Конспект лексико-грамматического занятия по теме «Поздняя весна».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект лексико-грамматического занятия по теме «Поздняя весна».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_teme.docx | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект лексико-грамматического занятия по теме «Поздняя весна».
Учитель – логопед
Тихонова О.И.
Лодейное Поле 2015 год
Тема: «Поздняя весна».
Коррекционно-образовательные задачи:
-активизировать и расширить словарный запас детей по теме: «Поздняя весна»;
-работать над согласованием прилагательных с существительными единственного числа в роде;
-работать над словообразованием: уменьшительно-ласкательные и увеличительные суффиксы существительных, существительные с суффиксом инк, образование прилагательного от существительного, глагола от существительного;
-дифференцировать предлоги «под»и «из-под»;
-работать над фонематическим анализом слов;
-работать над автоматизацией поставленных звуков в связной речи детей;
-развивать зрительно-пространственное восприятие;
-развивать творческое воображение детей;
-развивать логическое мышление;
-развивать общую моторику;
-развивать связную речь детей.
Воспитательные задачи:
-воспитывать у детей любовь к природе и природным явлениям;
-развивать навыки самоконтроля.
Развивающая среда: предметные картинки с изображением девочки, бабочек, тучи, дерева, радуги; ежик с букетом цветов; сюжетная картинка о весне; схема звукового анализа.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Дети, напомните мне, пожалуйста, какое сейчас время года? А теперь вспомните месяцы весны. Хорошо! А какой сейчас месяц весны? Правильно, май.
2.Подбор слова к схеме звукового анализа.
Теперь внимательно меня послушайте. Жила-была девочка. Все звали ее Веснушка. А как вы думаете почему? Да, именно потому, что на ее лице были крупные веснушки. Веснушка родилась весной. День рождения у нее был в один из весенних месяцев. Посмотрите на схему и догадайтесь, какой месяц подходит к схеме: март, апрель, май. Значит, Веснушка родилась в мае.
3.Развитие зрительно-пространственного восприятия.
Однажды весенним солнечным утром Веснушка решила пойти погулять, весной - красной полюбоваться. Шла она, шла и вдруг увидела много бабочек, летающих в воздухе. Подошла поближе и стала их внимательно рассматривать. Веснушка заметила среди бабочек двух абсолютно одинаковых. Где же они? Найдите и вы. Молодцы!
4.Работа над словообразованием и дифференциацией предлогов под и из-под.
Шла Веснушка, шла и вдруг погода испортилась: на небе появилась огромная туча, которая заслонила солнышко. И сразу же пошел моросящий мелкий … (дождик), а потом он становится все сильнее. Это уже был не дождик, а сильнющий и крупнющий … (дождище). Потом он стал стихать и уже лил просто обычный … (дождь). Веснушке пришлось прятаться от дождя. Она спряталась куда? (под дерево) Долго стояла Веснушка под деревом. Но, наконец, дождь кончился, и Веснушка вышла откуда? (из-под дерева) Последние капельки дождя упали девочке на лицо. А как называются маленькие капельки, частички дождя? (дождинки) Как называется погода, когда идет дождь? Погода какая? (дождливая) Дождь что делал? Образуйте слово-действие от слова дождь (дождил). Сейчас вы называли слова, близкие к слову дождь. Давайте их еще раз повторим (дождик, дождище, дождливая, дождил, дождинки). Все эти слова будут родственниками, т.к. близки по звучанию и по значению.
5.Работа над согласованием прилагательных с существительными единственного числа в роде. Развитие творческого воображения.
Итак, Веснушка вышла из-под дерева, т.к. огромная туча уходила все дальше и дальше, а на небе выглянуло солнышко. Взглянула Веснушка на небо и увидела вдали разноцветное коромысло. Она еще никогда не видела такой красоты. Что это было, дети? Как вы думаете? Правильно, радуга. С чем я сравнила радугу? (с коромыслом) А почему? А кто знает, что такое коромысло? Веснушка увидела на коромысле много разных цветов и стала придумывать, что бы она повесила на каждую полоску волшебного коромысла. Предположите, что Веснушка придумала повесить на красную полоску коромысла. Что всегда красное? Теперь на оранжевую полоску коромысла, что можно повесить? Что всегда оранжевое? И т.д. и т.п. Представила Веснушка, как много интересных вещей она бы повесила на радугу, улыбнулась от удовольствия и пошла дальше.
6.Развитие фонематического анализа.
Шла Веснушка, шла и вдруг видит: ежик бежит с букетом цветов. Это он, наверное, для своей ежихи насобирал. Какие вы видите цветы? Назовите их (ландыши, одуванчики, колокольчики, тюльпаны, ромашки). Подумайте, дети, и скажите, в названии каких цветов есть звук «ч» и назовите место звука в слове. А теперь скажите, в названии каких двух цветов в начале слова стоит согласный твердый звонкий звук? А в названии какого цветка в начале слова стоит согласный мягкий глухой звук?
7.Развитие общей моторики. Физминутка.
Шла Веснушка по дорожке,
Чуть не промочила ножки
Дождик шел, дождище, дождь.
Капли выбивали дрожь.
Ветви дерева большие
От дождя ее укрыли.
Дунул ветер, он могуч,
Сдвинул стаю серых туч.
Дождь прошел и очень быстро
Появилось коромысло;
Семицветная дуга
Радуга-дуга-дуга.
Шел навстречу еж Веснушке
Нес букет своей подружке.
Ведь вокруг все расцветает,
В мае так всегда бывает.
Отдохнули мы немножко,
Чуть размяли ручки, ножки.
И на стулья сядем дружно,
Нам помочь Веснушке нужно.
8.Развитие логического мышления и связного высказывания.
Веснушка понравилась ежику, и он пригласил ее подойти к его норке. Ежик зашел в норку и вынес из нее вот такую красивую картину о весне. Эту картину ежик решил подарить Веснушке на память об их встрече. Веснушка внимательно посмотрела на картину и обнаружила ошибки художника, чего весной никак не может быть. Заметили ли вы ошибки художника? Назовите их.
9.Подведение итогов занятия. Рефлексия. Развитие связной речи.
На сегодня путешествие Веснушки подошло к концу. Девочка вернулась домой. Она рассказала родителям о приметах поздней весны, которые она наблюдала во время своего путешествия. Давайте и мы с вами повторим приметы поздней весны, которые мы наблюдаем в мая месяце. Понравилось ли вам путешествие с Веснушкой? А что больше всего понравилось? Молодцы, дети, вы все славно потрудились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект лексико-грамматического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи на тему: "Дикие животные весной".
Комплексное занятие для детей группы компенсирующей направленности от 4 до 5 лет, направлено на расширение и уточнение словаря, знаний по теме «Дикие животные», о их внешнем виде и образе жизни,...
Конспект открытого занятия по формированию лексико – грамматических категорий по лексической теме «ТРАНСПОРТ». для средней группы.
Лексическая тема «Транспорт»Виды деятельности: игровая, коммуникативнаяЦели:1). Закрепление знаний детей по лексической теме «Транспорт».2). Упражнять детей в употреблении лексико-грамматических...
План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".
Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий в 6 г.ж. "Весна пришла"
Занятие «ВЕСНА ПРИШЛА» Цель: Уточнить и обобщить знания детей о весенних признаках.Активизировать и обогащать словарный запас по теме «Весна».Формировать грамматический строй речи. Управление род...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: "Весна"
Предназначено для детей 5-6 летнего возраста...
конспект лексико-грамматического логопедического занятия по теме " Мебель"
Лексическая тема: «Мебель».Цель:Расширять представления детей о мебели, её назначении в жизни человека.Задачи:1. Совершенствовать навыки словообразования, через называние предмет...
Конспект занятия в средней группе по развитию лексико-грамматического строя речи по теме "Весна"
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи (закрепление предлогов на, в, с в экспрессивной речи; уточнение знаний детей о временах года, приметах весны)Задачи:Образовате...