А.В.
Москва ,2014
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», соответствующими направлениями Концепции дошкольного воспитания, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Конвенцией о правах ребенка, методическими рекомендациями Министерства образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Программа рассчитана на детей с четырехлетнего возраста. Она создавалась для детей с третьим уровнем речевого развития.
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
Программа позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе. Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так, она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социальное развитие. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы в соответствии с требованиями Программы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, — что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Цели занятий:
- Коррекция устной речи и профилактика нарушений чтения и письма.
- Сознательное, глубокое и прочное освоение родного языка у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи:
- Обогащение словарного запаса.
- Активизация речи.
- Совершенствование произношения с нормами родного языка.
- Развитие просодики речи.
- Развитие фонетико-фонематического слуха.
- Развитие способности к слуховому анализу и синтезу.
- Формирование зрительно-пространственных и временных представлений.
- Коррекция слоговой структуры.
- Коррекция процессов внимания, памяти, мышления (связанных с развитием речи).
- Коррекция мелкой и общей моторики.
- Развитие общих речевых навыков:
- формирование правильного физиологического и речевого дыхания;
- работа над плавностью речи;
- четкость дикции;
- интонационная выразительность речи.
Структура занятия
1 этап. Организационно подготовительный
- Формирование положительной установки детей на участие в занятии;
- Объявление темы занятия;
- Создание положительного эмоционального фона.
2 этап. Основной. Включает в себя развивающие, обучающие, воспитательные цели.
Воспитательные цели:
- Формирование положительной установки на участие в занятии;
- Воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца;
- Формирование навыков инициативности и самостоятельности;
- Воспитание навыков общения в игре и на занятии;
- Развитие коммуникативной компетентности;
- Воспитание бережного отношения к природе;
- Формирование навыков общения, взаимодействия, чувства доброжелательности;
- Развитие навыка сотрудничества в группе;
- Воспитание ответственного отношения к выполнению задания.
Коррекционно-развивающие цели предусматривают использование различных методик и упражнений направленных на:
1. развитие когнитивных процессов: развитие восприятия, внимания, памяти, мышления.
2. Активизацию речевой деятельности детей: развитие слухового восприятия, внимания, памяти, развитие навыков фонематического анализа и синтеза, развитие лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи.
3. Развитие конструктивного праксиса, тонкой и общей моторики.
Обучающие цели включают задания, направленные на:
- Обогащение представлений об окружающем;
- Расширение, уточнение и активизация словаря;
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи;
- Обучение составлению простого предложения по вопросам, с опорой на картинку и по образцу.
3 этап - итоговый.
Обследование речи ребенка, подведение итогов и результатов, уточнение и систематизация полученных знаний, выявление достижений детей за данный промежуток учебного времени.
Механизм проведения занятия.
Общая продолжительность занятий составляет 30 минут 2 раза в неделю. Но, для детей трёх лет, занятие имеет три пятиминутных перерыва для двигательных игр, куда могут входить комплексы общеукрепляющих упражнений, гимнастики для глаз, гимнастики для пальчиков и т.п. Для детей четырёх лет- два перерыва и для детей пяти лет – один перерыв. Длительность занятий зависит от возраста ребёнка и соответствует нормам СанПина.
Занятия включают работу по развитию и коррекции всех компонентов устной речи (коррекция звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя, фонетических процессов и связной речи).
Планируемый результат освоения программы:
Овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонематической системой русского языка, элементами грамоты.
Формы подведения итогов.
В начале, середине и конце коррекционного процесса проводится диагностика уровня речевого развития ребенка по методикам Безруковой, Крупенчук, Иншаковой для выявления динамики. Диагностика проводится в форме беседы с ребенком и его родителями (законными представителями).
Методическое обеспечение.
Теоретической основой цикла занятий являются программы: разработанные Филичевой Т. Б., Тумановой Т. В., Чиркиной Г. В., Нищевой Н. В., З.Е. Агранович.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
По формированию речевой деятельности детей
Лексическая тема Количество занятий | Развитие лексико– грамматических средств языка | Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи | Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Профессии людей. 1 | 1. Использование сущ. в ед. и мн. ч 2. Р.п. имён существительных. 3. Употребление сущ В.п., Тв. П. 4. Подбор определений к словам – предметам. 5. Глаголы совершенного и несовершенного вида. 6. Приставочные глаголы. | Понимание речи. Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине, по опорным словам. Беседа на тему «детский сад. Профессии в детском саду». Рассказывание стихов. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на неречевых звуках |
Овощи 1 | 1. Имёна существительные ед. и мн. числа с уменьшительно – ласкат. суффиксами. 2. Практическое знакомство с категорией завершённости и незавершённости действия. 3. Подбор определений к словам – предметам. 4. Упражнения в образовании относительных прилагательных. 5. Упражнения в понимании и употреблении предлогов В, НА, БЕЗ, У. 6. Закрепление понятия рода существительных при согласовании их с числительными ОДИН, ОДНА, ДВА, ДВЕ. | Составление предложений из 4 слов с одним определением. Составление описательного рассказа «Овощи» по схеме – плану. Формирование предложений с противительным союзом А. | Знакомство с понятием ЗВУК. Звук «А». Звучание, артикуляция, выделение из потока гласных звуков. |
Фрукты 1 | 1. Имёна существительные ед. и мн. числа с уменьшительно – ласкатель. суффиксами. 2. Мн. число имён существительных. 3. Согласование существительных с числительными ОДИН, ОДНА, ДВА, ДВЕ. 3. Подбор определений к словам – предметам. 4. Первые упражнения в образовании относительных прилагательных. 5. Практические упражнения в понимании и употреблении предлогов В, НА, БЕЗ, У. | Формирование начал составления простого описательного рассказа через простое распространённое предложение по схеме/размер, цвет, форма, вкус/. Формирование предложений с противительным союзом А. Составление описательных загадок. | Знакомство с понятием СЛОВО. Выделение звука «А» на фоне слова самим логопедом в обучении. Термин гласный звук. Опознавательные признаки гласного звука. Условное обозначение гласного звука фишкой красного цвета. Условно – графическое обозначение слова. |
Одежда 1 | 1. Образование сущ.И.п. мн. числа. 2. Употребление Р.п. ед.числа. 3. Употребление в речи притяжательных прилагательных местоимений МОЙ, МОЯ, 4. Глаголы совершенного и несовершенного вида. 5. Приставочные глаголы. 6. Согласование существительных с глаголами Прош. времени в роде. | Формирование предложений с противительным союзом А. Составление описательного рассказа «Одежда» | Звук «У». Звучание, артикуляция, умение выделять из ряда гласных звуков. Термин гласный звук.
|
Обувь 1 | 1. Образование относительных прилагательных 2. Образование существительных в Р. п ед. и мн. числе в косвенных падежах. 3. Усвоение притяжательных местоимений «мой» - «моя» в сочетании с существит. Муж. И жен. рода | Разучивание, проговаривание стихотворения: Нарядили ножки в новые сапожки, Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке, Вы шагайте, топайте, по лужам не шлёпайте, В грязь не заходите, сапожки не рвите. | Звук У. Выделение и определение в словах первого гласного гласного звука У. Условное обозначение гласного звука красным цветом в начале слова /схеме/. |
Осень 1 | 1. Образование и употребление имён существительные ед. и мн. числа с уменьшительно – ласкат. суффиксами. 2. Практическое употребление сущ. в, Р, Т. ед. и мн. числа 3. Согласование прилагательных с существительными муж. И жен. Рода, с сущ. Мн. Числа. 4. Ознакомление с категорией завершённости и незавершённости действия. 5. Упражнение в употреблении предлога НА. | Составление простых нераспространённых предложений по наблюдениям, по картине. Распространение предложений прилагательными Составление предложений в рассказ об осени по картине. Составление рассказов об осени по плану. . | Звуки А – У. Различение на слух звуки А, У в составе звукокомплексов и слов. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков АУ, УА. |
Посуда 1 | 1. Активизирование приставочных глаголов, необходимых для обозначения ухода за посудой. 2. Согласование сущ. с прилагат. В числе и роде. 3. Активное употребление предлогов В, НА, ИЗ, С. 4. Составление простого предложения по картине, по вопросам по модели: сущ. И.п.+ согласованный глагол +2 зависимых от глагола сущ. в косвенных падежах. 5. Согласование существительных с числительными ОДИН, ОДНА, ДВА, ДВЕ | Составлении предложений с союзом А при сравнении. Составление рассказа – описания о предмете посуды по плану. Составление рассказа по картине «Мы дежурим». | Звук И. Звучание, артикуляция, зрительный символ, аналоги звучания. умение выделять в потоке и сочетании звуков, в начале слов |
Продукты питания. Профессии людей. 1 | 1. Глаголы совершенного и несовершенного вида. 2.Упражнение в употреблении приставочных глаголов. 3. Образование относительных прилагательных. 4. Согласование прилагательных с существительными в В,п., П.п., Д.п, ТВ.п. 5. Предложный падеж существит. множественного числа. | Формирование предложений со словами «сначала…, а потом». Развитие умения выделять характерные, существенные признаки предметов при сравнении. | Звуки А – У – И. Различение на слух звуки А, У, И в начале слов. Анализ с помощью зрительных символов звукосочетаний из 3 – х звуков. Подбор слов с заданным звуком по наглядной опоре. |
Игрушки 1 | 1. Практическое усвоение способов словообразования с использованием сущ. с уменьшительно – ласкательными суффиксами. 2. Усвоение притяжательных местоимений «мой – моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода. 3. Образование существительных в ед. и мн. числе в косвенных падежах. - Р. п. много машин, кукол - В.п положу мячи - Тв. п. пойду за кубиками. 4. Практическое употребление предлогов «НА», «В». 5. Согласование сущ с прилагательными. падежах: 6. Преобразование глаголов повелительного наклонения 2 лица ед. ч. в глаголы изъявительного наклонения 3 – лица ед. ч. наст. времени | Усвоение навыка составления короткого описательного рассказа. Разучивание стихотворений. Рассматривание картины «Дочки – матери», беседа, составление плана – рассказа, рассказа детьми. Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстраций действий: Им.п. сущ. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола сущ. В косвенных падежах | Звуки А – У – И. Определение наличия/ отсутствия первого и последнего гласного звука в словах. Анализ, синтез звукосочетаний из 3 – х гласных звуков. Подбор слов с заданным звуком по наглядной опоре. |
Части тела 1 | 1. Имёна существительные ед. и мн. Числа И.п., В.п. 2. Имёна существительные един. И мн. числа с уменьшительно – ласкательными суффиксами. 3. Имёна существительные Р.п. ед числа. 4. Родовая принадлежность сущ – х с помощью притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ. 5. Активизация в речи «правый – левый». 6. Закрепление навыка согласования прилагат. С существит. в роде, числе. 7. Согласование существительных с числительными ОДИН, ОДНА, ДВА, ДВЕ.
| Упражнение в умении сопровождать свои действия предложениями типа «сущ. + глагол». Составление сложных предложений с союзом «чтобы». | Звук О. Звучание, артикуляция, зрительный символ, аналоги звучания. умение выделять в потоке и сочетании звуков, в начале слов |
Домашние животные 1 | 1. Образование и употребление множественного числа существительных. 2. Образование и употребление уменьшительной формы существительных. 3. Закрепление навыка согласования прилагательного с сущ.в роде, числе, падеже. 4. Практическое употребление простых предлогов «НА, ПОД, В, ИЗ», в сочетании с соответствующими падежными формами существительных. 5. Подбор определений к словам – предметам. 6. Составление предложений по схемам сущ И.п. + глагол +сущ. В.п.
| Распространение предложений путём введения однородных членов. Составление описательных загадок. Разучивание загадок и стихов. Чтение рассказа Е.Чарушина «Корова», беседа. Рассматривание картины «Корова и телята», Составление описательного рассказа. Коллективное составление плана рассказа по картине по частям, обобщающий рассказ одним. | Звук О. Определение последнего гласного звука в словах, подбор слов с заданным первым звуком (А, У, И, О). Анализ и синтез сочетаний из двух- трёх гласных звуков. |
Дикие животные 1 | 1. Образование и употребление сущ Т.п. ед и мн.ч. 2. Образование и практическое употребление сущ. с уменьшит – ласкат. суффиксами ед. и мн. Числа. 3. Согласование сущ. И прилаг. В роде, числе. 4. Практическое употребление предлогов «НА, В, ПОД» в сочетании с падежными формами сущ. 5. Распространение предложений путём введения однородных определений 6. Составление предложений по схемам сущ И.п. + глагол +сущ. В.п. | Составление короткого описательного рассказа по план – схеме. Отгадывание, заучивание загадок. Рассматривание картины «Кто как зимует? беседа, рассказ по картине по плану. Совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (элементы драматизации) по сказке «Колобок». Пересказ по ролям. | Звуки У - О. Дифференциация на слух (изолированно, в слогах, в словах) часто смешиваемые звуки У –О.Подбор в предложение слово с заданным начальным звуком(У, О). Анализ и синтез сочетаний из двух- трёх - четырёх гласных звуков. |
Зима 1 | 1.Практическое употребление предлогов «НА, С» в сочетании с падежными формами сущ. 2. Упражнение в подборе прилагательных к существительному, согласовывая их в роде, числе по вопросам «какая?», «какой?». 3. Практическое знакомство с родственными словами. 4. Глаголы совершенного и несовершенного вида. 5. Образование, употребление относительных прилагательных. 6. Прилагательные – антонимы. | Распространение предложений определениями. Составление предложений по опорным словам. Составление рассказа по личному опыту «Снежная горка» Заучивание стих – й, загадок. . Установление причинно - следственных связей, при сравнении осени и зимы. | Звуки У - О. Дифференциация на слух (изолированно, в слогах, в словах) часто смешиваемые звуки У –О. Анализ и синтез сочетаний из двух- трёх - четырёх гласных звуков. |
Зимующие птицы 1 | 1. Образование, употребление мн.ч. сущ. (Деревья, перья, крылья) и их Р.п 2. Упражнение в ответах на вопросы «Чем?» 3. Расширение словаря приставочными глаголами 4. Упражнение в согласовании числительных с существительными 5. Упражнение в подборе прилагательных к существительному согласовывая их в роде, числе по вопросам «какая?», «какой?» 6. Использование предложений с разными конструкциями: с однородными подлежащими предлогов «НА», в сочетании с падежной формой существительного. | Составление предложений разной конструкции по серии сюжетных картинок и объединение их в рассказ. Отгадывание загадок и умение обосновать свою отгадку. Составление описательных рассказов о птицах по коллективно составленному плану. | Звуки А – О - У – И. Дифференциация на слух звуков А, У, И, О в начале и конце слов, определение на слух наличие/ отсутствие заданного гласного звука в слове. Подбор слов с заданным звуком по наглядной опоре. |
Новый год 1 | 1.Практическое употребление предлогов «НА, ПОД» в сочетании с падежными формами сущ –х. 2. Упражнение в подборе прилагательных к существительному. 3. Распространение предложений путём введения однородных определений. | Закрепление умения строить предложения по сюжетной картине. Объединение их в рассказ. Распространение предложений определениями. Заучивание с детьми стихов, диалогов | Звуки А – О - У – И. Определение гласного звука (А, О, У, И) в середине односложного слова с помощью зрительного слова (мак, кот, дуб, лист) определение на слух наличие/ отсутствие заданного гласного звука в слове. |
Домашние птицы 1 | 1. Образование, употребление названий детёнышей домашних птиц в ед, ч. И мн. Ч. 2.Образование относительных прилагательных 3. Упражнение в согласовании числительных с существительными 4. Употребление предлога «У», « С» в ответе на вопрос «Кто у кого?», «Кто с кем?» 5. Использование предложений с разными конструкциями: с однородными подлежащими
| Упражнение в составлении предложений разной конструкции и объединении их в описательный рассказ «Птичий двор». Отгадывание загадок и умение обосновать свою отгадку. | Звук Ы. Звучание, артикуляция, положение в слове, зрительный символ, выделение в потоке, в сочетании звуков, словах. Звуки И – Ы. Дифференциация на слух и произносительно (изолированно, в слогах, в словах) часто смешиваемые звуки И – Ы. Анализ и синтез сочетаний из четырёх гласных звуков (АЫУИ, УАИЫ). |
Одежда. Головные уборы. 1 | 1. Практическое усвоение способов словообразования с использованием сущ. с умен – ласкательными суффиксами. 2. Усвоение притяжательных местоимений «мой – моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода. 3. Формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного 5. Образование, практическое употребление существительных в ед. и мн. числе в косвенных падежах. 6. Формирование предложения из нескольких слов в последовательности: Подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (В,п сущ) | Работа с деформированным предложением. Составление, дополнение предложения до 3 – 4 - х слов. Анализ полученного предложения. Усвоение навыка составления короткого описательного рассказа. | Звук М. Термин «согласный» звук. Особенности артикуляции, зрительный символ. Выделение звука (на слух) в потоке и сочетании звуков, в начале слов. Выделение слов со звуком М из стихотворений и маленьких рассказов. Анализ, синтез обратных слогов АМ, УМ, ИМ с помощью зрительных символов. Анализ, синтез прямых слогов МА, МУ, МО, МЫ с помощью зрительных символов. |
Дом. Семья 1 | 1.Упражнение в использовании Дат. Падежа ед. и мн. Ч. Сущ. Очки дать бабушке, а также Род. Пад. Сумка мамы 2. Усвоение наиболее доступных антономических отношений. 3.Притяжательные прилагательные. 4. Слова – признаки действия. 5.Активизация существительных. с уменьшит.- ласкательными суффиксами. 6.Употребление личных местоимений вместо имён собственных. | Упражнение в кратком рассказывании о близких и объединение небольших рассказов в один рассказ о своей семье. Составление рассказа из 5 – 6 предложений по сюжетной картине «Семья», небольшой рассказ из личного опыта «Дома вечером». | Звук В. Артикуляция, выделение в потоке, в начале слов. Определение наличие / отсутствие звука В в слове. Отбор слов со звуком В из стихотворений и рассказов. Добавление слов в рифмовки. Анализ, синтез прямых слогов ВА, ВУ, ВО, ВЫ с помощью зрительных символов. |
Мебель 1 | 1.Родовая принадлежность существительных среднего рода. 2. Употребление личных местоимений вместо имён собственных. 3. Активизация приставочных глаголов в речи детей. 4. Употребление предлогов ПО, К, ОТ, ЗА. | Закрепление составления предложений с союзом А при сравнении предметов. Составление рассказа – описания о предметах мебели по план – схеме. Отгадывание загадок. | Звук Н. Артикуляция, выделение в потоке, в начале слов. Определение наличие / отсутствие звука Н в слове. Анализ, синтез прямых и обратных слогов НА, НУ, ОН Отбор слов со звуком Н из стихотворений и рассказов. |
Наш город 1 | 1. Активизирование, существительных множественного числа (дома, окна), Род п. мн.ч. существ. Мн.ч. с окончаниями _ов, -ев, - ей (домов, улиц, парков) 2. Расширение активного глагольного словаря приставочными глаголами (идти – перейти, ехать – поехать – приехать, строить – построить) 3.Согласование прилагательных с сущ. В роде, числе, падеже. 4. Употребление наречий – антонимов. 5. Употребление предлогов ПО, К, ОТ, ЗА. | Упражнение в составлении рассказов о своём городе с использованием фотографий. Развитие логического мышления, умение сравнивать 2 предметов по их признакам (сравнение жилого дома – магазина) | Звук Ф. Артикуляция. выделение в потоке, в начале и середине слов. Анализ, синтез прямых и обратных слогов ФА, ФО, ОФ. |
День защитника Отечества 1 | 1.Практическое усвоение способов словообразования с использованием сущ. в ед. и мн. Ч. 2. Наречия /слова- признаки действия/ в практических упражнениях. 3. Будущее сложное время глаголов /буду служить/ 4. Составление предложений по схемам сущ И.п. + глагол
| Заучивание с детьми стихов. Беседа по картине «На границе», составление плана рассказа . Отгадывание загадок и умение обосновать свою отгадку. | Звуки М - Н. Дифференциация на слух (изолированно, в словах), с помощью зрительных символов. Анализ и синтез прямых слогов (МА, НУ). |
8 Марта | 1. Активизация названий профессий и глаголов, связанных с трудом мамы и бабушки на работе и дома. 2. Совершенствовать умение подбирать прилагательные к существит., согласовывая их в роде, числе, падеже. 3.Употребление личных местоимений вместо имён собственных. 4. Притяжательные прилагательные. 5. Слова – признаки действия. | Формирование самостоятельного высказывания детей в ответах на вопрос: «Что бы ты сделал, если бы мама заболела?». Заучивание стих – й. | Звук Б. Артикуляция, выделение в потоке, в начале и середине слов. Анализ, синтез прямых слогов БА, БО, БУ. Определение с помощью символов первый согласный и последующий гласный в односложных словах (БАК, БЫК, БОК, БУК) |
Весна 1 | 1. Расширение глагольного словаря: упражнение в использовании приставочных глаголов(тает – оттаивает – подтаивает; греет – пригревает); в подборе глаголов к существительному, согласовывая их в ед. и мн. Числе. 2. Упражнение в подборе прилагательных к существительному, согласовывая их в роде. 3. Образование, изменение относительных прилагательных. 4. Прилагательные с ум. – ласкат. Суффиксами. | Составление простых распространённых предложений с опорой на зрительный образ. Анализ, схема предложения. Составление рассказа по картине по составленному плану. Рассматривание картины А.Саврасова «Грачи прилетели». Развитие умения устанавливать и объяснять причинно – следственные связи, зависимость поведения людей, животных от изменений в природе. | Звук П. Артикуляция, выделение в потоке в словах. Анализ, синтез прямых и обратных слогов ПУ, АП. Определение с помощью символов конечного согласного звука в словах, наличие/ отсутствие звука П в словах. Выбирание слов из стихов. |
Перелётные птицы 1 | 1.Упражнение в образовании всех форм мн.ч. сущ. 2. Расширение глагольного словаря: упражнение в использовании приставочных глаголов 3. Упражнение в подборе глагола к сущ. 4. Упражнение в использовании предложений разной конструкции, в ответах на вопросы «где?», «чем?», «откуда?», «куда?». 5. Употребление сложных предложений с союзным словом «потому что». | Составление предложений по опорным словам. Описывание птиц по предложенному плану. Развитие логического мышления, установление причинно – следственных связей, заключение выводов(исключение четвёртого лишнего с обоснованием ответа) | Звуки Б – П. Дифференциация на слух (изолированно, в словах) оппозиционных по звонкости – глухости. Определение на слух с помощью зрительных символов звуки Б-П в парах слов. Анализ, синтез прямых и обратных слогов ПА, БО. |
Профессии 1 | 1.Упражнение в образовании названий профессий с помощью суффиксов – тель, - чик. 2. Закрепление умения использовать существительные в ед. и мн. Числе, употребление вин.п. существит. 3. Согласование сущ. С прилагат в роде, числе, падеже. 4. Личные местоимения с предлогом У: у меня, у него. 5. Усвоение будущего сложного времени глаголов. | Заучивание стих – й о профессиях. Составление сложноподчинённых предложений с союзами что, чтобы. Развитие диалогической речи детей, умение использовать предложения разной конструкции при составлении рассказа по картине, из собственного опыта. | Звук Д. Артикуляция, выделение в потоке, словах. Анализ, синтез прямых слогов ДА, ДО, ДУ. Определение с помощью символов первый согласный и последующий гласный в словах. Определение позиции звука Д в слове (начало, середина). Анализ слов ИВА с помощью зрительных символов |
3 Период
Транспорт 1 | 1. Упражнение в образовании всех форм мн.числа сущ.(крылья, поезда, и их Род.п.(лодок, водителей, шоферов), родит. П. принадлежности (шофёр автобуса, кабина грузовика). 2. Закрепление в активном словаре употребление приставочных глаголов передвижения, закрепление умения различать оттеночные значения приставок в глаголах (уехал, приехал, отъехал, подъехал, выехал, съехал) 3. Закрепление умения согласовывать имена существительные с именами числительными. 4. Наречия – антонимы. 5. Употребление предлогов ПО, К, ОТ, ЗА, | Упражнение в использовании предложений разной конструкции при составлении рассказа по картине, по своим рисункам. Составление предложения по опорным словам (пароход, плыть, капитан, палуба). Отгадывание загадок с обоснованием своего ответа. Составление рассказов о транспорте по заранее составленному плану. | Звук Т. Артикуляция, выделение в потоке, словах. Анализ, синтез прямых и обратных слогов ТА, УТ. Анализ слов ТУТ, ТАМ с помощью зрительных символов. Определение позиции звука Т в слове (начало, середина, конец)). Анализ слов ПОТ, ВОТ, ТОТ с помощью зрительных символов. |
Сад – Огород 1 | 1. Согласование существительных с числительными. 2. Активизация приставочных глаголов речи детей. 3. Прилагательные с протитивоположным значением. 4. Относительные прилагательные. 5. Составление сложноподчинённых предложений с придаточными предложениями причины (потому что). | Составление описательных рассказов – загадок по плану. Отгадывание загадок с обоснованием своего ответа. | Звуки Д – Т. Дифференциация на слух (изолированно, в словах) оппозиционных по звонкости – глухости. Определение на слух с помощью зрительных символов звуки Т-Д в словосочетаниях. Анализ, синтез прямых и обратных слогов ТА, ТУ, ДЫ. Анализ слов ДОМ с помощью зрительных символов. |
Насекомые 1 | 1. Употребление предлогов ПОД, НАД, С, СО, ИЗ. 2. Активизация приставочных глаголов речи детей. 3. Слова – признаки действия. 4. Закрепление навыка согласования прилагательного с сущ.в роде, числе, падеже. 5. Выделение предлога как отдельное служебное слово.
| Пересказ рассказа «Майский жук» по опорным картинкам с элементами усложнения (дополнения эпизода). Составление рассказов - описаний по плану. | Звук Г. Артикуляция, выделение в потоке, словах. Анализ, синтез прямых слогов ГА, ГУ. Анализ слов ДЫМ, ДУГА с помощью зрительных символов. Определение позиции звука Г в слове (начало, середина). |
Аквариумные и пресноводные рыбы 1 | 1. Прилагательные с уменьшительными суффиксами. 2. Образование однокоренных слов 3. Согласование существительных с числительными ОДИН, ОДНА, ДВА, ДВЕ. 4.Обогащение речи словами - антонимами. 5. Употребление имён существительных с предлогами.
| Рассматривание картины «Пресноводные рыбы». Составление рассказа о пресноводных рыбах по план – схеме. Рассматривание и составление рассказа по серии картин «Воришки». | Звук К. Артикуляция, выделение на слух. Анализ, синтез прямых и обратных слогов КА, КУ, ОК. Анализ слов МАК, КОТ, МУКА с помощью зрительных символов. Определение позиции звука К в слове (начало, середина, конец). Анализ слов БАК, БЫК. |
Цветы 1 | 1. Подбор определений к существительным. 2. Согласование существительных с числительными. 3. Существительные П.п. мн.ч. с предлогом на. 4. Определение количества слов в предложении в собственной и чужой речи. 5. Выделение предлога как отдельное служебное слово. | Разучивание стихотворений. Составление описательных рассказов с опорой на наглядность по заранее составленному плану. Составление предложения к схеме. Распространение предложений определениями. Составление предложений по опорным словам, данным в начальной форме. | Звуки Г – К. Дифференциация на слух (изолированно, в словах - паронимах) оппозиционных по звонкости – глухости. Анализ, синтез прямых и обратных слогов ГУ, ГА, АК. Определение на слух позиции звуков К – Г в словосочетании с помощью зрительных символов. Анализ, синтез слов КОМ, КОТ с помощью зрительных символов. |
День Победы 1 | 1. Активизация приставочных глаголов. 2. Упражнение в употреблении родственных слов. 3. Закрепление умения образовывать названия профессий с помощью суффиксов – чик, - ист. 4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. 5. Составление сложноподчинённого предложений с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия(я хочу, чтобы) | Составление простых распространённых предложений из 5 – 7 слов предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний). | Звук Х. Артикуляция, выделение на слух. Анализ, синтез прямых и обратных слогов ХА, ХО, УХ. Анализ слов ПУХ, МОХ, МУХА с помощью зрительных символов. Определение позиции звука Х в слове (начало, середина, конец). Звуки К – Г – Х. Дифференциация на слух и произносительно 3 акустически близких согласных звука. Определение позицию пары звуков в одном слове (хлопок). Подбор в рифмовки или рассказ слова с заданным звуком. Анализ, синтез слова ГУБЫ, ДУБЫ. |
Лето 1 | 1. Подбор определений к существительным. 2. Закрепление навыка согласования прилагательного с сущ.в роде, числе, падеже. 3. Усвоение будущего сложного времени глаголов. 4. Определение количества слов в предложении в собственной и чужой речи. 5. Составление сложноподчинённых предложений с придаточными предложениями причины (потому что). | Составление предложений по картинкам. Загадывание детьми загадок о лете. рассматривание картины «Лето». Составление плана, рассказывание по картине. Выделение из предложений слов – признаков предмета по вопросам КАКАЯ? КАКОЙ? КАКОЕ? Заучивание стихов о лете. Составление предложения к схеме. | Звук С. Артикуляция, выделение на слух. Анализ, синтез слогов СА, СЫ, ОС, УС. Анализ слов СОМ, СОК, СУП, СЫН с помощью зрительных символов. Понятие «СЛОГ». Определение количества слогов в словах со звуком «С». Добавление слов со звуком «С» в тексты с учётом его позиции. Определение первого согласного и последующего гласного в 2- х, 3- хсложных словах (сынок, самокат) |
Деревья 1 | Образование существительных родительного падежа единственного и множественного числа. Образование относительных прилагательных. Согласование прилагательных и числительных с существительными. | Составление рассказа-описания . Конструирование предложений по опорным словам. Введение в предложения однородных членов. | Звук З. Звук С. Артикуляция, выделение на слух. Анализ, синтез слогов ЗА, ЗЫ, ОЗ, УЗ. Понятие «СЛОГ». Определение количества слогов в словах со звуком «З». Добавление слов со звуком «З» в тексты с учётом его позиции. Определение первого согласного и последующего гласного в 2- х, 3- хсложных словах. |
Спорт 1 | Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах. Согласование существительных с числительными в роде,числе,падеже. Употребление предлогов. Образование однокоренных слов. Образование относительных прилагательных. Образование сложных слов. | Составление рассказа по картинке. | Звуки С-З. Дифференциация на слух (изолированно, в словах - паронимах) оппозиционных по звонкости – глухости. Анализ, синтез прямых и обратных слогов СУ, СА, АС. Определение на слух позиции звуков С-З в словосочетании с помощью зрительных символов. |
Музыкальные инструменты 1 | Образование существительных и множественных чисел в разных падежах. Согласование существительных и прилагательных в числе ,роде,падеже. Образование существительных с помощью суффиксов профессий. | Составление рассказа. | Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на занятиях по речевому развитию. |
Диагностика | Выявление динамики речевого развития ребенка |
36 часов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - СПб.:.« Детство - Пресс», 2005
3.Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М., 2005 4.Большакова СЕ. Логопедическое обследование ребенка. - М., 1995
5.Баряева Л.Б. Гаврилушкина О.П. Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дощкольников с интеллектуальной недостаточностью СПб.,: «Каро», 2007
6.Васильева М.А, Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду»
7.Волкова Г.А. Методика психолого — логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб.: «Дет- Пресс» 2005
8.Волкова Л.С. Логопедия. М., «Владос», 2004
9.Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносителъных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. М.: «Книголюб», 2005
10.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М., «Айрис - пресс» ,2005
11.Исаева М.В. Подвижные игры и элементы спортивных игр дошкольников. М., 1995
12. Каше Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). М., «Просвещение», 1978
13.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. — М.: « Просвещение», 1985
- Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Экспресс обследование звукопроизношения детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. М.,2002
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи для детей с ОНР. - М.: «ГНОМ и Д», 2000
44.Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата. М., «Академия», 2001
45.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2004
46.Лопатина Л.В. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. СПб.: «Сага», 2006
47.Медведева Е.А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: «Академия»,2001
- Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. М.: «Айрис - пресс » ,2006
- Нищева. Программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе детского сада.СПб., «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2006
50.Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов - н/Д., «Феникс» ,2006
51.Погадаев Г.И. Физкульт- Ура!.М.: «Школьная пресса»,2003
52.Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: «КАРО», 2008
53.Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи. М., «Аркти», 2003
54.
55Степанова О.А. Дошкольная логопедическая служба. М.: «Сфера» 2006
56.Степанова О.А, Организация логопедической работы в ДОУ. М., «Сфера» 2004
57.Ткаченко Т.А. Комплексное обследование дошкольника 3-6 лет. М., «Ювента», 2007
58. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. СПб., «ДЕТСТВО –ПРЕСС»,2000
59.Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб.,«ДЕТСТВО –ПРЕСС»,2000
60.Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников. М. «Гном и Д», 2003
61.Узорова О. В. Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М. «АСТ. Астель», 2004
62.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада) М. 1993
63.Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи. М., «Айрис - пресс» 2006
64.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя детского сада. М., 1997
65.Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: «Академа», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Тема: "Овощи. Фрукты."
Обобщающее занятие по темам "Овощи. Фрукты"....
Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта по теме «Одежда».
Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Цель занятия - уточнение и расширение словаря по теме ...
Конспект занятия по теме : «Зима. Звук С в закрытых слогах и в конце слова». Подгрупповое интегрированное логопедическое занятие (коррекция звукопроизношения и развитие речи) для дошкольников старшего возраста.
Интегрированное логопедическое занятие....
Дополнительная образовательная программа по развитию речи для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет «Звуковая мозаика»
Пояснительная записка.Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в во...
Программа саморазвития «Развитие речи у детей дошкольного возраста через театрализованные игры»
(Срок реализации: сентябрь 2012г. – май 2013г.)...
Коррекционно-развивающие игры как средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Для успешного преодоления неблагоприятных моментов, создающих значительные трудности в логопедической работе по коррекции звукопроизношения, большую помощь учителю-логопеду может оказать использование...
Организация коррекционно-развивающей среды по активизации сенсо- моторной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи
Цель: познакомить с опытом организации коррекционно-развивающей среды по активизации сенсо-моторной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи. В состав разработанной м...