Конспект подгруппового логопедического занятия по лексической теме: «Домашние животные» (Распространение предложений с использованием схем)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Формирование навыка распространения предложения с опорой на графические схемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12.03.2013_rasprostranenie_predlozheniy_s_ispolzovaniem_shem.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Калужской области
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
Калужской области для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
”Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида”
Конспект подгруппового логопедического занятия
по лексической теме: «Домашние животные»
(Распространение предложений с использованием схем)
:
учитель - логопед
высшей
квалификационной
категории
Абрамова Е.Н.
2014
Тема: Распространение предложений (по лексической теме: «Домашние животные»)
Цель: формировать навык распространения предложения с опорой на графические схемы.
Задачи:
- Упражнять в распространении предложений с добавлением второстепенных членов.
- Дать понятие о главных членах предложения.
- Закрепить понятия слово, слово – предмет, слово – действие, слово – признак, предложение.
- Расширять словарный запас по теме: «Домашние животные»
- Корректировать слуховое внимание и память на основе ответов товарищей.
- Воспитывать любовь к домашним животным.
Методические приемы: отгадывание домашних животных по описанию, графические схемы предложений, замена слова – предмета словом – действием, замена слова – предмета словом – признаком.
Оборудование: сюжетные картинки по лексической теме: «Домашние животные», красные и зеленые полоски (раздаточные), полоски для обозначения графической схемы предложения.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы по теме «Домашние животные».
- Изучение понятий «слово – предмет», «слово – действие», «слово – признак»,
- Различение понятий «предложение» и «набор слов»,
- Составление предложений с графической «записью»,
- Составление предложений с добавлением второстепенных членов.
Ход занятия
- Орг. момент.
Создание эмоционального фона занятия. Развитие произвольного внимания, словесно – логического мышления. Игровое упражнение «Угадай по описанию»
а) Живет в доме с человеком. Тело покрыто шерстью, сесть лапы. «Лапки мягкие, а в лапках царапки. Все время умывается, а с водой не знается.» Любит «Вискас», «Киткат», рыбу…
- Я буду говорить предложения или просто слова, а вы поднимайте нужную полоску: красную если считаете, что слова «дружат». Зеленую если нет. Дом, стол, улица, лампа Котенок спит на кровати Коза, огромный пес, большая лошадь. Слушайте, ребята, еще раз: Коза, огромный пес, большая лошадь. О ком мы говорим? Мы просто называем слова предметы по теме: Мы узнаем, что-то о домашних животных или просто их называли? | Дети поднимают зеленую полоску. Дети показывают красную полоску. Дети показывают красную и зеленую полоску. О домашних животных. «Домашние животные» Просто называли слова по теме: «Домашние животные» |
Слова между собой дружат? Значит это просто слова или предложения? Покажите, пожалуйста, нужную полоску. | Нет. Это просто слова. Дети показывают зеленую полоску. |
3. Составление распространенных предложений. На наборном полотне выставляется сюжетная картинка (Щенок сидит на траве).
Что делает щенок? Что вы произнесли? Назовите первое слово в предложении. Что это за слово? Как оно обозначается? Назовите второе слово в предложении. Что это за слово? Как оно обозначается? Давайте составим схему этого предложения. Сколько слов в предложении? Послушайте, что я еще скажу про щенка: Маленький щенок сидит. Назовите слово, которое я добавила. Что это за слово? Как оно обозначается? Сколько стало слов в предложении? Где сидит щенок? Давайте составим схему этого предложения. Сколько теперь стало слов в предложении? Где сидит маленький щенок? | Щенок сидит. Предложение. Щенок. «Слово – предмет» Дети показывают. Сидит. «Слово – действие» Дети показывают.
В предложении 2 слова: Щенок (1 слово) Сидит (2 слово) «Маленький» «Слово – признак» В предложении стало три слова. Маленький щенок сидит на траве. В предложении стало три слова. Маленький щенок сидит на траве. |
Какое у нас получилось предложение? Если я уберу из предложения слово «щенок», что получится? Понятно кто сидит? Если я уберу слово «сидит», что получится? Понятно, что маленький щенок делает на траве? Давайте уберем слова «маленький», «на», «траве». Что получилось? Понятно о ком идет речь? Что делает щенок? Слова «щенок» и «сидит» это главные слова. В каждом предложении есть главные слова, без которых не бывает предложения и неглавные слова. Давайте составим схему это предложения. | Длинное Маленький сидит на траве. Нет Маленький щенок на траве. Нет. Щенок сидит. Да, о щенке. Щенок сидит. . Неглав. Главные слова корот. Негл. слово- слово слово призн. «на» «траве» маленький |
4. Динамическая пауза. Игра с мячом «Добавь словечко»
Щенок (что делает?)
Щенок (какой?) | слово – действие – ходит, спит, играет, бегает Слово – признак - маленький, лохматый, забавный, интересный… |
5. Самостоятельная работа с картинками. Дети составляют предложения по сюжетным картинкам по теме «Домашние животные», называют главные слова в предложении.
Коза пасется на поляне. (Главные слова «Коза пасется»).
Маленький котенок спит.( Главные слова «Котенок спит»).
Мальчик играет с собакой.( Главные слова «Мальчик играет»)
Девочка несет маленького котенка домой. (Главные слова «Девочка несет»).
III. Итог занятия оценка деятельности детей.
Чем мы сегодня занимались? | Составляли предложения. Составляли схемы предложений. |
Давайте вспомним когда мы одевали предложение какое оно становится? Молодцы, вы хорошо отвечали на вопросы, думали, составляли схемы. Как нужно относиться к домашним животным? В конце занятия медали. | Учили слова – предметы, слова – признаки, слова – действия «Одевали» предложения. Длинное. Их нужно любить, кормить, играть с ними. За животными нужно ухаживать. Животных нельзя обижать. Дети получают медали. |
Самоанализ
Тема: Распространение предложений с использованием схем
по лексической теме: «Домашние животные»
Цель: формировать навык распространения предложения с опорой на графические схемы.
Задачи:
- Упражнять в распространении предложений с добавлением второстепенных членов.
- Дать понятие о главных членах предложения.
- Закрепить понятия слово, слово – предмет, слово – действие, слово – признак, предложение.
- Расширять словарный запас по теме: «Домашние животные»
- Корректировать слуховое внимание и память на основе ответов товарищей.
- Воспитывать любовь к домашним животным.
Вид занятия: логопедическое (подгрупповое).
Цель, задачи, содержание занятия соответствует программным требованиям. При подготовке к занятию использовала «Программу коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., «Программу связной речи детей 5-7 лет», «Основную общеобразовательную программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой., Т.С. Комаровой.»
Данное занятие по формированию грамматического строя речи, а именно отработки структуры предложения. При построении детьми предложения большое значение имеет опора на внешние схемы. Поэтому на занятии использовала метод составления предложения с использованием схем и предметных картинок.
Дети составляли графические схемы предложения из 2-х, 3 – х, 5 элементов.
В структуре занятия использовала следующий алгоритм:
I. Орг. момент.
II. Основная часть
1. Актуализация закрепленных знаний.
2. Введение в тему занятия.
3. Составление распространенных предложений.
4. Динамическая пауза.
5. Самостоятельная работа детей.
III. Итог занятия.
При организации занятия поощряла двигательную и познавательную активность детей, сочетала индивидуальные и фронтальные формы работы, использовала моделирование, как обязательную составляющую основу занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия по лексической теме "Домашние птицы"
Подробный конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматического строя речи с детьми подготовительной к школе группы на тему "Домашние птицы"...
Конспект подгруппового занятия по лексической теме: "Дикие животные".
конспект подгруппового логопедического занятия....
конспект. Тема: «Составление описательных рассказов по схеме» на лексическую тему «Домашние животные»
Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «Составление описательных рассказов по схеме»на лексическую тему «Домашние животные»...
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему "Домашние животные"
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему "Домашние животные"Цель: Расширить и обогатить словарь по теме «домашние животные»Задачи:Коррекционно-развивающие:- развити...
Конспект интегрированной НОД по лексической теме "Домашние животные" для подготовительной группы
Домашние животные...
Конспект логопедического занятия по лексической теме "Домашние животные"
Конспект логопедического занятия по лексической теме "Домашние животные"...