Конспект подгруппового занятия по лексической теме: "Дикие животные".
план-конспект занятия по развитию речи на тему
конспект подгруппового логопедического занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dikie_zhivotnye.docx | 22.65 КБ |
dikie_zhivotnye.docx | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по лексической теме
«Дикие животные».
Цель: Дать представление о диких животных, об их образе жизни, повадках, питании и жилищах.
Задачи: — расширить словарь за счет имен существительных (повадки, дупло, берлога, логово, нора); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.);
— формировать умение менять силу голоса, говорить шепотом;
—учить образовывать множественное число существительных;
— активизировать употребление в речи предлогов;
— учить сочетать речь с движением;
— развивать слуховое внимание, умение вслушиваться в речь педагога;
— развивать зрительное внимание, наблюдательность;
— учить проводить карандашом прямые наклонные линии, соединяя ими рисунки по смыслу;
— развивать логическое мышление — отгадывать загадки.
Оснащение: цветные карандаши; черно-белые рисунки диких животных; рисунки «Жилища диких животных» и «Кто что ест?»; простые карандаши по количеству детей; картинка «В лесу»; изображения диких животных (для загадок), изображения животных с детенышами.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Встаньте, подровняйте ножки. Я рада всех вас сегодня видеть. Садитесь на свои стульчики. (у детей изображения зайца, ежа, белки, лисы, волка и медведя)
2. Основная часть.
1. «что за животное и какого оно цвета?»
-Вы узнаете, кто это такие? (животные)
- Обратите внимание, что картинки не раскрашены. Я предлагаю вам раскрасить каждому своего животного. – Расскажи, кого ты раскрасил, произнося следующие фразы: «Я раскрасил лису. Лиса рыжая» или «Я рас-красил зайца. Летом заяц серый».
- Ребята, все эти животные дикие — они живут в лесу. Дикие животные сами себе добывают пищу и устраивают жилища. Дикие животные боятся человека и стараются не попадаться людям на глаза.
2. «чей это дом?»
- Белка живет в дупле на дереве. Лиса роет нору. Волк устраивает логово в буреломе (под корнями вывернутого из земли дерева). Медведь еще с осени начинает искать себе берлогу, где будет спать всю зиму до весны. Еж тоже зимой спит, спрятавшись в укромное местечко и зарывшись в траву и опавшие листья. Только заяц не устраивает себе специального жилища, прячась от дождя и снега в лесу под кустами.
- Давайте вместе с вами подберем картинки с изображением жилищ для всех диких животных, которые вы раскрасили.
- У кого нора? (Ребенок, у которого находится картинка с лисой, должен ответить: «У лисы» и забрать себе картинку с норой)
3. «кто что ест?»
- А теперь посмотрим, чем питаются дикие животные. Белка грызет орехи, шишки, грибы. (показ на полотне) Заяц ест травку, грызет кору и молодые ветки на кустах. Еж ищет на земле жуков, мелких грызунов. Волк и лиса едят мясо, поэтому они охотятся на мышей, птиц, зайцев. А медведь может есть самую разнообразную пищу—ягоды, мед, корни растений, кроме того, он ловит жуков, мышей, зайцев, оленей.
- (Раздать детям карандаши и задание) Соедините линиями на рисунке животное и ту пищу, которую оно ест.
(Когда дети соединят картинки, каждый ребенок рассказывает, чем питается каждое из животных, произнося фразу по образцу: «Белка грызет орехи. Еж ест жуков. Волк ловит мышей, птиц, зайцев т. д.)
4. Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики.
- Вы устали? Давайте немного отдохнем.
(Выполняют движения под стихи, которые читает логопед)
- Стоит в поле теремок, теремок, (Поднимают руки над головой)
Он не низок не высок. (Приседают и подымаются на носочки)
На двери висит замок. (Пальцы рук складывают в замок)
Кто его открыть бы смог? (Делают движения запястьями вперёд – назад)
Слева – зайка, справа – мишка (Поворачивают голову)
Отодвиньте-ка задвижку! (Пробуют потянуть замок в стороны)
Слева – ёжик, справа – волк (Делают повороты головой)
Нажимайте на замок! (Сжимают, разжимают запястья)
Зайка, мишка, ёжик, волк открывают теремок. (Разводят руки в стороны)
5. Загадки о животных.
- Отгадайте загадки.
- В клубок свернется,
А в руки не дается. (Еж)
- По веткам скачет,
Да не птица,
Рыжая, да не лисица.(Белка)
-Рыжая, с пушистым хвостом
Живет в норе под кустом.(Лиса)
- Косолапые ноги
Зиму спят в берлоге.(Медведъ)
- Быстрый прыжок,
Теплый пушок,
Мчится с горушки,
Прижав ушки.(Заяц)
- Серый, зубастый, по полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.(Волк)
6. Один – много.
- В наших лесах много диких животных. Давайте так и скажем: «В лесу живет не одна белка, а много белок.
В лесу живет не один волк, а много ... (волков).
Не одна лиса, а много ... (лис).
Не один заяц, а много ... (зайцев).
Не один еж, а много ... (ежей).
Не один медведь, а много ... (медведей).
7. Предлоги.
- Животных в лесу много, но увидеть их непросто, потому что они очень хорошо научились прятаться от людей». Посмотреть на картинку «В лесу» и постарайтесь отыскать на ней притаившихся повсюду диких животных.
- Поднесите к губам указательный пальчик и скажите: «ш-ш-ш». Говорить надо шепотом, так как иначе животные могут услышать, испугаться и убежать. Начните шепотом рассказ: «Я вижу птицу, Она сидит в гнезде». Предполагаемые ответы детей: «Я вижу лису. Лиса выглядывает из норы», «Я вижу зайца. Заяц спрятался под кустом», «Я вижу белку. Белка спряталась в дупле», «Я вижу медведя. Медведь спит в берлоге», «Я вижу ежа, Еж спрятался около дерева», «Я вижу волка. Волк спрятался за деревом».
8. Найди маму.
А сейчас я хочу с вами немного поиграть, слушайте внимательно. Животные со своими детёнышами гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Помогите детёнышам найти своих мам и назовите их! (На наборном полотне выставлены изображение животных и детенышей в разброс. Нужно собрать их вместе детенышей со своими мамами).
Лисёнок (лисята) – у лисицы;
Зайчонок (зайчата) – у зайчих;
Бельчонок (бельчата) – у белки;
Ежонок (ежата) – у ежихи;
Волчонок (волчата) – у волчицы;
Медвежонок (медвежата) – у медведицы.
Молодцы, помогли детёнышам найти своих мам!
- Заключительная часть.
- Ну, вот ребята, мы с вами и не заметили, как побывали в лесу и познакомились с их обитателями, лесными жителями, дикими животными. На этом наше занятие подошло к концу.
4. Организационный конец занятия.
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по лексической теме
«Дикие животные».
Цель: Дать представление о диких животных, об их образе жизни, повадках, питании и жилищах.
Задачи: — расширить словарь за счет имен существительных (повадки, дупло, берлога, логово, нора); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.);
— формировать умение менять силу голоса, говорить шепотом;
—учить образовывать множественное число существительных;
— активизировать употребление в речи предлогов;
— учить сочетать речь с движением;
— развивать слуховое внимание, умение вслушиваться в речь педагога;
— развивать зрительное внимание, наблюдательность;
— учить проводить карандашом прямые наклонные линии, соединяя ими рисунки по смыслу;
— развивать логическое мышление — отгадывать загадки.
Оснащение: цветные карандаши; черно-белые рисунки диких животных; рисунки «Жилища диких животных» и «Кто что ест?»; простые карандаши по количеству детей; картинка «В лесу»; изображения диких животных (для загадок), изображения животных с детенышами.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Встаньте, подровняйте ножки. Я рада всех вас сегодня видеть. Садитесь на свои стульчики. (у детей изображения зайца, ежа, белки, лисы, волка и медведя)
2. Основная часть.
1. «что за животное и какого оно цвета?»
-Вы узнаете, кто это такие? (животные)
- Обратите внимание, что картинки не раскрашены. Я предлагаю вам раскрасить каждому своего животного. – Расскажи, кого ты раскрасил, произнося следующие фразы: «Я раскрасил лису. Лиса рыжая» или «Я рас-красил зайца. Летом заяц серый».
- Ребята, все эти животные дикие — они живут в лесу. Дикие животные сами себе добывают пищу и устраивают жилища. Дикие животные боятся человека и стараются не попадаться людям на глаза.
2. «чей это дом?»
- Белка живет в дупле на дереве. Лиса роет нору. Волк устраивает логово в буреломе (под корнями вывернутого из земли дерева). Медведь еще с осени начинает искать себе берлогу, где будет спать всю зиму до весны. Еж тоже зимой спит, спрятавшись в укромное местечко и зарывшись в траву и опавшие листья. Только заяц не устраивает себе специального жилища, прячась от дождя и снега в лесу под кустами.
- Давайте вместе с вами подберем картинки с изображением жилищ для всех диких животных, которые вы раскрасили.
- У кого нора? (Ребенок, у которого находится картинка с лисой, должен ответить: «У лисы» и забрать себе картинку с норой)
3. «кто что ест?»
- А теперь посмотрим, чем питаются дикие животные. Белка грызет орехи, шишки, грибы. (показ на полотне) Заяц ест травку, грызет кору и молодые ветки на кустах. Еж ищет на земле жуков, мелких грызунов. Волк и лиса едят мясо, поэтому они охотятся на мышей, птиц, зайцев. А медведь может есть самую разнообразную пищу—ягоды, мед, корни растений, кроме того, он ловит жуков, мышей, зайцев, оленей.
- (Раздать детям карандаши и задание) Соедините линиями на рисунке животное и ту пищу, которую оно ест.
(Когда дети соединят картинки, каждый ребенок рассказывает, чем питается каждое из животных, произнося фразу по образцу: «Белка грызет орехи. Еж ест жуков. Волк ловит мышей, птиц, зайцев т. д.)
4. Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики.
- Вы устали? Давайте немного отдохнем.
(Выполняют движения под стихи, которые читает логопед)
- Стоит в поле теремок, теремок, (Поднимают руки над головой)
Он не низок не высок. (Приседают и подымаются на носочки)
На двери висит замок. (Пальцы рук складывают в замок)
Кто его открыть бы смог? (Делают движения запястьями вперёд – назад)
Слева – зайка, справа – мишка (Поворачивают голову)
Отодвиньте-ка задвижку! (Пробуют потянуть замок в стороны)
Слева – ёжик, справа – волк (Делают повороты головой)
Нажимайте на замок! (Сжимают, разжимают запястья)
Зайка, мишка, ёжик, волк открывают теремок. (Разводят руки в стороны)
5. Загадки о животных.
- Отгадайте загадки.
- В клубок свернется,
А в руки не дается. (Еж)
- По веткам скачет,
Да не птица,
Рыжая, да не лисица.(Белка)
-Рыжая, с пушистым хвостом
Живет в норе под кустом.(Лиса)
- Косолапые ноги
Зиму спят в берлоге.(Медведъ)
- Быстрый прыжок,
Теплый пушок,
Мчится с горушки,
Прижав ушки.(Заяц)
- Серый, зубастый, по полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.(Волк)
6. Один – много.
- В наших лесах много диких животных. Давайте так и скажем: «В лесу живет не одна белка, а много белок.
В лесу живет не один волк, а много ... (волков).
Не одна лиса, а много ... (лис).
Не один заяц, а много ... (зайцев).
Не один еж, а много ... (ежей).
Не один медведь, а много ... (медведей).
7. Предлоги.
- Животных в лесу много, но увидеть их непросто, потому что они очень хорошо научились прятаться от людей». Посмотреть на картинку «В лесу» и постарайтесь отыскать на ней притаившихся повсюду диких животных.
- Поднесите к губам указательный пальчик и скажите: «ш-ш-ш». Говорить надо шепотом, так как иначе животные могут услышать, испугаться и убежать. Начните шепотом рассказ: «Я вижу птицу, Она сидит в гнезде». Предполагаемые ответы детей: «Я вижу лису. Лиса выглядывает из норы», «Я вижу зайца. Заяц спрятался под кустом», «Я вижу белку. Белка спряталась в дупле», «Я вижу медведя. Медведь спит в берлоге», «Я вижу ежа, Еж спрятался около дерева», «Я вижу волка. Волк спрятался за деревом».
8. Найди маму.
А сейчас я хочу с вами немного поиграть, слушайте внимательно. Животные со своими детёнышами гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Помогите детёнышам найти своих мам и назовите их! (На наборном полотне выставлены изображение животных и детенышей в разброс. Нужно собрать их вместе детенышей со своими мамами).
Лисёнок (лисята) – у лисицы;
Зайчонок (зайчата) – у зайчих;
Бельчонок (бельчата) – у белки;
Ежонок (ежата) – у ежихи;
Волчонок (волчата) – у волчицы;
Медвежонок (медвежата) – у медведицы.
Молодцы, помогли детёнышам найти своих мам!
- Заключительная часть.
- Ну, вот ребята, мы с вами и не заметили, как побывали в лесу и познакомились с их обитателями, лесными жителями, дикими животными. На этом наше занятие подошло к концу.
4. Организационный конец занятия.