Конспект занятия по теме : «Зима. Звук С в закрытых слогах и в конце слова». Подгрупповое интегрированное логопедическое занятие (коррекция звукопроизношения и развитие речи) для дошкольников старшего возраста.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Интегрированное логопедическое занятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по  теме :

 «Зима. Звук С в закрытых слогах и в конце слова».

Подгрупповое интегрированное логопедическое занятие

(коррекция звукопроизношения  и развитие речи)

для дошкольников старшего возраста.

Цели:

  • автоматизировать звук С в закрытых слогах и в конце слова.
  • формировать умение строить сложносочиненные предложения с противительным союзом А.

Задачи:

коррекционно- развивающие:

  • корригировать произношение;
  • корригировать и развивать связную речь, умение строить сложносочиненные предложения с противительным союзом А;
  • корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • корригировать и развивать слуховое восприятие;
  • корригировать речевое дыхание;
  • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
  • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • развивать внимание, память, логическое мышление;
  • корригировать и развивать личностные качества, эмоционально- волевую сферу ( навык самоконтроля, усидчивости).

образовательные:

  • уточнить и расширить словарь по теме «Зима»;
  • систематизировать и обобщить знания по теме «Зима»;
  • познакомить с буквой С, соотнести звук «с» с буквой;
  • формировать начальные навыки чтения.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать нравственные качества ( бережное отношение к пособиям,

трудолюбие).

здоровьезберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
  • соблюдать правильную посадку детей;
  •  способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:

Сюжетные и предметные картинки для артикуляционной гимнастики,сюжетные картинки «Зимой в лесу» и « Летом в лесу», предметные картинки «Дикие животные нашего леса», сюжетные картинки  на тему:«Зимние забавы детей», ватные снежки, картинки «заяц» и «белка», указка, таблица для зрительной гимнастики, деревянные бусины, предметные картинки из пособия Каше Г.А., кассета с записью музыки П.И.Чайковского «Времена года», магнитофон, снежинки из серебристой бумаги.

Ход занятия.

Этапы

занятия

Виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

1

2

3

4

l.1

Оргмомент.

Педагог загадывает загадки о зиме.

Дети отгадывают.

Организовать детей,

настроить на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

ll.1

Проверка домашнего задания.

 Педагог проверяет домашнее задание по теме: «Автоматизация звука С в конце слова». Просит детей признести слова со звуком С в конце слова. За каждое правильно произнесенное слово логопед ставит мини-печать в тетрадь ответившему ребенку.

Дети произносят слова.

Выяснить, насколько скорригировано произношение звука С в позиции на конце слов

ll.2

Актуализация знаний.

Д/ и «Скажи наоборот».

Игра «Отгадайте, где мы сегодня побываем?».

Использование магнитофонной записи П.И.Чайковского «Зима».

Логопед предлагает детям поиграть в игру- называть слова, противоположные по значению.

Педагог предлагает детям совершить прогулку в зимний лес. Рассказывает , что прогулка будет в нашем воображении.Выясняет впечатления о музыке.

Дети подбирают слова- антонимы.

Жарко-холодно;

пушистый- гладкий;

зимний- летний и т.п.

Дети слушают произведение.

Рассказывают, что представили.

Актуализировать знания,

подготовить к восприятию нового материала.

Актуализировать знания по теме занятия.

ll.3

Изучение нового материала.

Сообщение темы занятия.

Дыхательное

 упражнение: «Снегопад».

Д/и «Найди отличия».

Д/и « Зимние

забавы».

Педагог сообщает детям, что сегодня на занятии они отправятся на прогулку в зимний лес,где будут продолжать учиться правильно произносить звук  С и красиво говорить. Спрашивает,помнят ли  дети основные признаки зимы.

С помощью наводящих вопросов  выясняет,что им напомнила музыка .Просит отвечать на вопрос полным предложением.

Педагог предлагает изобразить «снегопад»- сдуть снежинку с ладошки, контролируя правильность выдоха.

Логопед предлагает детям посмотреть на картинки животных (выставляет их на доску попарно), найти отличия и рассказать о них полным предложением, используя маленькое слово А.

Логопед предлагает детям доставать по две  картинки из волшебной шкатулки и рассказывать, что делают дети одним предложением с маленьким словом А.

Дети показывают как умеют правильно произносить звук С.

Дети вспоминают основные признаки зимы.

Дети отвечают, что им помогла вспомнить музыка, которую они слушали(снегопад, метель, вьюгу и пр.).

Дети выполняют упражнение.

Дети составляют предложения по картинкам.

Медведь большой, а мышка маленькая.

У зайца длинные уши, а у медведя короткие.

Белочка прыгает по деревьям а зайчик скачет по земле.

Заяц белый,а  волк серый.И т.п.

Дети рассказывают.

Девочка катается на коньках,а мальчик лепит снеговика. И т. п.

Определить уровень осведомленности детей о правильном произношении звука С.

Обогащать словарь по теме занятия.

Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

Формировать правильный выдох.

 Формировать умение строить предложения с противительным союзом А.

 

Формировать умение строить предложения с противительным союзом А

ll.4

Закрепление изученного материала.

Д/ и «Как заяц  и белка приготовились к зиме».

Динамическая пауза.

Пальчиковая гимнастика «Зайчик».

Динамическая пауза «Поиграем с белочкой».

Речедвигательная ритмика.

Автоматизация произношения звука С в конце слова.

Знакомство с буквой С.Чтение обратных слогов.

Зрительная гимнастика

«Снежок».

Логопед сообщает, что в лесу  под елочкой спрятался заяц и демонстрирует картинку. Просит детей рассказать,как заяц готовится к зиме.

Педагог рассказывает, что на елке притаилась белка.

Просит детей рассказать, как белка приготовилась к зиме.

Логопед предлагает детям выполнить упражнение пальчиковой гимнастики.

Логопед предлагает детям выполнить движения со звуками и слогами. Отрабатывается изолированное произношение звуков А,О,У,Ы,С; слогов АС,ОС,УС,ЫС.

Логопед предлагает помочь белочке нанизывать грибы на веревочку. Правильно произнесешь слово со звуком С- и нанизываешь грибочек.

Логопед демонстрирует детям куклу Снегурочку и сообщает, что ее имя начинается на букву,

которая обозначает звук занятия. Это буква С.

Затем предлагает детям произнести слоги с данной буквой, вписанные в снежинки (на доске).

Логопед просит детей проследить взглядом за указкой — « летит снежок».

Дети вспоминают, как заяц готовился к зиме. Поменял серую шубку на белую.

Летом у зайчика шубка серая, а зимой белая

Дети вспоминают, как белочка готовилась к зиме.Заготовила припасы,поменяла шубку на серую.

Дети выполняют упражнение.

Дети выполняют упражнения вместе с педагогом.

Дети повторяют слова за логопедом ( нос, ананас, пылесос, мыс, квас..) и нанизывают на шнурок деревянные бусинки- «грибочки».

Дети знакомятся с буквой С, затем читают слоги АС, ОС,УС,ЫС.

Дети следят за указкой логопеда, описывая взглядом различные фигуры.

Обогащать словарь по теме занятия.

Закреплять навык ответа полным предложением.

Развивать мелкую моторику.

Закрепить правильное происношение звука С в обратных слогах.

Развивать фонематическое восприятие, общую моторику, координацию речи с движением.

Закрепить правильное произношение звука С в позиции на конце слова.

Развивать мелкую моторику.

Учить соотносить звук с буквой. Формировать навык чтения.

Закреплять правильное произношение звука в

процессе чтения.

Соблюдать режим охраны зрения.

Д/и « Закончи предложение».

Логопед предлагает детям закончить услышанное предложение, а затем повторить его полностью

(Зимой бывает снегопад,а осенью...

Зимой снег падает, а весной..

Зимой лес спит, а весной...

Зимой бывает холодно,а летом..

Зимой деревья белые, а осенью...

Зимой зайчик белый, а

летом серый. И т.п.).

Дети заканчивают предложение, а затем повторяют его полностью.

Закрепить  навык составления сложного предложения со значением противопоставления.

ll.5

Контроль знаний и умений.

Д/и «Подбери картинку».

Д/и «Зимой-летом».

Педагог просит детей помочь Снегурочке найти картинки со словами, в названии которых есть звук С и правильно их назвать.

Логопед предлагает детям по картинкам «Зимой в лесу» и «Летом в лесу» найти различия в природе, поведении и окраске животных, играх детей,  зимой и летом и рассказать об этом полным предложением.

Дети выбирают картинки, в названии которых есть звук С и называют их.

Дети  по цепочке придумывают предложения с опорой на картинки, используя

противительный союз   А.

Зимой на земле лежит снег, а летом растет трава.

Зимой бывает холодно, а  летом жарко.

Зимой дети катаются на коньках, а летом на роликах. И т.п.

Проверить навык сформированности правильного произношения звука С в позиции на конце слова.

Проверить навык составления сложносочиненного   предложения с противительным союзом А.

lll.1

Итог занятия.

Оценка деятельности детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, куда их перенесла прослушанная музыка, какие задания помогла им выполнить?

Какой звук они учились поизносить сегодня?

Педагог оценивает работу детей и дарит каждому снежинку.

Дети делятся своими музыкальными впечатлениями от прослушанной музыки.

Повторяют признаки зимы.

Называют звук, уточняют правильную артикуляцию.

Обобщить тему занятия; развивать внимание, память.

lll/2

Домашнее задание.

Педагог предлагает детям домашнее задание по пройденной теме.

Дети получают домашнее задание.

Закрепить пройденную тему во время домашних занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия потеме "Зимующие и перелётные птицы"

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности дошкольного образовательного учреждения. Именно ...

Конспект НОД по развитию речи для дошкольников старшего возраста "Путешествие на зимние Олимпийские игры Сочи-2014"

Авторский конспект НОД по развитию речи был разработан мной для дошкольников старшего возраста. Данная тема "Путешествие на зимние Олимпийские игры Сочи- 2014" очень актуальна в нашем регионе, все куб...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению старших дошкольников с природой «В гости к старичку-лесовичку».

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по развитию речи и  ознакомлению старших дошкольников с природой  «В гости к старичку-лесовичку» предназначен для воспитател...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для дошкольников старшего возраста по теме: квест игра «Путешествие с Весной» воспитателя МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида ст. Старощербиновская Брылёвой Аллы Александровны

Активизировать интерес к познанию окружающего мира по теме весна, помочь детям усвоить новые знания о признаках весны, уметь их описывать, логически выстраивать цепочку погоды. Закрепить знания детей ...

Творческий проект в рамках реализации программы по развитию речи для дошкольников старшего возраста «Театральные ступеньки» «Где живёт сказка»

Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчест...

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольников старшего возраста».

Консультация для воспитателей«Дидактическая игра, как средство развития речи у дошкольников старшего возраста»....